Авторы: Долголаптев Павел Сергеевич, Бекметова Фируза Равильевна
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НАПАДЕНИЯ ПРОТИВ ЗОННОЙ ЗАЩИТЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
1
47
НАПАДЕНИЯ ПРОТИВ ЗОННОЙ ЗАЩИТЫ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность Зонная защита в баскетболе выдержала проверку
временем
и
претерпела
множество
изменений
и
нововведений,
от
стационарных построений вчерашнего дня до многочисленных вариантов,
используемых сегодня (исключая подстраивающуюся зонную защиту и
зонный прессинг). Она переживала периоды популярности и почти полного
забвения, определяемые большей частью, успехом или неудачами сильнейших
команд мира, которые брали ее на вооружение. Несмотря на то, что многие
тренеры не верят в эффективность зонной защиты, они должны готовить свои
команды к встрече с ее многочисленными разновидностями.[7]
Зонная защита появилась в баскетболе около 1914 года, и легко
понять, почему она стала популярной. Маленькие площадки, низкие потолки,
броски двумя руками с места и общий стиль игры того времени – все это
предопределило успех «зоны» и смысл ее применения. Последовавшие затем
изменения в правилах, направленные против тактики затягивания игры,
правило
десяти
секунд,
правило
трех
секунд,
правила,
связанные
с
постановкой заслонов, все они способствовали популяризации зонной защиты.
[10]
Зонная защита осталась популярной и в наши дни, но лишь потому,
она развивалась параллельно с развитием систем нападения. И все же
изменения тактики нападения, повышение результативности игроков в
позиционных бросках, появление броска одной рукой в прыжке увеличило
эффективность действий нападающих при встрече с зонной защитой.
Определяя, какой тип нападения использовать против зонной защиты,
тренер должен в первую очередь
принять во внимание индивидуальные
особенности игроков своей команды, во-вторых, проанализировать причины
2
47
использования соперником зонной защиты. Нападающие должны понимать,
что причины заставляющие использовать зонную защиту, чаще говорят о
слабости, чем о силе соперника. В настоящее время в современном баскетболе
зонная защита стала настолько модернизированной и агрессивной, что многие,
даже
очень
сильные
команды
испытывают
большие
затруднения
в
преодолении этой защиты. Огромное значение
при игре против хорошо
организованной и сбалансированной зонной защиты имеет, психологическое
уравновешенность и спокойствие игроков, особенно при выполнении бросков.
1.1.
Основные зонные построения
Существует несколько видов построений игроков в зонной защите, так
же, как несколько видов организации действий нападающих при встрече с ней.
Самыми распространенными зонными построениями являются следующие:
1-3-1, 1-2-2, 3-2, 2-1-2.
Поскольку основные смещения игроков в разных вариантах зонных
построений изучаются сравнительно легко, одна команда может использовать
в игре несколько разновидностей зонных построений. Каждое зонное
построение имеет свои слабые места, или неприкрытые участки площадки, и
нападающие, естественно, должны использовать их. Легко заметить, что в
расстановке зонной защиты 1-3-1, неприкрытыми остаются углы площадки, и
если нападающие сумеют передать мяч к лицевой линии, то получат хорошую
возможность для результативной атаки корзины. Зонная защита 1-3-1 пытается
расположить трех защитников между мячом и корзиной. Этот принцип, по
возможности, используется постоянно, и если нападающий с мячом обходит
игрока первой линии зоны, его немедленно встречает стоящий за ним
защитник. Зонная защита 1-3-1 особенно сильна в трех секундной зоне и по
краям площадки, но относительно слаба в углах и при бросках с дальних
дистанций. Нападающие при встрече с зонной защитой 1-3-1 могут
использовать расстановку 1-3-1, 2-1-2, или 2-2-1. Рисунок 1.
3
47
Рис. 1 Рис. 2
При построении зонной защиты в расстановке 1-2-2, относительно
слабыми будут края площадки и трехсекундная зона. Поэтому логично будет в
нападении расположить центрового на линии штрафного броска и поставить
двух нападающих по краям площадки. Следует помнить, конечно, что
трехсекундная зона не будет открыта постоянно. Как правило, передача в эту
зону обостряет игру против зонной защиты, поэтому, по возможности, ее
следует стараться использовать как можно чаще. Против зонной защиты в
этом построении выгодно использовать заслоны и проходы. Она также не
достаточно сильна в борьбе за отскочивший от щита мяч, так как под щитом
располагаются только два защитника. Если против этой защиты, будет
применяться специально наигранное нападение, то лучшие возможности дает
расстановка 2-1-2 с центровым на линии штрафного броска и расстановка 1-3-
1. Рисунок 2. [36]
Слабыми местами в расстановке зонной защиты 2-3 , является
середина площадки между двумя линиями защиты. Эта защита очень сильна
под щитом, так как три игрока образуют треугольник, пресекающий попытки
нападающих выйти к щиту. Эта защита очень удобна для организации атаки
быстрым прорывом, нападающие должны постоянно помнить об этом.
Лучшей расстановкой против зонной защиты 2-3 будет расстановка 1-3-1, так
как нападающие занимают позиции в слабых местах зоны. Расстановки 3-1-1
4
47
и 1-2-2 также достаточно эффективны. Все три построения нападающих
растягивают зонную защиту
создают хороши е возможности для атаки.
Рисунок 3.
Слабым местом в расстановке 3-2 является углы площадки и
трехсекундная зона. Нападающие должны использовать броски из этих
позиций.
Слабые места защиты 3-2 используются нападающими в построениях
2-3, 1-3-1 и 2-2-1. Нападение в этих расстановках наигрывается для встречи с
определенным
видом зонной защиты, в данном случае для зонного
построения 3-2. Когда вид зонной защиты неизвестен, команда, как правило,
должна иметь на вооружении универсальное нападение. Рисунок 4.
Рис. 3 Рис. 4
На рисунке 5 показаны слабые места зонной защиты в расстановке 2-
1-2. Расположение игроков делает эту защиту сильной в трехсекундной зоне.
Таким образом, она удобна против нападения с одним центровым игроком.
Защита обеспечивает надежный контроль щита при бросках, так как три
игрока образуют защитный треугольник и располагаются в удобных позициях
для борьбы за мяч при отскоке. Она затрудняет нападающим выполнение
бросков с близких дистанций. Удобными для атаки остаются позиции в углах
и по краям площадки. Особенно опасной становится позиция
5
47
прямо под кольцом, если нападающие сумеют доставить туда мяч. Лучшими
построениями против этой защиты являются построения 2-3, 1-3-1 и 3-1-1.
Рис. 5
1.2. Распознавание особенностей применяемой защиты
Основной принцип зонной защиты заключается в том, что защитники
играют на мяч и их передвижения определяются полетом мяча и действиями
нападающих, располагающихся в охраняемых зонах.
Любое зонное построение имеет слабые места, поскольку при
передвижении защитники усиливают одну зону и оставляют открытой, а,
следовательно,
слабой
–
другую.
Поэтому
первоочередной
задачей
нападающих является определение и использование этих слабых мест.
Организуя атаку, нападающие должны определить: используется ли против
них зонная защита; какой вид зонного построения применяется и используется
ли несколько вариантов построения зоны или только один.
Самым простым способом распознавания применяемой защиты
является проход игрока задней линии к корзине и наружу. Если в момент
прохода
его
не
будет
сопровождать
никто
из
защитников,
резонно
предположить, что используется одна из разновидностей зонной защиты.
6
47
Другой проблемой, которую должны иметь атакующие, является то
обстоятельство, что многие команды имеют зонную расстановку в ходе игры
или переходят от зонной защиты к личной и обратно для того, чтобы сбить с
толку нападающих. Например, команда может использовать тактику перехода
от личной защиты к зоне после каждого забитого мяча. Хитроумной является
тактика использования различных зонных построений в зависимости от счета:
если счет нечетный, команда использует построение с нечетным количеством
игроков в первой линии зоны, такие как 1-3-1, 1-2-2 и 3-2. если же счет
четный, используется, соответственно, 2-1-2 или 2-3.
Используя разные виды зонных построений и меняя их постоянно,
защищающаяся команда может сильно затруднить действия нападающих.
1.3.Основные принципы, используемые при нападении
против зонной защиты
Существуют определенные принципы организации командных
действий при нападении против зонной защиты. Среди них следующие пять
являются основными: (1) быстрый прорыв, при котором нападающие
пытаются атаковать корзину раньше, чем зона успеет построится; (2)
перегрузка, при которой на одной из сторон площадки располагается больше
нападающих, чем прикрывающих эту зону защитников; (3) передачи мяча,
которые выполняются настолько быстро, что защитника не успевают
следовать
за
мячом
и
дают
возможность
одному
из
нападающих
беспрепятственно выполнить бросок; (4) движение игроков в заранее
наигранных комбинациях так, что защитники не могут одновременно
справиться с прикрытием зон и игроков; (5) заслоны с целью отсечь защитника
от выхода в определенную зону площадки, из которой выполняется бросок. В
нападении против зоны может использоваться один из этих принципов или
комбинация нескольких.
7
47
Быстрый прорыв
Лучшим способом выполнить бросок с близкой дистанции при
нападении против зонной защиты является использование быстрого прорыва.
Чтобы быть сильной, зонная защита должна равномерно распределить игроков
вокруг обороняемой корзины, поставив каждого из них в определенную зону.
Используя тактику быстрого прорыва, нападающие могут доставить мяч под
корзину раньше, чем защита успеет организоваться. В добавление к этому,
нападающие получают преимущество в борьбе за мяч при отскоке от щита,
если зона не успевает построиться.
Перегрузка
В течение многих лет принцип перегрузка был единственным при
позиционном нападении против зонной защиты. При перегрузке на одной из
сторон площадки располагается больше нападающих, чем прикрывающих эту
сторону защитников. В результате – один из защитников вынужден
прикрывать сразу двух нападающих, что создает хорошие условия для
выполнения броска без сопротивления. При этом один из защитников на
дальней от мяча стороне площадки вынужден сторожить зону, в которой нет
игроков нападения.
Передача мяча
Возможно, это один из самых старых принципов нападения против
зонной защиты. Он основан на том, что защитники не могут смещаться также
быстро, как мяч при быстрых и точных передачах. В результате – зона либо
растягивается, что создает условия для входа нападающих внутрь зоны, либо
не успевает помешать позиционному броску. При этом нападении
8
47
устанавливаются определенные направления для передач мяча, и нападающие
не должны смещаться больше, чем на два шага от своих позиций, так что
партнеры постоянно знают их месторасположение и могут передавать мяч
почти вслепую. Идея заключается в том, чтобы передать мяч
быстрее, чем игроки зоны успеют сместиться. Такое нападение требует умения
надежно контролировать мяч, быстро и точно передать его и хорошей
сыгранности команды.
Движение игроков
Другой способ нападения против зонной защиты основан на принципе
движения или проходов игроков сквозь зону. При этом игроки, естественно,
двигаются без мяча, создавая в ходе последовательного и непрерывного
движения ситуации, подобные перегрузке. Используя этот тип нападения,
игрок становится последовательно передающим, проходящим, ставящим
заслон или бросающим самостоятельно. Целью этого нападения является
выход игрока в неприкрытую зону площадки, что рано или поздно создает
хорошие условия для броска. Часто возникает также ситуация, когда два
нападающих оказываются в зоне, охраняемой только одним защитником.
В ходе движения игроки всегда должны выходить на встречу мячу.
Игроки должны проходить между охраняемыми зонами в тот момент, когда
защитники смещаются в сторону передачи мяча. Применение финтов головой
и телом при передачах повышает эффективность нападения, основанного на
движении игроков.
Заслоны
Использование заслонов является более или менее ранним
нововведением в нападение против зонной защиты. Идея постановки заслона
9
47
заключается в том, чтобы отсечь защитника от мяча или не дать ему
возможности выйти в зону, где он должен препятствовать выполнению броска.
При этом, как правило, мяч передается по периметру зоны с одного края на
другой и обратно, в ходе чего один из защитников отсекает заслоном при
попытке вернуться в оставленную защитную позицию. Один из нападающих
должен выйти в неприкрытую зону, получить мяч и выполнить
бросок. Натолкнувшийся на заслон защитник не успеет помешать ему. Заслон
может быть поставлен в любой зоне, что делает этот вид нападения в высшей
степени эффективным.
1.4.Выбор нападения против зонной защиты
При выборе нападения против зонной защиты следует рассмотреть
три возможных решения:
1. Специальная организация действий в нападении против каждой
разновидности
зонного
построения.
Это
решение
предусматривает
необходимость владения несколькими способами нападения, каждый из
которых эффективен против определенного зонного построения. Понятно, что
это потребует большого объема тренировочной работы, но зато нападение
получит возможность использовать каждый слабый участок площадки.
2.Специальная организация действий в нападении, достаточно
эффективных против зонной защиты в любом построении. Взяв на вооружение
один универсальный способ атаки, команда затрачивает меньше времени на
его изучение и освобождает себя от необходимости каждый раз распознавать
вид зонного построения. Это решение основывается на известном тезисе, что
лучше хорошо владеть одним видом нападения, чем плохо несколькими.
10
47
3. Специальная организация действии в нападении, достаточно
эффективных как против личной, так и зонной защиты в любом построении.
Соображения, лежащие в основе предыдущего решения, получают здесь
дальнейшее развитие. Речь идет о выборе универсального нападения на все
случаи жизни.
Используя одно нападение, игроки имеют возможность лучше его
изучить и эффективнее применять в соревнованиях. Им нет необходимости
тратить время на распознавание вида применяемой против них защиты.
Нападение основано на том, что одни и те же принципы могут быть
использованы при организации атаки как против
личной, так и зонной
защиты.
Игроки выполняют проходы, ставят заслоны и используют быстрые
передачи мяча против зонной защиты точно так же, как и против личной.
1.5. Использование нападения из расстановки 1-3-1 против зонной
защиты в любом построении
Подвижное нападение из расстановки 1-3-1 легко приспосабливается к
любой системе защиты. Самым главным его преимуществом является то
обстоятельство, что оно достаточно эффективно как против зонной защиты,
так и личной защиты, и команде нет необходимости перестраиваться при
неожиданном переходе противника от одной защиты к другой.
Расстановка 1-3-1 в нападении особенно эффективна против зонных
построений 2-1-2 и 3-2, поскольку создает хорошие условия для расщепления
зоны и делает почти невозможным одновременно прикрыть всех игроков
нападения. Однако принцип постоянного движения игроков делает это
нападение достаточно эффективным и против других зонных построений, а
также против личной системы защиты.
11
47
Преимущества нападения из расстановки 1-3-1
1.
Располагает игроков в слабых местах большинства зонных
расстановок.
2.
Создает ситуации для игры один против одного.
3.
Растягивает зонную защиту.
4.
Создает хорошие условия для борьбы за мяч при неудачном
броске.
5.
Располагает игрока за спиной защитника.
6.
Уравновешено с точки зрения сохранения защитного баланса.
7.
Имеет игрока внутри зонного построения.
8.
Может использоваться против различных систем защиты.
9.
Создает хорошие условия для позиционных бросков и бросков с
близких дистанций.
10.
Предоставляет игрокам значительную свободу в использовании их
индивидуальных способностей.
Недостатки нападения из расстановки 1-3-1
1.
Большая доля ответственности на разыгрывающем игроке задней
линии.
2.
В случае потери мяча на подстраховке сзади остается только один
игрок.
3.
Требует значительного универсализма от игроков.
4.
Требует результативных позиционных бросков.
5.
Нуждается в сильном центровом игроке.
6.
Нуждается в хорошем разыгрывающем игроке.
12
47
Требования к игрокам
Игрок 1, игрок задней линии, основной разыгрывающий команды,
является ключевым игроком нападения, определяющим направление атаки.
Рисунок 6. В этой позиции желательно иметь игрока среднего роста, хорошо
владеющего передачами мяча, тактически грамотного, хорошо играющего в
защите и владеющего бросками с дальней дистанции.
Крайние нападающие игроки 2 и 3 должны уметь атаковать корзину в
прыжке, выполнять финты и проходы. Они должны уметь хорошо передавать
мяч, особенно центровому игроку, так как передачи ему чаще всего
осуществляются из их позиций.
Центровой игрок 4, располагающийся на
линии штрафного броска, должен быть
разносторонне подготовленным, быстрым
игроком. Он должен уметь выполнить
поворот и бросок из своей позиции,
пройти к корзине или выполнить точную
передачу.
Второй центровой игрок 5,
Рис.6 располагающийся в районе лицевой линии,
Обычно самый высокий игрок в команде, сильнее других играющий под
щитом. Он должен оттягивать на себя игроков защиты, создавая тем самым
хорошие условия для атаки крайним нападающим игрокам. Если защита
растянется, у него появятся хорошие возможности для приема передачи и
атаки корзины. В случае необходимости он должен быть готов сделать точную
передачу наружу для броска.
13
47
1.6.Основные взаимодействия против зонной защиты
В начале атаки ключевой игрок 1 должен продвигать мяч по центру до
тех пор, пока не встретит сопротивление защиты. После этого он должен
передать мяч на край, как правило, на разгруженную сторону площадки.
Диагональный проход
Игрок 1 был оставлен защитником и передал мяч игроку 3, на правую
сторону площадки. Рисунок 7.
Игроки 4 и 5 двигаются в направлении
игрока 3, как показано на рисунке.
Игрок 3 имеет несколько возможностей
бросать сам, если остается свободным,
передать мяч игроку 4 и 5, или возвратить
его игроку 1.
Если он бросает, подбор под щитом
Рис. 7 обеспечивают игроки 2, 4 и 5, а игрок 1
остается сзади на подстраховке. После броска игрок 3 должен выйти к линии
штрафного броска на случай овладения мячом при дальнем отскоке или
противодействия первой передаче при быстром прорыве противника.
Если игрок 3 передает мяч игроку5 к лицевой линии, он выполняет
диагональный проход к корзине в готовности получить мяч при проходе.
Игрок 4 выходит на встречу мячу сразу же за спиной проходящего игрока 3.
Игрок 1 занимает место игрока 3, а игрок 2 оттягивается назад для
подстраховки.
Игрок
3
продолжает
движение
и
занимает
позицию,
оставленную игроком 2.
14
47
Если игрок 3 плотно прикрыт и не может
ни бросить, ни передать мяч игроку 4 или
5, он возвращает мяч назад игроку 1,
который выполняет быструю передачу
игроку 2 на левую сторону площадки.
При быстрой передаче мяча игрок 2
может получить возможность для
Рис. 8 броска без сопротивления.
Если выполнить бросок не удается, игрок 2 будет иметь те же
возможности для взаимодействий с партнерами, что и игрок 3 на правой
стороне площадки. Рисунок 8.
Используя метод непрерывной атаки, игроки могут поджидать
удобный случай для выполнения надежного броска.
Рис. 9 Рис. 10
Если игрок 3 передаст мяч игроку 4 к линии штрафного броска, тот
может
атаковать сам или передать мяч игроку 5, если тот окажется
свободным. Рисунок 9.
15
47
Если игрок 4 получит прямую передачу от игрока 2, он стянет на себя
защитников зоны и сможет выполнить передачу для броска игроку 5, или
наружу, игрока 2 или 3. Рисунок 10.
Вариант непрерывной атаки, когда
нежелательно, чтобы игрок 1 оставлял
свое место разыгрывающего, показан
на рисунке 11. В этом случае игрок 4
делает попытку за спиной проходящего
игрока 3, а затем продолжает движение,
занимая оставленное им место. Игрок 2
Рис.11 выходит в позицию, оставленную
игроком 4, а игрок 3, после диагонального прохода, занимает место,
оставленное игроком 2.
Быстрая обратная передача позволит перевести мяч на левую сторону
площадки и продолжить атаку.
Тандем центровых
Простое взаимодействие двух центровых в непрерывной комбинации
создает очень сильную игру против зонной защиты в любом построении.
Игрок оставлен защитником и передает мяч игроку 3 на разгруженную
сторону площадки. Рисунок 12. центровой игрок 4 немедленно делает рывок в
направлении первого усика трехсекундной зоны на стороне мяча, а игрок 5
вслед за игроком 4 врывается на оставленное им место. Игрок 2 выдвигается в
направлении позиции, оставленной игроком 5.
Игрок 3 имеет несколько возможностей продолжения атаки. Прежде
всего , он может выполнить бросок сам, если остается неприкрытым. Затем он
может сделать передачу центровому игроку 4 для броска с поворотом.
16
47
Если защита стягивается на игрока 4, игрок 3 может сделать передачу второму
центровому игроку 5 к линии штрафного броска для броска в прыжке. И,
наконец, если ни одному из этих возможностей не удается реализовать, игрок
3 может сделать навесную передачу игроку 2, выходящему к щиту на дальней
стороне площадки.
В случае невозможности выполнить и эту последнюю передачу, игрок
3 быстро возвращает мяч игроку 1. Рисунок 13. игрок 2 оттягивается назад, в
свою позицию, а тандем центровых выполняет свои движения в обратном
порядке. Игрок 2 получает те же возможности для продолжения атаки, что и
игрок 3 на правой стороне площадки.
Рис. 12 Рис. 13
Если защита блокирует первый выход
Центрового с линии штрафного броска,
второй центровой может выйти на
встречу
мячу вдоль лицевой линии. Рисунок 14.
Непрерывная комбинация позволяет
Нападающим выбирать удобный
Рис. 14 момент для атаки корзины.
17
47
Использование заслонов
Если защищающаяся команда использует тактику неожиданной смены
систем
защиты,
применение
нападения
с
заслонами
может
оказаться
успешным. Заслоны применяются с целью воспрепятствовать обычным
защитным смещениям в зонном построении и дать возможность партнеру
выполнить бросок без сопротивления.
Во время движения игрока 1 вперед, игрок 3 устанавливает для него
заслон, отсекая защитника первой линии зоны. Рисунок 15. игрок 1 проходит с
ведением мимо заслона на разгруженную сторону площадки. Игрок 5
проходит вдоль лицевой линии навстречу мячу. Игрок 1 может сделать бросок
сам, передать мяч игроку 5 или игроку 3, выполняющему поворот и выход к
корзине после постановки заслона.
Вариант использования двойного заслона показан на рисунке 16. игрок 1
передает мяч игроку 2, заставляя зонную защиту сместиться в его
направлении. Когда игрок 2 возвращает мяч игроку 1, игроки 4 и 5
устанавливают двойной заслон, как показано на рисунке. Игрок 1 передает мяч
игроку 3, а тот – игроку 2, выходящему с дальней стороны площадки за
двойной заслон для броска без сопротивления.
Рис. 15 Рис. 16
18
47
Перегрузка
Отметим важность умения в игре против зонной защиты переход к
позиционному нападению и выполнение командных комбинаций.
Нападение перегрузкой. Этот тип нападения используется для
создания условий атакующему игроку, освободившегося от защитника, для
создания ситуации игры один на один или создание условий в этой ситуации с
минимальными возможностями для подстраховки.
Часто этот тип нападения применяется для использования сильных
сторон конкретного игрока: снайперских качеств, скоростного прохода. В
другом случае, нападение перегрузкой позволяет создать численный перевес
нападающих на одной стороне площадки особенно при применении зонной
защиты. Это создает возможности для броска со средней и дальней дистанции
освободившемуся игроку. Однако при нападении перегрузкой нужно наиболее
тщательно организовывать борьбу за отскочивший мяч, так как большинство
игроков концентрируется на одной стороне площадки. Для этого необходимо в
каждой комбинации указывать конкретных игроков и их передвижения при
организации борьбы под щитом.
Нападение начинается с перегрузки на одной стороне площадки и
движения игроков в другую сторону. Игроки используют заслоны для выхода
от мяча, проходы с наведением при дриблинге, скрытые проходы мимо
центровых и игрока с мячом для переигрывания переключающихся и
отступающих игроков защиты.
Приведем несколько комбинаций перегрузкой с акцентом для игроков
различного амплуа.
Для игроков 1, 2, 3 с использование заслонов игроками 4 и 5. Рисунок
17.
19
47
Рис. 17 Рис. 18
Игроки №1, 2, 3 угрожая кольцу передают мяча друг другу находясь в
постоянном
движении
растягивают
защиту
соперника.
Один
из
разыгрывающих игроков врывается на штрафную линию и если не получает
мяч выполняет перегрузку.
Еще один вариант перегрузки с использование скрестного выхода.
Рисунок 18. Если игрок № 1 не проходит к щиту после передачи игроку № 3,
то тот отдает мяч игроку 5 и вместе с 1 делает скрестный выход мимо игрока 5
в этот момент 4 уходит на противоположную сторону по лицевой линии,
освобождая правую сторону площадки для действий игрока 3.
20
47
Заключение
При нападении против зонной защиты в любом построении игроки
должны иметь в виду следующие важные положения:
1.
Успех нападения обеспечивается быстрыми передачами мяча.
2.
Ведение мяча должно быть сведено до минимума.
3.
Поспешные броски должны быть полностью исключены.
4.
Нападающие должны вытягивать высоких защитников из под корзины.
5.
Атака должна развиваться через зону, охраняемую самым слабым
защитником.
6.
При каждом броске игроки должны сформировать треугольник подбора.
7.
Не следует спешить с броском, если команда выигрывает на последних
минутах игры.[36]
21
47
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании./Пособие для студентов, аспирантов и
преподавателей институтов физической культуры. М.- ФиС1978.-223с.
2. Бабушкин В.З. Технико - тактическая подготовка юных баскетболистов.
Киев. /Здоровье/ -1976.-67с.
3. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.М. /Мини – баскетбол в школе/. М. Изд.
/Просвещение/1976.-111с.
4. Башкирова В.Г. Нападение из расстановки 1-3-1 в баскетболе. М: /Школа
баскетбола/.-1999.-31с.
5. Башкирова В.Г., Петросян А.Т. Некоторые рекомендации по подготовке
игроков №1,2,3. /Метод. пособие. М: Школа баскетбола- 2000.-38с.
6. Башкирова В.Г., Петросян А.Т. Некоторые рекомендации по подготовке
центровых игроков Метод. пособие. М: Школа баскетбола.1999.- 29с.
7. Башкирова В.Г., Петросян А.Т. Некоторые рекомендации по тактике
нападения против личной и зоной защиты. М.: Школа баскетбола. 1999.-1
8. Би К., Нортон К./Упражнения в баскетболе. Перев. с англ. М: Фис1972.- 10.
10. Вуден Д. Современный баскетбол. Перев. с англ. М. Фис 1976. – 255с.
11. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера.- Москва: Торговый дом
/Гранд/.- 1997.-223с.
12. Гомельский А.Я. Библия баскетбола, 1000 баскетбольных упражнений.-
М: Издательский дом /Имидж/.1994.-215с.
13. Гзовский Б.М., Кудряшов В.А. Студенческий баскетбол. Минск: Высшая
школа. 1973.- 379с.
14. Грасис А.М./Совершенствование технических, групповых, тактических
действий в защите и нападение/. М: 1988.- 21с.
15. Добрушин А. /Специальные упражнения баскетболистов/. М. ФиС1997.- 21
16. Дулин А.Л. /Баскетбол в школе/. Ижевск: 1996. 255с.
22
47
17. Железняк Ю.Д., Левин Е.М /Баскетбол/ - программа для детско-юношеских
спортивных школ. Москва: 1977. – 143 с.
18. Зельдович Т., Кераминас С./Подготовка юных баскетболистов/. М:
ФиС1984.- 215с.
19. Кожевникова З.Я. /Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста/. М.:
ФиС 1971.- 95с.
20.Колос В.М. Баскетбол: теория, практика: Метод. пособ.- Минск /Полымя/
1988.-167с.
21. Костикова Л.В. Баскетбол. Азбука спорта. – М. ФиС2002-175с.
22. Костикова Л.В. Баскетбол. – М.: ФиС2002.-176с.
23. Костикова Л.В. Методики ведения научно-исследовательской работы по
баскетболу./Метод. пособ.М. -1980. 23с.
24. Коузи Б., Пауэр Ф./Баскетбол/: концепции и анализ. Перев с англ. М.
ФиС1970.-271с
25. Линдберг Ф. /Баскетбол: игра и обучение/. М: ФиС1972.115с
26. Матвиенко В.П., Матвиенко Т.В. Учебная модернизированная
поурочная программа для ДЮСШ по баскетболу./Переработанное
издание Набережные Челны.1999. 156с.
27. Мацак А.Б., Башкирова В.Г., Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по
работе с детьми 12-14 лет. Метод. пособ.- Самара. Школа баскетбола.-
2002.-145 с.
28. Найт Б. Из записной книжки Бобби Найта. /Методическое пособие. М.
Фонд социального партнерства имени Радонежского. 1996.-39с.
29. Петерсон Т.Я. /Мини-баскетбол/. М.: ФиС 1973. -71с.
30. Пинхолстер Г., Портных Ю. И. Энциклопедия баскетбольных
упражнений./Сокращенный перев. с англ. Яхонтова Е.Р. М: ФиС1973.-
164с.
31.Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры./
Под ред. Ю.М. Портного. – Изд. 3-е перераб. – М: ФиС1988 г.-288
33. Стонкус С.С. /Индивидуальная тренировка баскетболистов/. М.: ФиС
23
47
1967.-119с.
34. Тамбов В.Г. , Шувагин Д.М. /Основы защиты/ /Методическое пособие.
Казань. 1997.-12с.
35. Уилкс Г. стратегия баскетбола. /Перевод с англ. В.А.Григорьева .М.:
ФиС1968.-119с.
??.
Хрынин
В.А.,
Гомельский
А.Я.
–методические
рекомендации
по
планированию и программированию подготовки команд в баскетболе в
олимпийском цикле. Москва: 1981-1984. 68 с.
36. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. М. ФиС-1978.-160с.
37. Яхонтов Е.Р. /Юный баскетболист/: Пособие для трениров/Под ред.
38. Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М.:
ФиС1981.70с.