Авторы: Бекметова Фируза Равильевна, Долголаптев Павел Сергеевич
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ БРОСКА
Раздел: дополнительное образование
1
ПРОГРАММА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ БРОСКА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Анализ
итогов
крупнейших
международных
соревнований
по
баскетболу последнего десятилетия обнаружил отсутствие роста качества
выполнения
бросков
в
условиях
соревновательной
борьбы.
Даже
у
сильнейших команд мира не наблюдается тенденции к повышению точности
бросков со средних, дальних дистанций и штрафных бросков.
На сегодняшний день игра баскетбол стала более интенсивной и на
фоне утомления результативность бросков в условиях соревновательной
деятельности
понижается,
поэтому
тема
совершенствование
точности
бросков и разработки программы для повышения точности является
актуальной.
Современный
уровень
спортивных
достижений
в
баскетболе
необычайно высок и имеет явную тенденцию к дальнейшему росту
технического и тактического мастерства спортсменов, занимающихся этим
видом спорта. Чтобы достигнуть уровня высших спортивных достижений в
избранном виде спорта, а тем более превзойти его, требуется дальнейшее
усовершенствование системы подготовки команды и игроков.
Улучшение
результативности
игровых
действий
в
баскетболе
теснейшим образом связано с повышением точности бросков мяча в кольцо.
Качество этого технического приема является решающим фактором в
достижении победы.
Однако программа совершенствования точности бросков нуждается в
накоплении
объективных
факторов,
раскрывающих
функциональную
сторону бросковых движений, и выявлении факторов, влияющих на
результативность
бросков
мяча
в
кольцо
в
ходе
соревновательной
деятельности. Исследования показывают, что совершенствование точности
2
бросков
при
высокой
интенсивности
двигательного
режима,
осуществляемого по принципу «сопряженного» метода и на фоне утомления,
способствует
результативности
бросков
в
условиях
соревновательной
деятельности.
Таким
образом,
проблема
исследования
заключается
в
поиске
оптимальных средств направленных на повышение точности бросков со
средней и дальней дистанции в ходе соревновательной деятельности
квалифицированных баскетболистов.
Цель
исследования
–
теоретически
обосновать,
разработать
и
определить эффективность
программы для совершенствования точности
броска квалифицированных баскетболистов.
Объект исследования – тренировочный и соревновательный процесс
квалифицированных баскетболистов.
Предмет
исследования
-
совершенствование
точности
броска
квалифицированных баскетболистов.
Гипотеза
исследования
предполагалось
что,
включение
в
тренировочный процесс квалифицированных баскетболистов специально
разработанной программы упражнений направленных на совершенствование
бросков, позволит повысить их точность.
Задачи исследования:
1.
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования,
теоретические
подходы
к
изучению
точности
бросков
квалифицированных баскетболистов.
2.
Определить
исходные
показатели
точности
бросков
квалифицированных баскетболистов.
3.
Разработать
и
экспериментально
проверить
программу
упражнений для совершенствования точности бросков квалифицированных
баскетболистов.
4.
Провести сравнительный анализ показателей точности бросков
квалифицированных баскетболистов.
3
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов
научно-методической
литературы,
педагогический
эксперимент,
тестирование, анализ статистических данных, математическая обработка
данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении
средств для совершенствования точности бросков квалифицированных
баскетболистов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования
могут
быть
рекомендованы
к
внедрению
в
систему
подготовки
квалифицированных баскетболистов, а так же в деятельности будущих
тренеров и специалистов по баскетболу.
4
1.1. Техническая подготовка баскетболистов высокой квалификации
Современная тенденция игры определяет направленность технической
подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне
технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен: 1)
владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь
осуществлять их в разных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом
в
любой
последовательности
в
разнообразных
условиях
игры.
Разнообразность
действий,
сочетая
различные
приемы
в
условиях
единоборства с противником; 3) владеть комплексом приемов, которыми в
игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим
эффектом;
4)
постоянно
совершенствовать
приемы,
улучшая
общую
согласованность и скорость их выполнения [35].
В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий
бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство
нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях
сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются
именно этим способом, с различных дистанций.
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их
характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как
организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы
отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в
основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног,
туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как
работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не
одинаковы у разных снайперов[49].
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть
матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается
посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат
5
созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу
команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину.
Классификация бросков в корзину выглядит следующим образом:
1)броски двумя руками; броски одной рукой;
2)броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту,
параллельно к щиту.
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча
являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и
игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений,
направленных
на
совершенствование
этих
вспомогательных
игровых
навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои
способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении
направления
при
ведении,
ловле
и
передачах
мяча.
Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным
повышением активности защитных действий баскетболистов. [49]
В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов,
повышаются и требования к выполнению бросков.
Выделяются два
основных принципа выполнения бросков – психические и физические.
1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.
2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие
факторы:
а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные
усилия ногами, туловищем и руками;
б) создание усилия;
в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии
происходит
в
нужный
момент
и
правильной
последовательности;
6
г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;
д) эффективное сопровождение.
Точность
броска
в
корзину
в
первую
очередь
определяется
рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими,
правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и
подвижностью
кистей
рук,
их
заключительным
усилием,
а
также
оптимальной траекторией полета и вращения мяча [35].
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и
активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со
средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную
траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца
примерно 1,4 - 2 метра.
Считается, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске
равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки
добиваются самой большой результативности.
Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет
удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в
случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет
скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то,
что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу [48].
Согласно классификации, группировки всех приёмов и способов по
разделам и группам на основе определённых признаков, для выполнения
бросков со средних и длинных дистанций в 50 - 60 годах многие
баскетболисты использовали бросок мяча двумя руками от груди и двумя
руками сверху [2].
В современной игре в баскетбол игроки чаще всего завершают атаку
броском одной рукой, при этом используют броски в опорном положении, в
прыжке и в движении [6].
7
По удалённости от корзины игрока, выполняющего бросок, многие
авторы выделяют броски с коротких (до 3,5 м), средних (3,5 – 5,5 м) и
длинных дистанций (свыше 6,5 м) [1].
Кроме принятых подготовительной, основной и заключительной фаз
или стадий броска принято выделять предварительную фазу. Она начинается
после окончания предыдущего игрового действия и продолжается в период
передвижения игрока к месту выполнения стандартного действия, вплоть до
начала подготовительной фазы. В этот период происходит интенсивная
внутренняя подготовка к предстоящему действию, оценка собственных
возможностей, противника и партнёров, «проигрываются » варианты
технического, тактического содержания действия. Спортсмен принимает
один или несколько вариантов действия, которые уточняются перед началом
подготовительной фазы, прогнозируется дальнейшее развитие ситуации,
чтобы
создать
максимальные
преимущества
собственной
команде
и
определить свое место и роль в последующих эпизодах. Сложность
предварительной фазы обуславливает участие тех или иных психических
качеств, обеспечивающих её осуществление.
Сложной является и подготовительная фаза, в которой, наряду с
завершением
тактического
решения
задачи
и
маскировки
истинных
намерений, спортсмен концентрирует психические усилия на точность
технического и тактического выполнения подготовительных действий,
включающих, например, разбег, прыжок выполнения замаха и т.д. Главной
задачей
основной
фазы,
является
точность
реализации
принятого
тактического и технического решения ситуации.
Поэтому преимущества в этой фазе имеют спортсмены, способные в
данный момент отвлечься от всего постороннего и сконцентрировать свои
возможности на точном осуществлении двигательной задачи.
Примечательно, что в этот период, наряду с другими качествами,
решающее значение приобретает точность специализированных восприятий
спортсмена, определяющих его мастерство [8].
8
Важное звено в деятельности – заключительная фаза. Она включает
контроль
за
выполнением
заключительных
движений,
запоминание
характерных особенностей игрового действия, его оперативный анализ с
одновременным
слежением
за
мячом,
действиями
противника
и
прогнозированием дальнейшего развития ситуации. Умение осуществлять
такую комплексную задачу – одна из важнейших характеристик игрока
высокого класса. Поэтому при составлении соответствующих программ
подготовки юных и опытных спортсменов необходимо включать средства и
методы, влияющие на развитие таких способностей [9].
Существует
несколько
разных
видов
бросков
из-под
корзины,
которыми должен владеть каждый игрок. Почти каждый игрок команд
любого уровня должен уметь забросить мяч из - под корзины без
сопротивления. Однако в этом месте площадки игрок редко остается
неприкрытым. Поэтому необходимо учиться бросать при активном проходе
сопротивления, при поворотах справа, слева и прямо перед корзиной и
вообще из любой позиции под корзиной, куда игрок может попасть в
результате быстрого маневра [7].
Специалисты считают, что броски с ближних дистанций должны
выполняться с отскоком от щита. Если игрок оказался свободным при
фронтальном движении к корзине, он должен сместиться в сторону своей
сильной руки и сделать бросок с отскоком от щита. Такой бросок более
надёжный, чем бросок через передний край обруча корзины [6].
Положительного эффекта можно достигнуть внезапной остановкой под
корзиной после быстрого прохода с ведением, используя финт головой и
небольшое движение мячом с последующим быстрым броском в прыжке [8].
При
выполнении
броска
из-под
корзины,
атакующий
игрок
осуществляет толчок разноименной с бьющей рукой ногой и выпрыгивает
вверх, а не вперед. Мяч должен не покидать руки до высшей точки прыжка,
но и не выпускаться после её прохождения. Обычно мячу придается совсем
9
небольшое вращение. Он должен коснуться щита настолько мягко, чтобы
пройти в корзину, не касаясь металлического обруча.
Другая рука используется для защиты мяча, для контроля и выноса в
положение перед броском. При подъёме вверх мяч не должен отводиться
далеко от тела. Бьющая рука должна располагаться сзади и слегка под мячом
на расставленных пальцах, направленных вперед, ладонью вверх, а бросок
выполняется быстрым подбрасывающим движением кисти, пальцев и локтя
[21].
Нередко нападающий игрок, выполняющий движение к корзине, при
встречи
противодействий
защитника,
делает
быструю
остановку
с
последующим броском в прыжке. Обязательным условием при этом элементе
является выполнение броска раньше, чем защитник сможет восстановить
позицию после быстрой остановки игрока атаки. При этом используют два
варианта остановки.
При первом варианте остановка выполняется шагом, затем стоящая
вперёд нога (правая для правшей и левая для левшей) подтягивается назад
стоящей сзади ноги для быстрого отталкивания и броска.
При втором варианте выполняется такая же остановка, но движение
назад выполняется только головой и плечами, без подтягивания назад
стоящей впереди ноги, а затем следует выпрыгивание вверх и вперед для
броска. Этот способ рекомендуют использовать при фронтальном движении
к корзине, вдоль лицевой линии, когда защита не даёт возможности пройти к
корзине, а скорость движения большая [18].
Когда игрок, атакующий корзину в движении, прошел удобную точку
или оказался слишком далеко для обычного броска из-под корзины, он может
применить бросок одной рукой «крюком» или «полукрюком» [19].
В подготовительной фазе игрок делает шаг в сторону от соперника,
поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Мяч лежит
на согнутой кисти опущенной правой руки поддерживается сверху левой
рукой, голову поворачивают к корзине.
10
В основной фазе, отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх,
одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным
движением поднимает вверх. Левая рука, согнутая в локтевом суставе под
прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги
подтягивается вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука
приближается к голове. Направляют его в корзину над головой. [22].
При плотной опеке и подстраховке некоторые центровые игроки не
делают рукой с мячом полную дугу. Они выносят мяч двумя руками в
сторону
–
вверх
от
защитника,
а
затем
одной
рукой
проводят
заключительную часть дуги, т. е. бросают мяч «полукрюком» [17].
Недостаток броска с широкой амплитудой движения бросающей руки
заключается в трудности сохранения равновесия при приземлении и
быстрого включения в игру. Кроме того, возвращающийся назад защитник
имеет возможность помешать броску, когда мяч отводится далеко от тела.
Тем не менее, при этом броске имеются лучшие возможности для атаки
корзины поверх защитника. Результативность же другой разновидности
броска во многом зависит от реакции и быстроты действий защитника [13].
Некоторые центровые игроки используют бросок снизу в сочетании с
поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника [35].
Д.Вуден (1987) замечает, этот бросок часто используется вместо броска
крюком теми игроками, которые используют затруднения в выполнении
броска крюком слабой рукой. Однако есть игроки, которые любят выполнять
его независимо от возможностей своей правой руки.
Бросок выполняется быстрым движением сильной руки над ближним к
лицевой линии плечом игрока. Игрок – правша может выполнять его вместо
крюка левой рукой, проходя под корзиной справа налево, а игрок - левша
использует те же принципы при движении слева направо. Линия плеч
остается почти под прямым углом к поверхности щита.
Ладонь бьющей руки повернута к корзине, пальцы расставлены и
направлены вверх, большой палец направлен к лицевой линии. Быстрое
11
подбрасывание пальцами и кистью должно придать мячу естественное
обратное вращение.
Отталкивание производится ногой, разноименной с бросающей рукой.
Однако
Д.Вуден
(1987)
делает
исключение
для
игроков,
которые
предпочитают отталкиваться одноименной ногой, при условии высокой
результативности бросков и если такие движения выглядят для них более
естественными.
Когда игрок оттеснен далеко к лицевой линии и не может выполнить
ни броска крюком, ни броска из–под корзины назад Д.Вуден
(1987)
рекомендует следующий способ броска: бьющая рука вытягивается назад, к
щиту, очень быстро, мяч лежит на пальцах, а указательный палец направлен
к центральной линии площадки.
Мяч выпускается быстрым вращением кисти и пальцев наружу,
большой палец вращается в направлении уха. Это придает мячу необходимое
вращение, чтобы, коснувшись нижней части щита, он мог отскочить в
корзину. Это вращение не должно быть чрезмерным.
Отталкиваться
нужно
разноименной
с
бьющей
рукой
ногой
с
одновременным поворотом. Этот поворот обеспечивает приземление игрока
почти лицом к корзине.
Чаще всего бросок в движении осуществляется после ведения мяча.
Ведение мяча – прием, дающий возможность игроку продвигаться с мячом
по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении [32].
Ведение мяча позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти
с мячом из-под щита с последующей атакой корзины, организовать
контратаку, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем
передать ему мяч для атаки.
При броске в движении правой рукой игрок ловит мяч после введения
или после передачи партнера под правую ногу. Шаг этот длинный.
Следующий шаг короткий стопорящий. Игрок отталкивается левой ногой
почти вертикально вверх. При отталкивании мяч выносят над плечом и
12
перекладывают на кисть правой руки. В высшей точке прыжка игрок бросает
мяч за счет выпрямления руки. В заключительной части кисть выталкивает
мяч мягким движением (мяч при этом получает обратное вращение).
Приземляется игрок на левую толчковую ногу или на обе ноги.
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от
щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков не точны из - за
недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю
или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на
избранной точке мишени, во время и после броска [43].
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными.
Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как
взгляд игрока все еще направлен на цель. Естественное сопровождение мяча
гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч
контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря
чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч
и «ощущать его контроль» [38].
Основные требования при прыжке следующие:
выполняй бросок быстро,
в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на
корзину,
выпускай мяч через указательный палец,
сопровождай бросок рукой и кистью,
постоянно удерживай взгляд на цели,
полностью сосредотачивайся на броске,
следи за мягкостью и непринужденностью броска.
для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно [35].
Техника
выполнения
броска
одной
рукой
от
плеча
с
места.
Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с
наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на пол шага
13
выставляется с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции
в положение перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч
сзади. Пальцы широко расставлены и направлены вверх, тыльная сторона
кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от
мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела:
колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного
выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающие
движения и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков
пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть,
опускает локоть и плечо вниз. [50].
Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей
руки одинаковы для всех видов бросков одной рукой, молодые игроки
должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем,
поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое
положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе
с легким подскоком облегчают координацию движений [41].
В.А.Ермаков
(1992)
предупреждает
о
возможных
ошибках
при
выполнении двух шагов перед броском:
размахивание мячом в стороны перед выносом вверх.
отсутствие стопорящего движения на втором шаге, игрок
выполняет прыжок в длину.
постановка стопы не с пятки.
приземление после броска на маховую ногу [21].
Таким образом, при совершенствовании точности бросков необходимо
учитывать специфику их выполнения с точки различных позиций и
вариантов выполнения.
1.2 Особенности подготовки квалифицированных баскетболистов
14
Совершенствование
системы
подготовки
спортсменов
высокой
квалификации
требует
постоянного
поиска
новых
методологических
подходов и методических решений к организации тренировочных нагрузок в
рамках различных структурных образований, в соответствии с тенденциями
развития соревновательной деятельности.
Отличительными особенностями современного баскетбола, является
возросшая интенсивность игры, и жесткая борьба по всей площадке. Эти
особенности, являются следствием не только рационализации техники и
тактики,
но
и,
прежде
всего
более
высокого
уровня
атлетической
подготовленности.
Характерной
чертой
атлетической
подготовки
в
баскетболе, является всемерное повышение требований к выполнению
скоростных
действий.
Это
проявляется
в
увеличении
стартовой
и
дистанционной скорости, скорости выполнения технических приемов,
уменьшении
времени
фаз
отталкивания
при
выполнении
различных
прыжков.
Многие наблюдения
подготовленности высококвалифицированных
баскетболистов поставили на первое место фактор физического развития -
41%, затем фактор технической подготовки - 16%. Далее следует фактор
скоростно-силового быстродействия - 15%, точностно-локомоторный - 11%,
выносливости - 7%.
Современный спорт высших достижений с каждым годом, предъявляет
к спортсменам все более жесткие требования. К общим проблемам, которые
касаются всех спортивных игр, принадлежит повышающаяся сложность
технико-тактического мастерства игроков, что требует повышения уровня
развития физических способностей спортсменов [34].
Успешность подготовки баскетболистов в современных условиях
зависит от эффективности методов организации, управления и контроля,
рационального применения современных технологий в тренировочном
15
процессе, учета индивидуальных, возрастных и морфофункциональных
особенностей организма.
Поэтому проблема определения и учета индивидуальных особенностей
моторики спортсменов приобретает большое значение в процессе подготовки
баскетболистов [30].
Индивидуализация
техники
заключается
в
приведении
ее
в
соответствие
с
теми
конституционными
особенностями
физического
развития
и
подготовки
спортсмена,
которые
оказывают
содействие
повышению результата. Не меньшее значение имеют функциональные
возможности двигательной деятельности спортсменов в баскетболе.
Основные двигательные действия баскетболистов характеризуются
высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением
времени владения мячом, что влияет на точность броска. Весь арсенал
технико-тактических
приемов
необходимо
применить
в
условиях,
требующих от игроков точности, способности к дифференциации усилий,
выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Для
выполнения большого количества приемов в условиях дефицита времени и
противодействия
соперникам,
игроки
должны
владеть
специальными
двигательными навыками. Поэтому для оценивания подготовленности
баскетболистов нужны объективные средства и методы педагогического
контроля, которые отображают специфику соревновательной деятельности и
предусматривают
использования
таких
методик,
которые
разрешают
оценивать как индивидуальную, так и целостную технику реального
состояния спортсменов и команды [30].
Проблема индивидуализации тренировочного процесса в связи с
ростом
спортивного
мастерства
становится
все
более
актуальной.
Рассматривая
основы
индивидуализации
подготовки
спортсмена,
большинство исследователей и специалистов придают особое значение
изучению
внутривидовых
изменений
организма,
которые
имеют
количественный и качественный характер. Они отмечают неодинаковые
16
типы пропорций и конституций тела у баскетболистов, считают, что силовые
возможности
спортсменов
значительно
зависят
от
индивидуальных
морфологических способностей [30].
Некоторые
соматометрические
признаки
осуществляют
заметное
влияние на скорость движений, связанных с перемещением веса тела, на
показатели гибкости и другие.
Согласно
этому
среди
многих
показателей
индивидуальных
особенностей
организма
спортсменов
большой
интерес
представляют
антропоморфологические признаки. Они влияют на проявление силы,
скорости, выносливости, гибкости, адаптации к разным условиям внешней
среды, работоспособность, восстановление, что влияет на точность бросков и
на игру в целом [34].
На характер техники спортсмена влияют две особенности - строение
тела и функциональные возможности. К особенностям формы и строения
тела, которые влияют на технику, относятся: рост, длина звеньев тела,
пропорции тела.
Исследование особенностей строения тела человека
позволяют в определенной степени объективности прогнозировать их
двигательные возможности. Зная характерные специфические особенности
строения тела спортсмена можно не только объективно судить о его
двигательных возможностях, но и рекомендовать ему различные виды
физических
упражнений,
соответствующий
режим
двигательной
деятельности
и
тренировки
для
достижения
высоких
спортивных
результатов. Игнорирование данных об особенностях строения тела человека
может привести не только к тому, что он не достигнет высоких спортивных
показателей, но и приведет к лишним затратам времени на длинные
бесплодные тренировки [30].
Одним из факторов влияния на индивидуальную вариативность
техники движений являются конституционные особенности спортсменов.
При этом отличительной особенностью современного этапа разработки
данной проблемы следует признать стремление целого ряда авторов к
17
изучению, прежде всего характера взаимосвязи партнеров, отображая
особенности строения тела спортсменов и структуры двигательных действий
в условиях максимальной реализации функционального потенциала .
Необходимо отметить, что характеристики значимости показателей,
которые
отображают
индивидуальные
особенности
строения
тела
спортсменов, рассматриваются как важный фактор управления процессом
технической подготовки.
Баскетбол
находится
в
постоянном
поиске,
стремлении
к
совершенству. Изменялись вид мяча, форма игроков, размеры площадки и
форма области штрафного броска на площадке, одни линии появлялись, а
другие исчезали. Правила игры постоянно совершенствовались для того,
чтобы уравнять шансы высоких и относительно высоких, быстрых и
сообразительных. Для этого прямоугольник под кольцом превратили в
трапецию для того, чтобы отодвинуть от кольца высоковатых защитников
при выполнении штрафного броска. Ввели правило "3 секунд" для того,
чтобы высокий игрок не стоял пассивно под кольцом в ожидании передачи, а
искал момент для этой передачи в постоянном движении. Было введено
правило давать 3 очка за дальний бросок и это сразу повысило роль
относительно невысоких снайперов. А увеличение размеров площадки
разрешило разрядить защиту и дало лазейки для мобилизации игроков. Не
исключено, что правила и в дальнейшем будут изменяться. Лимит времени
на любые игровые действия - одна из главных особенностей игры в
баскетбол [28].
За последние годы "рост" игроков большинства команд немного
приостановился - вероятно достигнута относительная граница. Однако
преимущество в росте может оказаться недостаточным. Умелый дриблинг,
молниеносный проход под кольцо, перехватывание передачи мяча соперника
- достоинство игроков среднего роста. Двигатель команды - снайпер,
диспетчер – это, как правило "малый игрок" [28].
18
Центровой часто уступает своим партнером в этих компонентах игры.
Здесь
сказываются
анатомо-физиологические
особенности
невысоких
игроков, а именно длина конечностей. Есть и другая причина, она целиком
зависит от тренера, часто особенно высоких юношей преждевременно
тренируют как центрового. Такая узкая специализация дает отрицательный
успех, а, повзрослев, юный гигант становится тормозом игры, поэтому не
может быстро бегать, отдать резкий пас, ловко освободиться от опеки
соперника.
Медицинские
работники,
биологи
по-своему
разделяют
баскетболистов. С точки зрения длины тела принято дифференцировать: 1)
рослых игроков (рост до 195 см); 2) высоких (196-206 см); 3) сверхвысоких
(выше 206 см).
С точки зрения особенностей строения тела разделяют: 1) эндоморфов
(с
относительно
полным
округлым
телом); 2)
мезоморфов (крепкие
физически с массивными кистями); 3) эктоморфов (тонкого и нежного
строения тела). Все эти атлетические качества должны объединяться с
тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, поскольку одно из
главных условий к действиям баскетболистов - точность. Баскетболист
должен иметь крепкие, почти как у метателя руки и вместе с тем мягкую,
почти как у пианиста, кисть.
Изучение строения тела имеет значение для следующего:
1) установление оптимальной дозировки нагрузок во время тренировки
в соответствии с особенностями строения тела;
2) устранение тех ошибок в характере спортивных упражнений,
которые могут быть следствием недоучета особенностей морфологической
структуры спортсмена.
Практика показывает, что количество баскетболистов международного
класса, рост которых превышает 2 м, неуклонно возрастает. Баскетбол все
более становится привилегией очень высоких спортсменов, тем более, что
выявлено влияние длины тела на точность бросков в корзину.
19
Наиболее полное представление о пропорциях тела баскетболистов
можно
получить
из
анализа
работ.
Авторы
использовали
наиболее
современные статистические методы, которые приняты в антропологии и
пришли к выводу, что большинство баскетболистов (48,3%) относятся к
гигантоидному типу пропорций тела (длинные ноги, широкие плечи),
меньше (28,7%) встречается баскетболистов с длинными ногами и узкими
плечами, а еще меньше с длинными ногами и со средними плечами. Другими
словами баскетболисты имеют большую длину ноги и разные по ширине
плечи [24] .
На
современном
уровне
развития
баскетбола
дальнейший
рост
спортивных достижений во многих случаях зависит от выбора эффективных
средств тренировки и индивидуальных методов управления тренировочным
процессом, и все это, опять же, для точности бросков, что является основной
задачей игры.
Одно
из
основных
задач
учебно-тренировочного
процесса
баскетболистов заключается в овладении рациональной техникой и в
воспитании умения рационально пользоваться ею для достижения высоких и
стабильных результатов.
Совершенствование
техники
должно
проходить
с
акцентом
на
овладение
мышечным
чувством,
зрительным
восприятием,
чувством
пространства и другими специфическими качествами, которые проявляются
в
специализированных
двигательных
реакциях,
таких
как
чувство
расстояния, ощущение соперника, момент для начала своих действий и
прочее.
В
научно-методической
литературе
указывается,
что
специализированные восприятия входят в состав наиболее значимых
составных
спортивного
мастерства
баскетболистов,
и
отмечалась
возможность работы над их усовершенствованием. Однако, исследований,
направленных
на
четкое
выявление
роли
этих
специализированных
20
восприятий, обоснование методов их количественной оценки и разработки
методики усовершенствования в настоящее время сделано еще недостаточно.
Способность спортсменов четко дифференцировать пространственные,
временные и силовые параметры движений является одним из показателей
точности броска, высокого спортивного мастерства. Овладение разными
способами и вариантами выполнения двигательных действий, необходимых
для игры в баскетбол, приводит к тому, что спортсмены наряду с
воспроизведением
пространственных
параметров
действий
начинают
совершенствовать и развивать временные и силовые параметры бросковых
движений [34].
Таким образом, техническая подготовки должна быть направлена на
повышение
качества
специфических
движений
и
усовершенствование
надежности управления этими движениями.
1.3. Основные принципы выполнения броска
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без
мяча, ловли и передачи мяча, являются броски в корзину. Понимание этого
положения тренером и игроками повышает мотивационный, уровень при
выполнении
упражнений
направленных
на
совершенствование
этих
вспомогательных игровых навыков. Но поскольку большая часть тренировок
в отработке бросков проходит не в присутствии тренера, каждый игрок
должен стать своим собственным строгим судьей. При этом игрок не может
стать снайпером не совершенствуя постоянно свои способности в рывках,
остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле
и передачах мяча.
Не надо думать, что в баскетболе не должно быть эксперимента. Здесь
существуют значительные возможности для того, чтобы развить свой
собственный
стиль,
а
не
слепое
подражание
другому
игроку.
Это
утверждение
становится
особенно
важным
в
связи
с
постоянным
21
повышением активности защитных действий баскетболистов. Игрокам при
выполнении бросков в этих условиях приходится решать такую альтернативу
- изменять ли организационную структуру движений при броске с целью
избежать защитного противодействия (например, повысить траекторию
полета или укоротить время выпуска мяча) или переиграть защитника до
броска, чтобы выполнить сам бросок без помех.
Имеются определенные принципы, обуславливающие успех каждого
игрока, не зависимо от его индивидуальных способностей. В соответствии с
этими
принципами
каждый
серьезный
игрок
должен
постоянно
совершенствовать свою технику выполнения броска [10].
Поэтому прежде чем рассматривать особенности техники, связанные с
различными способами выполнения бросков, которые техничный игрок
должен иметь в своем арсенале, представляем в деталях те основные
принципы, которые, по нашему мнению должны учитываться при каждом
броске в корзину с любой точки площадки.
Для удобства мы разделим их на две группы:
а)
психические,
включающие
концентрацию
внимания
или
собранность, уверенность и умение расслабиться;
б) физические, включающие прицеливание, равновесие тела, создание
усилия, расчет или ритм, координацию и соображения.
1. Психические принципы,
Никто, вероятно не будет оспаривать того, что игра в баскетбол в
значительной степени определяется психической деятельностью. Никогда
психологическая подготовка не сказывается более сильно, чем при бросках в
корзину. Знание того, когда производить бросок, и умение выполнить его в
условиях игры, в конечном счете, отличают великого игрока от хорошего. К
счастью, хотя это иногда игнорируется, особенные возможности для
совершенствования психических аспектов броска часто менее ограничены,
чем возможности для совершенствования физических аспектов. В истории
баскетбола, как и в истории любого другого вида спорта, есть много
22
примеров, когда игроки становились великими, не смотря на сравнительно
скромные физические данные. Обычно такой успех приписывают упорству,
что является слишком общим термином. Мы уверены, что упорный игрок
считает собранность, уверенность и умение расслабляться основными
психическими принципами, которые при совершенствовании сделают по
меньшей мере полдела для того, чтобы стать отличным снайпером.
2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает
следующие
факторы:
1)
удержание
равновесия
тела,
что
позволяет
выполнить координированные усилия ногами, туловищем и руками; 2)
создание усилия; 3) расчет атаки таким образом, что каждое движение в
своем
развитии
происходит
в
нужный
момент
и
в
правильной
последовательности; 4) использование кончиков пальцев для достижения
желаемой траектории; 5) эффективное сопровождение.
1.4 Особенности развития и совершенствования точности бросков
При увеличении дальности точность попаданий значительно убывает.
По-видимому,
при
увеличении
дальности
броска
могут
возникнуть
трудности в связи с недостаточным развитием специальной силы, которые
отражаются на точности.
Для успешного броска нужен не только глазомер и технические
навыки,
но
и
сила
основных
мышечных
групп,
умение
хорошо
координировать свои движения. В частности, для повышения точности
бросков рекомендуется развивать силу мышц брюшного пресса, кисти,
мышц-разгибателей ног и спины. Положительное влияние на точность
бросков оказывают упражнения, способствующие развитию силы кисти рук.
По вопросу связи силы с точностью бросков в литературе имеются
противоречивые мнения. Можно лишь утверждать, что развитие точности
связано с силой и зависит от величины нагрузок, избранных методик,
периодов в цикле их применения.
23
В целом же вопрос о взаимосвязи силы и точности бросков в настоящее
время недостаточно изучен и требует более тщательных исследований.
Обращает на себя внимание факт влияния на точность бросков мяча в
кольцо изменения величины силы ног:
1. Выполнение броска в прыжке требует определенного уровня
развития скоростно-силовых качеств.
2. Точность бросков связана с высотой прыжка, т.е. с уровнем развития
прыгучести.
3. Взаимосвязь между точностью броска и прыгучестью проявляется
при достижении необходимого уровня развития физических данных.
Большой интерес представляют исследования взаимосвязи скорости и
точности движений. Установлено, что увеличение скорости отрицательно
влияет на точность движений.
Первоначально считалось, что целесообразно развивать в одинаковых
по форме движениях сначала что-то одно: точность, пренебрегая скоростью,
или скорость, пренебрегая точностью. Однако такой подход не дал
положительных результатов.
При тренировке с понижением внимания к скорости в дальнейшем
происходило падение и точности (относительно исходной). В то же время
достигнутая точность снижалась, как только увеличивалась скорость.
Аналогичные результаты обнаруживались в тех случаях, когда вначале
совершенствовалась скорость движения, а затем – точность. Когда же
внимание сосредотачивалось и на скорости, и на точности, к концу
экспериментов
скорость
значительно
возрастала
и
незначительно
повышалась точность. В целом же лучшие результаты были достигнуты,
когда внимание уделялось одновременно обоим компонентам.
В обеспечении точности бросков существенную роль играет техника.
Существуют определенные звенья технического приема, которые являются
ведущим при выполнении броска.
24
При выполнении элементов техники большое значение следует
придавать исходному положению игрока. В технике выделяют исходное
положение
перед
броском,
где
необходимо
учитывать
следующие
компоненты: держание мяча, положение кисти и локтя перед броском и
движение руки во время броска. Все эти моменты в той или иной степени
связаны с точностью выполнения броска.
Построенная механико-математическая модель полета мяча в корзину
позволила В.М. Зациорскому и С.В. Голомазову конкретно определить
требования, предъявляемые к баскетболисту при выполнении точного
броска. Спортсмен должен уметь регулировать следующие параметры:
фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а
также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета
[24].
Указанные параметры имеют определенный диапазон допустимых
колебаний, который определяется дальностью броска, выбором начального
угла, а также скорости вылета мяча. Одним из важных факторов,
оказывающих влияние на результативность броска, является траектория
полета мяча. Выделяют три варианта траектории полета: низкую, среднюю,
высокую. Большинство специалистов рекомендуют при бросках посылать
мяч по средней траектории. Когда траектория полета не высока (мяч
выпускается под углом 50°), необходима очень высокая способность
спортсмена к дифференцировке скорости мяча. При этом угол вылета может
изменяться значительно, и, наоборот, при высокой траектории (70°) скорость
может иметь значительные диапазоны колебаний, баскетболист должен
хорошо дифференцировать направление (угол) вылета мяча. Поэтому
оптимальный угол выпуска мяча зависит от индивидуальных способностей
спортсмена; чем выше его способность к дифференцированию скорости
выпуска мяча, тем более пологую траекторию полета ему целесообразно
выбирать. Наоборот: спортсменам, хорошо дифференцирующим направление
(угол) броска, рекомендуется выполнять броски с навесной траекторией. С
25
этой целью предлагается использовать тренажеры, при помощи которых
предоставляется возможность дифференцировать те или иные параметры
движений [24].
Однако необходимо иметь в виду, что при интенсивной работе
происходят значительные изменения в управлении пространственными и
временными
характеристиками
движений
баскетболистов.
Поэтому
использование тренажеров способствует повышению точности бросков лишь
на начальных этапах становления и совершенствования техники движения. В
дальнейшем же необходимо повышать помехоустойчивость к влиянию
«сбивающих» факторов.
Особое внимание следует обратить на необходимость вращения мяча
во время броска. Мяч можно вращать вокруг вертикальной и продольной
осей, что позволяет более свободно выбирать точку отскока от щита.
Основой совершенствования помехоустойчивости броска мяча в
корзину является расширение диапазона вариаций подготовительной фазы и
при сужении вариативности рабочей фазы бросков[16].
Таким образом, совершенствование техники бросков, обусловленное
биомеханическими закономерностями, обеспечивает базовую основу для
повышения помехоустойчивости двигательного акта. Кроме того, высокая
точность во многом определяется рациональным выбором способа броска,
что позволяет лучше раскрыться двигательным способностям спортсмена.
Специалисты в области баскетбола отмечают, что точность бросков в
ходе соревнований, как правило, ниже, чем на тренировочных занятиях.
Снижение точности бросков в ходе соревнований обусловлено двумя
причинами – физическим и психическим утомлением игроков.
Особенно
сильно
психологические
факторы
обусловливают
результативность выполнения штрафных бросков. К числу таких факторов
относятся тренированность баскетболистов; масштаб, значение соревнований
и система их проведения; результат игры, успех выполнения игроком
предыдущих штрафных бросков, результат предыдущей встречи с данной
26
командой, отношение зрителей к игре (шум, отдельные возгласы и т.д.),
качество инвентаря и др.
Психологическое состояние спортсмена непосредственно в момент
броска существенным образом зависит не только от ответственности и
напряженности поединка, но и
от умения спортсмена сосредоточиться,
мобилизоваться в этот момент.
Исследования А.А. Виру (1988) показали, что успешность в игровых
действиях обычно отмечается тогда, когда им предшествует предстартовое
состояние в виде «боевой готовности». «Стартовая лихорадка» и «стартовая
апатия» накладывают отрицательный отпечаток на качество игр, однако
после разминки или в начале игры эти отрицательные состояния могут
перейти в боевую готовность. Огромное значение имеет умение спортсмена
сосредоточиться перед игрой, его вера в победу, уверенность в своих силах
[12].
Успешное
преодоление
трудностей,
возникающих
в
ходе
тренировочных занятий и соревнований по баскетболу (связанных с
применением
больших
нагрузок,
с
преодолением
отрицательных
эмоциональных состояний), требует от баскетболистов проявления высоких
волевых качеств. При этом тренировочный эффект при выполнении точности
иных
двигательных
актов
может
оказать
концентрация
внимания.
Постоянная
концентрация
внимания,
мысленное
представление
поставленной задачи вызывают идеомоторные явления, которые в итоге
отразятся
на
тренировочном
эффекте,
ибо
идеомоторная
тренировка
движений может в ряде случаев быть весьма эффективной.
Но анализ влияния идеомоторной тренировки на точность вряд ли
возможен ввиду того, что сама по себе идеомоторная тренировка не
поддается ни точной регистрации, ни дозировке.
Степень ответственности задания,
стоящего перед спортсменом,
отражается на длительности его подготовки к действию. В связи с этим было
27
сделано предположение, что время, затраченное на подготовку к броску (с
момента получения мяча до выполнения броска), влияет на точность.
Однако в исследованиях, направленных на оценку связей между
длительностью
периода,
предшествующего
броску
(длительность
концентрации внимания) и точностью бросков, их взаимовлияние не
обнаружено.
Была предпринята попытка проследить взаимосвязь между временем
прицеливания (от момента разрешения судьей броска до его выполнения) и
точностью броска. Но в связи с тем, что не учитывалось функциональное
состояние игрока во время броска (время, проведенное им на площадке,
выполненная к моменту броска работа и т.д.), влияния длительности периода
подготовки к броску на его точность не получили должного освещения.
Подводя итог, можно отметить, что психологическое состояние
спортсмена в момент выполнения броска влияет на его точность. Так, в
тренировочных
играх
баскетболисты
лучше
поражают
цель, чем
на
соревнованиях, где особую роль играет степень ответственности, умение
спортсмена привести себя в состояние мобилизационной готовности, а также
сосредоточиться в момент работы [10].
Одним из наиболее важных условий, определяющих успех выполнения
бросков и правильной ориентировки баскетболиста в игровой обстановке,
является
способность
спортсмена
к
оценке
и
управлению
пространственными, силовыми и временными характеристиками своих
движений.
Точность
выполнения
каждой
их
этих
характеристик
в
значительной
мере
обусловливается
функциональным
состоянием
зрительного, двигательного, тактильного и вестибулярного анализаторов и их
способностью
к
тонкому
дифференцированию
различных
параметров
движений.
Известно, что любой двигательный акт обеспечивается деятельностью
анализаторов. Только при наличии четкой проприоцептивной информации
28
(обратной связи) движение может стать управляемым, и двигательный акт
получит четкую организованность и координированность [1].
Исследованиями было показано, что удельное значение каждого из
анализаторов
в
обеспечении
вырабатываемых
двигательных
реакций
определяется стадией становления движений и их сложностью – принцип
ведущей аффектации.
Знание принципа ведущей аффектации и умение правильно применять
его в практике тренировочного процесса имеют огромное значение для
выработки методических указаний, способствующих более эффективному
пути становления и совершенствования бросков мяча в корзину.
Точное восприятие выполняемых движений возможно только на основе
мышечной
чувствительности,
что
имеет
большое
значение
при
совершенствовании техники. Наличие точного кинестетического восприятия
имеет значение и в том отношении, что оно способствует развитию у
спортсменов чувства полного «владения» движениями и уверенности в них, а
это дает возможность более тонко и точно регулировать свои движения.
Кроме того, точные, правильные движения обусловлены накоплениями в
процессе разучивания упражнений необходимых ощущений от различных
анализаторов (зрительного, двигательного и др.).
При выполнении движений с необходимой точностью особая роль
принадлежит действию импульсов, поступающих в центральную нервную
систему
от
различных
рецепторов
двигательного,
вестибулярного,
тактильного анализаторов.
С целью выявления значения и роли различных анализаторов в
процессе становления и совершенствования техники баскетбола, и в
частности броска в корзину, в последние годы отдельными авторами был
проведен ряд исследований [6] .
При
исследовании
функциональных
показателей
зрительного,
двигательного и вестибулярного анализаторов у баскетболистов обнаружено,
что спортсмены, обладающие высокой чувствительностью двигательного
29
анализатора, имеют процент попадания значительно выше, чем спортсмены с
более низкой чувствительностью. Кроме того, обнаружена положительная
взаимосвязь
зрительного
и
вестибулярного
анализаторов
с
результативностью
действий
баскетболистов.
В
процессе
обучения
баскетболистов, по мере развития остроты глубинного зрения уменьшается
количество потерь мяча, увеличивается количество попаданий в корзину с
разных расстояний. На первом этапе становления двигательного навыка
происходит совершенствование, как глубинного зрения, так и мышечного
чувства.
Рядом исследователей были получены данные, говорящие о том, что
при выключении зрения обостряется способность точного выполнения
различных двигательных задач. Исследуя данный вопрос, специалисты
отмечали, что изменения точности баскетбольного броска при использовании
приема выключения зрительного анализатора во время его выполнения
положительно влияет на результативность броска. Особенно эффективен этот
методический прием во время совершенствования точности бросков.
Предполагалось,
что
изменение
веса
мяча
должно
изменить
двигательную эфферентацию. Изменение величины раздражения может
отразиться на точности движения и на ее тренировке.
Н.В. Журавлевой были проведены исследования по изучению влияния
варьирования веса мячей на точность попадания. Такая тренировка оказалась
эффективней, чем использование мячей одного и того же веса.
Таким образом, роль анализаторов при выполнении точностных
действий исключительно велика. В процессе роста спортивного мастерства и
стабилизации двигательного навыка происходит усиление мышечного
чувства и рост точности глазомера.
Рассматривая вопрос влияния фактора утомления на точность бросков,
нельзя не отметить влияние этого фактора на функции анализаторов, когда в
процессе утомления происходят нарушения этих функций. При выполнении
30
движений
наблюдается
значительная
вариативность
и
силовых,
и
пространственных, и временных признаков.
Термин «утомление» трактуется весьма многообразно. Чаще всего под
утомлением
понимают
временное
уменьшение
работоспособности,
вызванное предшествующей деятельностью. При этом выделяют четыре
основных типа утомления:
1) умственное (например, при решении задач или игре в шахматы);
2) сенсорное (в результате напряженной деятельности анализаторов);
3)
эмоциональное
(как
следствие
интенсивных
эмоциональных
переживаний);
4) физическое (вызванное мышечной деятельностью).
В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе,
определяют следующие виды утомления:
а) локальное утомление – когда в работе принимает участие 1/2 объема
мышц тела;
б) региональное утомление – в работе участвует от 1/3 до 2/3 объема
мышц тела;
в) глобальное утомление – в работе участвует свыше 2/3 объема мышц
тела.
Логический анализ показывает, что утомление при игре в баскетбол
имеет комплексный характер.
Устойчивость координационной структуры двигательного навыка, его
силовые, пространственные и временные параметры стираются. Утомление
оказывает
отрицательное
воздействие
на
широкую
базу
обратной
информации, сложных межнейронных взаимоотношений, на взаимосвязь
качественных особенностей и топографию функций различных групп мышц,
на развитие и оптимальную взаимосвязь соматических и вегетативных
систем в двигательной деятельности человека.
В условиях утомительной мышечной работы наблюдаются следующие
изменения:
31
а) снижение функционального состояния анализаторов;
б) ухудшение различной чувствительности глаз;
в) нарушение координации движений;
г)
ослабление
вегетативных
компонентов
(кожно-гальванической
реакции).
Исследовались
сократительные
свойства
мышечных
групп
спортсменов под влиянием утомительной
физической работы методом
хронодинографии
(ХДГ).
При
этом
регистрировались
сократительные
способности мышечных групп, скорость напряжения, сила напряжения,
время перехода от напряжения к расслаблению, скорость расслабления. В
результате исследования выяснилось, что под влиянием утомительной
работы изменяется длительность перехода от напряжения к расслаблению,
сила напряжения и быстрота расслабления .
В процессе утомления происходит увеличение порога глубинного
зрения. Это явление рассматривается как отрицательная реакция зрительного
анализатора, влияющая на точность бросков мяча в корзину. Вместе с тем
было установлено, что в показателях мышечного баланса глаза каких либо
изменений не обнаружено.
Наблюдая снижение точности штрафных бросков при утомлении,
необходимо отметить, что утомление в большей степени касается функции
двигательного анализатора, чем зрительного. И только продолжительные
монотонные специальные бросковые упражнения преимущественно снижают
функцию зрительного анализатора.
Исследуя силовые, пространственные, временные характеристики
движения,
выявлено,
что
в
состоянии
утомления
у
баскетболистов
происходит улучшение дифференцирования мышечных усилий, а также
пространственной
ориентации
спортсмена.
Значительных
сдвигов
в
показателях временных характеристик движения не происходит, было лишь
отмечено
ухудшение
координации
движений
рук.
Известно,
что
тренировочный
процесс
лишь
тогда
эффективен,
когда
физические
32
упражнения выполняются в состоянии компенсаторного утомления при
значительной мобилизации волевых усилий [1].
Поэтому
для
того,
чтобы
добиться
высокой
результативности
выполнения бросков во время соревнований, необходимо тренировать их в
состоянии утомления.
Однако
здесь
уместно
отметить,
что
вопрос
об
эффективном
совершенствовании точности броска в состоянии утомления не подвергался
специальным исследованиям и основывается лишь на личных наблюдениях и
высказываниях тренеров. Специалисты утверждают, что для повышения
устойчивости технических приемов к сбивающему воздействию утомления
совершенствование бросков необходимо проводить на тренировочных
занятиях
большого
объема
или
в
конце
занятий.
Рекомендуется
совершенствовать
технические
приемы
при
нагрузке
высокой
интенсивности, но небольшой по объему.
Глубокий анализ результатов исследования указанной проблемы вряд
ли возможен ввиду того, что исследователи, говоря о влиянии сбивающего
фактора утомления на точность, не рассматривают само утомление, а
ограничиваются
лишь
понятиями
интенсивных
нагрузок,
визуально
определяя их величину.
Поэтому при разработке нашей методики мы особое внимание уделили
поиску таких средств и методов тренировки, которые в равной мере были бы
эффективными для совершенствования целевой точности бросков, как при
анаэробной, так и аэробной работе организма.
В баскетболе выдающийся снайпер - товар штучный. Он должен
обладать «школой броска». При выполнении броска после ведения одной из
основных особенностей является последний удар мяча о площадку, который
должен быть быстрым и сильным, чтобы он отскочил повыше, прямо к вам в
руки - это поможет вам не терять время на обработку мяча.
Чтобы эффективно использовать заслон, нужно правильно «читать»
действия защитника. Вы должны всегда видеть игрока с мячом и как
33
обороняется против вас защтник. Игрок, который хорошо перемещается без
мяча и умеет правильно использовать заслоны, очень полезен в нападение.
Когда вы смотрите матч, в котором есть хорошие игроки, обратите внимание,
как хорошо они двигаются без мяча. Тяжелее всего обороняться против
хорошо перемещающегося нападающего.
Если вы хотите быть великим снайпером, все что вам нужно – это
просто захотеть им стать.
Во-первых, вы должны совершенствовать свое мастерство.
Это включает в себя наличие хорошего тренера и годы тренировок.
Во-вторых, вы должны совершенствоваться в игровом режиме.
Это значит, что вы должны выполнять бросковые упражнения с той же
интенсивностью что и в игре. Намного лучше выполнить 100 бросков в
игровом режиме, чем 500 небрежных бросков, которые хороший защитник
никогда не позволит вам сделать в игре. Вы должны понимать, что работа
над броском кропотлива и требует должного внимания. Чем больше времени
и трудолюбия вложите, тем большего результата получите, когда это вам
понадобится.
34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Один
из
важных
моментов
технической
подготовки
заключается
в
применении
методических
приемов,
обусловленных
значительной
интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок. Так, 60-65%
всех технико-тактических упражнений проводится в условиях, максимально
приближенных к условиям соревнований.
При совершенствовании техники применяются следующие методические
приемы:
1)
совершенствование
техники
в
состоянии
утомления;
2)
выполнение упражнений в состоянии эмоционального напряжения; 3)
выполнение упражнений с максимальной быстротой, на максимальной
скорости
перемещения
и
на
основе
сопряженных
воздействий;
4)
соревновательные упражнения.
В
тренировочный
процесс
была
включена
дополнительно
утренняя
тренировка,
носящая
только
упражнения
бросковой
направленности.
Тренировочный процесс строился из трехразовых тренировок в течение дня:
1)утренняя – включала только бросковые упражнения комплексы 1,2;
2)дневная – индивидуальная подготовка, групповые взаимодействия и
бросковые блоки (примеры упражнений для составления блоков см. в
приложении 1);
3)вечерняя – групповые, командные взаимодействия и бросковые блоки-
комплекс 3.
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреев, В.И. Факторы определяющие эффективность техники
дистанционного
броска
в
баскетболе.
Автореф.дис.канд.пед.наук/
В.И.Андреев.- Омск,1988. – 21 с.
2.
Агеенко, Н. Н. Спортивные игры: учебное пособие/ Н.Н.Агеенко
и др. - Минск: Высшая Школа, 1993. - 64 с.
3.
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: Методология,
теория, практика: учебное пособие / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров/ Под ред.
Н.Н.Маликова. – М.: Академия, 2006, - 528 с.
4.
Баскетбол: учебник/ Под. ред. Ю.М. Портнова.- М.: Физкультура
и спорт, 1988. – 350 с.
5.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-
юношеских школ олимпийского резерва / Ю.М. Портнов и др. – М.:
Советский спорт, 2004. – 100 с.
6.
Белов, С. Бросок по кольцу и подготовка к нему: Советы
мастеров // Физкультура в школе/ С.Белов. - 1990. - № 6. - С.46-50.
7.
Бондарь, А. И. Объективизация критериев рациональной техники
бросков в баскетболе // Спортивные игры: Метод. рекомендации по
совершенствованию учебно - тренировочного процесса сборных команд по
игровым видам спорта. - Мн., 1992.- С.3 -36.
8.
Бондарь, А. И. Ошибки и индивидуальные особенности техники
бросков в баскетболе // Индивидуализация учебного процесса физического
воспитания дошкольников, учащихся, студентов: Тез. докл. - Минск, 1990. –
С.3-7.
9.
Вальтин, А.И. Методика совершенствования в технике бросков
мяча в игре баскетбол. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/
А.И.Вальтин. - Киев, 1984. – 24 с.
36
10.
Вальтин, А.И. Проблемы современного баскетбола/ А.И.Вальтин.
– Киев: Здоровье, 2003. - с.
11.
Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания/
А.А.Васильков. – М.: Феникс, 2008. – 125 с.
12.
Виру, А.А. Аэробные упражнения /А.А.Виру, Т.А.Юримяэ,
Т.А.Смирнова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.
13.
Вуден,
Д.
Современный
баскетбол/
Пер.
с
англ.
-
М.:
Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
14.
Гатмен, Б. Всё о подготовке юного баскетболиста/ Б.Гатмен, Т.
Финнеган. - М.: АСТ Астрель, 2007. – 177 с.
15.
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта:
учеб. пособие/Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – М.: Академия, 2002. - 288 с.
16.
Голомазов, С.В. Точность двигательных действий: учеб.
пособие/ С.В. Голомазов, В.М. Зациорский. – М.: ГЦОЛИФК, 1981. – 44
с.
17.
Гомельский, А.Я. Центровые/ А.Я.Гомельский. - М.: Физкультура
и спорт, 1988. – 105 с.
18.
Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола/ А.Я.Гомельский. –
М.: Физкультура и спорт, 2002. – 302 с.
19.
Горбашев, И.А. Контроль эффективности соревновательной
деятельности: Тезисы докладов/ И.А. Горбашев, К.П. Миловидов. - Харьков,
1990. - С.143-144.
20.
Губа, В.Особенности отбора в баскетболе/ В.Губа, С.Фомин,
С.Чернов. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. - 96 с.
21.
Ермаков, В.А. Обучение технике игры в баскетбол: методические
рекомендации/ В.А.Ермаков. - Тула, 1992. - 27 с.
22.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте/ Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. – М.: Академия,
2001. – 280 с.
37
23.
Залетаев, И.П.
Общеразвивающие упражнения/ И.П.Залетаев,
С.А. Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с.
24.
Зациорский, В. Физические качества спортсмена: основы теории
и методики воспитания/ В.Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 159 с.
25.
Квасков, В.Б. «100 лет Российского баскетбола»/ В.Б.Кваско. -
М.: Советский спорт, 2006. – 274 с.
26.
Конеева, Е.В. Физическая культура: учебное пособие для вузов/
Е.В.Конеева. – М.: Социальная защита, 2006. - 358 с.
27.
Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учебное пособие для
вузов/ Р.И.Купчинов. – М.: ТетраСистемс, 2006. – 212 с.
28.
Корягин,
В.М.
Актуальные
проблемы
физической
и
технической
подготовки баскетболистов высокой квалификации в
процессе многолетней тренировки// Физическое воспитание студентов
творческих специальностей/ В.М. Корягин. – Харьков: ХХПИ. – 2001. –
№ 5. – С.6-13.
29.
Краузе, Джерри В. Баскетбол. Навыки и упражнения/ Джери В.
Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер. – М.: АСТ Астрель, Харвест, 2006. – 212
с.
30.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П.Матвеев. –
М.: Физкультура и спорт, 1987. – 188 с.
31.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник/
Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2007. – 544 с.
32.
Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения:
учебное пособие/ Д.И.Нестеровский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. - 324
с.
33.
Озолин,
Н.Г.
Современная
система
спортивной
тренировки/
Н.Г.Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 479 с.
34.
Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов/
В.Н.Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 126 с.
38
35.
Портнов, Ю.М. Баскетбол: учебник/ Ю.М.Портнов. – М.: 1988. –
348 с.
36.
Решетников,
Н.В.
Физическая
культура:
учебное
пособие/
Н.В.Решетников, Ю.Л. Кислицин. - М.: Мастерство, 2002. –218 с.
37.
Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта:
учебник/ А.В.Родионов. – М.: , 2004. – 207 с.
38.
Саблин,
А.Б.
Особенности
специальной
подготовленности
высококвалифицированных баскетболистов // Теория и практика физической
культуры/ А.Б.Саблин. - 2002. - № 2. - С.36-37.
39.
Спортивные игры : учебник/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.Н.
Портного. – М.: Физкультура и спорт, 2001. - 501 с.
40.
Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап/ И.И.Столов,
В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007. – 52 с.
41.
Федосеев, В.В. На уроках баскетбола// Физкультура в школе/
В.В.Федосеев. - 1995.- №2. - С.26-27.
42.
Фрейзер, У.К. Баскетбол/ У.К.Фрейзер, А.Сэчер. - М.: АСТ
Астрель, 2006. – 170 с.
43.
Хмелик, Н.А. Постарайся попасть в кольцо/ Н.А.Хмелик. –
М.: Физкультура и спорт, 1985. - 70 с.
44.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебное пособие/ Ж.КХолодов. - М.: Академия, 2003. - 479 с.
45.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебное пособие/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2007
– 341 с.
46.
Холл, В. Баскетбол/ Висел Холл. - М.: АСТ Астрель, 2009. - 187
с.
47.
Хромаев,
З.М.
Подготовка
баскетболистов
высокой
квалификации в микроциклах соревновательного периода. Автореф. дис.
канд. пед. наук/ З.М.Хромаев. – Киев, 2002. – 44 с.
39
48.
Яхонтов Е.Р. Баскетбол: учебник/ Е.Р.Яхонтов, З.А.Генкин. - М.:
Физкультура и спорт. – 1988. - 160 с.
49.
Honeybourne, J. Advanced Physical Education & Sport / J.
Honeyboume, M. Hill, H. Moors. - London: Stanley Thornes (Publishers) Ltd.,
1996. - 286 pp.
50.
Школа баскетбола [Электронный ресурс] – 2007. Режим доступа
к книге: http: // basketball-training. org. Ua / igrovie-naviki /razvitie-lovkosti
basketbolistov. tml
40
Приложение 1.
Упражнения для индивидуальной тренировки броска
Упр.1. Концентрация внимания:
Начните с расстояния близкого к кольцу.
Сделайте
бросок
одной
рукой.
Следуйте
правильной технике.
Сделайте пять с каждой позиции.
Сделайте шаг назад и повторите.
Упр.2. 7 бросковых позиций и подбор (4 метра):
Бросок в прыжке с позиции 1.
Подберите
мяч,
быстро
с
ведением
переместитесь на позицию 7, сделайте
бросок.
Подбор, быстро с ведением обратно к
позиции
Сделайте 10 бросков.
Повторите те же действия, используя позиции 6 и
2, 5 и 3, 4.
Упр.3. 7 бросковых позиций и подбор (из-за трехочковой линии):
Повторите те же действия что в упражнение 2.
41
Упр.4. Бросок после остановки:
Начните с позиции 1, подбросьте мяч к позиции 2.
Подберите его, при этом вы должны оббежать мяч
так, чтобы оказаться лицом к кольцу.
Сделайте
10
бросков,
затем
перейдите
на
следующую позицию.
Упр.5. Бросок с пяти позиций после обманного движения (с четырех
метров или из-за трехочковой линии):
Начните с любой позиции.
На согнутых коленях и с поднятой головой, вы
делаете финт на бросок, делаете один или два удара
мячом правой рукой, выполняете остановку и
бросаете в прыжке.
Возвращайтесь на позицию, финт на бросок, один
или два удара мячом левой рукой, остановка, бросок.
На каждой позиции по 5 попыток.
Упр.6. Броски в прыжке после ведения:
Начинайте упражнение с центра поля, двигайтесь к
кольцу с ведением на игровой скорости, после
остановки быстро выполните бросок.
Бросок следует выполнить со средней дистанции или
из-за трехочковой дуги. Выполняйте упражнение,
как справа, так и слева и по середине площадки.
Используйте
различные
варианты
ведения:
скоростное, с «рваным» темпом, с пивотами и т.д.
Сделайте по 5 попыток в каждом направление.
42
Упр.7. Игра с виртуальным противником:
Выполните штрафной бросок. Если вы реализовали
его, вы получаете одно очко. Если нет то ваш
«противник» - три.
Последующие броски вы выполняете с любой
позиции, кроме трехсекундной зоны, имитируя
игровой
ритм.
Работайте
над
различными
движениями и бросками. Каждая ваша удачная
попытка оценивается в дно очко, неудачная в два для «противника». Игра
идет до 11 очков.
Броски в паре
Упр.8.
Два игрока, бросок и подбор(4 метра или из-за трехочковой
линии):
Упражнение начинается с хорошего, четкого паса.
Игрок,
сделавший
передачу
из-под
кольца,
направляется на место бросающего.
Игрок на позиции 1 ловит мяч и делает бросок.
После броска игрок бежит на подбор и затем пасует
мяч на 1 позицию и так далее.
Каждый игрок должен сделать по пять бросков.
Упражнение выполняется в быстром темпе, но броски не должны быть
небрежными. Затем переход на другую позицию и все то же самое.
Упр.9. Два игрока, бросок и подбор (на результат):
43
Упражнение выполняется, как написано выше.
Игрок, отдавший передачу, пытается помешать
броску, но не блокирует.
Игра до 5 попаданий.
Затем перемещаемся на другую позицию и т.д.
Упр.10. Два игрока, бросок и подбор, финт на бросок:
Упражнение выполняется, так же как и предыдущее.
Защитник сделавший передачу, пытается помешать
игроку на позиции 1, но не блокирует бросок.
Нападающий делает финт на бросок и обыгрывает
защитника.
Выполняет короткое ведение, остановку и бросает.
Сделать по 5 раз каждому и смена позиции.
Упр.11. Два игрока, бросок после остановки (с четырех метров или из-за
трехочковой линии):
Нападающий стоит на позиции 1, готовый
принять передачу.
Игрок под кольцом делает передачу.
После броска нападающий ждет, пока будет сделан
подбор.
Игрок получает пас, выполняя остановку, но уже
на позиции 2. Потом обратно.
Сделайте 7 бросков, два штрафных и поменяйтесь.
Упр.12.
Броски с перемещениями (с четырех метров или из-за
трехочковой дуги):
44
Нападающий
перемещается
по
периметру
на
игровой скорости.
Игрок делает передачу на дальнюю от кольца руку.
Нападающий должен сделать остановку,
поймать мяч и бросить.
Сделайте семь бросков, два штрафных и сменитесь
Примечание: у упражнения есть три варианта:
А) Получить мяч и бросить.
Б) После получения, финт на бросок, ведение в том же направление, бросок.
В) Получить передачу, финт на бросок, с ведением к кольцу в другом
направление, остановка, бросок.
Упр.13. Разнообразные варианты ведения и бросок в прыжке:
Нападающий начинает с центра поля и с ведением
на игровой скорости двигается к кольцу, делает
остановку и совершает бросок в прыжке.
Игрок под кольцом подбирает мяч, нападающий
бежит
к
центру
поля,
и
получает
мяч
на
противоположном фланге. Двигается с дриблингом
к кольцу, остановка, бросок в прыжке.
С правой стороны ведение правой рукой, слева – левой.
Примечание: Используйте скоростной дриблинг, смену темпа, переводы,
пивоты.
Упражнения для работы в тройке, с двумя мячами
Упр.14. Упражнение для разминки:
45
Один
игрок
бросает,
другой
пасует,
третий
подбирает.
Бросающий
после
десяти
попыток
становится
подбирающим.
Пасующий
–
бросающим.
Подбирающий
–
пасующим.
Примечание: возможны различные варианты
1) С семи позиций (четыре метра)
2) С семи позиций (из-за трехочковой дуги)
3) С пяти точек с финтами на бросок
4) Бросок после остановки
5) Бросок и подбор (постоянная смена по кругу)
Броски в паре с использованием заслонов
Упр.15. Заслон за спину и рывок:
Игрок имитирует открывание и заслон за спину,
совершает рывок в угол площадки.
Следует заброс на ближнюю руку.
Нападающий ловит мяч и делает бросок.
Нападающий подбирает свой бросок, отдает
передачу партнеру и возвращается на исходную
позицию.
Сделайте десять попаданий и сменитесь.
Примечание: не пятьтесь спиной при рывке, повернитесь и бегите, но не
выпускайте из виду мяч.
Упр.16. Заслон за спину, «ложный» заслон:
46
Нападающий
начинает
на
основании
трапеции и поднимается вверх для имитации
заслона.
После
того
как
воображаемый
прорывающийся
пробежит,
нападающий
ставивший заслон поднимается к мячу и
готовится принять передачу.
Поймав передачу, он тут же совершает бросок
Сделайте десять попаданий и сменитесь.
Упр.17. Увод на заслон, рывок к мячу:
Нападающий имитирует наведение защитника на заслон и резко
поднимается к мячу.
Игрок должен быть готовым принять мяч.
Нападающий ловит мяч и совершает быстрый
бросок.
Сделайте десять попаданий и сменитесь.
Упр.18. Заслон игроку с мячом, движение от кольца:
Нападающий ставит заслон игроку с мячом.
Игрок с мячом
агрессивно проходит через
заслон.
Вместо того чтобы сделать отворот к кольцу
(«двойка»),
нападающий
ставящий
заслон
делает
движение
от
кольца
и
готовится
получить передачу.
Поймав мяч, он тут же совершает бросок.
Сделайте десять попаданий, затем сменитесь.
Упр.19. Заслон у основания трапеции - открывание на фланг:
47
Нападающий
уводит
игрока
под
кольцо,
прорывается плечо к плечу через заслон и
делает рывок на фланг.
При ловле мяча игрок должен развернуться к
кольцу.
Используйте разные варианты броска: просто
бросок, и уход с ведением вправо или влево
после
финта на бросок. Смена после пяти попыток.
Упр.20. Заслон у основания трапеции - открывание в угол площадки:
Нападающий уводит игрока в трехсекундную зону, делает вид, что
будет прорываться на фланг через заслон,
защитник начинает оббегать заслоняющего
через трехсекундную зону.
Нападающий делает рывок в угол площадки,
и защитник попадает на заслон.
Далее,
так
же
как
и
в
предыдущем
упражнении.
Упр.21. Заслон у основания трапеции - рывок внутрь:
Защитник преследует вас, не отставая до самого заслона.
Тогда вы пробегаете через заслон как можно
ближе
к
заслоняющему
и
врываетесь
в
трехсекундную зону или в район штрафной
линии.
Получаете мяч, развернувшись к кольцу, и
бросаете.
Отработайте различные варианты продолжения после получения мяча. После
пяти попыток смена.
48
Броски в паре: проход и скидка
Упр22. Проход и скидка - начало с центра поля:
Игрок с мячом прорывается к кольцу по
центру
поля,
стягивает
на
себя
второго
защитника и делает скидку освободившемуся
игроку на фланге.
Получающий игрок открывается для передачи.
Игрок получает пас и бросает.
Игрок делавший передачу подбирает мяч и
отдает его тому, кто бросал.
Игроки меняются ролями. Каждый делает по десять бросков.
Упр.23. Проход и скидка - начало с фланга
Вариация упражнения 22.
Упр.24. Проход и скидка - начало из угла площадки:
Еще одна вариация упражнения 22.