Напоминание

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ОТБОРА


Авторы: Долголаптев Павел Сергеевич, Бекметова Фируза Равильевна
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ОТБОРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ОТБОРА

1.1.1. Этапы отбора

Отбор представляет собой многолетний процесс установления

соответствия

интересов

и

способности

спортсменов

к

требованиям

баскетбола как вида спортивной деятельности. Необходимость отбора

обусловлена тем, что далеко не каждый человек способен добиться высот

мастерства даже при максимальном старании и наилучших условиях.

Причиной этого являются различия как в уровне отдельных способностей у

людей, так и в своеобразии их сочетаний. Как и в ряде других видов

деятельности – балете, науке, и в спорте вершин достигают немногие.

Тренеры давно заметили, что талант в баскетболе – редкость. Поэтому одна

из главных задач отбора – поиск талантов. Но в спортивных играх –

коллективных видах спорта – нельзя ориентироваться только на людей с

выдающимися способностями. [ 4 ]

Вторая задача отбора состоит в выборе лучших, наиболее одаренных из

тех, кого удается просмотреть. В идеальном случае учебно-тренировочная

группа комплектуется из достаточно способных спортсменов, среди которых

есть и таланты. В таких условиях имеется благоприятная почва как для

расцвета особо талантливых, так и для максимального совершенствования

остальных игроков.[40]

Отбор – длительный процесс. Невозможно моментально оценить

спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы этой

оценки. Если учесть изменчивость многих важнейших для спортивной

деятельности человеческих характеристик, становится ясной необходимость

систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок.

Продолжительность отбора равна длительности спортивной жизни, т.е.

процесс определения соответствия способностей требованиям баскетбола

начинается в период комплектования спортивных школ и

продолжается вплоть до комплектования команд и решения о включении

игроков в основной состав команды на каждое данное соревнование.

Поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора. [14,4]

Первый этап отбора проводится среди младших школьников – 7-8-

летних детей. Здесь не может быть и речи о предсказании будущих

баскетбольных успехов. На этом этапе важно определить, есть ли у ребенка

предрасположенность к занятиям спортивными играми вообще, сожжет ли

он

в

последствии

проявить

специфические

игровые

способности

быстродействие,

точность,

стабильность

и

своевременность

игровых

операций;

ориентировку;

оперативное

мышление;

игровую

коммуникабельность;

эмоциональную

устойчивость.

На

этом

этапе

необходимо правильно сориентировать ребят на занятия в одной из пяти

основных групп видов спорта:

- скоростно-силовых (например, легкоатлетические прыжки и метания);

- с преимущественным проявлением выносливости (лыжи, плавание,

велосипед, гребля);

-

сложнокоординированных

видов

с

оценкой

качества

движений

(гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание);

- единоборств (бокс, борьба, фехтование); спортивных игр (баскетбол,

гандбол, футбол, хоккей).

Поэтому спортивная ориентация – это не столько этап отбора в

баскетбол, сколько процесс распределения детей по группам видов спорта,

соответствующих их способностям и интересам. Ее важность заключена в

том, что ошибки ориентации трудно исправить в дальнейшем.[40]

На втором этапе отбора оценивают целесообразность спортивного

совершенствования у детей, достигших 10-летнего возраста. Эта оценка

связана

с

прогнозированием

их

будущих

спортивных

успехов.

Прогнозировать всегда бывает трудно. Как на основании тех качеств и

способностей, которыми обладает ребенок сегодня, предвидеть его игровую

эффективность завтра? Большинство ошибок и заблуждений происходит

именно в связи с прогнозированием. Одни тренеры действуют на этом

этапе по простой формуле: кто сильнее сейчас, тот будет лучшим и в

последствии. Другие усердно проверяют у новичков уровень технико-

тактической подготовленности, забывая о том, что критерием прогноза

являются не сформированные навыки и умения, а одаренность ребенка –

своеобразное сочетание специфических качеств, свойств и способностей.

Чтобы успешно реализовать этот принцип, необходимы знания о том, какие

человеческие

характеристики

наиболее

специфичны

для

баскетбола

(модельные характеристики сильнейших спортсменов), какие из них меньше

других подвержены переменам с точки зрения сохранения ранговых мест на

всех этапах подготовки (стабильность в спортивном онтогенезе), какие из

них

меньше

всего

зависят

от

уровня

остальных

характеристик

(независимость),

ряд

показателей

важных

для

этого

этапа

отбора,

представлены в таблице 1.

При отборе на этапе специализации в основном решают задачи

комплектования команд (выбор игрового амплуа, выявление социально-

психологической структуры команды и т.д.) и оценки перспективности

игроков.

Здесь используется комплекс медицинских, педагогических,

психологических и других испытаний, экспертные оценки, педагогические

наблюдения. Главной особенностью этого этапа является возможность

впервые использовать для оценки перспективности юных баскетболистов не

только одаренность, но и уровень специальных способностей. В практике

показатели игровой деятельности обладают определенной прогностической

силой на более поздних ступенях спортивной полготовки. Поэтому следует

придавать слишком большого значения игровой эффективности 12-14-летних

баскетболистов.[10]

Структурный анализ спортивного успеха [10]

Таблица 1.

VI

V

IV

III

II

I

Отбор в команду мастеров связан в первую очередь с двумя факторами:

уровнем подготовленности и перспективностью повышения качества игры. В

этот

период

структура

подготовленности

спортсменов

сформирована,

сильные и слабые стороны ясны, коренных изменений ждать

не

приходится. Поэтому

высокое качество игры достаточный повод для приема в команду мастеров.

Иногда, особенно для высокорослых баскетболистов, это правило несколько

Спортивный успех

Спортивное

мастерство

Надежность

Способность к игровой

деятельности

Игровая

эффективность

Игровая одаренность

Навыки и умения

Специальные качества

Элементарная

подготовленность

Задатки

Двигательная

активность

изменяется. Опытные тренеры способны разглядеть богатые потенциальные

возможности рослых игроков, пока не блещущих на площадке.

Отбор к конкретному соревнованию предусматривает комплексную

оценку готовности спортсмена на основе данных медико-биологических,

физиологических, психологических и педагогических обследований с учетом

экспертных, лабораторных и тестовых оценок, оценки уровня и стабильности

спортивных достижений, класса, подготовленности и особенностей стиля

игры соперника, укомплектованности и стиля игры собственной команды и

ряда других. Необходимо также учитывать настрой спортсмена и опыт

подобных встреч с данным или схожим соперником.[41]

1.1.2. Методы отбора

Различают три стороны системы отбора: критерии, методы и

организацию.

К

критериям

относят

качественно-количественные

характеристики специальных способностей. Среди применяемых методов

распространены экспертиза (экспертные оценки), аппаратурный метод и

метод

тестов.

Под

организацией

понимается

комплекс

мероприятий,

направленных на наиболее эффективное и рациональное использование

методов отбора. [11,16 ]

Метод экспертизы, уходящий корнями в античные времена, обычно

применяют

для

выявления

медицинских

противопоказаний,

оценки

перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев. [17]

Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно

недавно. Поводом для его возникновения послужила необходимость точного

количественного анализа, который другим путем осуществить не возможно.

Применение аппаратуры без сомнения, поднимают систему отбора

на более высокую ступень.

Следует,

однако,

учесть некоторую

ограниченность этого метода. С помощью даже совершенной аппаратуры,

чрезвычайно трудно моделировать специфические условия спортивной

деятельности, хотя зафиксированные более или менее удачные попытки.

Этому методу пока доступен лишь определенный уровень моделирования

специфических условий. Поэтому он и не имеет такого значения в

спортивном отборе, как он имеет в профессиональном.[41]

Тестовый метод, как правило, менее точный. Тесты следует

классифицировать на: бланковые, манипуляционные, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в

зачеркивании букв (таблица Анфимова), подсчета колец с разрывом в

различной ориентации («кольца Ландельта» и т.д.). [ 23,26]

Манипуляционные тесты предусматривают использование не сложных

приспособлений («тройка» для исследования оперативного мышления).

Моторные тесты используются с целью измерения двигательных качеств

(прыжок вверх по Абалакову).

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных

для спортивной деятельности (игра 1 х 1 в баскетболе).

Особое внимание при разработке тестов надо уделить их валидности.

Исследователь

определением

валидности

доказывает

правомерность

собственной

гипотез

о

том,

что

рассматриваемые

элементы

теста

характеризуют именно те качества личности, которые должны быть

выявлены. [27]

Однако при отборе практический интерес представляет не только

устойчивость тестов к экстремальности условий, но и стабильность

результатов их проведения в нормальных условиях, что является вторым

критерием надежности. С целью проверки стабильности тестов, необходим

эксперимент, который заключается в троекратном проведении с возможно

полной стабилизацией всех условий.

Теоретические положения применения системы тестовых испытаний

при отборе предусматривает так же определение эквивалентности принятых

оценок. [18]

Проблема стандартизации тестов в основном решена. Однако

применение при отборе в спортивных играх особых специфических для

игровой

деятельности

тестов

несколько

расширяет

общепринятые

представления этой проблемы. Комплексы игровых тестов создаются на

основе подвижных игр и игровых упражнения и должны соответствовать

следующим требованиям:

а) одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру

проявлениях и отражаются различными показателями комплекса. Это в

определенной

мере

устраняет

основной

недостаток

тестирования

допущения случайных результатов. Поэтому можно говорить о комплексной

оценке каждой исследуемой функции;

б) итоговая оценка испытуемого синтезирует весь комплекс необходимых его

особенностей – морфологических, функциональных и психологических.[41]

Игры – наиболее подходящая форма исследования индивидуальных

особенностей детей при отборе в спортивных играх, так как способствует

проявлению функций в тех сочетания, которые, видимо, и составляют

структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным

видом деятельности младших школьников и потому требуют

того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на

надежности тестовых оценок.

Существует и еще один метод диагностики способностей –

анкетирование

(опрос).

Он

весьма

популярен

для

создания

«психологического портрета» спортсменов высших спортивных разрядов.

При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов

и самооценки. [27]

Выбор критериев и методов отбора на различных этапах должен

основываться на структурном анализе спортивного успеха. Таблица 1.

На I уровне, учитывая возраст и подготовленность младших школьников,

основное

внимание

следует

уделять

выявлению

задатков

и

оценке

двигательной активности.

Наличие специальных качеств и элементарной подготовленности

позволяет на II уровне оценить степень игровой одаренности.

На III уровне на основе одаренности в сочетании с навыками и

умениями

формируются

способности,

проявляющиеся

в

спортивной

деятельности.

IV уровень считается ключевым в формировании спортивного

мастерства, которое, будучи подкреплено надежностью - V уровень, ведет к

спортивному успеху - VI уровень. [10]

1.2. Морфофункциональные особенности юных баскетболистов.

В процессе развития организм претерпевает ряд закономерных

морфологических, биомеханических и функциональных изменений. Переход

от

одного

возрастного

периода

к

другому

обычно

обозначают

как

переломный этап индивидуального развития. В это время имеют место не

только количественные, но и качественные возрастные преобразования. На

каждом переломном этапе происходит

наследственно обусловленное

созревание тех структур, которые должны обеспечить новые особенности

физиологических изменений и поведенческих реакций, какие должны

происходить в соответствующем возрастном периоде.

Так на восьмом году жизни ребенка строение трубчатых костей все

более становится похожим на их строение у взрослых. Рост костей у

мальчиков более выражен, чем у девочек. Рост грудной кости начинается в

11 – 12 лет, вследствие чего грудная клетка приобретает морфологические и

функциональные особенности, похожие на те, что у взрослых. Строение

коры головного мозга мало, чем отличается от его строения, у взрослых уже

начиная с девятого года жизни.

Потребность в продолжительности сна уменьшается с 11 (на 7-м году)

до 10 часов в сутки (на 10-м году).

В возрасте 8 – 10 лет интенсифицируется развитие мышц. Постоянно

возрастает двигательная сила, быстрота сокращений и способность мышц к

долговременному напряжению. На 8-м году жизни вес мускулатуры уже

достигает 27% от всего веса тела. Поэтому относительная сила детей

превышает

силу

взрослых,

чем

и

объясняется

достижение

высоких

результатов в некоторых видах спорта (в плавании, женской спортивной

гимнастике).

Объем сердца все еще отстает от роста всей массы тела, и это не

соответствие является наиболее выраженным в 10-летним возрасте. Частота

сердечных сокращений (ЧСС) замедляется (на 12-м году – 82 уд/мин), а

деятельность сердца становиться более ритмичной. Пульс у мальчиков

медленнее, чем у девочек. Отставание роста сети кровеносных сосудов по

сравнению с ростом сердца иногда вызывает предрасположенность к

повышенному

кровяному

давлению.

При

максимальных

физических

напряжениях ЧСС повышается до 180 – 200 уд/мин, и таким образом, ткани

обеспечиваются кислородом. Уменьшается частота и увеличивается глубина

дыхания. Эти перемены у мальчиков происходят в более быстром темпе, чем

у девочек. Высокая эластичность связок грудной клетки приспосабливает

функцию дыхания к различным ее положениям.

Основной обмен веществ уменьшается, но все еще значительно

превышает (в 1,5 раза) показатели взрослых. При стандартной работе

энергетические затраты на единицу веса тела большие, чем у взрослых.

Поэтому наблюдается и большие теплопотери. Несмотря, на то, что дети

младшего школьного возраста могут выполнять довольно сложные по

координации движения, сочетая движения ног и рук, по сравнению с детьми

среднего

и

старшего

школьного

возраста

их

движения

отличаются

нестабильностью, легко нарушаются при сбивающем действии различных

помех.

Активное внимание может удерживаться в течение примерно 20 мин., а

в возрасте 11 – 13 лет – примерно 30 мин. Вегетативные процессы становятся

более стабильными, но экономичность реакции все еще весьма мала, так как

раздражимость

нервных

центров

высока,

а

торможение

низко.

При

разучивании движений на занятиях требуется эмоциональность, метод показа

должен преобладать над методом рассказа. Особенно эффективны в данном

возрасте формы наглядности.

Из этого следует, что имеются все условия для вовлечения детей в

баскетбол младшего школьного возраста, при чем нужно учитывать

следующее:

в спортивно – педагогической практике нужно ориентироваться на

показатели биологического, а не календарного возраста;

несмотря на весьма высокую относительную силу (сила на килограмм

веса тела), абсолютная сила детей дошкольного возраста все еще

мала, поэтому условия игры (объем, вес мяча и высота кольца)

должны быть приспособлены к возрастным характеристикам;

энергетические

затраты

и

при

стандартной

работе,

и

при

тренировочных нагрузках, и при восстановлении все еще большие;

высокие тренировочные нагрузки могут замедлить, а в худшем случае

и остановить процесс спортивного роста;

сердечно-сосудистая система еще функционально не зрелая, и при

передозировании нагрузок существует угроза не физиологических и

вредных реакций этой системы (возрастание ЧСС свыше 200 уд/мин,

повышение артериального кровяного давления);

необходимость в отдыхе высока и при спортивной работе, а при

увеличение физических усилий она прогрессивно возрастает;

в период интенсивного роста прогноз окончательных физических

особенностей и качеств ненадежен;

морфологические

несоразмерности

и

сопровождающая

их

функциональная моторная недостаточность, в фазе интенсивной

работы,

требуют

соответствующего

приспособления

методики

тренировок;

характеристики развития в этом возрастном периоде отмечены такой

не равномерностью и такими отклонениями от среднего уровня и

норм, что специальный подход одновременно является и

индивидуальным подходом почти ко всем аспектам работы с учениками

младшего школьного возраста.

В связи с все еще значительной степенью незрелости многих

функциональных систем и принимая во внимание спортивно- медицинские,

спортивно-гигиенические

и

спортивно-педагогические

аспекты

биологического роста, тренер и далее должен использовать принцип

индивидуальной работы, предпочитая его принципу общего подхода к

спортивной тренировке. В возрасте 12 – 15 лет уже встречаются полностью

обученные игроки, а также новички. Такая неравномерная структура

вызывает необходимость определенной классификации:

1.

Разряд младших подростков (12 – 13 лет).

2.

Разряд старших подростков (14 - 15 лет).

3.

Разряд игроков в мини-баскетбол.

Для младших подростков следует планировать по четыре тренировки в

неделю. Продолжительность одной тренировки – 1,5 часа. Для старших

подростков следует производить 5 тренировок в неделю по 2 часа каждая.

Чрезвычайно полезные спортивные лагеря и другие формы совместного

пребывания

и

работы.

Реализация

годичных

планов

обучения

и

совершенствования технических и тактических качеств остается

первоочередным

заданием,

но

при

постепенном

подчеркивании

соревновательных аспектов.

Таким образом, следует отметить, что начинать и проводить отбор в

баскетболе лучше всего в возрасте 9 – 11 лет, но не позднее 12 лет, так как

именно в этом возрасте у детей наблюдается естественный рост быстроты,

общей выносливости, силы. В то время как в 11 – 15 лет подростки наиболее

чувствительны к воздействию тренировочных нагрузок. Кроме того, следует

учитывать:

Развитие

двигательного

анализатора

детей

подчиняется

закономерностям возрастного развития, которое происходит на

протяжение ряда лет. С 7 до 14 лет отмечается активное развитие

двигательной функции детей и подростков, которое уже к 13 – 14 годам

достигает высокого уровня. Дальнейшее развитие функции двигательного

анализатора протекает менее интенсивно. Следовательно, уже к 13 – 14

годам в основном завершается морфологическое и функциональное

созревание двигательного анализатора человека;

Формирование двигательной функции у детей определяется не столько

созреванием

опорно-двигательного

аппарата,

сколько

степенью

зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7 – 11

годами координация произвольных упражнений у детей значительно

улучшается.

Движения

становятся

разнообразнее

и

точнее,

приобретают

плавность

и

гармоничность.

Дети

этого

возраста

овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения

определенному ритму, вовремя затормаживать их и обходиться без

ненужных сопутствующих движений. Повышение регулирующей роли

коры

головного

мозга

создает

благоприятные

предпосылки

целенаправленного воздействия. В младшем школьном возрасте имеются

благоприятные предпосылки развития быстроты движений. Соответствие

кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям

детей

обусловлено

высокой

возбудимостью

иннервационных

механизмов,

регулирующих

деятельность

двигательного

аппарата,

большой

подвижностью

основных

нервных

процессов

и

высокой

интенсивностью обмена, свойственных детскому организму;

Быстрота

движений

характеризуется

числом

движений,

которое

ребенок в состояние произвести за единицу времени. Это качество

определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения,

временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость

одиночного движения значительно возрастает с 4 – 5 лет и к 13 – 14

годам достигает уровня взрослого. К 13 – 14 годам уровня взрослого

достигает и время простой двигательной реакции, которое обусловлено

скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате.

С 7 до 13 лет увеличивается максимальная произвольная частота

движений, причем у мальчиков в 7 – 10 лет она выше, чем у девочек.

Максимальная частота движений в заданном ритме также резко

увеличивается в 7 – 9 лет. В процессе выполнения физических

упражнений имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшие

значение

придается

скорости

выполнения

человеком

целостных

двигательных актов, а не элементарным формам проявления быстроты. И

именно они избраны в качестве контрольных упражнений для оценки

уровня развития физических качеств у детей школьного возраста.

Например, бег 60 метров с высокого старта используется в качестве теста

для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста.

Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых

движениях

сопряжено

со

значительными

усилиями.

Поэтому

в

спортивной практике быстрота проявляется в специфических формах

скоростно-силовых качеств. Дети 10 – 11 лет хорошо переносят

кратковременные скоростно-силовые нагрузки;

Возраст 9 – 10 лет характеризуется также высокими темпами

развития

ловкости.

Этому

помогают

высокая

пластичность

центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного

анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенстововании

пространственно-временных

характеристик

движения,

пространственной точности движений. Пространственно-временные

показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном

возрасте, и к 13 – 14 годам ловкость подростков практически

приближается к уровню взрослого;

У младших школьников имеются все предпосылки развития

гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата,

высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного

столба

способствует повышению эффективности специальных упражнений для

развития этого качества. Наиболее высокие естественные темпы развития

гибкости наблюдаются в возрасте от 7 – 10 лет. У девочек 11 – 13 лет, у

мальчиков 13 – 15 лет активная гибкость достигает максимальных величин;

Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки

развития силы создаются к 8 – 10 годам. Увеличение силы связано с ростом

мышечной массы, увеличением толщины мышечных волокон, нарастанием в

них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, улучшением

нервной регуляции;

Позже

других

качеств

развивается

выносливость,

характеризующаяся

тем

временем,

в

течение

которого

сохраняется

достаточный

уровень

работоспособности

организма.

С

возрастом

выносливость как при статических усилий, так и при динамической работе

заметно повышается. В

возрасте 8 – 11 лет небольшой выносливостью характеризуются мышцы –

разгибатели туловища, а высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В

возрасте 11 – 14 лет значительно повышается выносливость икроножных

мышц. В 13 – 14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое

снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья

и

разгибателей

туловища.

На

эффективность

игровой

деятельности

баскетболиста оказывают влияние особенности типа нервной системы,

способность к тактическому мышлению, а также его интеллектуальные

качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки

информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная

память, устойчивость внимания.

У подростков, занимающихся баскетболом, эти качества формируются

уже в 10 – 11 лет и под влиянием спортивной тренировки продолжают

успешно

развиваться.

Большой

объем

и

высокая

интенсивность

тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и

точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности

нервных процессов.

Способность к решению простых зрительно-моторных задач

улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет. Задачи,

требующие восприятия более сложных ситуаций, переработки большего

количества информации и выбора действий, решаются лучше с 14-летнего

возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать

способности к оперативному мышлению. Ранее выявление и специальное

развитие этих качеств определяют успешность отбора и тактической

подготовки баскетболистов. При этом важно учесть, что неадекватное

использование тестов для оценки умственной работоспособности, особенно

неспецифических, может неправильно ориентировать тренера. Скорость

приема и обработки информации в лабораторных и естественных условиях

существенно отличается. Быстрый бег и выполнение большого числа

различных приемов оказывают негативное влияние на игровую умственную

деятельность. Это влияние тем больше, чем меньше возраст и квалификация

игрока. Правильно построенная разминка, особенно игрового характера,

улучшает способность решать тактические задачи. По мере же развития

утомления

ухудшается

эффективность

принимаемых

баскетболистом

решений и увеличивается время, затрачиваемое на выбор действий.

Повышение общей физической подготовленности юного спортсмена и его

специальной выносливости позволяет снизить негативное влияние сложной

игровой ситуации и физической нагрузки на выполнение умственных

операций.

1.3. Прогнозирование спортивных достижений.

Спортивный отбор представляет собой длительный многолетний

процесс, задачей которого является дальний прогноз, т.е. определение

потенциальных способностей юного спортсмена, обеспечивающих высокие

достижения в дальнейшим.

Основная задача прогнозирования – научное обоснование возможных

качественных и количественных показателей воспроизводства мастерства

баскетболиста. Прогноз спортивных достижений предусматривает динамику

результатов, все существенные факторы, определяющие роль спортивного

мастерства.

Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в

том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне все еще не

закончившихся процессов формирования организма.

В основе прогнозирования лежат оценка пути развития, динамика этого

развития

и

предварительная

оценка

окончательного

спортивного

достижения.

Поэтому, приступая к прогнозированию, тренер должен принимать во

внимание то, что все особенности качества можно разделить на две группы:

1.Особенности и качества, на которые нельзя влиять. В первую очередь

это касается таких морфологических признаков, как рост, конституция и т.д.,

где воздействие генетических факторов очевидно. Степень наследственного

влияния на двигательные способности и функциональные признаки можно

определить с помощью изучения родословных, исследования статических

связей

между

двигательными

возможностями

детей

и

родителей,

исследования близнецов.

2. Особенности и качества, на которые при определенном подходе

можно влиять. Прогноз спортивных способностей может быть сделан путем

изучения стабильности показателей или наследственных влияний. Изучение

стабильности показателей является основой прогноза индивидуального

развития человека. Измеряя рост, силу или выносливость и т.д. у группы 9-

летних детей на начальном этапе отбора, нас больше интересует, что будет с

ними через десять лет – останутся ли высокие высокими, сохранят ли

сильные или выносливые свои преимущества перед сверстниками? Иными

словами: стабильны ли эти показатели в процессе развития ребенка? Если да,

то развитие можно прогнозировать, если нет, то ни прогноз, ни отбор

невозможны.

Соотношения между качествами, определенными на начальном этапе

отбора, и темп прироста этих качеств в ходе тренировок указывают

специалисту по отбору на правильность его прогноза. Одновременно темп

прироста качеств каждого подопечного указывает тренеру на пути и

средства,

с

помощью

которых

ему

следует

направлять

свои

профессиональные действия, или на то, что он должен пересмотреть

программы

индивидуальной

и

групповой

работы.

Прогнозирование,

основанное

только

на

начальных

результатах,

нередко

оказывается

достаточно надежным.

Темп прироста начальных особенностей и качеств не развивается по

линии равномерного подъема скачкообразна. Это правило действительно для

изучения и освоения элементарной техники баскетбола и является настоящей

западней для нетерпеливых тренеров. особое значение имеет фаза застоя,

приходящаяся на первые месяцы специализированной тренировки. После

того как ученик относительно быстро овладел элементарными техническими

знаниями, следует период выраженного застоя. и все же этот застой – лишь

видимость, так как прогресс происходит, но он неизмерим, и потому

создается впечатление, что с учеником ничего не происходит. Результаты

обучения здесь оттеснены переменами адаптационного характера, т.е.

приспосабливанием

к

условиям

и

требованиям,

необходимым

для

значительного «скачка» тех качеств, которые до той поры были не

заметными. Опасность состоит в том, что этот период кратковременного и

кажущегося застоя тренер может оценить как предел возможностей своего

ученика.

Прогнозирование призвано определить, в каком направлении будет

развиваться баскетбол, какие спортивные результаты будут характерны для

того или иного промежутка времени, лежащего в будущем, и каким

модельным характеристикам должен отвечать баскетболист к тому времени,

чтобы показать наивысшие спортивные результаты.

При отборе первостепенное значение имеет определение комплекса

признаков, обладающих высокой прогностической значимостью. В процессе

многолетней подготовки число баскетболистов от этапа к этапу сокращается,

комплекс методов отбора, расширяется, сам отбор становиться более

углубленным.

В баскетболе отбор включает показатели, на основе которых можно

судить об успешности овладения навыками игры в баскетбол и высокой

эффективности соревновательной игровой деятельности.

При отборе необходимо опираться на объективные показатели: уровень

и

изменение

комплекса

показателей

с

возрастом

и

под

влиянием

целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками

игры и спортивными достижениями в баскетболе. В круг таких показателей

входят:

1. Уровень развития физических и координационных способностей,

специфичных для приемов игры в баскетбол.

2. Уровень развития способностей (быстрота реакции, оперативное

мышление, количество перерабатываемой информации и др.).

3. Морфологические данные, функциональные особенности органов и

систем организма детей, свойства высшей нервной деятельности.

4. Психические качества и свойства личности, в частности

психологическая

совместимость

членов

команд,

их

эмоциональная

устойчивость.

Для успешного прогнозирования – умения правильно предвидеть

потенциальные возможности начинающего спортсмена необходимо в первые

годы занятий оценивать уровень развития способностей, которые обеспечат

достижение высокого мастерства в будущем. Точность прогноза увеличится,

если

при

этом

будут

учитываться

темпы

прироста

показателей

в

определенных возрастных периодах или способность к прогрессированию в

процессе тренировки. Отсюда возникает необходимость выявления не только

уровня стабильности показателей, определяющих спортивные достижения,

но и возрастных периодов наибольшего прироста уровня развития отдельных

двигательных

способностей.

Последнее,

позволит

прогнозировать

способности по темпам прироста, а также обосновать наиболее эффективные

методы

педагогические

воздействия,

соответствующие

возрастным

особенностям растущего организма и требованием, предъявляемым на

различных этапах многолетней тренировки.

Налаженная система поиска талантливых спортсменов – резерва для

большого спорта – далеко не исчерпывает проблемы отбора. Отбор

способных детей и подростков тесно связан с выработкой наиболее

эффективной методики их подготовки, которая бы наилучшим образом

обеспечивала профилактику потерь на пути к вершинам спортивного

мастерства. Поэтому, при решении проблемы отбора с особой остротой

встают вопросы совершенствования методик обучения и тренировки.

Оптимизация педагогического воздействия на отдельных этапах

многолетней тренировки и всего спортивного пути возможна на основе

получения надежного прогноза закономерностей развития физических

качеств и функциональных систем растущего организма за этот период

времени. Для наиболее эффективного педагогического воздействия в

процессе многолетней тренировки важно выявить возрастные периоды

быстрого развития физических качеств, так как именно в это время

отмечается большое влияние внешней среды, в том числе тренировки, на

темпы прироста качеств. Эти периоды необходимо использовать для

направленного педагогического формирования качеств, обуславливающих

спортивные достижения.

1.4. МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Для осуществления эффективного отбора в юношеском спорте важно

знать промежуточные модели, характеризующие спортсмена на отдельных

этапах спортивного мастерства/

При определении модельных характеристик понимается уточнение

требований, которым должен соответствовать спортсмен в конкретном виде

спорта.

Разработка модельных характеристик является одним из наилучших

путей повышения эффективности отбора перспективных спортсменов и

управления

процессом

тренировки,

соревнования

и

направленного

восстановления.

В

последние

годы

разработаны

теоретические

и

методические, подходы к решению этой проблемы. Они возникли в ходе

изучения состояния спортсмена высокой квалификации как системы.

Выделены основные составляющие этой системы, построены блок – схемы ее

моделей в основных видах группах спорта( Кузнецов, Новиков, Шустин)

Эти блок – схемы служат методической основой для разработки

модельных характеристик сильнейших спортсменов в конкретных видах

спорта.

Различаются три уровня компонентов моделей сильнейших

спортсменов.

Первый уровень блок – схемы определяет модельные

характеристики сильнейших спортсменов на ответственных соревнованиях.

На втором уровне находятся характеристики специальной, физической,

технической,

тактической

подготовленности

спортсмена

в

период

спортивной

формы.

Третий

уровень

характеризует

функциональную,

психологическую подготовку, особенности телосложения, а также основные

временные этапы спортивного совершенствования (возраст начала занятий,

спортивный стаж, время наивысших спортивных достижений и т.п.).

Схема № 1

Соревновательная деятельность

Блок – схема модели сильнейшего спортсмена

Несомненно, подобная блок – схема носит условный характер и лишь

ориентировочно отражает «модель сильнейшего спортсмена».

Специфика отдельных видов спорта, отличительные требования к

спортсменам определяют большое разнообразие модельных характеристик

соревновательной деятельности сильнейших спортсменов.

Можно выделить три группы модельных характеристик:

общие

для

всех

видов

спорта

(генеральные)

модельные

характеристики;

общие

для

группы

видов

спорта

(обобщенные)

модельные

характеристики;

модельные характеристики, специфичные для каждого отдельного вида

спорта.

В основе построения моделей сильнейших спортсменов

лежит

разработка характеристик соревновательной деятельности, отражающих

особенности спортивной борьбы. необходимо предусмотреть взаимосвязь

элементов модельных характеристик как по горизонтали, так и по

вертикали.

Приведем основные обобщенные модельные характеристики

соревновательной

деятельности.

В

баскетболе

к

ним

относятся:

Специальная

физическая

подготовленность

Техническая

подготовленность

Тактическая

подготовленность

Психологическая

подготовленность

Морфологические

особенности

Возраст

спортивный

стаж

Функциональная

подготовленность

эффективность атакующих и защитных действий; активность атакующих

и активных действий; разнообразие атакующих и активных действий.

Отметим необходимость оценивать в условиях соревновательной

деятельности характеристики непосредственной психической готовности

спортсмена: способность к оценке соревновательных ситуаций; уровень

мобилизации; самоуправление состоянием и поведением; эффективность

взаимодействий игроков.

Все эти показатели определяется как для отдельных игроков, так и

для команды в целом. Для оценки перечисленных характеристик в разных

видах спорта необходимы различные методики.

По каждой из обобщенных характеристик специалисты выделяют

необходимое число частных, специфических модельных характеристик

(элементов). Например, в баскетболе эффективность атакующих и

защитных действий может оцениваться: коэффициентом эффективности

бросков в движении, штрафных бросков, подборов мяча в борьбе под

щитом противника, перехватов, как для команды, так и для игроков

различного амплуа.

В модельных характеристиках специальной физической

подготовленности с учетом необходимости достижений прогнозируемого

или рекордного (превышающего прогнозируемый уровень) спортивного

результата отражаются:

1.

Уровень

развития

(сила,

выносливость,

быстрота,

мощность)

ведущих в данном виде спорта мышечных групп.

2.

Уровень развития двигательных качеств в основном упражнении,

выполняемом

в

меняющихся

условиях

(укороченная

или

удлиненная дистанция, измененные вес или форма снаряда, размеры

площадки и составы команд).

3.

Уровень

развития

двигательных

качеств,

тестируемых

на

специализированных

тренажерах,

позволяющих

моделировать

соревновательные упражнение или отдельные его элементы.

В модельных характеристиках технической подготовленности отмечаются:

1.

Эффективность технического действия.

2.

Устойчивость технического действия.

В

модельных

характеристиках

специальной психической

готовности

психологии спорта выделяют:

способность к объективной самооценке;

эмоционально – волевой настрой;

моторную готовность

В

модельных

характеристиках

функциональной

подготовленности

сильнейших спортсменов (третий уровень) необходимо отразить уровень

значимости для конкретного вида спорта основных физиологических систем

организма:

двигательного анализатора ЦНС;

вестибулярного анализатора;

слухового анализатора;

зрительного анализатора;

эндокринной системы;

периферического нервно – мышечного аппарата;

сердечно – сосудистой системы;

обмена веществ;

регуляции теплообмена.

В модельных характеристиках общей психологической подготовленности

спортсменов в соответствии со значимостью в каждом виде спорта

специалисты выделяют:

спортивно – соревновательную мотивацию;

способность к мобилизации;

способность к самоуправлению;

психическую выносливость;

эмоциональную устойчивость;

психофизиологические показатели тренированности.

В модельных характеристиках морфологических особенностей спортсмена

выделяют следующие показатели с учетом их взаимосвязи и в соответствии

со значимостью для достижения, прогнозируемого рекордного спортивного

результата:

тотальные размеры;

конституционный тип;

состав тела;

удельный вес тела;

осанку;

состояние сводов стопы.

При разработке модельных характеристик должны быть определены

диапазоны

компенсаторных

возможностей

человеческого

организма,

выраженные в количественных оценках, а также резервные возможности

организма спортсмена, лимитирующие факторы и слабые звенья (Кузнецов,

Ратов). В зависимости от этапа подготовки могут меняться не только

прогнозируемые

оценки

отдельных

характеристик,

но

и

сами

характеристики.

Роль различных модельных характеристик сильнейших спортсменов в

отборе юных перспективных спортсменов и управлении их тренировочным

процессом

неравнозначна.

Например,

при

управлении

тренировочном

процессом более существенны, чем при отборе (особенно при отборе на

начальных

этапах

спортивного

совершенствования),

модельные

характеристики соревновательной деятельности, технической и тактической

подготовленности, но не так существенные модельные характеристики

морфологических особенностей, возраст и спортивной стаж сильнейших

спортсменов.

1.5.Медико-биологические аспекты отбора в баскетболе.

Проблема спортивного отбора может быть успешно решена лишь в том

случае, если будут подвергнуты глубокому и всестороннему анализу ее

медико-биологические аспекты. Материальной основой индивидуальных

различий как предпосылок развития двигательных способностей являются

анатомо-морфологические

особенности

(строение

отдельных

органов,

телосложение, особенности нервно-психической организации, эндокринная

регуляция и др.). На межиндивидуальные различия значимых для спортивной

одаренности

показателей

оказывают

воздействие

многие

факторы,

большинство

из

которых

обусловлены

природой

индивида,

его

конституцией, а более точно – генотипом.

В числе прочих в оценке перспективности спортсменов определенное

значение большинством спортивных антропологов и исследователей другого

профиля

придается

морфофункциональным

показателям

и

конституциональным

особенностям

индивида

(Мартиросов,

Никитюк,

Дорохов, Губа). Для баскетбола уже исходные величины роста и массы тела

могут служить достаточно надежными прогностическими показателями

будущих успехов. Так, высокорослый баскетболист имеет несравненно

лучшие перспективы, чем низкорослый или среднего роста спортсмен.

Определенное значение для достижения высоких результатов в

баскетболе имеют морфологические особенности: рост, вес, росто-весовой

индекс, длина конечностей и их сегментов, соотношение костной, мышечной

и жировой тканей и некоторые другие показатели. На высокую связь между

строением тела и результативностью в беге на средние дистанции указывают

ряд авторов. Чем выше влияние особенностей строения тела на спортивно-

технический результат, тем больше сходство проявляется в телосложении.

Автор делает справедливый вывод, что спортсмен с соответствующим

данному

виду

спорта

телосложением

будет

иметь

потенциальные

возможности выше по сравнению с тем, у кого недостатки строения тела

необходимо компенсировать за сет двигательных качеств и техники.

В темпах увеличения роста и массы тела у мальчиков и девочек

школьного

возраста

имеют

существенные

различия,

которые

нужно

учитывать в процессе спортивного отбора (таблица 2). До 10

лет

существенных различий в темпах изменения роста и массы между девочками

и мальчиками не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко

увеличивается, а с 11 они заметно обгоняют мальчиков и в массе тела. Резкое

увеличение длины у мальчиков начинается с 12, а массы с 13 лет. К 15 годам

мальчики становятся выше девочек, имеют большой объем и размах грудной

клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте

движений.

Таблица 2.

Интенсивность роста тотальных размеров тела учащихся

Возраст, лет

Годичный прирост

Длина

тела, см

Масса

тела, см

Окружность

грудной клетки,см

Мальчики

8 – 9

4,1 – 6,3

1,6 – 4,0

1,0 – 4,0

9 – 10

3,9 – 6,5

1,7 – 4,3

1,1 – 4,1

10 – 11

3,9 – 6,9

2,0 – 4,6

1,1 – 4,3

11 - 12

3,7 – 7,1

2,0 – 5,4

1,1 – 4,3

Девочки

8 – 9

3,9 – 6,3

1,4 – 3,8

0,9 – 3,9

9 – 10

4,0 – 7,0

1,8 – 4,7

1,1 – 4,1

10 – 11

4,5 – 8,3

2,0 – 5,6

1,5 – 5,1

11 - 12

4,2 – 8,2

3,4 – 7,7

1,8 – 5,6

Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Кости таза

интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет

формирование их у мальчиков и девочек идет неравномерно. К началу

полового

созревания

темпы

развития

тазового

пояса

у

девочек

увеличиваются. Сращение трех частей безымянной кости начинается в

возрасте 5 – 6 лет и заканчивается только к 20 – 21 году.

Важное значение для правильной научной трактовки вопросов,

связанных с опорно-двигательным аппаратом детей и подростков, является

изучение данных о развитии двигательной функции детей школьного

возраста. По данным многочисленных исследований, в развитии силы

отдельных мышечных групп имеют место как возрастные, так и половые

различия. Общая масса скелетных мышц в 8-летнем возрасте составляет

27,2%, а в 12-летнем – 29,4% от веса тела. Становая сила мальчиков с 7 до 12

лет увеличивается на 11%, у девочек на 36%.

В процессе спортивного отбора целесообразно учитывать показатели

быстроты, в частности темпа движений и уровень развития скоростно-

силовой подготовленности индивида. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно

возрастает темп движений. К 10 – 12 годам прирост темпа движений у

девочек и мальчиков выравнивается. Скорость и произвольная частота

движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14 –

15 годам достигают значений, близких к предельным.

В темпах прироста скоростно-силовых качеств имеются существенные

различия, связанные с возрастом и полом. Наибольший годовой прирост

результатов в прыжке в длину с места у девочек наблюдается с 9 до 10 лет

(20%). С 10 до 11 лет этот прирост составляет 5%, а с 11 до 15 лет

существенного роста результатов не происходит. У мальчиков прирост

результатов при выполнение прыжка в длину с места идет до 14 – 15 лет

возраста. Возрастное увеличение дальности метаний также заканчивается к

этому возрасту.

В возрастных изменениях двигательной функции ведущее место

принадлежит центральной нервной системе. Морфологическое развитие

нервной

системы

к

периоду

полового

созревания

почти

полностью

завершается. В связи с тем, что у детей к 12 – 13-летнему возрасту созревают

центры двигательного анализатора, основные проявления двигательной

функции у них достигает высокой степени развития. Совершенствование

пространственной ориентировки связанно в первую очередь с развитием

проприоцептивной чувствительности. Она достигает в младшем школьном

возрасте такого уровня развития, который создает возможность разучивания

сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а

отдельные, технические сложные упражнения для них оказываются более

доступные, чем для взрослых людей. В возрасте 14 – 15 лет способность к

овладению сложными двигательными навыками становится хуже, чем у

подростков 12 – 13 лет. По-видимому, это связанно с интенсивными

процессами полового созревания и относительным замедлением темпов

развития двигательного анализатора. Отмечено, что систематические занятия

физическими

упражнениями

сглаживают

этот

перепад

в

развитии

двигательного анализатора.

В развитии мышечного аппарата у детей наиболее отчетливо

просматриваются

закономерности

системогенеза:

морфологической

и

функциональной зрелости достигают, прежде всего мышцы, от функций

которых зависит выживание младенца появившегося на свет. Анатомический

поперечник мышц к 16 – 17 годам достигает показателей взрослого человека,

однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше – до 23 – 25

лет.

Адаптация мышечного аппарата к физическим нагрузкам связанна в

первую очередь с гипертрофией мышечных волокон. Наблюдается также

увеличение

их

числа

волокна

расщепляются

продольно

или

отпочковываются от материнского волокна. Занятия спортом в известной

степени снимают возможные дисропорции в увеличение мышечной массы и

массы тела. В то же время чрезмерные мышечные усилия приводят к

стремительной гипертрофии мышечных волокон. У выдающихся штангистов

мышцы могут составлять более половины массы тела при норме 35 – 40%.

При прочих равных условиях динамические упражнения более

благоприятно

воздействуют

на

активную

часть

опорно-двигательного

аппарата (мышцы), чем на пассивную (кости, сухожилия, связки).

При оценке возрастных изменений мышечной работоспособности,

которая служит главным показателем адаптации мышечного аппарата,

необходимо учитывать не только величину нагрузки, но и ее качественные

особенности (локальная или общая, динамическая или статическая), а также

ее

энергетические

характеристики

(работа

большой,

умеренной,

максимальной, субмаксимальной мощности). [37,31]

Возрастные границы проявления максимальной мышечной

работоспособностей

варьируются весьма в широких пределах. Случаи

раннее

рекордных

достижений

в

тяжелоатлетическом

спорте

пока

расцениваются как уникальные. По-видимому, тяжелая атлетика в целом, не

станет намного моложе в ближайшие годы.

На формирование человека как личности исключительное влияние

оказывают социальная среда, воспитание. Изменяя факторы внешней среды,

можно целенаправленно воздействовать на становление личности.

1.6. Психологические аспекты отбора в баскетболе.

Игровая деятельность баскетболистов связана со своевременным

выбором и реализацией технико-тактических приемов. целесообразных в

определенных игровых ситуациях. Специфические особенности техники

баскетболистов являются неотъемлемой частью психологической структуры

их деятельности. Известно, что игровая деятельность баскетболистов

связанна со своевременным выбором и реализацией технико-тактических

приемов, целесообразных в определенных игровых ситуациях. [33]

Каждому игровому амплуа, с учетом специфики деятельности

баскетболиста,

должен

соответствовать

комплекс

высокоразвитых

психических функций (моторной, сенсорной, интеллектуально сферы и т.д.).

Реакция выбора. Данный вид альтернативной реакции основан на

взаимосвязи между сигналами – раздражителями и ответом на них.

Временные

характеристики

реакции

выбора

зависит

от

количества

предъявляемых альтернатив. Баскетболисту каждого амплуа в соответствии

со специфической его деятельности приходится реагировать на различное

количество альтернатив.

Антиципирующая реакция (реакция предвидения, учреждения,

предвосхищения) характерна для игровой деятельности центровых игроков и

заключается в умении контролировать движение мяча и в устремлении

«перехватить» его после отскока, действуя с упреждением. Различается

антиципирующая реакция в коротких и длинных временных интервалах.

«Чувство времени». Успешная игровая деятельность баскетболистов

связана с точной оценкой временных интервалов. Основную роль в «чувстве

времени» играют мышечно-двигательные ощущения, отражающие темп

совершаемых движений, быстроту их последовательной смены и различие в

мышечных напряжениях (Рудик 1967).

Баскетболистам

разных

амплуа

необходимо

владеть

специализированным восприятиям временных интервалов.

Пространственная и скоростная точность.

Для оценки

пространственного восприятия применяется тест с последующем анализом

графического

задания

(М.

Мирошников).

Графическое

задание

предусматривает обводку карандашом геометрических фигур – шаблонов без

зрительного контроля. Более высокий процент устойчивости движения

свидетельствует

о

наличие

предпосылок

точности

пространственного

восприятия, особенно важного качества игроков задней линии. Тест для

определения скоростной точности, предложенный нами заключается в том,

что испытуемый в течение минимального отрезка времени (2 – 3 сек.)

находит центр у десяти окружностей, нанесенных на специальный бланк.

количество точных отметок (процентное отношение) является показателем

скоростной точности.

Распределение и объем внимания. Организация игры требует

отчетливого о одновременно направленного восприятия нескольких объектов

(партнеров, противников, их расположения на площадке, перемещение мяча

и партнеров с целью оценки игровой ситуации и т.д.). На ряду с

показателями распределения внимания и деятельности игроков задней линии

большую

роль

играет

объем

внимания,

который

характеризуется

одномоментным и четким восприятием большого количества объектов.

Наличие высокого показателя объема внимания позволяет четко

анализировать игровую обстановку, решать сложные тактические задачи и

применять рациональные игровые приемы.

Сосредоточенность внимания характеризует его направленность на

определенный объект или вид деятельности. Особенно высокая степень

интенсивности сосредоточенного внимания наблюдается у игроков передней

линии при реализации бросков, которая взаимосвязана с показателем

процента попаданий.

Переключение внимания. В игровой деятельности центровых игроков

наличие этого высокоразвитого показателя играет ведущую роль, ибо он

определяет умение переключить внимание защитных действий на борьбу за

отскочивший мяч, затем на организацию быстрого прорыва и участия в нем,

а при позиционном нападение – переключение внимания с розыгрыша мяча

партнерами на атакующие действия и борьбу за отскочивший мяч на щите

противника.

Объем поля зрения. Для одновременного восприятия большого

количества объектов необходимо увеличение объема поля зрения (объемы

пространства, позволяющего неподвижному глазу воспринимать объекты).

Специфика

деятельности

баскетболистов

отражается

на

особенностях

восприятия объектов в определенных направлениях.

Таким образом, при определение игровой специализации юных

баскетболистов

целесообразно

руководствоваться

комплексом

психологических показателей, доминирующих в их специфической игровой

деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля.

М.:1989. – 166

2.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в

физическом воспитании./Пособие для студентов, аспирантов и

преподавателей институтов физической культуры. М.ФиС1978.-223с.

3. Бальсевич В.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора

и спортивной ориентации // Теория и практика физ.культуры. – 1980.№1 – С.

31 – 33.

4.Брянкин С.В., Шустин В.Н. Основание классификации форм спортивного

отбора // Совершенствование системы подготовки спортсменов. – М.,

1979.- с.46.

5.Баскетбол.

Примерная

программа

спортивной

подготовки

детско-

юношеских

спортивных

школ,

специализированных

детско-юношеских

спортивных школ Олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.с – 128.

6. Бирючков Б.И. Методика подготовки дипломной работы. – М., 1983.

7. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.

8. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС, 1971. – с.256.

9.Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М: ФиС, 1983. – 176 с.

10.Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровья,

1984.с-318.

11. Волков В.М. Биологические аспекты отбора и управления в юношеском

спорте.

12. Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней

спортивной ориентации. ИКА. – М., 1998. – 68 с.

13.Дорохов Р.Н. Место и роль оценки физического развития и при отборе и

ориентации детей подросткового возраста./ Медицинские аспекты

подросткового возраста. – Смоленск, 1979.

14. Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г. Методика раннего отбора и

ориентации в спорте: Учеб. пособие. – Смоленск, 1994. – 86 с.

15.Зельдович Т., Кераминас С. Подготовка юных баскетболистов. М.: Ф и С

1984.- 215с.

16. Запорожнов В.А., Сахновский К.П., Кузьмин А.И. Методика оценки

перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и

практика физической культуры, 1973. - №7.

17. Зоркин И.Ф., Ганюшкин А.Д. Метод отбора спортсменов // Теория и

практика физической культуры. – 1966 . - №1. – с. 51 – 53.

18. Иваницкий М.Ф. Отбор учащихся в детско-юношеские спортивные

школы// Теория и практика физической культуры. – 1966. - №7. – с. 18 - 19

19. Имашев А.М., Ионов А.А. /Методические рекомендации по подготовке,

оформлению и защите выпускной квалификационной работы –

Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2003.-38 с.

20.Костикова Л.В. Баскетбол. Азбука спорта. – М.: Ф и С, 2002-175с.

21.Костикова Л.В. Методики ведения научно-исследовательской работы по

баскетболу./Методическое пособие. М.: Ф и С, 1980.- 23с.

22.Коузи Б., Пауэр Ф.Баскетбол: концепции и анализ. Перевод с английского

М.: Ф и С,1970.-271с.

23. Кузнецов В.В. О проблеме отбора // Проблемы отбора юных спортсменов.

– М., 1976. – с. 4 – 10.

24. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Изд-во АСТ,

1998.

25. Майзель Н.И., Небылицин В.Д., Теплев Б.М. Психологические вопросы

отбора. – В кн.: Инженерская психология. – М. – с.48.

26.Матвиенко В.П., Матвиенко Т.В. Учебная модернизированная поурочная

программа для ДЮСШ по баскетболу./Переработанное Издание

Набережные Челны.1999. –156с.

27. Мартиросов Э.Г. Морфологические проблемы спортивного отбора // Сб.

науч.тр. – М., - 164 с.

28. Никитюк Б.А. Генетические маркеры и их роль в спортивном отборе //

Теория и практика физической культуры. – 1985. - №11. – с. 38 – 40.

29. Николич А., Параносич В. /Отбор в баскетболе/ М.: Ф и С, 1984 – 140 с.

30. Петровксий В.В. Педагогическое управление в спортивной тренировке //

Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. – Киев:

КГИФК, 1990. – с. 44-50.

31. Платонов В.Н., Запорожнов В.А. Теоретические аспекты отбора в

современном спорте // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной

тренировке. – 1990. – с. 5-16.

32. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. –М.:

Педагогика, 1989.

33. Соколик И.Ю. Современные проблемы отбора и диагностики спортивной

одаренности. – Минск, 1998. – с. 110.

34. Урысон А.М. Рост и развитие ребенка. – М.: МГУ, 1973. – с.4-54.

35. Фомин С.Г., В.П. Губа, Чернов С.В. Особенности отбора в баскетболе. –

М.: Ф и С, 2006. – 144 с.

36. Хачквонян К.Г. О проблемах отбора ранней специализации и общей

направленности учебно-тренировочного процесса в детско-юношеском

спорте // Отбор и юношеский спорт за рубежом: Тематическая подборка.

– М.: ЦООНТИ – ФиС, 1987. – вып.6. – с. 24.

37. Шварц Б.В., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной

ориентации и отбора. – М.: ФиС, 1984 – 148 с.

38. Шпокас А.А., Филин В.П., Янкаускас И.М. Некоторые вопросы отбора и

прогнозирования способностей юных спортсменов // Теория и практика

физической культуры. – 1977. - №3. с. 40-43.

39. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. М. ФиС-1978.-160с.

40..Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. /Под ред.



В раздел образования