Авторы: Долголаптев Павел Сергеевич, Бекметова Фируза Равильевна
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА
Раздел: дополнительное образование
1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования.
Достижение
высоких
спортивных
результатов в современном баскетболе зависит от показателей физической,
технической и тактической подготовленности спортсменов.
В результате изучения анализа специальной научно-методической
литература, нами было установлено, что при подготовке баскетболистов 15-
16 лет, в основном применяется групповой подход в обучении, что на наш
взгляд,
замедляет
темпы
спортивного
роста
каждого
игрока.
Также
установлено, что нагрузка и различные средства тренировки применяются к
игрокам различного амплуа по единой схеме. В связи с этим возникла
необходимость в построении тренировочных нагрузок и средств физической
и технической подготовки, разделенных по игровому амплуа игроков [9,15].
Чаще всего наибольший эффект в спортивном росте игрока, в развитии
его индивидуальности возникает, если используется оптимальное сочетание
различных подходов к обучению: как группового, так и подходов,
обеспечивающих
индивидуальное
содержание
и
организацию
тренировочных нагрузок и средств физической и технической подготовки
баскетболистов, разделенных на защитников, нападающих и центровых.
Проведенный анализ практики и специальной научно-методической
литературы свидетельствует о многообразии подходов к осуществлению
спортивной
и
технической
подготовки
баскетболистов
15-16
лет.
В
адаптированных программах для спортивных школ предусмотрен контроль
за выполнением переводных контрольных нормативов по игровому амплуа
игроков, при этом сам тренировочный процесс и распределение объёма часов
нагрузки по амплуа игроков в индивидуальной работе не наблюдается. И
соответствующий выбор подхода к обучению в нашей работе имеет свое
2
обоснование.
Индивидуальный
подход,
учитывающий
комплексность
и
обеспечивающий оптимальность сочетания содержания и организации
тренировочного
процесса,
технической
и
физической
подготовки
баскетболистов,
может
стать
оптимальным
вариантом
содержания
спортивной тренировки. Такой подход создает основу для процесса
оптимизации обучения и выбора наиболее эффективных методов, форм и
средств
организации
тренировочного
процесса
с
учетом
конкретной
ситуации.
Необходимость учета возможностей самых различных подходов и их
оптимального сочетания в организации учебного процесса на тренировочном
этапе неоднократно подчеркивалась специалистами в области спортивной
тренировки [20,21]. Однако при изучении процесса спортивной подготовки
современных баскетболистов
15-16 лет, мы столкнулись с тем, что на
практике отсутствуют методики оптимизации технической подготовки
баскетболистов
15-16
лет
с
учетом
игрового
амплуа
в
годичном
тренировочном цикле что, на наш взгляд, замедляет темпы спортивного
роста каждого игрока.
1.1. Интегрально-дифференцированный подход в спортивной тренировке
Возможность
определять
личностные
качества
баскетболиста,
правильно и эффективно использовать эти знания в тренировочном процессе
– главная из задач в педагогической работе тренера. Именно благодаря
этому, программа подготовки баскетболистов 15-16 лет обязана быть
реализована по средствам дифференциации, при которой выстраивание
тренировочного процесса выполняется на фундаменте индивидуальности
каждого спортсмена [30].
Большой словарь иностранных слов переводит слово дифференциация
3
(от латинского: differentia) как «различие; разделение» [7].
Но, в педагогической энциклопедии этот термин имеет следующий
смысл: дифференциация – способ организации учебного процесса, при
котором учитывают индивидуально-типологические особенности личности:
(способности,
интересы,
склонности,
особенности
интеллектуальной
деятельности). Дифференциация характеризуется формированием отдельных
групп, учащихся [31].
С
термином
«дифференциация»
крепко
связывают
понятие
«дифференцированный
подход»,
трактующееся
многими
учеными
совершенно по-разному [33].
Дифференцированный
подход
–
комплекс
организационных,
педагогических
и
методических
процессов,
которые
обеспечивают
выполнение обучающего процесса в гомогенных группах.
В источниках научно-методической литературы по обобщённой и
спортивной педагогике существо дифференцированного подхода определяют
слиянием коллективных и индивидуальных форм подготовки, именно это
позволяет
организовывать
процесс
протекания
обучения
и
тренировки
спортсменов соответственно их особенностям личностным и индивидуальным
[31].
Дифференцированный подход, по своей сути, ни каких положительных
изменений в результате не дает, если в его процессе не проходит
дифференцированное обучение.
Дифференцированное
обучение
–
обучающий
процесс,
который
является организованным с учетом особых индивидуальных особенностей
каждого ученика. Система и технология дифференцированного обучения
являют собой сумму организационных решений, средств, способов, методов,
которые охватывают некую часть учебного процесса [31].
Нужность
дифференциации
происходит
из
различий,
которыми
обладают
люди.
Дифференциация
обучения
обеспечивает
построение
учебного процесса, по учету индивидуальности каждой личности, позволяет
4
хорошо усвоить спортсменам образовательную программу, которая является
разной для всех, с необязательным выделением инвариантной части.
Задача
дифференцированного
обучения
–
обеспечивать
каждым
спортсменам хорошие условия, которые обеспечивают наилучшее развитие
способностей, наклонностей, которые способны удовлетворить потребности
в познании и интересах в протекании «процессов усвоения ими сути
содержания общего образования».
Стоит выделить, что некоторое число авторов науки о спорте
соединяли
термины
дифференциации
и
индивидуализации
[26,29].
Индивидуализация
определяется
как
максимальный
вариант
дифференциации, когда учебный процесс выстраивается с особенностями не
группы, а отдельного спортсмена, индивидуально.
Дифференциация, как определение в широком смысле определяет
индивидуальность человека и в своей начальной основе обладает понятиями
«индивидуальность» [30,34].
В
энциклопедическом
педагогическом
словаре
[31]
термин
«индивидуальность» определяется неповторимостью свойств, которыми
обладает каждый человек.
Опции индивида, как человека, имеют особенную значимость для
науки всего спорта и имеют в охвате его анатомо-физиологические
параметры (индивидуальные особенности конституции и типа телесности).
Эти параметры раскрыты в спортивной деятельности, так или иначе.
Тенденция протекания тренировочного процесса, которая имеет место
в групповом подходе, и имеющая направление на сглаживание каждого из
спортсменов под определенный однотипный процесс обучения, является
главной из отрицательных черт спортивной педагогики [3].
В
спортивной
теории
тренировки
баскетболистов
15-16
лет
тренировочных групп одной из главных задач является выявление у
спортсменов амплуа и в дальнейшем, специализация по игровой позиции
[1,9,30].
5
Нужность специализации игроков по игровому амплуа принята
практикой
и
теорией
современного
баскетбола.
Действия,
которые
организовывает
баскетбольная
команда,
лежат
в
верном
разложении
определенных функций и опций между всеми игроками на площадке.
Распределяются амплуа у баскетболистов с особенностями исполнения
командой двух пунктов деятельности игры – нападение и зажита.
Баскетбол в наше время сумел сформировать такое распределение
игроков
по
амплуа,
как:
центровые,
нападающие,
защитники.
Это
соответствует теории дифференциации тренировочного процесса [24,26].
Нынешний формат баскетбола требует от всех без исключения
игроков, автономно от тех амплуа, которыми они наделены, обладать
широчайшим, большим арсеналом средств и методов ведения игры, и при
защите, и при нападении.
Благодаря
всему
вышесказанному,
высококвалифицированный
спортсмен должен формироваться по двум основным взаимозависимым друг
с другом направлениям: улучшение универсальных приемов игры и
улучшение в тех приемах, которые наиболее специфичны для хорошего
исполнения функций, необходимых для его амплуа [10,15].
Универсализм баскетболистов во всех аспектах игры, не имея
распределения функций по выполнению, нерационален, ведь он не способен
учесть
оптимальное
использование
морфофункциональных
параметров
баскетболистов, их наклонностей и возможностей решения поставленных
перед ними игровых задач.
Оптимальное распределение игроков по амплуа утверждает П.В.
Квашук (2001), обеспечивает наиболее хорошие данные для наиболее
полноценного раскрытия ими большинства своих личностных возможностей,
значит, и наиболее рационального употребления каждого из игроков, в
глобальных интересах командного коллектива. Многогранная подготовка
спортсменов обязана служить им фундаментом для улучшения процесса
исполнения назначенных функций и наиболее безболезненной заменяемости.
6
Распределение баскетболистов по амплуа происходит с учетом
анатомических определений баскетболиста и по уровню физических качеств
[5,13].
Центровой игрок. Центровой игрок обязан иметь высокий рост (более
2м), телосложение атлета и прекрасную выносливость, не говоря уже о
прыгучести.
Центровой постоянно участвует в создании быстрых и
позиционных атак [1,22].
Центровой
игрок
обязан
обладать
огромными
техническими
средствами и способами ведения игры, и непосредственно под щитом, и по
всей площадке, в постоянных скоростных перемещениях, и при всем этом он
обязан обладать элементами нападения кольца из положения спиной
[1,12,18].
Самосовершенствование игрока, обладающего амплуа центрового,
вынужден шагать по пути необходимого расширения диапазона его
действий, увеличение динамичности и маневренности, повышения процента
точности в средних и дальних бросках [1,11].
Нападающий.
В вариации баскетбола нашего времени, форварда
охарактеризовывает прежде – высокий рост (190-200см), скорость и прыжки,
прекрасно развитое ощущение пространства и времени, способности
снайпера [15].
В наше время форвард должен уметь в нужный момент включаться в
быстрый прорыв и качественно уметь завершить его, смело проводить атаки
кольца с любой возможной дистанции, проводить взаимодействия с
защитниками и центровым, навязывать борьбу за подбор мяча, добивать мяч
при
плотном
сопротивлении
противника.
За
исключением
атаки,
нападающий должен на высоком уровне держать оборону при любой атаке
соперника,
поддерживая
во
время
игрового
процесса
полноценную
взаимозаменяемость. Функции в игре форварда улучшаются в направлении
универсализации и совершенствования в разыгрывании мяча [27].
Защитник. Защитник обязан быть более скоростным, выносливым и
7
находиться в постоянном движении, а его параметры роста не обязательно
выше чем у центровых и форвардов [35].
При атаке защитник должен быть первым из тех, кто участвует в
быстром прорыве и смело и умело заканчивать его результативной атакой; во
время позиционной игры – увеличивать динамику и подвижность командных
взаимодействий, управлять подготовкой атаки и ее проведением, уметь
выводить под бросок своих нападающих. Также важным является и умение
самому завершать атаки с любых дистанций, мастерски сочетать проходы
под кольцо с передачами на атаку партнеру, быть всегда готовым к
препятствию появления контратаки противника.
Главная зона действий защитника – трех очковая дуга и область
штрафного броска.
В игре при обороне защитник один из первых противодействует
контратаке соперника и навязывает борьбу, сдерживая нападающих, четко и
своевременно подстраховывая своих партнеров (главным образом, в момент
их борьбы с центровым противодействующей команды). Ему важно хорошее
обладание техникой передвижений и перехвата мяча, способность близко и
хорошо держать нападающих соперника, бороться с превосходящим в числе
противником [21].
Опции защитников улучшаются в тех направлениях увеличения их
нападающего потенциала и подвижности, моторности плотной защиты
соперника [15,19].
Благодаря этому следует заключение о том, что баскетбол нашего
времени бесконечно уникален благодаря своим качествам объединения в
команде баскетболистов с абсолютно разными данными антропометрии,
которые способствуют разделению игроков на амплуа. На ряду со
скоростными и сравнительно не очень высокими защитниками играют
высокие форварды и центровые, возможности функциональности которых,
развиваются значительно сложнее, дольше и медленнее.
Интенсификация соревновательного процесса баскетболистов 15-16 лет
8
значительно
повышает
на
данном
этапе
значимость
специализации
спортсменов различных амплуа, выдвигая определенные требования к их
определенной подготовленности.
Делая
вывод,
следует
заключить,
что
процесс
подготовки
баскетболистов 15-16 лет строится по определенной методологической
форме: дифференциация тренировочного процесса по амплуа игроков,
внедрение методического комплекса, который осуществляется благодаря
главного
управляющего
рычага
подготовки
спортсменов
–
дифференцированного подхода и выделение личностных индивидуальностей
в процессах дифференцированного обучения. По нашему мнению, на
реализацию данного подхода самой актуальной темой является рассмотрение
вопроса, который касается структуры и специфичности, тренировочного
процесса, а также состояния готовности баскетболистов 15-16 лет с
особенностями игровых амплуа.
1.2. Специфика и структура тренировочного процесса баскетболистов 15-16
лет
Простота подходов к периодизации тренировок заключена в важности
и необходимости, в конкретных условиях, достижения баскетболистами 15-
16
лет
наиболее
высоких
результатов.
Большая
специфичность
дифференциации тренировочного процесса уже в возрасте подростков
способна добиться скорой приспособленности к высоким достижения на
соревновательной арене [8].
Некоторые из авторов[32], полагают, что один из главных минусов этого
подхода может проявится в двух направленностях. Первое – это, скорое
достижение больших спортивных результатов отнимает у спортсменов
«спортивное долголетие»; второе – попытки достичь высоких результатов
благодаря определенной специализации, в ущерб формированию основной
базы
подготовки
организма
спортсменов
15-16
лет
к
ожидающимся
9
высокоинтенсивным нагрузкам, в большом количестве случаев оканчивается
различными болезнями и травмами. При реализации такого подхода
разбалансировка
в
формировании
определенных
мышечных
групп
и
отклонений в функциональных способностях различных органов, срыв
нормального физического роста и равновесия в биологическом понимании;
истощение и перетренированность, а также отрицательное воздействие на
техническую, тактическую и психическую подготовленность не до конца
сформировавшегося организма.
Кардинально
другую
позицию
занимают
специалисты,
придерживающиеся
концепции
постепенного,
неторопливого
раскрытия
личных возможностей баскетболистов 15-16 лет [14,16,25].
Методы
тренировочного
процесса
баскетболистов
15-16
лет
выстраивается
на
результате
некоторых
основных
исследований
особенностей двигательной подготовки и критических периодов онтогенеза и
поэтапного развития физических качеств у баскетболистов 15-16 лет [6,17].
Фундаментом
в
длительной
тренировочной
программе
ими
предлагается рассмотреть разностороннее физическое развитие. В момент
достижения конкретного уровня подготовленности баскетболисты начинают
специализированно тренироваться, понемногу достигая уровня наивысшего
спортивного мастерства.
Соединяя долголетние поиски информации исследователей, Т.О. Бомпа
(2003) сделал вывод о том, что специализированная тренировка начинается в
тот
момент,
когда
у
баскетболиста
15-16
лет,
появляется
крепкая
заинтересованность к определенному виду спортивной деятельности.
Специализированные тренировки начинают появляться с 15-летнего
возраста тогда, как поступательно повышается объем и интенсивность
тренировочного процесса. На этом этапе тренировочные акценты большим
образом смещаются с разнопланового физического развития, на все более
большее выполнение специальных видовых упражнений и элементов
техники. Главное значение появляется в четкости регулировки компонентов
10
и
объемов
тренировочной
нагрузки.
Главная,
наиболее
характерная
особенность завершающей фазы, этого этапа – наименее серьёзных, главных
проблем в технике выполнения цельных движений, а не только отдельно
взятых элементов.
Для многих командных видов спорта, таких как баскетбол, необходимо
выяснить в каком из игровых амплуа желает проявить свои способности
подросток.
Именно
это
определяет
направленность
технических
двигательных качеств и способствует наиболее эффективному овладению
техническими
навыками,
способствует
развитию
игрового
мышления,
сформировывает индивидуальный стиль игры [23,28].
Получается,
что
главной
частью
конструктивной
технологии
составления подготовки баскетболистов 15-16 лет, которые заложились в 70-
х годах ХХ века, развились естественным образом в следующих затем
исследованиях [34].
Программа
подготовки
баскетболистов
15-16
лет
имеет
ввиду
периодизации тренировочного процесса, так как в этом возрасте достигается
достаточно
крепкий
высокий
уровень
физической
подготовленности,
овладевают тактической и технической основой баскетбола, приобретают
некоторые навыки игры. Именно это все дает возможность поставить вопрос
о вероятности, баскетболистами 15-16 лет, достичь высокой спортивной
формы в некоторые периоды годичных циклов.
Программа, которая была разработана раньше, дает рекомендации по
годичным циклам – придерживаться 834-х часов, которые отводятся на цикл.
Эти часы в основном направлены на развитие и совершенствование разных
сторон подготовки баскетболистов 15-16 лет [22]. На общую физическую
подготовку следует выделять 17% тренировочного процесса, на специальную
– 21%.
Около
25%
времени
тренировочного
процесса
выделяется
на
техническую подготовку спортсменов, не вводя ее в тактическую и
интегральную подготовку. Тактическая подготовка выполняется в 16%
11
времени, а интегральная около – 21%. Вместе с тем. Рекомендуют проводить
5 тренировок за неделю. Рассчитывая на 44 игры за сезон, с необходимостью
учета уровня готовности.
Рекомендации, появившиеся еще раньше, для подготовки юношей [16]
предусматривали
до
50%
времени
тренировочного
процесса
в
подготовительный период выделять общей и столько же, специальной
подготовке физики. В главном периоде рекомендуется более существенным
образом увеличивать удельную значимость специальной подготовки (до 75-
80%).
Одновременно
с
этим,
быстрое
увеличение
популярности
и
стремительное развитие баскетбола как вида спорта в 80-90-х годах случился
благодаря
появлению
нового,
современного
направления
в
методе
подготовленности баскетболистов различного амплуа. Смысл его приводился
к наивысшей активации игрового процесса, использованию более крепкого и
жесткого прессинга по всему паркету, улучшению личного мастерства и
взаимодействию одноклубников, что в сумме позволяло добиться успеха в
соревновательном процессе.
В нынешний период на большинство, если не все, стороны спортивной
готовности программ для ДЮСШ в тренировочной группе третьего года
выделяется 762 часа [10]. Вместе с этим. 15% выделяют на общую
физическую подготовку, 19% на специальную готовность, 16% выделяют для
технической подготовки, 13% уделяется тактике и интегральной подготовке,
это на много меньше чем годами ранее. Число тренировок равно 8 за неделю.
Определенное количество ученых [3] полагают, что при подготовке
баскетболистов 15-16 лет самыми полезными упражнениями с выполнением
интенсивности не ниже 70% от соревновательной.
Вместе с тем выделяются, что примерно 65% тренировочного процесса
уделяется на упражнения с мячом, приближенные к игровым ситуациям
(технико-тактические комбинации, контрольные и тренировочные игры) и
примерно 35% для дополнительных, помогающих и развивающих средств
12
подготовки.
Главным,
одним
из
важнейших
факторов
специализированной
работоспособности
баскетболистов
15-16
лет
считается
анаэробная
гликолетическая
емкость,
которая
способна
указать
на
важность
необходимости увеличения специализированной выносливости игроков,
вместе с этим для игроков 15-16 лет самыми полезными нагрузками считают
средней (50%) и большой (40%) интенсивности [2].
Советуются такие варианты тренировочной нагрузки: 13-14 лет – малая
(25%) и средняя (60%) интенсивности; 15-16 лет – средняя (50%) и большая
(40%) интенсивности; 17-18 лет – средняя (30%) и большая (40%) и высокая
(20%) интенсивности. Нагрузка маленькой интенсивности (примерно 10-
15%) следует использовать в качестве восстановления.
Вышеперечисленные
доказательства,
говорят,
что
нужно
оптимизировать нагрузки в тренировочном процессе баскетболистов 15-16
лет, и объемов скоростно-силовых факторов для организма высоких игроков
для понижения нагрузок на опорно-двигательный аппарат [3,8,20]. Нужно
еще и учесть, что именно в подготовительной и соревновательной
деятельности
наиболее
важно
и
необходимо
отдать
предпочтение
упражнениям
скоростно-силовой
и
силовой
направленности,
которые
наиболее близки к своей биодинамической структуре игровых действий
баскетболистов 15-16 лет.
В
нынешнее
время
подготовку
скоростно-силового
характера
подразумевают
как
наиболее
важный
фактор
успеваемости
в
соревновательной деятельности баскетбола. Например, самое рационально
правильное строение микроцикла (до 60% общего объема работы прыжков)
способствует оптимизированию тренировочного процесса баскетболистов
15-16
лет.
Такие
рекомендации, со
скидкой
на возрастные
данные
испытуемых,
также
учитывались
и
в
планировке
предварительного
эксперимента [16,30].
Кроме того, функции нападающих в игре, подразумевают постоянные
13
смены движений от одного кольца до другого и обратно, это обязывает иметь
высочайший уровень выносливости. И еще при этом важно и нужно иметь
высочайший потенциал скоростно
силовой
подготовленности
игроков
данного амплуа.
Анализируя данные числа состава скоростно-силовых элементов
действий баскетболистов высокой квалификации в игровом процессе стало
понятно, что для игроков позиции центровой типично огромное количество
небольших, коротеньких рывков, отрезков до 5 метров, у защитников – на 6-
10 метров, а нападающие превосходят и тех и тех по общему количеству и
дистанции рывков, они равняются 11-20 метрам. Примерное среднее
количество различных остановок и подскоков, прыжков на много больше у
центровых, а защитники выполняют наибольшее количество движений в
защитной стойке, сопротивляясь противнику
[15]. Значит, в момент
планировки подготовки высоких форвардов важно и необходимо учесть
влияние взаимных нагрузок, которые направляются на совершенствование
таких разносторонних качеств, как например, общая выносливость и
скоростно-силовые качества.
В период возраста 15-16 лет очень важно суметь выявить амплуа
баскетболиста,
ведь
именно
специализация
спортсмена
выявляет
направление развития его функциональных двигательных качеств. Во
многом это способствует направленному воздействию на функциональную
систему организма, позволяя сделать правильный выбор оптимального и
наиболее эффективного пути дальнейшего развития двигательных качеств
баскетболистов 15-16 лет.
У подростков в возрасте от 11 до 16 лет наблюдается наибольшая
интенсивность перестройки структуры двигательных способностей [20,35].
В возрасте 15-16 лет особое внимание следует уделять индивидуальной
технике игры в нападении и защите, при этом
использовать выполнение
упражнений в различных условиях.
В результате анализа специальной и методической литературы,
14
посвященной структуре тренировочного процесса баскетболистов 15-16 лет,
установлено, что единого и абсолютно верного подхода по применению и
дифференцировке спортивной нагрузки игрокам различного амплуа не
наблюдается.
Распределение
тренировочной
нагрузки
на
функциональную,
физическую, техническую и тактическую подготовленность баскетболистов
15-16 лет осуществляется без учета игрового амплуа. В связи с этим
актуальным является изучение уровня их подготовленности и построение на
этой основе сочетания оптимальных и эффективных нагрузок для получения
тренировочного эффекта.
1.3. Характеристика спортивной подготовки баскетболистов 15-16 лет
разного игрового амплуа
Известно,
что
у
подростков
в
15-16
лет
еще
не
завершено
формирование органов и систем организма, механизмов регуляции его
различных
функций.
Этот
возрастной
период
характеризуется
значительными морфологическими изменениями, гетерохронным развитием
физических качеств, высокой степенью освоения двигательных навыков и
формированием рациональной спортивной техники [3].
Известно, что общий прирост длины тела в период от 7 лет и до
завершения фазы роста может составлять в среднем 42-53 см. Тенденция
значительного увеличения длины тела раньше отмечается у детей более
высокого роста, затем у детей со средними показателями и только потом у
детей с более низкими показателями [2, 10, 20]. Это объясняет значительный
размах ростовых показателей у детей одного и того же возраста, в частности,
в период полового созревания.
Длина тела, в отличие от его массы, в значительной мере обусловлена
генетически; степень этой зависимости, по некоторым обобщенным данным
[2], оценивается в пределах 77-98%.
15
Продольные размеры тела и его отдельные сегменты изменяются
неравномерно.
Интенсивность
роста
длины
верхних
конечностей
у
мальчиков в целом подчинена той же закономерности, что и интенсивность
прироста длины тела.
Увеличение
длины
нижних
конечностей
по
темпам
изменения
соответствует
увеличению
длины
тела,
однако,
темпы
их
прироста
характеризуются большей равномерностью; чем снижение темпа прироста
длины тела и верхних конечностей.
Масса тела примерно на 60% находится под генетическим влиянием и
так
же,
как
и
длина
тела,
является
интегральным
показателем,
складывающимся из показателей веса органов, принадлежащих к различным
системам, которые неодинаково реагируют на тренировочные нагрузки,
изменяя свое строение и массу в зависимости от социально-экономических
условий жизни [33].
Годичные прибавки веса тела у детей являются наиболее доступными
для контроля за показателями физического развития. Наиболее интенсивный
прирост веса тела отмечается у мальчиков в 12-15 лет. В возрасте 11-17 лет у
мальчиков обнаруживается почти линейный прирост массы тела. При этом
ежегодный прирост массы тела происходит параллельно увеличению его
длины.
Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно.
Абсолютная величина окружности у мальчиков всегда больше, чем у
девочек, за исключением детей 13-15-летнего возраста. Замедление роста
окружности грудной клетки у мальчиков происходит к 15 годами.
Функциональные возможности органов дыхания и кровообращения,
снабжающих организм кислородом в этом возрасте недостаточны, по
сравнению с более взрослыми подростками. При быстром росте массы тела у
детей особенно в 9-10 лет, происходит отставание в объеме сердца. К 12-15
годам
у
подростков
объем
сердца
составляет
лишь
половину
его
окончательного объема, а частота сердечных сокращений (ЧСС) значительно
16
выше, чем у взрослых.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у подростков сравнительно мала.
В
период полового созревания происходят временные нарушения регуляции
дыхания, снижается устойчивость организма к недостатку кислорода. Частое
и поверхностное дыхание при нагрузке не обеспечивает необходимой
доставки кислорода и быстро приводит к утомлению.
С возрастом у баскетболистов повышается ЖЕЛ, увеличиваются
глубина дыхания и объем сердца, что приводит к снижению ЧСС и частоты
дыхания, как в покое, так и при нагрузке. По разным данным, ЧСС в покое у
баскетболистов 13-14 лет составляет 76 уд/мин, в возрасте 14-18 лет в
среднем 58 уд/мин.
По мере роста квалификации большие размеры легких и сердца
баскетболистов, характерные для высокорослых спортсменов, обеспечивают
хорошее
обогащение
кислородом
тканей.
Предельные
возможности
вентиляции легких у баскетболистов ниже, чем у взрослых игроков. У детей
в возрасте 12-13 лет максимальный объем воздуха, вдыхаемый за одну
минуту, почти вдвое меньше, чем у взрослых баскетболистов. Однако с
повышением квалификации игроков этот показатель неуклонно возрастает [2].
В этот период продолжает развиваться кардиораспираторная система,
постепенно повышается устойчивость к концентрации лактата в работающих
мышцах и крови. Кроме того, разный уровень качества и стабильности
выполнения упражнений и технических элементов является результатом
различий в темпе развития спортсменов. Следствием этого является
отсутствие устойчивой координации движений при выполнении некоторых
упражнений.
Согласно данным большого числа авторов, комплексное воспитание
двигательных
качеств
эффективнее
односторонней
тренировки
баскетболистов, направленной на раздельное развитие силы, быстроты,
скоростно-силовых способностей и выносливости.
При анализе современных тенденций в развитии баскетбола многие
17
авторы связывают эффективность игры с повышением быстроты при
выполнении игровых действий, отмечая при этом существенную роль
скоростно-силовых способностей в эффективном выполнении большинства
игровых приемов.
Согласно
данным
исследований
[23,30],
с
ростом
мастерства
баскетболистов при совершенствовании технической подготовленности
резервные возможности в улучшении быстроты выполнения технических
приемов, связанных с передвижениями,
неуклонно снижаются. Поэтому
дальнейший прогресс может быть обеспечен
повышением результатов в
скоростном
беге.
При
этом
повышение
интенсивности
тренировки
квалифицированных
баскетболистов
должно,
по
мнению
автора,
осуществляться за счет применения скоростных упражнений
в структуре как
общей
физической,
так
и
специальной
подготовки,
что
повышает
результативность игровых действий.
Использование
в
подготовке
баскетболистов
разнообразных
динамических силовых упражнений с отягощениями и скоростно-силовых
упражнений в усложненных условиях обеспечивает наибольший прирост
скоростно-силовых
качеств,
быстроты
и
мышечной
силы,
а
также
показателей
специальной
подготовленности
(до
23%).
Результаты
исследований
авторов
[34]
показали,
что
наибольший
эффект
дает
систематическое,
круглогодичное
применение
разнообразных
силовых
упражнений с отягощениями.
Выявлено также, что с ростом квалификации происходит увеличение
высоты
прыжка в игровой деятельности, быстрота выполнения возрастает, но
менее
выражено. Наибольшие потери высоты наблюдаются в тех прыжках, в
которых происходит изменение отталкивания. В прыжках вверх с махом
руками при оптимальной глубине приседа и реализации установки на
достижение максимальной высоты обнаружены наибольшие показатели
высоты. При выполнении баскетболистами прыжков с высокой скоростью
наблюдается увеличение длительности выполнения прыжка и уменьшение
18
высоты. Наименьшее время отталкивания было зарегистрировано в
серии
повторных прыжковых движений, выполняемых с установкой на быстроту
отталкивания.
Проанализировав особенности скоростно-силовой подготовленности
квалифицированных баскетболистов разных игровых амплуа, Р.Н. Дорохов
(1986)
предложил
дифференцированную
программу
воспитания
двигательных способностей, основанную на учете факторных весов в общей
структуре показателей. Значимость факторов, обусловливающих скоростно-
силовую подготовленность баскетболистов от I разряда до мастеров спорта,
по мнению автора, неодинакова для спортсменов, выполняющих различные
функции в игре. Поэтому процесс направленного развития ведущих
двигательных качеств игроков должен основываться на учете следующих
закономерностей: у защитников скоростно-силовая подготовка направлена на
развитие абсолютной и взрывной силы мышц – разгибателей; у нападающих
– относительной и взрывной силы разгибателей, а у центровых – взрывной
силы подошвенных сгибателей стопы и разгибателей ноги.
На
этапах
спортивной
специализации
занятий
баскетболом
необходимо
воспитание общей и специальной выносливости с целью
формирования
прочного фундамента высоких спортивных результатов.
Направленность тренировочного процесса уже на этапе начальной
спортивной специализации, может оказывать существенное влияние на
динамику
развития
двигательных
качеств.
В
этой
связи
программа
подготовки начинающих баскетболистов 11-15 лет, предусматривающая
целенаправленное
развитие
выносливости,
формирует
благоприятные
предпосылки к повышению спортивного мастерства на этапах многолетней
тренировки, в противовес начальной подготовке с преимущественным
воспитанием быстроты и скоростно-силовых качеств [4].
Важное
место
в
подготовке
баскетболистов
принадлежит
гармоничному сочетанию в развитии двигательных качеств и навыков игры в
баскетбол. Так, при использовании данного подхода происходит повышение
19
эффективности технических действий в точности передач и перехватах мяча,
результативность индивидуальных действий достигает уровня 59,2% [34].
Следует
отметить,
что
эффективность
игровой
деятельности
баскетболистов подросткового возраста, количество и качество технических
приемов, выполняемых в процессе игры в соревнованиях, тесно соотносится
не только с квалификацией баскетболистов, но и со степенью совершенства
координационных
способностей,
поскольку
двигательная
координация
баскетболистов во многом обусловлена антропометрическими показателями.
В процессе изучения специальной литературы установлено, что
большинство авторов характеризуют преимущественно количественные
показатели
соревновательной
деятельности
квалифицированных
баскетболистов.
Таким образом, высокий уровень физических и функциональных
возможностей организма баскетболистов в сочетании с рациональным
выполнением передвижений и приемов игры, во многом определяет
эффективность игровых действий, техническое мастерство баскетболиста.
Анализ научно-методической литературы показал, что процесс спортивной
подготовки баскетболистов 15-16 лет в годичном тренировочном цикле
осуществляется комплексным характером, что не позволяет раскрыть
наиболее сильные стороны каждого игрока. В связи с этим особо актуальным
является разработка дифференцированного подхода к подготовке игроков с
учетом разного амплуа, применением рациональной нагрузки и средств,
используемых
игроками
в
различных
условиях
тренировки
и
соревновательной деятельности.
1.4. Теоретические основы технической подготовки баскетболистов
Понятие того, что управлять движениями нужно на уровнях участия
сознания и уровнях чувства мышц, мышечного образа было за долго до
формирования
физиологами
представления
о
системах
регуляции
20
«двигательной деятельности». Такие чувства, как «чувство воды, чувства
мяча, пространства, ситуации» уже входят в практику спорта не на уровне
терминологии, а на уровнях всех систем педагогической деятельности [4].
В. Н. Платонов [13] в приложении главных положений общих теорий
управлений
движениями
к
практическим
нуждам
советует
считать
необходимым выяснить следующее:
- установить ведущий уровень двигательного акта, который за висит от
содержания двигательной задачи и смысловой структуры этого акта;
- выявить уровневый состав двигательного акта, место и значение
каждого уровня в целостном акте и его основных компонентов;
-
установить
принадлежность
отдельных
деталей,
компонентов
движения к фоновому уровню, показать, как они управляются этим уровнем.
В соответствии данным представлениям система постановки движений
должна подразделяться на два периода [21]. Первый период – в нем
устанавливается главный уровень, вырисовывается структура движений,
состав, определение корректировки для каждой детали, равномерная смена
коррекции на низшие уровни.
В.М. Дьячков [16] обрисовывает процедуру становления технического
мастерства
баскетболистов
на
фундаменте
осознанной
переработки
различной информации. Под давлением разработанной программы действия
и установки выполняется двигательная деятельность и сопутствующим
методом меняется состояние организма. Выполнению программы действий
могут способствовать основные и дополнительные информационные данные,
которая поступает по внутренним и внешним связующим каналам. В связи с
этим сложным процессом сравнивается сумма отклонений параметров
двигательных от тех, которые корректируются личная программа действий.
Протекание совершенствования техники в главной степени выясняется
тем, способен ли игрок принимать и перерабатывать полученные данные,
важные для полного выполнения двигательных функций, их регулировки и
коррекции качества [6].
21
В момент, когда выполняются двигательные действия информация,
которая поступает, делится на компоненты: сигнально-мотивационная,
данные обратной связи, фоновая, безразличная, сбивающая.
В
процессе
совершенствования
техники
необходимо
все
время
ориентировать баскетболиста на восприятие данных только конкретного рода
путями
активного
направленного
выискивания
данных
(слуховой,
зрительной и др.), это обеспечивает решения определенных задач [41].
Вместе
с
осознанным
управлением
движений,
имеется
кольцо
автоматизированного управления, работающее наиболее эффективнее, чем
наиболее высокой квалификацией обладает игрок. Главное значение при
выстраивании оптимального процесса совершенствования техники игрока
имеют высказывания В.Н Платонова [13], если верить им, то идеальная
техника двигательного действия отлична своей ритмикой, пластичностью,
экономичностью, отсутствием ненужных движений [1].
Вместе с учетом результатов анализа теоретики, которые имеются в
настоящее время научных работ, изучения суммарного практического опыта,
следует сказать об координационных качествах баскетболистов 15-16 лет как
об
распределенных,
связанных
двигательных
способностях,
которые
проявляются в условии временного и альтернативного неопределенного
момента: реакция выбора, реакция на движущиеся объекты, скорости
движений,
способность
к
дифференцированию
пространственных
характеристик и высочайший уровень оперативного мышления, которые
обусловливают успешность соревновательной деятельности» и включаются в
структуру.
Совершенствуются
такие
компоненты,
как:
целевой,
предусматривающий цели и задачи на каждом этапе работы; содержательный
–
анализ
игры
действий
каждого
игрока,
сопоставление
игровой
деятельности команды с игровыми ситуациями лучших игроков мира, анализ
технических действий баскетболистов, моделирование игровых ситуаций с
помощью
специально
отобранных
компьютерных
программ;
22
операциональный
–
формы
проведения
индивидуального,
группового,
командного
тренинга
баскетболистов
с
учетом
уровня
развития
их
координационных способностей; результативный – оценка сформированного
уровня развития координационных способностей на основе показателей
реакции выбора, скорости передвижения спортсмена в неожиданных
ситуациях, дифференцирования пространственных [7].
23
Примерное тренировочное занятие №1 баскетболистов 15-16 лет с
учетом игрового амплуа.
Задачи тренировочного занятия:
1. Развитие быстроты.
2. Совершенствование техники ведения мяча без зрительного контроля,
с резким изменением направления движения в усложненных условиях.
3.Совершенствование техники выполнения бросков 1 рукой с места, в
том числе и штрафных.
Продолжительность занятия: 1 час 40 минут
Таблица 8 – Характеристика тренировочного занятия №1
Средств
а
Техника исполнения
Требования к
исполнению
Дозировка
Методичес
кие
указания
Рывки
По зрительному сигналу
рывки с места из
исходного положения -
стойка баскетболиста
боком и спиной к
стартовой линии
Выполнять с
максимальной
скоростью
Центровые
2x10м, 2x20м
Нападающие
2x10м,2x20м
Защитники
3x10м,3x20м
Максимальну
ю частоту
движений
развивать на
первых
метрах
ускорения
Стартовы
е рывки с
мячом
Рывки из исходного
положения - лицом
(спиной) вперед на
дистанцию 10м. Мяч
находится на расстоянии
3 м от старта на полу.
Игрок по сигналу
должен взять мяч и вести
вперед.
Выполнять с
максимальной
скоростью
Центровые
2x10м
Нападающие
2x10м
Защитники
2x10м
Мяч вести без
зрительного
контроля
Прыжки с
продвиже
нием
вперед с
ведением
мяча
Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед
(ноги вместе) на
дистанцию с переходом
в бег (ускорение) на
дистанцию 10м с
ведением мяча.
Мяч вести
впереди и сбоку
правой (левой)
рукой от себя,
ведение мяча
высокое
Центровые
2х10м
Нападающие
2х10м
Защитники
2х10м
Упражнение
выполнять по
звуковому
сигналу
тренера
24
Скоростн
ой бег с
передача
ми
Передачи мяча в парах
во время скоростного
бега. Один игрок бежит
лицом вперед, другой -
спиной вперед.
Расстояние между
партнерами 1-Зм.
Переход от
подготовительно
й фазы к
основной
производить без
пауз в работе рук
и без смены
ритма движения
ног
Защитники
2 x 3 раза
Нападающие
3 x 3 раза
Центровые
3 x 4 раза
Передачи
выполнять на
уровне груди
чередуя
правой
(левой)
рукой, двумя
руками
Броски
мяча с
места
Выполнение бросков
мяча 1 рукой с места с
ближней и дальней
дистанции с различных
точек по отношению к
кольцу
Выпуск мяч
скатывающим
движением через
указательный
палец
бросающей
кисти после
полного её
сгибания вперед
Защитники
3х15раз
Нападающие
4х20раз
Центровые
4х20раз
Активно
выполнять
выпуск мяча
вверх
Продолжение таблицы 8
Штрафные
броски
Выполнение штрафных
бросков
индивидуально. После
3 бросков - ведение на
противоположный щит.
Последовательно
сть движения
рукой: плечо-
предплечье-
кисть
Защитники
10х3 броска
Нападающие
10х3 броска
Центровые
10x3 броска
Взгляд
концентриро
вать на точке
прицеливани
я
Средние и
дальние
броски 1
рукой от
головы
(сверху)
Выполнение бросков в
пятерках (шестерках).
В каждой группе 3
мяча. Игрок бросает по
кольцу, сам подбирает
свой мяч, отдает его
партнеру и выходит
вновь на позицию для
приема передачи и
броска по кольцу.
Игроки разбиваются на
группы по игровым
амплуа
Выпуск мяча при
полном
выпрямлении
нижних
конечностей и
бросающей руки
Защитники
3х20 раз
Нападающие
х20 раз
Центровые
3х15 раз
Быстро
выносить мяч
в исходное
положение
для броска
Ведение
мяча
Ведение мяча на
ограниченном
пространстве. Вся
команда с мячами
располагается внутри
трехсекундной зоны.
По сигналу тренера
игроки начинают
ведение мяча,
При низком
ведении
укрывать мяч
выставлением
свободной руки
и поворотом
туловища
Защитники
2 серии
Нападающие
3 серии
Центровые
4 серии
Использовать
обманные
движения,
финты
25
одновременно стараясь
выбить мяч у ближних
соперников. Игроки,
потерявшие мяч,
выбывают из игры.
Выигрывают трое
оставшихся с мячом
игроков.
Продолжение таблицы 8
Ведение мяча с
поднятой головой. По
осевой линии площадки
через равные
промежутки расставлены
5 стоек. Две команды
располагаются на
противоположных
лицевых линиях. По
команде тренера
стартуют первые игроки
каждой команды.
Задача - обвести все
стойки и не столкнуться
с соперником.
Следующий игрок
стартует, когда первый
пересекает центральную
линию площадки.
Выигрывает та команда,
игроки, которой
первыми финишируют
за противоположной
лицевой линией.
Ведение в
движении
начинать с
выпуска мяча
(опорную ногу,
удерживая мяч в
руках, не
отрывать)
Защитники
2 серии
Нападающие
3 серии
Центровые
4 серии
Добиваться
эффекта
«прилипания»
кисти к мячу
Ведение мяча с резким
изменением направления
движения. По звуковому
сигналу тренера -
остановка, по второму
Сохранять
синхронность и
согласованность
работы верхних и
нижних
Защитники
2 серии
Нападающие
3 серии
Центровые
Осуществлят
ь контроль
над мячом с
момента
начала
26
сигналу - рывок на 6-10
м с изменением
направления.
конечностей по
ходу ведения и во
время остановки
4 серии
перемещения
Примерное тренировочное занятие № 2 баскетболистов 15-16 лет с
учетом игрового амплуа
Задачи тренировочного занятия:
1.
Воспитание скоростно-силовых способностей.
2.
Совершенствование броска мяча в прыжке после перемещения с
различных дистанций.
3.
Совершенствование подбора мяча под своим щитом.
Продолжительность занятия: 1 час 40 мин.
Таблица 9 – Характеристика тренировочного занятия №2
Средства
Техника исполнения
Требования к
исполнению
Дозировка
Методическ
ие указания
Упражнени
я на
восхожден
ия
вверх
Стоя ногами на возвышении
высотой 7-10 см,
подниматься на носки.
Расположение
ступней должно
быть всегда
параллельным
Защитники
2x12 раз
Нападающие
2x14 раз
Центровые
2x16 раз
В момент
поднимания на
носки –
задержать
положение 1-2
секунд
Стоя на полу, сделать шаг
правой на скамейку
высотой 30 см - выпрямить
ногу и приставить левую,
затем поставить на пол
левую, сойти и приставить
правую ногу
Темп движения
задается руками.
Интенсивность
максимальная
Защитники
2x12 раз
Нападающие
2x14 раз
Центровые
2x16 раз
Разгибание ног
производить
в
коленном и
тазобедренном
суставах
Прыжковы
е
упражнения
в длину
Прыжки на одной ноге на
дальность (многоскоки).
После выполнения
10 прыжков
сменить ногу
Защитники
4x10 раз
Нападающие
4x12 раз
Центровые
4x14 раз
В отталкивании
помогать
движением
маховой ноги
назад
27
Серийные прыжки в длину
толчком двумя ногами
Активно
выполнять мах
руками вперед-
вверх
Защитники
3x10 раз
Нападающие
3x12 раз
Центровые
3x8 раз
Стараться
касаться ногами
пола как можно
позже
Прыжковы
е
упражнения
в высоту
Прыжки с места, толкаясь
двумя ногами, на
максимальную высоту
A)
доставая
подвешенный мяч
Б) на время - 10,
15,25 с
B)
количество
повторений - 10,
15, 25 раз
Г) в форме
соревнований на
большее
количество раз
Защитник
3 подхода
Нападающие
4 подхода
Центровые
4 подхода
Отталкивание
от опоры
выполнять как
можно
быстрее; руки
должны
выполнять
активное
маховое
движение вверх
Запрыгивание и
спрыгивание с
возвышенности 70 см
(тумбы)
В момент
нахождения на
возвышенности
ноги должны
полностью быть
выпрямлены в
коленных
суставах
Защитники
2x8 раз
Нападающие
2x10 раз
Центровые
2x12 раз
В момент
отталкивания,
ОЦТ поднять
как можно
выше над
опорой
Продолжение таблицы 9
Броски мяча
в прыжке
Выполнение броска в
прыжке с ближней и
дальней дистанции с
различных точек по
отношению к кольцу
Выпуск мяча с
ладони выполнять
в высшей точке
взлета ОЦТ
Защитники
4x20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2x10 раз
Активно
выполнять
вынос мяча
вверх
То же, только после
ведения и остановки
прыжком
Остановку
выполнять без
предварительного
выпрыгивания
вверх
Защитники
4x20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2x10 раз
Отталкивание
от опоры
выполнять
носками,
туловище
выпрямлено,
движение в
руке: плечо-
Ловля мяча в движении и
бросок мяча со средней
дистанции. Игрок 1 ведет
мяч параллельно боковой
линии, до угла площадки
лицевой линии, передает
его игроку 3. Игрок3
выбегает к линии
штрафного броска и атакует
кольцо
После броска
игрок 3 идет на
место игрока 1, а
игрок 1 на место
игрока 3. В
упражнении может
принимать участие
до 12 человек
Защитники
4x20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2x10 раз
Ловлю мяча
выполнять в
момент
остановки для
броска
28
Подбор
мяча
Овладение отскоком из
различных исходных
позиций после броска
мяча с различных точек по
отношению к щиту
Ловлю
отскочившего
мяча выполнять в
высшей точке
полета
Защитники 1x8
раз
Нападающие
3x12 раз
Центровые
4x16 раз
Туловище
должно быть
максимально
выпрямлено
Выполнение приема в целом
в условиях активного
противоборства «защитник-
нападающий» в заданных
позициях при бросках в
корзину третьим игроком с
различных точек по
отношению к щиту
Ловлю выполнять
двумя руками
Защитники 1x8
раз
Нападающие
3x12 раз
Центровые
4x16 раз
Отталкивание
вверх для
подбора мяча
осуществлять
из высокой
стойки
Воспроизведение подбора
мяча в игровых условиях
при противоборстве: 1x1;
2x2 и т.д. - с атакой в одну
корзину
При выполнении
подбора
максимально
быстро поставить
спину сопернику
Защитники 1x8
раз
Нападающие
2x12 раз
Центровые
4x10 раз
После атаки
максимально
точно
определить
отскок мяча
Примерное тренировочное занятие №3 баскетболистов 15-16 лет с учетом
игрового амплуа
Задачи тренировочного занятия:
1. Воспитание скоростных качеств.
2. Совершенствование бросков в корзину одной рукой в движении.
3. Совершенствование техники выполнения различных способов
передач мяча после выполнения других технических приемов нападения в
условиях, приближенных к игровым ситуациям.
Продолжительность занятия: 1 час 40 минут
Таблица 10 – Характеристика
тренировочного занятия №3
Средства
Техника
исполнения
Требования к
исполнению
Дозировка
Методичес
кие
указания
29
Рывок и
ловля мяча в
сочетании с
прыжками
Игрок с мячом в руках,
прыгая вверх согнув
ноги, с силой ударяет
мячом в пол под собой
так, чтобы мяч
отскакивал на 3-4 метра
назад. Приземлившись,
игрок выполняет рывок
за мячом, стараясь
поймать его в полете.
Рывки выполнять в
максимальном
темпе
Защитники
10 раз
Нападающие
10 раз
Центровые
10 раз
Отдых между
повторениями
10 секунд
Передачи
мяча
Передачи мяча
выполняются влево-
вправо у стены в
сочетании с рывками,
остановками,
поворотами.
Следить за
согласованием
движений верхних
и нижних
конечностей.
Интенсивность
максимальная
Защитники
3x20 с
Нападающие
4 x20с
Центровые
4 x 2 0 с
Отдых между
сериями 40
секунд
(ведение мяча
на месте, стоя,
сидя, лежа).
Рывки
Рывки за мячом,
подброшенным вперед
на 5-6 метров. Игрок
стартует в момент
соприкосновения мяча
с полом и старается
поймать его после
первого отскока.
Рывки выполнять в
максимальном
темпе
Защитники
2х10 раз
Нападающие
3х10 раз
Центровые
3х10раз
Отдых между
сериями 30
секунд
(ведение мяча
правой и
левой рукой)
Рывки с ведением из
различных исходных
положений: А) лежа на
спине, животе; Б) упор
лежа, упор сидя
Ведение мяча
выполнять без
зрительного
контроля,
интенсивность
максимальная
Защитники
6х20м
Нападающие
6x20м
Центровые
4х20м
Отдых между
рывками 1,5
минуты
(ходьба,
дыхательные
упражнения)
Продолжение таблицы 10
30
Броски в
кольцо
одной рукой
в движении
Броски из-под кольца
одной рукой в
движении. Игроки
выстраиваются в две
колонны вдоль
боковых линий
площадки, у игроков
левой колонны мячи.
Движение к кольцу
начинают два первых
игрока из разных
колонн. Игрок с мячом
ведет мяч до
продолжения линии
штрафного броска и
делает передачу
направо. Игрок из
правой колонны ловит
мяч, делает два шага и
выполняет бросок из-
под кольца. Игрок,
выполнивший
передачу, подбирает
мяч, возвращает его в
левую колонну.
Мяч выпускать в
высшей точке
прыжка
Защитники
х20 бросков
Нападающие
3х25 бросков
Центровые
3х30 бросков
Ловить мяч на
удлиненном
шаге
Броски из-под щита.
Игроки выстраиваются
в две колонны. В
каждой колонне по 2-3
мяча. После ведения
головной игрок
забрасывает мяч и
передает его в свою
колонну. Затем
переходит в конец
другой колонны.
Вынос мяча
осуществлять
одновременно с
отталкиванием
Защитники 20
бросков
Нападающие 25
бросков
Центровые 30
бросков
Толчок вверх
выполнять
перекатом с
пятки на всю
стопу
Броски из-под кольца с
частичным
сопротивлением.
Защитник дает
нападающему получить
мяч из рук, входит с
ним в контакт,
пытается выбить мяч из
рук. Нападающий
должен укрыть мяч
корпусом, забить в
кольцо. Можно делать
два-три удара, два шага
– бросок.
Нападающие
должны укрывать
мяч корпусом и
выполнять проход
при контакте с
защитником и
мелких фолах с его
стороны
Защитники
2x10 бросков
Нападающие
3x15 бросков
Центровые
3x20 бросков
Смена мест
происходит
по кругу:
после броска
на передачу,
потом - в
защиту.
Продолжение таблицы 10
31
Броски с
сопротивлением в
парах. Атака на два
кольца. Нападающий
начинает движение с
финта в любую сторону
и делает рывок мимо
защитника к кольцу,
Нападающий должен
получить мяч от
тренера и атаковать
кольцо - дальней от
защитника рукой.
Мяч выпускать в
высшей точке
прыжка после
полного
выпрямления
бросающей руки
Защитники
2x10 бросков
Нападающие
3x15 бросков
Центровые
3x20 бросков
Приземляться
на толчковую
пли две ноги
Передачи
мяча
Передачи мяча в парах
в движении. Игроки
выстраиваются в две
колонны, разбившись
на пары. На пару один
мяч. Первая пара
выполняет
продвижение вперед,
передавая мяч друг
другу дальней рукой и
ловя его двумя руками.
При параллельном
движении игроков
после выпуска мяча
ускорить движение
и вытянуть
дальнюю от мяча
руку как ориентир
Защитники 4
серии
Нападающие 4
серии
Центровые 4
серии
Замах
осуществлять
быстро с
момента
постановки
ноги на
первом шаге
Упражнение «2x1».
Игра ведется на V4
баскетбольной
площадки. Участвуют
три игрока. Два игрока
передают мяч друг
другу, а третий
старается перехватить
или задеть мяч. Если
мяч вышел за пределы
площадки или его
перехватил защитник
происходит смена.
Добиваться
согласованного
движения рук, ног
и туловища.
Защитники
4 серии
Нападающие 5
серий
Центровые
6 серий
При
выполнении
передач
укрывать мяч
от защитника
Примерное тренировочное занятие №4 баскетболистов 15-16 лет с
учетом игрового амплуа
Задачи тренировочного занятия:
1. Воспитание специальной выносливости с помощью упражнений
технического и игрового характера
2. Совершенствование техники накрывания мяча при бросках
одной рукой сверху в прыжке
32
3. Совершенствование броска в корзину одной рукой сверху в
прыжке Продолжительность занятия: 1 час 40 минут
Таблица 11 – Характеристика
тренировочного занятия №4
Средства
Техника исполнения
Требования к
исполнению
Дозировка
Методическ
ие указания
Броски мяча
Броски мяча в прыжке
«на два счета». Броски
мяча выполнять
индивидуально с
последующим
добиванием
отскочившего, но не
приземлившегося мяча.
После пяти попаданий
выполнять рывок к
противоположной
лицевой линии и
обратно.
Выпуск мяча с
ладони выполнять
в высшей точке
взлета
Защитники
4х20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2х10 раз
Активно
выполнять
вынос мяча
вверх
Игра 2x2 на один щит.
Бросок выполнять
только после
постановки заслона.
Интенсивность
упражнения
переменная. Мяч
выпускать в
высшей точке
прыжка после
полного
выпрямления
бросающей руки
Защитники до
20 очков
Нападающие
до 30 очков
Центровые
до 40 очков
Варьировать
способы
завершения
атаки
(проход-
бросок,
позиционный
бросок)
Ведение
мяча
Упражнение
выполняется в парах.
Ведение от средней
линии до щита с
сопротивлением
защитника и бросок
мяча в корзину.
Интенсивность
упражнения
переменная
Защитники
2х10 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
4х20 раз
Вести мяч без
зрительного
контроля,
укрывая
туловищем.
Броски мяча
Броски мяча в парах
поочередно со средней
и дальней дистанции с
рывком к средней
линии и обратно после
каждого броска.
Интенсивность
упражнения
переменная.
Мягко выполнять
бросковое
движение
Защитники
2х15 раз
Нападающие
3x20 раз
Центровые
3х25 раз
При
выполнении
броска
принимать
устойчивое
исходное
положение
Продолжение таблицы 11
33
Броски в
прыжке
1) упражнение
выполняется в парах.
Игрок 1 выполняет
бросок в корзину,
подбирает мяч, делает
передачу игроку 2 для
выполнения броска, а
сам занимает место для
повторного броска.
Голову держать
прямо, взгляд
концентрировать в
точке
прицеливания
Защитники
4х20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2x10 раз
Броски
выполнять: а)
после ловли
мяча в
движении; б)
после ведения
и обманных
движений
2) баскетболисты
выстраиваются в две
колонны возле каждого
щита. Направляющий
колонны № 1
выполняет бросок в
прыжке, а
направляющий
колонны № 2 бежит и
подбирает
отскочивший от кольца
мяч и передает его
другому игроку. Игрок,
передавший и игрок
выполнивший бросок,
идут в конец
противоположной
колонны.
Мяч выпускать в
высшей точке
прыжка
Защитники
4х20 раз
Нападающие
3x15 раз
Центровые
2х10 раз
Броски
выполнять
после ведения
и резкой
остановки
Накрывание
мяча при
броске в
прыжке
Упражнение
выполняется в парах.
Один игрок с мячом
под кольцом, другой -
на расстоянии 4-5
метров от корзины.
Первый делает
передачу второму,
который выполняет
бросок в прыжке.
После первой передачи
первый игрок выбегает
к партнеру и в прыжке
выполняет накрывание
мяча. Смена
происходит после
броска.
Защитник
отталкивается
двумя ногами с
места, руку
выносить без
замаха, полностью
выпрямлять в
локтевом и
плечевом суставах
вверх
Защитники
2х10 раз
Нападающие
3x12 раз
Центровые
4х14 раз
При броске
части тела не
отклонять
от вертикали,
приземляться
на
согнутые ноги
в устойчивое
двухопорное
положение.
34
Примерное тренировочное занятие №5 баскетболистов 15-16 лет с
учетом игрового амплуа
Задачи тренировочного занятия:
1.
Воспитание скоростно-силовых способностей.
2.
Совершенствование техники выполнения штрафного броска и
броска одной рукой со средней и дальней дистанции.
3.
Дальнейшее изучение взаимодействия трех игроков в
нападении - «сдвоенный» заслон.
1. Продолжительность занятия: 1 час 40 минут
Таблица 12 – Характеристика
тренировочного занятия №5
Средства
Техника исполнения
Требования к
исполнению
Дозировка
Методически
е указания
Передачи
мяча
Прыжковое
упражнение
Силовое
упражнение
Комплекс круговой
тренировки:
A)
передачи мяча
одной рукой с ведением
другой, в парах;
Б) прыжки через
скакалку;
B)
передачи набивного
мяча (2кг) в парах в
движении;
Г) глубокое приседание
на одной ноге
«пистолетик».
Метод выполнения
равномерный
3 круга,
работа на
станции 3
минуты,
отдых между
кругами 1-1,5
минуты
3 подхода
Следить за
партнером,
которому
направляется
мяч,
периферически
м зрением
35
Продолжение таблицы 12
Броски мяча
со средней
и дальней
дистанции
Упражнение
выполняется группами
по 3 человека. Один
выполняет броски в
корзину, с заранее
обозначенных мест
площадки,
разноудаленных от
корзины. Двое других
подают ему мячи. После
20 бросков происходит
смена
Средние броски в парах
против одного
защитника. Два игрока
располагаются в
радиусе 5-6 м от кольца,
на расстоянии 3-4 м
друг от друга. Перед
броском они
выполняют 3-4
передачи, не сходя с
места. Защитник
мешает передавать мяч
и выполнять бросок.
Смена мест происходит
по кругу после каждого
промаха.
При выпуске мяча
сохранять
вертикальное
положение головы
и тела
Передачи
выполнять
различными
способами
Защитники
2х20 раз
Нападающие
Зх20раз
Центровые
3х20 раз
Защитники
2х20раз
Нападающие
Зх20раз
Центровые
3х20 раз
Способы
выполнения
бросков
чередовать
после каждой
серии
Взгляд
концентрирова
ть на точке
прицеливания,
мягко
совершать
бросковое
движение, в
момент
выпуска мяча
сохранять
вертикальное
положение
головы и тела
36
Продолжение таблицы 12
Штрафные
броски
Сдвоенный
заслон
Штрафные броски
выполнять
индивидуально. После
трех бросков ведение,
на противоположный
щит.
Группа делится на три
колонны. Игроки Х
3
, Х
4
становятся слева от
щита, игроки Х
5
, Х
6
становятся справа,
игроки Xi, Хг - за 3-
хочковой линией, игрок
А - на линии
штрафного броска.
Игроки Х
3
и Х
5
с двух
сторон одновременно
ставят заслоны
защитнику А. Xi,
воспользовавшись
заслонами, ведет мяч к
щиту (с одной или с
другой стороны
заслона) и бросает его в
корзину. Смена: А идет
за Х
2
, Х
3
- на место A, Xi
- за Хб, Х
Б
- за Х
4
.
То же, только
защитников трое. Они
опекают Xi, Хз и Х
5
.
Защитники по кругу
переходят в другие
колонны, а нападающие
становятся на место
защитников.
То же, только Xi и Х
5
ставят заслоны
защитнику,
опекающему Х
3
.
Соблюдать
согласованность в
работе верхних и
нижних
конечностей
Проход из-под
заслона совершать
на скорости
максимально
близко к партнерам
Игрокам, ставящим
заслон,
располагаться
вплотную друг к
другу, занимая
большее
пространство на
площадке
Защитники
8x3 броска
Нападающие
10x3 броска
Центровые
10x3 броска
Защитники
3
подхода
Нападающие
4
подхода
Центровые
4 подхода
Защитники
3
подхода
Нападающие
4
подхода
Центровые
4 подхода
Защитники
3
подхода
Нападающие
4
подхода
Центровые
4 подхода
Каждый второй
бросок
выполнять без
зрительного
контроля
Игрокам,
ставящим
заслон,
располагаться
вплотную друг
от друга
Поддерживать
атаку после
заслона
поворотом в
сторону
корзины
Игрокам,
ставящим
заслон,
располагаться
вплотную друг
от друга
37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Процесс спортивной тренировки баскетболистов 15-16 лет
необходимо строить в соответствии с дифференцировкой по игровым
амплуа, так же с учетом различий, имеющихся в габаритных размерах и
подготовленности спортсменов.
2.
В
годичном
тренировочном
цикле
необходимо
увеличить
процентное содержание специальной физической, технической и тактической
нагрузки.
3.
Процесс спортивной подготовки баскетболистов 15-16 лет
различного амплуа должен включать средства специальной физической
подготовки, направленные на развитие необходимых в игре качеств
быстроты, специальной выносливости и скоростно-силовых способностей,
увеличивающих общую физическую работоспособность.
4.
Построение
дифференцированной
технической
подготовки
баскетболистов 15-16 лет разного амплуа необходимо строить с учетом
использования
специальных
упражнений,
расширяющих
арсенал
индивидуальных технических способностей, при этом освоение техники
игры всем игрокам различного амплуа необходимо выполнять упражнения в
незнакомых условиях, в том числе выполняя функции игрока другого
амплуа.
5.
В процессе использования программы технической и физической
подготовки игроков разного амплуа, с целью учета уровня развития
физических
качеств,
функциональных
возможностей
и
формирования
технических
умений
необходимо
производить
постоянный
учет
количественно-качественных характеристик игровой деятельности.
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Баскетбол. Подвижные и учебные игры: методическое пособие /
В. А. Лепёшкин. – М.: Советский спорт, 2011. – 98 с.
2.
Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения:
учеб, пособие [Текст] / Д.И. Нестеровский. – М.: ИЦ Академия, 2010. – 95 с.
3.
Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-
юношеских школ олимпийского резерва / Ю.М.Портнов. – М.: Советский
спорт, 2006. – 100 с.
4.
Баталов, И. М. Дифференцированный подход к тренировке
баскетболистов-студентов / И. М. Баталов. – М.: 2006. – 19 с.
5.
Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. – М.:
ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2008. – 816 с.
6.
Бомпа, Т. О. Подготовка юных чемпионов / Т. О. Бомпа – М.:
ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2007. – 259 с.
7.
Бондарь, А. И. Баскетбол. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР /
А. И. Бондарь, В. М. Колос. – Минск: Палымя, 2009. – 133 с.
8.
Бондарь, А. И. Теоретико-методические основы повышения
технического мастерства баскетболистов высокой квалификации / А. И.
Бондарь. – Минск: Палымя, 2014. – 74 с.
9.
Власов,
A.
M.
Комплексный
контроль
физической
подготовленности и морфофункциональное состояние юных баскетболистов
12-15 лет / А. М. Власов. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 20 с.
10.
Викулов, А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей
детей /А.Д. Викулов, И.М. Бутин – Ярославль: Гринго, 1996. – 172с.
11.
Гатмен, Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б Гатмен, Т.
Финнеган. – М.: Астрель, 2007. – 303 с.
12.
Губа, В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г.
Фомин, С.В. Чернов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 160 с.
39
13.
Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней
ориентации в спорте / В. П. Губа, В.А. Быков, С. В. Чернов и др. – М.:
Олимпия Пресс, 2007. – 155 с.
14.
Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.
П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. – М.: Физкультура и спорт, 2009. –
276 с.
15.
Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа.
– М.: СпортАкадемПресс, 2006. – 230 с.
16.
Дружинина, Л. Е. Экспериментальное обоснование средств и
методов подготовки юных баскетболистов 13-16 лет / Л. Е. Дружинина. – М.:
Физкультура и спорт, 2012. – 19 с.
17.
Евтух,
А.
В.
Научно-методические
основы
многолетней
подготовки спортсменов / А. В. Евтух. – М.: Вестник спортивной науки,
2008. – 14 с.
18.
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия, 2008. – 264 с.
19.
Иорданская, Ф. А. Взаимосвязь показателей долговременной и
острой адаптации у высококвалифицированных спортсменов по данным
корреляционного и факторного анализов // Сб. науч. трудов 2005 года. – М.:
ВНИИФК, 2007. – С. 119-127.
20.
Краузе, Д. В. Баскетбол навыки и упражнения: пер. с англ. Е. Р.
Яхонтова / Д. В. Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер. – М.: Астрель, 2012. –
211 с.
21.
Кузин, В. В. Баскетбол: начальный этап обучения / В. В. Кузин,
С. А. Полиевский. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 136 с.
22.
Ластовецкая, А. Баскетбол: Поурочная программа для ДЮСШ
баскетбол / А. Ластовецкая. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – С. 13-16.
23.
Квашук,
П.
В.
Пути
исследования
и
реализации
дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов / П.
40
В. Квашук. – М.: Теория и практика физ. Культуры, 2009. – С. 45-47.
24.
Квашук, П. В. Состояние и перспективы развития теории и
методики подготовки спортивного резерва / П. В. Квашук. – М.: Теория и
практика физ. Культуры, 2010. – С. 116-119.
25.
Костикова, Л. В. Баскетбол / Л. В. Костикова. – М.: Физкультура
и спорт, 2008. – 176 с.
26.
Костикова, Л. В. Сравнительная характеристика показателей
специальной подготовленности баскетболистов разной квалификации / Л.В.
Костикова, Е. А. Чернова // Теория и практика физической культуры, 2012. –
С. 52-56.
27.
Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки
баскетболистов / В. М. Корягин. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 102 с.
28.
Локтев, С. А. Особенности тестирования общей физической
работоспособности у детей и подростков / С. А. Локтев // Теория и практика
физической культуры. – 2011. – №10. – С. 53–54.
29.
Луничкин В. Г. Подготовка резерва / В. Г. Луничкин, C. B.
Чернов // Планета Баскетбол, 2013. – №9. – С. 42–44.
30.
Мардини,
В.
Х.
Факторы,
определяющие
эффективность
защитных приемов и движений у юных баскетболистов / В. Х. Мардини. – М.:
Физкультура и спорт, 2012. – 23 с.
31.
Матвеев, Л. П. От теории спортивной тренировки к общей теории
спорта / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры, 2012. – №15
– С. 5-8.
32.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник
для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев.
–СПб.: Лань, 2014. – 160 с.
33.
Мацак,
А.
Б.
Построение
годичного
цикла
тренировки
квалифицированных
баскетболистов
на
этапе
спортивного
совершенствования / А. Б. Мацак. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 24 с.
34.
Матвеев, Л. П. Общая теория и её прикладные аспекты / Л. П.
41
Матвеев – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2007. – 384 с.
35.
Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. – 336 с.
36.
Никитушкин,
В.
Г.
Организационно-методические
основы
подготовки спортивного резерва / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г.
Бауэр. – М.: Советский спорт, 2008. – 226 с.
37.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. М.
Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2008. – 528 с.
38.
Система
подготовки;
баскетболистов-юниоров:
метод.
рекомендации / Сост. А. Б. Мацакидр. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 40 с.
39.
Роуз, Л. Баскетбол чемпионов / Л. Роуз – М.: Человек, 2014. – 61 с.
40.
Пайе, Б. Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых до
сложных / Б. Пайе, – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 225 с.
41.
Aitken, D. Periodisation: quest for the ultimate training plan.
Fitlinkmagazine (Brisbane, Aust.) / D. Aitken. – 2006, Р. 18-23.
42.
Frederic, P. Miller гандбол / Frederic P. Miller. – 2010. – 64 с.
43.
Hohmann,
A.
Grundlagen
der
Trainingsstenerung
in
Sportspiel.
CzwalinaVerlag Hamburg / А.Hohmann. – 2008 – 205 p.
44.
Martin, D.Handbuch Trainingslehre. Schoradorf: Hoffmann / D. Martin,
K. Carl, K. Lehnertz. – 2006. – 253 p.
45.
Stone, W. Year-round conditioning for handball. Clinics in sports
medicine / W. Stone, P. Steingard. – Philadelphia: 2011. – Р. 173-191.
46.
Tschiene, P. Cucloannualed' allenam en tosds Rivista di cultura
Sportiva / P. Tschiene. – 2008. – Р. 16-22.
47.
Tschiene, P. Zu aktueilen problemen der technischen vorbereitang von
sportlinzu in: leistung sport / Р. Tschiene. – 2007. – Р. 5-8.
48.
Watts, D. Periodization a planning process. In: International Coaching
Conference, Calgary / D. Watts. – 2007. – Р. 1-19.
42
49.
Wilmore, J. H. Physiology jf sport and exercise campaign Huvan Rinetics /
J. H. Wilmore, D. L. Costill. – 2007. – 549 p.
50.
Wollstein, J. Periodization - an essential coaching tool for modern
coaches. Australian squash coach / J. Wollstein. – 2008. –23 р.
51.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C.
Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «академия», 2004. – 33;
39-40 с.