Авторы: Долголаптев Павел Сергеевич, Бекметова Фируза Равильевна
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Баскетбол как спортивная игра характеризуется высокой
эмоциональной, интеллектуальной насыщенностью и предъявляет высокие требования
к физическим качествам спортсмена [31].
Основными видами двигательных актов баскетболистов являются быстрые
перемещения, прыжки, броски при приеме мяча, выполнение которых связано с
определением риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все
двигательные действия характеризуются большой вариабельностью, изменчивостью.
Сложность игровых действий заключается в том, что арсенал технических приемов
приходится применять в различных сочетаниях и условиях, которые требуют быстрого
переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму,
скорости и характеру [11].
Для полноценного использования баскетбола как фактора физического и общего
воспитания юных спортсменов важно оптимизировать спортивную деятельность с
учётом особенностей этого вида спорта. Одна из таких особенностей – очень широкий
круг разнообразных двигательных действий, сложно координационных движений,
требующих закреплённых ранее двигательных навыков [30].
Умение координировать свои движения, хорошо ориентироваться в сложной
игровой обстановке, быстро принимать решения, точно и рационально выполнять
соответствующие
действия
-
основа
успешного
ведения
соревновательной
деятельности и достижения высоких спортивных результатов [15].
В баскетболе координационные способности тесно взаимосвязана с другими
физическими качествами - быстротой, силой, гибкостью, а также с техникой и
тактикой игры.
Появление новых методик и исследований вносит коррективы в тренировочный
процесс и его составляющую развития физических качеств. Мы часто сталкиваемся с
1
проблемой выбора наиболее эффективного пути для развития физических навыков и
способностей. И в последнее время это связано, в первую очередь, с развитием
техники, науки, с укреплением различного рода отношений между странами, с
расширением значения спорта в жизни людей. И все это требует углубленного знания
в области спорта как одного из важнейших факторов не только развития физических
качеств человека, но и укрепления его психоэмоциональной сферы [2].
Актуальная
проблема
подготовки
юных
баскетболистов
-
повышение
эффективности соревновательных действий на основе развития быстроты и точности
выполнения технико-тактических приемов. Оценку эффективности деятельности
можно дать через качественный анализ количественных данных тренировочных и
соревновательных
действий.
Критерий
качественной
оценки
может
служить
точностью выполнения основных технических приемов игры: передачи, ведения мяча,
броску. Выполнение технических приемов игры требует максимального проявления
точности пространственных, временных и силовых параметров. Целесообразное
сочетание
их
-
источник
своевременной
точности,
гарантирующий
высокую
эффективность в соревновательных действиях баскетболистов [13,12,30].
Большинство тренеров признают необходимость целенаправленного развития
координационных способностей, в том числе точности двигательных действий, начиная
с первых шагов в баскетболе. Однако не всегда развитию этого качества отводится
достаточное внимание на тренировочных занятиях, что не позволяет баскетболисту
раскрыть все потенциальные возможности в соревновательной деятельности.
1.1 Особенности двигательной деятельности баскетболистов
Баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее
характерны разнообразные движения ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки,
ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое
разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного
аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма [4,5].
2
Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся,
особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Для достижения успеха
необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий
общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность,
соответственно которой баскетболистов различают по амплуа - центровой игрок -
должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной
выносливостью и прыгучестью - крайний нападающий - это прежде всего высокий
рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства,
снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и
решительно
-
защитник
должен
быть
максимально
быстрым,
подвижным
и
выносливым, рассудительным и внимательным [3,9,10].
Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой
деятельности.
Отличают
игроков
по
амплуа
не
только
игровые
приемы
и
расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.
Результативность
игровых
действий
тесно
связана
с
показателями
сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем
является чувство времени, которое можно рассматривать как компонент специальных
способностей баскетболистов. В основе развития чувства времени лежит деятельность
комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным
восприятием [7,13].
Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным
восприятием
временных
интервалов.
Игроки
задней
линии
должны
хорошо
ориентироваться в интервалах 5-10 сек что связано с организацией игры, центровые в
интервале 3 сек отведенных правилами на игру в штрафной площадке игроки передней
линии - 1 сек наиболее устойчивом интервале броска. Команды стремятся достичь
преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь
раскрыть планы противника.
Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления
игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и
3
организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к
оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют
существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с
представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна
при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии
решения в эмоционально напряженных условиях [14,20].
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление
противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными
приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять
направление и скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре - не просто
сумма
отдельных
приемов
защиты
и
нападения,
а
совокупность
действий,
объединенных общей целью в единую динамическую систему [24,25].
Правильное
взаимодействие
игроков
команды
-
основа
коллективной
деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов
команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.
Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо.
Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок,
необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая
расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча.
Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных
навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта
игроков. Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу за игру
спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при
этом 130-140 прыжков, множество рывков до 120-150, ускорений и остановок [11,21].
Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в
корзину.
Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены,
непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без
мяча. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается,
4
прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении
интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная
физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил. Установлено,
что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер
аэробно-анаэробный. Основной показатель аэробных возможностей - величина
максимального потребления кислорода МПК у баскетболистов с ростом квалификации
растет и мастеров спорта достигает 5,1 л мин примерно 60 мл на 1 кг веса. Во время
игры баскетболисты используют 80-90 максимального энергетического потенциала.
Важный
показатель
функционального
состояния
организма
-
сердечно-
сосудистая система.
Частота сердечных сокращений ЧСС является кардиологическим критерием,
отражающим
степень
физиологической
нагрузки.
Установлено,
что
ЧСС
у
баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд мин. Величина тренировочной
нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых
игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие
используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме
[1,19].
Исследования
показали,
что
специальные
упражнения
баскетболистов
существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении
штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд мин, уровень потребления
кислорода - 30 от максимальной величины при выполнении специальных упражнений
средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд мин, уровень
употребления кислорода в пределах 50 от МПК при выполнении игровых упражнений
ЧСС достигает 172-187 уд мин, величина кислородного долга 5-7 л мин. За игру
спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и
квалификации различны. Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть
большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых
усилий для достижения победы.
5
Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает
планировать
учебно-тренировочный
и
соревновательный
процессы,
создавать
нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен
быть направлен учебно-тренировочный процесс.
1.2. Анатомо-физиологические особенности баскетболистов 12-13 лет
Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У
социологов – на изменении общественного положения и социальной деятельности
личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально–
демографической группы. Психологов прежде всего интересуют психологические
изменения – в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с
содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Все подходы,
несмотря на некоторые различия, по сути интегративны. В прошлом возрастная
терминология также не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля
говорится, что «подросток – это дитя на подросте, около 12-13 лет». Л. Толстой в
трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими
периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20
лет. Как считает И. С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто
хронологический
возраст
и
определенную
ступень
индивидуального
развития
(созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для
данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди
разного возраста. различаются по своей способности выполнять те или иные
социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер
деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное
общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень
притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно–ценностный
момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного
6
возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и
возрастную категорию» [1,27].
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному.
Ученые,
придерживающиеся
биологического
подхода,
считают,
что
начало
подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с
репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, пред пубертатный), начинается в 8–9 лет и
заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.
По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется
деятельность щитовидной железы и гипофиза [1,19,27].
На
втором
этапе,
пубертатном,
появляются
первые
признаки
полового
созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие,
изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие
изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и
мальчиков).
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез
внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового
периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см
в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка
непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень
чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя
спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем
последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные
сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным.
Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное
насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению
функционирования
психических
процессов,
уменьшению
объема
внимания
(способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению
скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой),
7
к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и
более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они
влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых
признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение,
поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит
развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности,
кормлению ребенка [1,19,27].
К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек),
окончательно
завершается
половое
созревание.
Наступает
анатомическая
и
физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в
среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в
отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З.
Фрейду. Возраст 12–15 лет – это период пубертата (лат. pubertas – половая зрелость),
т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня
развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным
отношениям. Вступление в генитальную стадию сопровождается биохимическими и
физиологическими
изменениями
в
организме.
В
результате
этих
изменений
усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. Иначе говоря, на
этой стадии требуется наиболее полное удовлетворение сексуального инстинкта. Так
считают психоаналитики. Предпочтение подростками своих сверстников, по мнению
Фрейда, свидетельствует о гомосексуальных тенденциях их поведения. Формируется
генитальный характер – зрелость и ответственность в социально–сексуальных
отношениях [1,19].
Основатель
психоанализа
терпимо
относился
к
сексуальной
свободе,
а
пассивность, свойственная начальному школьному возрасту, с его точки зрения, может
привести к психическим травмам. Конфликты же в более позднем возрасте связаны со
следами сексуальных конфликтов у подростка. Поэтому все напряжение энергии
8
либидо проявляется в тревоге, так как подросток неспособен справиться с внешним и
внутренним возбуждением. Тревога помогает подростку сформировать защиту своего
«Я» (эго).
Э. Эриксон, последователь З. Фрейда, больше внимания обращал на социальные
и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка. Фрейд был убежден
в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно
представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни
под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6–14 лет Эриксон относит к
позднему детству, а 14–20 – к юности.
Продолжает
эти
идеи
другой
представитель
современного
психоанализа
(неофрейдизма) – Блос. Он различает пять фаз, характерных для перехода от детства к
взрослости. Нас интересуют в первую очередь два этапа – предпубертат (примерно 10–
12 лет) и ранний пубертат (13–14 лет). На первом происходит усиление влечений с
появлением агрессий, подобных тем, что приводили к удовлетворению потребностей в
первые годы жизни. Иначе говоря, в 10–12 лет еще имеют место капризы и упрямство,
немотивированные действия, с помощью которых ребенок добивается того, чего
хочет. На втором этапе девочки и мальчики отдаляются от близких людей из
семейного круга и начинают ориентироваться на внешние объекты, приносящие им
удовлетворение [1,19,27].
Несмотря на явную недооценку общения и семейных отношений, во всех
подходах подмечен общий важный момент – влияние биологических факторов,
имеющих значение для развития физиологических и нервных процессов.
Можно по–разному относиться к фрейдизму. Но психоанализ позволил увидеть
некоторые биологические закономерности развития подросткового возраста, главные
из которых – созревание сексуальных структур организма. А они не могут быть
нейтральными
в
развитии
психодинамики,
психической
устойчивости,
чувствительности (сенситивности).
Некоторые ученые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с
развитием
человеческого
рода.
При
этом
все
особенности
индивидуального
9
взросления сопоставлялись с общественным. Например, период от 10 до 12 лет
назывался периодом робинзонады (детства человечества). Ребенка в эти годы
привлекают походы: ему интересно строить шалаши, разводить костры [19].
Следующий период – от 12 лет – период «охоты и захвата добычи», когда
ребенок начинает интересоваться сельским хозяйством, ухаживает за животными.
Затем наступает торгово–промышленный период (зрелость человечества). У подростка
14–15 лет возникает интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары.
Как видим, определение возрастной периодизации учеными соответствовало их
представлениям о предназначении человека в жизненный период от 11 до 15 лет.
Физиологические изменения влияют на психологическую
и
социальную
зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала
и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и
подростковой периодизации.
Так, психологическую зрелость В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют,
как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11–14 лет. В.
В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в
15 лет. Характерная черта этого периода – общение на основе различных видов
общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются
осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность
оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая
зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить
реальное, возможное и вымышленное.
С. Холл рассматривает зрелость подростка с точки зрения социально–
психологического подхода. Он видел в подростковой стадии отражение эпохи
романтизма и хаоса человечества, когда природные силы противоречат требованиям
социальной жизни. Холл впервые описал психологические особенности подросткового
возраста. Он считал, что негативные проявления подростка обусловлены спецификой
этого
этапа
в
общем
развитии
человека,
а
именно
переходностью
и
промежуточностью. Но все же главное в подростке – природно–биологическое.
10
Следует особо подчеркнуть, что анатомо–физиологические изменения влияют на
психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные
представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические)
особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не
определяют его результаты.
В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно
определять свою судьбу, т. е выбирать место учебы, представлять характер профессии.
Этапы развития разных видов зрелости отличаются друг от друга. Однако они
дополняют представление о том, как подросток становится взрослым и какие
особенности возникают на пути взросления.
1.3.
Понятия «координационные способности» и «ловкость»
Среди многообразия двигательных качеств особое место занимает ловкость.
Имея
в
быту
ряд
обозначений:
сноровка,
юркость,
неуклюжесть,
неповоротливость, она до сих пор не имеет общепризнанного определения.
Примерно
до
60-х
годов
прошлого
столетия
понятие
"координационные
способности" существовало только в форме понятия "ловкость", которые одно в
течение
десятилетий
противостояло
так
называемым
"координационным
способностям"[17, 32].
У специалистов по проблеме "координационных способностей" нет единства
взглядов не только в вопросе о том, что вообще понимать под ловкостью и
координационной способностью, но и в том, сколько координационная способность,
вообще говоря, существует, какова их классификация и структура [29].
В
развитии
координационной
способности
решающее
значение
отводится
социальным факторам, условиям жизни и деятельности человека.
Способности существуют только в развитии и возникают лишь в процессе
конкретной
деятельности. Природной основой координационной способности
являются анатомо-физиологические задатки, как-то: уровень развития и соотношения
11
сигнальных систем, природные свойства анализаторов (например, тонкие зрительные,
слуховые, мышечно-двигательные ощущения), свойства нервной системы (сила,
уравновешенность, подвижность, динамичность), отдельные уровни центральной
нервной системы (уровни построения движения [4]), не равномерность развития
которых
врожденно
обуславливает
и
разные
координационные
способности,
проявленные при решении разных классов двигательных задач (например, у человека
могут быть не одинаковые задатки к проявлению координационной способности в
спортивных играх и гимнастики).
Целенаправленное
и
систематическое
формирование
координационной
способности, по мнению авторов [1;4;19;20], необходимо осуществлять в тесной связи
с
физическим
(кондиционным),
технико-тактическим
и
интеллектуальным
совершенствованием, развитием психических и психофизиологических процессов.
Ловкость
есть
самостоятельная
система
(структура)
координационной
способности, которую, в свою очередь, следует рассматривать в более широкой
системе управления движениями со стороны ЦНС. [4; 29]. Разные координационные
способности
в
большей
мере
обусловлены
центрально-нервными
влияниями
(психофизиологическими механизмами управления и регулирования) и в меньшей
морфологическими и биохимическими факторами, в то время как основные
физические (кондиционные) качества (способностей) - наоборот. [4]. Проявления
ловкости - это своеобразные формы управления движениями (действиями), но это
высшие формы. Не случайно Н.А. Бернштейн [4] метко определил ловкость как
"царицу управления движениями". В системе управления движениями одним из
основных понятий, на понимании которого строятся другие, является понятие
"координация движений". Это понятие взято в качестве отправного для определения
понятий "координационная способность" и "ловкость" [4; 19]. В этой связи под
координационной способностью мы понимаем свойства индивида, определяющие его
готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия. Таких
свойств четыре: правильность (т.е. адекватность и точность), быстрота (т.е.
своевременность),
рациональность
(целесообразность
и
экономичность)
и
12
находчивость
(стабильность,
инициативность).
Совокупность
данных
свойств,
присущих координационной способности, образует качество ловкости. Итак, ловкость
(как более общее понятие, чем координационная способность) - это качество
управления движениями, обеспечивающее правильное (т.е. адекватное и точное),
быстрое (своевременное), рациональное (целесообразное, экономичное) и находчивое
(стабильное и инициативное) решение двигательной задачи. Координационные
способности проявляются в управлении и регулировки двигательных действий через
любое из названных свойств, а ловкость — только через свойство находчивости в
совокупности с другими свойствами [19]. Такое широкое определение ловкости
соответствует пониманию ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна (1991), и
в принципе не противоречит содержанию, обычно вкладываемому в определения
ловкости данные другими авторами [5;10;23] Однако свойства, включенные в
приведенное определение ловкости, выступают как существенные и в тоже время как
необходимые
и
достаточные
свойства,
дающие
ей
вполне
законченную
определенность. Данное определение ловкости показывает, что ее нельзя, по-
видимому, рассматривать как физическое качество (способность). В то же время о ней
правомерно говорить как о комплексном психомоторном (двигательном) качестве,
совокупности координационных способностей [19].
1.3.1. Общая характеристика ловкости, как двигательного качества
Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной
задачи: прыгнуть как можно выше, поймать мяч и т.п. Это задание может быть
различной
сложности.
Сложность
двигательной
задачи
определяется
многими
причинами,
в
частности
требованиями
к
согласованности
одновременно
или
последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений).
Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом
ловкости [30] .
Двигательная задача выполнена если движение соответствует ей по своим
13
пространственным, временным и силовым характеристикам, т.е. или оно достаточно
точно. Понятие точность движения включает в себя: 1) точность пространственных, 2)
точность временных, 3) точность силовых характеристик движения.
Точность движения, т.е. степень его соответствия требованиям двигательной
задачи, является вторым мерилом ловкости [30]. Точность движений имеет своим
следствием достижение высокой экономичности — то же движение начинает
выполняться с меньшей затратой мышечных усилий и энергии. Поэтому в качестве
измерителя ловкости иногда используют какие - либо показатели экономичности
движений [20].
Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом
воспитании, можно условно разделить на 2 группы: 1) относительно стереотипные
(циклические), 2) нестереотипные (ациклические).
Точность в стереотипных движениях зависит, в частности, от того, как долго
человек обучался их выполнению. Поэтому одним из показателей ловкости может
быть время, необходимое для освоения движения.
В нестереотипных движениях также многое зависит от времени, в частности от
времени между сигналами к движению и началом его выполнения. Если обстановка
меняется внезапно, то нужна большая ловкость, чтобы выполнить движение.
Наоборот, если характер движения известен заранее, выполнить его легче. Здесь
мерилом ловкости является то минимальное время, которое достаточно человеку для
выполнения движения с требуемой точностью.
Учитывая всё сказанное, ловкость можно определить, как, во -первых,
способность овладевать новыми движениями (способность "быстро обучаться") и, во -
вторых, как способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с
требованиями меняющейся обстановки.
Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на
основе старых координационных связей. Схематически можно представить, что
человек каждый раз "строит" новое движение из большого числа элементарных и
координационных "кусочков", каждый из которых был освоен и закреплён в процессе
14
предшествующего двигательного опыта [4]. Чем больше запас условно рефлекторных
двигательных связей, чем большим объёмом двигательных навыков владеет человек,
тем легче он овладевает новыми движениями, тем выше его ловкость [10].
Ловкость значительно зависит от деятельности анализаторов в частности
двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений,
тем выше его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке.
С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия
собственных движений и окружающей обстановки, инициативности. Тесно связана
она с быстрой и точностью сложных двигательных реакций [10].
1.4. Сенситивные периоды развития координационных способностей
Для
практики
физического
воспитания
представляются
важным
знание
возрастных закономерностей развития функций двигательного анализатора, лежащей в
основе
формирования
двигательных
действий
детей
и
подростков.
Высокая
способность дифференцировать мышечные ощущения позволяет целесообразно
распределить свои силы во времени и пространстве, отдалять момент наступления
утомления, добиваться наибольшей точности движений. Более того, способность
эффективно
дифференцировать
выполняемое
действие
по
пространственно
-
временным и силовым компонентам является определяющим фактором двигательного
мастерства
индивидов.
Анализ
современной
научно-методической
литературы
показал, что недостаточно изучены и обоснованы принципиальные вопросы развития
кинестетических координационных способностей у мальчиков и девочек младшего и
среднего школьного возраста. Отсутствуют факто логические данные возрастного
формирования кинестетических координационных способностей и их сенситивных
периодов у мальчиков и девочек в зависимости от гармоничности физического
развития [16].
Эффективность тренировочного процесса значительно выше, если акценты
обучающих воздействий будут совпадать по характеру с естественным биологическим
ритмом возрастного развития человека. Этапность онтогенетического развития была
15
положена А.А. Гужаловским в основу предложенной им хронологии периодов,
отличающихся повышенной чувствительностью к избирательно направленному
воспитанию различных физических качеств у детей школьного возраста. Эти
представления вписываются в содержание принципа адекватности педагогических
воздействий индивидуальному состоянию человека. По нашему мнению, именно
индивидуальные
особенности
должны
быть
положены
в
основу
построения
многолетнего
процесса
физического
воспитания
школьников.
Анализ
экспериментальных
данных
показал,
что
важным
фактором
является
неравномерность и разновременность развития способности дифференцировать
мышечные усилия мальчиков и девочек 7-15 лет различных типологических групп.
Способность дифференцировать пространственные параметры движений.
Проведенные исследования показали, что наибольшие зоны чувствительности для
направленного развития способности дифференцировать мышечные усилия в прыжке
в длину с места у гармонично развитых мальчиков в младшем и среднем школьном
возрасте в 7-8 и 13-14 лет; у дисгармонично развитых с 10 до 11 и с 13 до 15 лет; у
резко дисгармонично развитых школьников эти периоды зарегистрированы с 8 до 11
лет.
Выявлено,
что
благоприятные
периоды
для
развития
способности
воспроизводить заданные мышечные усилия зафиксированы в младшем и среднем
школьном возрасте с 7 до 8, с 10 до 12 и с 13 до 15 лет; у гармонично развитых
школьниц с 10 до 11 и с 13 до 15 лет; у дисгармонично развитых с 10 до 12 и с 13 до 14
лет; у резко дисгармонично развитых в7-9 и 12-13 лет.
Наиболее интенсивно сенситивные периоды, для эффективного развития
способности дифференцировать мышечные усилия, гармонично и дисгармонично
развитых школьников рассредоточены с 8 до 9 и с 12 до 13 лет. Проведенные
исследования
показали,
что
у
резко
дисгармонично
развитых
школьников
благоприятные периоды для развития способности дифференцировать мышечные
усилия отмечаются только в среднем школьном возрасте с 12 до 13 лет.
16
Наибольшая
зона
чувствительности
для
развития
способности
дифференцировать мышечные усилия у дисгармонично развитых школьниц отмечена
немного раньше (11-13 лет), чем у мальчиков (12-13 лет); у гармонично развитых
девочек зафиксирована, только одна зона с 11 до 12 лет; у резко дисгармонично
развитых с 8 до 9, с 12 до 13 и с 14 до 15 лет.
Способность к воспроизведению и дифференцированию силовых параметров.
Благоприятные периоды для развития у гармонично развитых мальчиков выявлены
правой рукой в 9-10 и 12-13 лет, левой в 8-9, 10-11 и 12-13 лет; у дисгармонично
развитых в 10-11, 13-14 лет и в 8-9, 10-11 и 12-14 лет; у резко дисгармонично развитых
в 9-10 лет и в 9-10 и 13-14 лет, соответственно [12,3,6].
Выявлено,
что
сенситивные
периоды
для
развития
способности
к
воспроизведению и дифференцированию силовых параметров, зафиксированы у
гармонично развитых в 7-9 и 13-15 лет правой и левой рукой; у дисгармонично
развитых правой рукой в 8-9 и 11-14 лет, левой в 8-10 и 13-14 лет; у резко
дисгармонично развитых в 9-10, 11-13 лет и в 8-10, 13-14 лет, соответственно.
Способность к отмериванию временного отрезка.
Результаты исследования
выявили благоприятные периоды для развития данной способности у гармонично
развитых школьников – 7-9 и 13-14 лет; у дисгармонично развитых - 10-11 лет; у резко
дисгармонично развитых в более ранние сроки с 7 до 9 лет.
Наиболее интенсивно сенситивные периоды рассредоточены у гармонично
развитых с 11 до 13 лет; у дисгармонично развитых на более ранних сроках, чем у
остальных типологических групп с 7 до 10 лет; у резко дисгармонично развитых - с 11
до 13 лет.
Следует так же отметить, что наряду с четко выраженными неравномерными и
разновременными
изменениями
характерными
для
каждого
показателя
дифференциации мышечных усилий, обнаружены и специфические закономерности
присущие каждой типологической группе мальчиков и девочек 7-15 лет [14].
Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики и девочки 7-15 лет
различных типологических групп существенно различаются не только по уровню
17
проявления способности дифференцировать мышечные усилия, но и по времени
смены периодов относительно ускоренного и замедленного естественного прироста
исследуемых показателей. Это в свою очередь обуславливает необходимость
типологизации процесса многолетнего физического воспитания.
Главной отличительной чертой игровых видов спорта является постоянная
изменчивость ситуации на поле. В связи с этим спортивные игры относят к группе
ситуационных движений. Здесь ход событий заранее неизвестен спортсмену и тренеру,
и действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности
мозга является "творческая" его деятельность — мгновенная оценка ситуации, решение
тактический задачи, выбор и формирование ответных действий [24].
Постоянное изменение ситуации обуславливает и резкие изменения мощности
работы - от умеренной до максимальной. Эта особенность спортивных игр требует
развития
соответствующих
физиологических
свойств
организма
спортсмена
-
адаптации моторных и вегетативных систем к резким изменениям рабочего уровня
активности, совершенство регуляции таких перестроек различных функций, высокой
скорости вырабатывания и быстрого восстановления [24].
Занятия спортивными
играми совершенствуют такие качества двигательной деятельности, как силу, быстроту,
специальную выносливость, гибкость и ловкость.
1.5.
Развитие координационных способностей у баскетболистов
В структуре координационных способностей спортсмена, прежде всего, следует
выделять
восприятие
и
анализ
собственных
движений,
наличие
образов,
динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного
тела и различных его частей в их сложном взаимодействии, понимание стоящей
двигательной задачи, формирование плана и конкретного способа выполнения
движения.
Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной
(двигательной) памяти - свойства Ц.Н.С. запоминать движения и воспроизводить их в
18
случае необходимости. Моторная память спортсменов высокого класса, особенно
специализирующихся в сложно координационных видах спорта, единоборствах и
спортивных
играх,
содержит
множество
навыков
различной
сложности.
Это
обеспечивает проявление высокого уровня координационных способностей в самых
разнообразных условиях, характерных для тренировочной и соревновательной
деятельности, - в условиях овладения новыми движениями, воспроизведения наиболее
эффективных движений при дефиците времени, пространства, в состоянии утомления,
при противоборстве соперника, при необходимости импровизации в неожиданных
сложных ситуациях и др. Именно наличие многочисленных заготовок в моторной
памяти предопределяет быстрые и эффективные двигательные действия в условиях,
когда Ц.Н.С. не успевает переработать информацию, поступающую от рецепторов.
Важным
фактором,
предопределяющим
уровень
координационных
способностей, является эффективная внутримышечная координация. Способность
быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечить
оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц- антагонистов, быстрый и
эффективный
переход
от
напряжения
мышц
к
их
расслаблению
присущи
квалифицированным
спортсменам,
отличающимся
высоким
уровнем
координационных способностей.
Рассматривая мышечно-суставную чувствительность в качестве важнейшей
предпосылки
эффективности
афферентной
импульсации,
следует
отметить
избирательность её формирования в строгом соответствии со спецификой баскетбола,
техническим арсеналом конкретного спортсмена. Поэтому при направленном развитии
мышечно-суставной чувствительности следует ориентироваться на разнообразие
упражнений, широкую вариативность их динамических и пространственно-временных
характеристик и необходимость вовлечения в работу конкретных мышц и суставов
[20,24].
Важнейшим элементом координационных способностей спортсмена является
совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов, предусматривающее
возможность
повышения
импульсации
мотонейронов,
рекрутирование
19
дополнительных
мотонейронов
-
в
одних
случаях,
снижение
импульсации
мотонейронов, сокращение количества мотонейронов, посылающих импульсы в
других. В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все эти процессы
протекают в сложной органичной взаимосвязи, обусловленной структурой движений,
уровнем проявления различных двигательных качеств, психологической установкой и
предопределяют эффективность меж и внутримышечной координации.
Эффективность такой координации проявляется в оптимальном взаимодействии
мышц, целесообразной активации и де активации двигательных единиц и мышечных
волокон отдельной мышцы [16,29].
Совершенствование
процессов
нервно-мышечной
передачи
импульсов,
повышающих эффективность меж и внутримышечной координации в значительной
мере влияет на уровень развития и способность к реализации всех двигательных
качеств и технико-тактических элементов. Доказано большое влияние эффективности
нервно-мышечной передачи импульсов на уровень развития и проявление силовых
качеств, гибкости, скоростных и координационных способностей.
Методика повышения эффективности нервно-мышечной передачи основана на
исключительном многообразии и взаимосвязи двигательных
действий, режимов
сокращения и расслабления мышц, способов психической регуляции и контроля за
эффективностью двигательных действий и проявляемых физических качеств: чем
больше объём, разнообразие и интенсивность двигательных действий, особенно
построенных на специфике баскетбола, чем шире диапазон активации двигательных
единиц,
тем
эффективнее
протекает
процесс
совершенствования
меж-
и
внутримышечной координации. Для повышения эффективности процесса адаптации в
этом направлении широко используются методы объективной и субъективной оценки
эффективности нервно-мышечной регуляции, специальные тренажёры, средства
психологического
воздействия,
физические
средства
активации
мышечной
деятельности и восстановительных реакций [12,15].
Большое значение для повышения уровня координационных способностей имеет
адаптация деятельности различных анализаторов к специфическим особенностям
20
баскетбола. Под влиянием тренировки функции многих анализаторов улучшаются, что
выражается, например, в снижении порогов проприоцептивной чувствительности.
Совершенствование функций зрительного аппарата (увеличение поля зрения, улучшение
глубинного зрения и др.) отмечается у представителей спортивных игр. Функции
вестибулярной сенсорной системы, в частности связанные с устойчивостью к
укачиванию, улучшаются в результате тренировки в гимнастических упражнениях,
плавании и др.
Координационные способности, основанные на проявлениях двигательных
реакций и пространственно-временных антиципаций, лежат в основе деятельности
спортсменов в неожиданных и быстро изменяющихся ситуациях. Определять
дистанционные взаимодействия с партнёрами и противником, переключаться от одних
действий
к
другим,
выбирать
момент
для
начала
действий
-
наиболее
распространённые
специализированные
умения
спортсменов,
которые
требуют
развития следующих способностей:
Дифференцировать и антиципировать пространственно- временные компоненты
соревновательных ситуаций;
Выбирать момент начала движений для успешного противодействия сопернику
или взаимодействия с партнёром по команде;
Адекватно определять направления, амплитуду, скоростные характеристики,
глубину и ритм, действий своих, соперника и партнёров.
Все эти способности развиваются в процессе отработки обусловленных действий,
действий с выбором, переключением; в упражнениях, ставящих задачи варьирования
быстротой, ритмом, амплитудой действий, временными параметрами взаимодействия
с соперником (партнёром) [22,26].
Специфические координационные способности, о которых идёт речь, даже у
спортсменов высокой квалификации развиты неодинаково. У каждого спортсмена
есть свои сильные и слабые стороны подготовленности, причём первые могут
компенсировать наличие вторых.
Отметим наиболее типичные варианты компенсаций:
21
Недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных
реакций, устойчивостью и распределением внимания, чувством времени,
дистанции, момента и др.;
Недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и
мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциаций и
др.;
Недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных
реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации, чувство
времени и др.;
Недостаточная скорость двигательных реакций компенсируется способностью к
прогнозированию,
чувством
дистанции,
чувством
времени,
пространства,
распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением и др.;
Недостаточная
точность
двигательных
дифференциаций
компенсируются
вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени и др. [29,30].
Координационные способности спортсмена очень многообразны и специфичны
для каждого вида спорта. Однако их можно дифференцировать на отдельные виды по
особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обуславливающим.
Различают следующие виды координационных способностей:
Оценка и регуляция динамических и пространственно-временных параметров
движений;
Сохранение устойчивости;
Ориентирование в пространстве;
Произвольное расслабление мышц;
Координированность движений;
Чувство ритма.
В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все указанные
способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В
конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую
роль, другие - вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли
22
различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями. Особенно
ярко это проявляется в спортивных играх, т. е. в тех видах, в которых результат в
значительной мере зависит именно от координационных способностей.
Самые высокие результаты показывают спортсмены, хорошо чувствующие, т. е.
обладающие
высоким
уровнем
сенсорно-перцептивных
возможностей,
что
проявляется в совершенстве таких специализированных восприятий (чувств), как
чувство площадки, кольца, мяча, чувство дистанции, времени, чувство соперника,
партнёра и др. [9,11].
Способность
к
регуляции
самых
разнообразных
параметров
движений
предопределяется
точностью
двигательных
ощущений
и
восприятий,
часто
дополняемых слуховыми и зрительными. В баскетболе очень важно обладать
способностями в отношении тончайшей оценки и регуляции динамических временных
и
пространственных
параметров
движения,
например,
способности
игроков
регулировать силу броска, оценивать дистанцию или время.
В основе методики совершенствования способности к оценке и регуляции
движений должен лежать такой подбор тренировочных средств, который обеспечивает
повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности
динамических и пространственно- временных параметров движений.
Эффективным оказывается применение упражнений с акцентом на точность их
выполнения по параметрам времени, усилий, темпа, пространства [33].
23
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Целенаправленное
и
систематическое
формирование
координационной
способности, необходимо осуществлять в тесной связи с физическим, технико-
тактическим и интеллектуальным совершенствованием, развитием психических и
психофизиологических процессов.
2. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,
относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует
большой чёткости мышечных ощущений и даёт малый эффект при наступлении
утомления поэтому при воспитании координационных способностей используют
интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами
упражнения стараются выполнить, когда нет значительных следов утомления от
предшествующей нагрузки.
3.
В учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования
особое внимание необходимо уделять умению маневренность и ориентации в
пространстве. При этом особенно важна степень сознательного владения своим телом
как при выполнении упражнения в целом, так и его отдельных элементов.
4. С целью совершенствования координационных способностей у юных
баскетболистов необходимо перед выполнением отдельных технических приёмов или
элементов менять исходное положение, выполнять акробатические упражнения, а
также неожиданно менять ситуации.
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александрова,
Л.А.
Физиологические основы физического воспитания и
спорта./ Л.А. Александрова – ЧГПУ, 2000.-78 с.
2.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина,
1991. - 288 с.Вуден, Д.Р. Современный баскетбол / Д.Р. Вуден - М.:ФиС,1987.-256с.
3.
Верхотанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов
/ Ю.В. Верхотанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
4.
Гомельский, А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений./ А.Я.
Гомельский - М.: Издательский дом,1994.-215с.
5.
Дулин, А.Л. Баскетбол в школе / И.: Из-во Удмуртского института, 1996.-200с.
6.
Елевич, С.А. Координационные способности баскетболистов. / Елевич, С.А. //
Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 12, 1993 - 1999; № 1 - 6, 2000; № 1 - 5, 2001.
7.
Елевич, С.А. Работа с баскетболистами в предсоревновательный период /
Елевич, С.А. // Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 6, 2000. – С – 16.
8.
Зациорский,
В.М. Спортивная
метрология / В.М.
Зациорский - М.:
ФиС,1982.-144с.
9.
Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы
развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов; Под общей
ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 1994. — 368 с.
10. Железняков, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для
студентов/под редакцией Ю.М. Портнова. - М.: Центр Академия, 2001. -520с.
11.Каледин, С. Физическая подготовка юных спортсменов / С. Каледин - М.:
ФиС,1968.-56с.
12.Кожевникова,
З.Я.
Тренировка
ловкости
и
быстроты
баскетболиста:
Специальные упражнения / З.Я. Кожевникова: - М.: Физкультура и спорт, 1971. -95 с.
13.Костикова, Л.В. Азбука спорта / Л.В. Костикова - М.:ФиС, 2002.-175 с.
14. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя ФК./ Л.Б. Кофман - М.:ФиС,
2001.- 496с.
25
15. Курамшин, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития /
Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф.
Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 122-134.
16.Мацак, А.Б. Некоторые рекомендации по работе с детьми 12-14 лет./А.Б. Мацак -
Самара: Школа, 2002.-145с.
17.
Назаренко,
Л.Д.
Место
и
значение
точности
как
двигательно-
координационного качества. / Л.Д. Назаренко - ФК: воспитание, образование,
тренировка. – 2001.-№2.- С.30-36.
18.Сковородникова, Н.В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой
точности у школьников и юных баскетболистов / Н.В. Сковородникова – ФК:
воспитание, образование, тренировка. – 2000.- №1.-С. 28-30.
19.Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная:
Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520
с.
20.Тараканов, В. Надо работать // Планета баскетбол. – 2001.-№ 4.-27с.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта./ Ж.К.
Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Изд. центр «Академия»,2001.- 480с.
22.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
23.Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе. Книга для педагога. / Ю.А. Янсон
- Ростов н/Д: Феникс, 2004. -624с.
24. Яхонтов, Е.Р. Юный баскетболист / Е.Р. Яхонтов - М.: ФиС,1987. -175с.
25.Яхонтов, E.P. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, JI.C.
Кит. - М.: Физкультура и спорт, 1981.-71 с.
26. Baker, Р.М. Master Plan for Basketball Practice / P.M. Baker // Scholastic Coach,
1972. - Nov. - p. 55.
27.Bunn, J.W. The Basketball Coach: Guides to Success / J.W. Bunn. - Englewood
Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1961. — 215 pp.
26
28.Colson, G. Depth Jump / G. Colson // Championship Basketball by Roland Lazenby
with David Meador and Ed Green. — Chicago, 111., Contemporary Books, Inc., 1987. - P.
25-27.
29. Davis, B. Aggressive Basketball / B. Davis. - West Nyack, N.Y.: Parker Publishing
Co., 1969. - 204 pp.
30.Dodley, G.A. Strength and Training: Are they mutually exclusive? / G.A. Dodley,
S.J. Fleck // Sports Medicine. - 1987.-№ 4.-pp. 79-85.
31. Honeybourne, J. Advanced Physical Education & Sport / J. Honeyboume, M. Hill,
H. Moors. - London: Stanley Thornes (Publishers) Ltd., 1996. - 286 pp.
32.
Школа баскетбола [Электронный ресурс] – 2007. Режим доступа к книге:
http: // basketball-training. org. Ua / igrovie-naviki /razvitie-lovkosti basketbolistov. tml
27