Авторы: Долголаптев Павел Сергеевич, Бекметова Фируза Равильевна
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Раздел: дополнительное образование
1
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ В
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема поиска новых средств и методов подготовки
спортсменов в предсоревновательном периоде была и остается самой
актуальной на протяжении многих лет.
Баскетбол предъявляет высокие
требования физической подготовленности и ее основным составляющим:
общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки
(СФП). Характер игровых действий требует от участников способности
быстро выполнять различные по напряжениям усилия; умения многократно
использовать «стартовые» рывки на короткие отрезки, функциональную
подготовку по первому требованию игровой ситуации изменять направление
бега и его скорость и т. п.
Для овладения всем арсеналом игровых средств, характерных для
современного баскетбола, необходим достаточно высокий уровень ОФП и
СФП, особенно в предсоревновательный период [17].
На сегодняшний день исторически сложился целый ряд направлений
подготовки спортсменов.
Одни ученые видят резервы совершенствования в усовершенствовании
методологии и технической оснащенности вида спорта [8,15]. Другие
указывают на биологические составляющие спорта [6,19,7]. Третьи видят
резервы в психолого-педагогических методах воздействия на спортсмена[23].
Большинство
современных
ученых
склоняется
к
комплексному
применению всех направлений подготовки [17, 30, 31, 44]. Однако главной
целью всех выше указанных направлений подготовки спортсменов является
качественное улучшение результативности спортивных достижений.
Сегодняшний уровень развития баскетбола требует поиска новых
средств
и
методов
тренировки,
позволяющих
значительно
2
интенсифицировать
процесс
подготовки
спортсменов
в
предсоревновательный период на различных этапах соревнований [17]. В
связи с этим необходимо создать эффективную развивающую среду для
совершенствования и организации спортивной тренировки баскетболистов
[15].
Несмотря на то, что в нашей стране создавалась и создается система
подготовки в предсоревновательный период [21, 28, 22, 23], эффективность
проводимой работы еще не соответствует высоким требованиям подготовки
спортсменов.
Занятия
зачастую
проводятся
по
«шаблонным»,
не
соответствующим современным требованиям программам [2].
В
результате
неправильного
построения
системы
предсоревновательных тренировок юных баскетболистов с недостаточно
продуманной последующей узкоспециализированной подготовкой приводят
к тому, что многие спортсмены не набирают нужную «спортивную форму»,
это обусловлено тем, что высокий темп игровых действий, быстрая смена си-
туаций, эмоциональное напряжение предъявляют большие требования к
двигательной, функциональной и психической подготовке юного спортсмена
[17].
При использовании в занятиях с баскетболистами упражнений,
скоростно-силового характера следует иметь, в виду, что адаптация
подростков
к
этим
нагрузкам
определяется
также
индивидуальными
конституциональными особенностями детского организма. Это выдвигает на
первый план важность дифференцированного подбора силовых упражнений
и
индивидуального
планирования
скоростно-силовых
нагрузок,
а
в
зависимости от исходной характеристики не только силовых, но и ростовых
показателей [3,4,23].
1.1.
Анатомо-физиологическая характеристика юношей 15-16 лет
Характерной особенностью спортивного совершенствования детей и
3
подростков является то, что развитие двигательных и вегетативных функций,
повышение работоспособности проходит на фоне еще не закончившихся
процессов роста и формирования организма. Поэтому обую опасность,
представляет форсированная подготовка юного спортсмена, использование
узкого
круга
физических
упражнений,
чрезмерное
несвоевременное
увеличение тренировочных нагрузок [1,12].
Физическое развитие.
Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста
всего
организма,
усилением
окислительных
процессов
организма,
нарастанием
функциональных
резервов
организма,
активации
ассимиляторных
процессов,
усилением
процессов
морфологической
и
функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов.
Происходит процесс полового созревания. Отмечается рост и увеличение
всех размеров тела – второе «вытягивание». Физическое развитие детей
данного возраста имеет существенные отличия. Изменяются пропорции тела
[1,12].
В подростковом возрасте костная система находится в состояние
усиленного роста. Особенно быстро растут трубчатые кости верхних и
нижних конечностей, ускоряется рост позвонков в высоту. Рост же костей в
ширину не значителен. Позвоночник по-прежнему подвижен и податлив.
Поэтому в связи с отставанием мышечной ткани от роста костного скелета
при не благоприятных условиях в этом возрасте могут возникнуть различные
нарушения осанки или деформации позвоночника. Применение чрезмерных
мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения и может вызвать
замедленнее роста трубчатых костей в длину. К 12 – 13 годам заканчивается
окостенение запястья и пястья. Развития костной ткани в значительной мере
зависит от роста ткани [1,12].
1.
Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового
созревания. Повышается возбудимость, возрастает функциональная
подвижность (мобильность) мышц. Они приобретают способность
4
воспроизводить более высокий ритм раздражений, к 14 годам мышцы
по своим свойствам достигаю данных взрослых.
2.
Резкий скачек увеличения общей массы мышц происходит в 13 лет.
Так, если в 8 лет мышцы составляют 27% массы тела, у 12 – летнего
около 29%, 15 лет – около 33%. Изменяется диаметр мышечных
волокон.
3.
Функциональные возможности мышц еще значительно ниже, чем у
взрослых. Так, у 12 летних сила мышц составляет 65%, в сравнение с
15 летних – 92%. Производительность же работы на единицу времени у
15-16 летних составляет 65 – 70% от производительности взрослых. В
основном заканчивается развитие иннервационного аппарата мышц,
координации
движений
становится
возможным
длительное
выполнение тонкодифференцированных движений.
4.
Быстро
развивается
вторая
сигнальная
система.
Усиливается
концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более
значительной
становится
тормозящая
функция,
подросток
уже
способен к сознательному торможению.
5.
Возрастная эмоциональность и неуравновешенность свидетельствуют о
недостаточной еще силе тормозного процесса. Возможна резкая смена
настроения, критическое отношение к окружающему.
Организм детей среднего школьного возраста крайне не устойчив и
подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому Во время занятий спортом
нужно
осуществлять
строгий
врачебный
контроль
за
объемом
и
интенсивностью нагрузок с тем, чтобы не допустить переутомление и
перенапряжение организма. Чуткий подход к ним необходим, особенно в те
периоды, когда растущему и формирующему организму предъявляются
повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его
функций (например: во время усиленной умственной работы, участия в
соревнованиях).
Вместе
с
тем
следует,
помнить,
что
рационально
построенная спортивная тренировка способствует преодолению временных
5
противоречий и затруднению подросткового возраста, а гиподинамия
усугубляет их. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный,
достигает
высокого
уровня
развития,
потому
могут
образовываться
достаточно совершенные динамические стереотипы [2, 18].
Эндокринная система. Глубокая перестройка эндокринной системы
происходит подростков. Начинается усиленный рост половых желез,
повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Активируется
гормональная функция задней доли гипофиза, отмечается значительное
увеличение хромофильных клеток, имеющих непосредственное отношение к
усилению функции половых желез, морфологическое и функциональное
развитие их (в пубертатном периоде) проявляется, прежде всего, в резком
увеличение
массы.
В
коре
надпочечников
начинают
усиленно
вырабатываться андрогены, которые обеспечивают явление и развитие
вторичных половых органов, влияют на рост и развитие мускулатуры, на
процессы
созревания
скелета.
Половое
созревание
сопровождается
значительным симпатическим воздействием на организм, увеличением
возбудимости коры головного мозга и повышением общей реактивности
нервной системы, способствует повышению эмоциональности, вызывает
изменение кровяного давления, ритма сердечной деятельности и дыхания,
возникновению стремительных порывистых действий без учета физических
сил
и
возможностей.
Повышенная
возбудимость
и
недостаточная
уравновешенность
основных
нервных
процессов
могут
обусловить
временное нарушение взаимодействий двигательных вегетативных функций,
вызвать
менее
рациональных
адаптированных
реакций
дыхания
кровообращения, что особенно ярко проявляется при мышечных усилиях.
Половое созревание неразрывно связанно
с физическим развитием. В
настоящее время половое созревание подростков заметно ускорилось.
Ускорение общего развития и полового созревания протекает не всегда
гармонично, что может сопровождаться рядом нарушений в соматическом,
нейрогуморальном, психоэмоциональном статусе подростков [1,12].
6
Сердечно-сосудистая система. Существенно в подростковом возрасте
претерпевает ССС. На этом этапе развития сердца свойственны наиболее
выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно увеличивается
масса желудочков, причем больше левого. Еще быстрее увеличивается объем
сердца, что объясняется стимулирующем влиянием желез внутренней
секреции, а значит и повышенным синтезом белка в миокарде. Если у 12
летних объем сердца в среднем равен 460 мл, то у 15 летних – 629 мл.
1.
В этом возрасте завершается дифференциация сердца, и оно по
своим структурным показателям (кроме размеров) становится подобным
сердцу взрослого человека. Следует, однако, помнить, что нередко в период
полового созревания происходит нарушение в гармонии роста массы и
тотальных размеров тела, увеличения размеров сердца, это чаще возникает у
подростков
с
акселерированным
типом
развития.
В
этих
случаях
деятельность сердца отличается малой экономичностью, недостаточным
функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к
физическим
нагрузкам.
Повышение
МОК
при
физической
нагрузке
происходит главным образом за счет учащихся ЧСС при незначительном
увеличение СО (меньше чем при соответствии размере сердца массе и
тотальным размером тела).
2.
Дыхание. Продолжается увеличиваться глубина дыхания до 380
– 400 мл, приближается к величинам взрослых, в частности и мод, а ЖЕЛ у
юношей составляет 3 – 3,5 л. Увеличивается МВЛ и резервы дыхания,
которые в 15 летнем возрасте достигает 7 л. Продолжает повышаться
абсолютная
относительная
величина
диффузной
способности
легких.
Следовательно, резервные возможности дыхания средних школьников
приближается к уровню взрослых [1,12,18].
1.2.
Развитие физических качеств.
Для правильного планирования многолетней подготовки весьма важно
7
знать, что в развитии физических качеств есть наиболее «чувствительные»
периоды,
когда
под
воздействием
специально
отобранных
средств
тренировки можно добиться самых существенных изменений, определяющих
все последующее совершенствование спортсмена [16,20].
В
структуре
физической
подготовки
необходимо
планировать
последовательное увеличение объема специальной физической подготовки с
акцентом на быстроту, ловкость и выносливость.
В таблице 1 показаны темпы развития физических качеств у детей
разного возраста.
[13]
Темпы развития физических качеств
Таблица 1
Качество
Возраст
7-8
8-9
9-
10
10-
11
11-
12
12-
13
13-
14
14-
15
15-
16
16-
17
17-
18
Быстрота
движений
00
++
00
++
0
00
00
+
Общая
Выносливость
0
++
++
00
++
+
Гибкость
++
0
0
00
++
+
00
Силовая
выносливость
(динамическая
)
0
00
0
++
+
0
+
Силовая
Выносливость
(статическая)
0
00
0
+
00
++
Сила
00
0
+
00
++
Примечание: 0 – девочки и девушки; + - мальчики и юноши;
00 (++) – наиболее высокие темпы развития;
0 (+) – высокие темпы развития.
Из приведенных данных со всей очевидностью следует, что каждое
качество не только развивается отлично от другого, но и по разному у
8
мальчиков и девочек. Этим объясняется необходимость в различных
методических подходах при осуществлении физической подготовки с
мальчиками и девочками и детьми разного возраста.
1.3.
Задачи физической подготовки
Физическая подготовка понимается как педагогический процесс,
направленный
на
всестороннее
и
специальное
физическое
развитие.
Совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышение
функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся.
Основные задачи физической подготовки заключаются в постоянном
повышении
функциональных
возможностей,
определяющих
уровень
развития физических качеств. В постепенном подведении занимающихся к
интенсивным и объемным тренировочным и соревновательным нагрузкам,
обеспечивающим
рост
специальной
работоспособности
и
достижения
хороших спортивных результатов [21,22].
Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами
подготовки баскетболистов. Высокий уровень развития быстроты, силы,
ловкости, выносливости становится главным условием овладения техникой и
тактикой баскетбола. В то же время реализация задач физической подготовки
способствует формированию важных психических и морально-волевых
качеств. В этом единстве находит свое подтверждение присущая игровой
деятельности баскетболистов целостность всех двигательных проявлений,
обеспечивающих рациональный выбор решений и их осуществление в
условиях спортивного единоборства [21].
Развитие физических качеств необходимых баскетболисту, процесс
длительный и достаточно сложный. Дело в том, что игра в баскетбол
предъявляет
исключительно
высокие
требования
к
физической
подготовленности занимающихся. Наивысшего уровня в развитии одного
какого-то качества можно добиться только в результате значительного
9
уровня развития остальных. Однако не все качества мирно уживаются друг с
другом.
Поэтому
правильным
будет
добиваться
необходимой
пропорциональности в их развитии. Это создаст «общее поле двигательных
возможностей», индивидуально всегда разные и обусловленные главным
образом
генетическими
предпосылками.
Такая
индивидуализация
физической подготовленности создаст максимум условий для ее проявления,
и прежде всего за счет компенсации отстающих качеств более развитыми.
Другой важной особенностью физической подготовки следует считать
трудности ее отделения от других сторон подготовки баскетболиста, и
прежде всего от овладения специальными двигательными навыками. Ведь
сила, выносливость, быстрота не проявляются сами по себе, а лишь вместе с
выполнение двигательных действий. Следовательно, физические качества
составляют внутреннюю сердцевину всякого двигательного навыка. И
эффективность этих движений зависит не только от правильности их
выполнения, но и от степени проявления физических качеств. Более того,
игровая
эффективность
используемого
приема
находится
в
прямой
зависимости от способности баскетболиста проявлять нужные для данного
момента
быстроту,
силу,
ловкость
и
другие
необходимые
качества,
позволяющие
преодолеть
противодействие
соперника
и
достичь
поставленной
перед
собой
цели.
Поэтому
физическая
подготовка
непосредственно связана с овладением техникой и тактикой игры и призвана
обеспечить их оптимальное достижение [23].
1.4.
Общая и специальная физическая подготовка
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных
подразделов: общая и специальная физическая подготовка.
10
Общая физическая подготовка ставит своей целью создать все
необходимые предпосылки для обеспечения высокого уровня развития
специальных физических качеств, правильного физического развития и
разносторонней физической подготовленности [8, 13].
Специальная физическая подготовка направлена на приобретение
высокого уровня развития специальных физических качеств и достижения
высокого совершенства в деятельности функциональных систем организма.
Реализация этих целей представляет собой главное условие для достижения
высоких спортивных результатов. И поэтому она занимает основное место в
системе подготовки спортсменов высокой квалификации.
В процессе общей физической подготовки баскетболистов решаются
такие задачи:
1.Разностороннее физическое развитие.
2.Укрепление здоровья.
3.Повышение функциональных возможностей.
4.Приобретение спортивной работоспособности.
5.Развитие основных физических качеств.
6.Овладение жизненно важными прикладными навыками.
7.Стимулирование восстановительных процессов.
Специальная
физическая
подготовка
направлена
на
решение
следующих задач:
1.
1.Последовательное совершенствование функциональной деятельности
организма.
2.
Развитие специальных двигательных качеств.
3.
Способствованию овладению техникой и тактикой игры.
4.
Достижение спортивной формы.
5.
Совершенствование психической подготовленности.
Специальная физическая подготовка фактически представляет собой
физическую основу для достижения высоких спортивных результатов.
Иногда ее называют физической кондицией или, иначе, физическим
11
условием, определяющим возможности спортсмена. И хотя направленность
специальной подготовки вполне определенна, она тесно примыкает к
подготовке общей.
Общая физическая подготовка приобретает большое значение на
начальных этапах многолетней подготовки, и особенно при работе с детьми и
подростками,
когда
необходимо
заложить
основу
для
последующей
специализированной работы. С достижением этой задачи общая физическая
подготовка уступает свое доминирующее положение специализированной.
Последовательность
в
осуществлении
физической
подготовки
выражается в ее делении на несколько этапов, тесно связанных с периодами
формирования
юного
спортсмена.
Начиная
с
этапа
общефизической
подготовки, последовательно переходят к этапу, формирующему профиль
игрока, а от него к этапу наивысшего развития специальных двигательных
качеств.
Этап общефизической подготовки продолжается с начала занятий до 12
лет; второй этап совпадает с подростковым возрастом, а третий -
с
юношеским.
Первый этап исключительно благоприятен для развития основных
качеств баскетболистов, в первую очередь быстроты, ловкости, гибкости.
Приобретаемые на этом этапе навыки закрепляют и создают основу
движений, характерных для игровой деятельности [20,23].
На
втором
этапе
появляются
благоприятные
возможности
для
использования
достаточно
интенсивных
упражнений,
что
позволяет
оказывать специализированное влияние на развитие физических качеств.
Поэтому
физическая
подготовка
приобретает
новые
черты
узкой
специализации,
но
одновременно
сохраняет
довольно
большую
разносторонность.
На третьем этапе физическая подготовка становится в высшей степени
специализированной. Уровень функциональных возможностей юношеского
организма позволяет использовать большие по объему и интенсивности
12
нагрузки.
1.5. Средства физической подготовки
Для решения задач физической подготовки применяются различные
средства: подготовительные упражнения, подвижные и спортивные игры,
Наиболее важную и значительную часть этих средств занимают
подготовительные упражнения, оказывающие разностороннее влияние на
опорно-двигательный аппарат спортсмена.
Конечный результата влияния каждого из используемых упражнений
зависит от различного соотношения количественных и качественных
характеристик его выполнения. Иными словами, упражнения могут быть
одни и те же, а эффект от них будет разным, если они будут выполняться по-
разному.
К числу таких упражнений используемых в физической подготовке
баскетболистов, следует отнести:
1)
силовые и скоростно-силовые упражнения общего и специального
1.
воздействия для развития силы мышц ног, рук и туловища;
2)
упражнения
общего
и
специального
воздействия
для
развития
выносливости
2.
(скоростной и скоростно-силовой);
3)
упражнения специального воздействия для развития быстроты и
скорости
3.
передвижения;
4)
упражнения
общего
и
специального
воздействия
для
развития
ловкости;
5)
упражнения
общего
и
специального
воздействия
для
развития
гибкости.
Использование этих упражнений самым непосредственным образом
влияет на качество выполнения технико-тактических игровых приемов [14].
13
Важно
учитывать
специфику
тренировочного
эффекта
при
одновременном использовании различных по направленности упражнений.
Различают положительное, отрицательное, нейтральное их взаимодействие.
Определено, что положительное влияние, если в начале занятия даются
упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, а затем упражнения на
развитие общей и специальной выносливости. Это же сочетание, но в другой
последовательности, не дает желательного результата.
Под специализированностью упражнений понимают меру сходства с
соревновательной деятельностью. Отсюда все тренировочные упражнения
делятся на специфические и неспецифические. Тренирующий эффект этих
упражнений не одинаков. Он лучше у тех упражнений, структура которых
ближе к действиям, используемым на соревнованиях. Однако это не
означает, что неспецифические упражнения бесполезны. С их помощь
решаются свои определенные задачи [23].
1.6. Методы физической подготовки
Для развития всех необходимых баскетболисту физических качеств
применяются такие методы, как:
1.
Равномерный
метод
(или
длительной
непрерывной
работы),
использованный для развития базовой выносливости.
2.
Переменный метод, отличающийся от равномерного, лишь характером
выполняемой работы. Этот метод способствует развитию специальной
выносливости. Типичный пример таких упражнений – это сама игра.
3.
Повторный метод как разновидность прерывистой работы. Его
отличает сравнительно большая мощность выполняемых нагрузок.
Каждое новое выполнение повторяется после достаточно большого
восстановительного периода. Применяется при развитии быстроты,
силы, ловкости.
14
4.
Интервальный
метод
–
разновидность
прерывистой
работы,
отличающаяся строгой регламентацией периодов работы и отдыха.
Причем
последние,
относительно
невелики,
что
не
позволяет
организму
восстановиться.
Этот
метод
наиболее
пригоден
при
развитии скоростной и силовой выносливости.
5.
Сопряженный метод, суть которого заключается в выполнении таких
упражнений, которые позволяют одновременно развивать физические
качества
и
совершенствовать
технико–тактические
действия.
Применение этого метода необходимо для выработки навыков более
устойчивых действий в условиях сбивающих факторов.
6.
Игровой
метод,
заключающийся
в
применении
разнообразных
подвижных и спортивных игр, способствующих наиболее полному
проявлению и развитию специальных физических качеств.
7.
Соревновательный метод, который близок к игровому и отличается от
него лишь тем, что в качестве ведущего средства используются
различные соревнования. Применение этого метода позволяет более
всего приблизить условия тренировки к реальным игровым. Наиболее
мощным средством здесь оказываются официальные соревнования. По
сравнению с товарищескими встречами соревнования вызывают вдвое
большую физиологическую нагрузку. Именно поэтому использование
соревновательного
метода
стало
обязательной
частью
системы
подготовки. Но доля его в работе с детьми и подростками в 2-3 раза
меньше, чем у взрослых квалифицированных спортсменов.
1.7. Методы и методики тренировок баскетболистов
предсоревновательного периода
15
Современный
баскетбол
характеризуется
интенсификацией
соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности
игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических
приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности
тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых
действий.
Одной из серьезных задач теории и методики тренировки является
оптимизация всех видов подготовки баскетболистов высокой квалификации:
физической, технико-тактической и психологической.
Цель спортивной тренировки на III этапе (предсоревновательного)
подготовительного
периода
-
реализовать
возможности
оптимального
физического развития спортсмена,
за счет
конкретных задач, которые
формируют данную цель. Задачи можно разделить на группы: физическая
(специальная
и
общая),
техническая,
тактическая,
теоретическая,
психологическая и морально-волевая.
Современную физическую подготовку следует рассматривать как
многоуровневую систему
Самый высокий уровень физической подготовки строиться на основе
принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных
резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.
Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки
является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках
времени. Это длительный процесс формирования двигательных умений и
навыков, систематического совершенствования физических (двигательных)
качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности,
сохранения и укрепления здоровья.
Построение занятий по физической подготовке основывается на
закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки. В
качестве средств общей физической подготовки в баскетболе используют
кроссовый
бег,
упражнения
с
отягощениями,
общеразвивающие
16
гимнастические упражнения и спортивные игры.
B
процессе
общей
физической
подготовки
(OФП)
необходимо
преимущественное развитие тех физических качеств и способностей,
которые в большей степени влияют на результативность профессиональной
деятельности.
Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, который
обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных
умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или
конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных
групп
мышц,
несущих
основную
нагрузку
при
выполнении
специализированных упражнений. Основными средствами специальной
физической подготовки являются соревновательные упражнения.
"Tехническая подготовка спортсмена" - процесс, направленный на
сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами
его спортивной деятельности. Так как решение стоящих перед спортсменом
задач происходит посредством выполнения определенных движений, то
говорится
о
процессе,
связанном
с
практическим
осуществлением
произвольных двигательных действий (и способами их использования),
выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований.
Объектом
теории
технической
подготовки
являются
программы
(образы)
теоретических
представлений
и
моторных
реализации
целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного
мозга.
Наличие
и
количественная
оценка
степени
их
совершенства
выявляются в ходе двигательной деятельности.
Предметом
теории
технической
подготовки
следует
признать
закономерности
формирования
двигательных
умений
и
навыков.
В
соответствии с определенными выше объектом и предметом, а также с
логикой развития теоретического исследования основными задачами теории
технической подготовки являются следующие:
- разработка умозрительных и математических моделей опорно-
17
двигательного аппарата и центральной нервной системы;
-
разработка
методов
формирования
произвольных
программ
двигательных действий;
- разработка методов перестройки программ произвольного управления
моделями опорно-двигательного аппарата спортсмена;
-
разработка
методов
контроля
за
уровнем
технической
подготовленности, а также за содержанием технической подготовки;
- планирование технической подготовки.
Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена
(процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих
планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о
строении организма, законах его функционирования и развития. При этом
необходимым является обеспечение стабильного, сбалансированного по
ресурсам и срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта
при стремлении достичь поставленной им цели. Субъекты управления (на
что
направлено
воздействие)
-
основные
морфоструктуры
организма
спортсмена, эффективное управление которым невозможно без широкой
всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его
деятельности.
Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями
изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных
программ. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает,
что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей
точностью, целенаправленными движениями всего тела или отдельных его
частей. Предположительно понятие "биомеханизм" и положения теории
нейронных сетей могут служить основой для теоретического обоснования
процесса технической подготовки в спорте.
Биомеханизмом назовем такую совокупность движений частей тела,
независимую от движений других его частей, преобразующих один вид
энергии в другой, в результате чего изменяется положение и скорость общего
18
центра масс тела спортсмена при решении определенной двигательной
задачи. Построить движение (технику) это значит: сформулировать цель
движения; задать начальные условия, т.е. позу и кинетические показатели;
определить биомеханизмы, т.е. способы преобразования энергии мышц в
целесообразную
двигательную
деятельность;
распределить
реализацию
биомеханизмов
во
времени;
реализовать
теоретическую
разработку
двигательного действия.
В современном спорте, когда встречаются равные по силам соперники
и
часто
победитель
определяется
с
минимальным
преимуществом,
тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В
баскетболе, где существует непосредственный контакт между соперниками,
тактическое мастерство имеет решающее значение для победы.
Возможность опережать противника в его решениях и действиях
находится в прямой зависимости от точности оценки ожидаемой и
возникающей ситуации. Такая оценка осуществляется на основе анализа
многих
факторов:
условий
соревнования,
уровня
подготовленности
соперников, смысловой направленности борьбы, лимита времени и других.
Умение спортсмена выделять в поступающей информации принципиально
важные моменты позволяет ему успешно прогнозировать дальнейшее
развитие событий и тем самым находить правильные тактические решения.
Анализ соревновательных взаимодействий неизменно приводит к
необходимости
моделирования
спортсменом
поведения
соперника
и
различных вариантов развития событий. Актуальность такого моделирования
в
тактической
деятельности
спортсменов
подчеркивается
многими
специалистами. Деятельность спортсмена в соревновательной ситуации
определяется его мысленным отображением предполагаемого поведения
противника.
Тактическое поведение спортсменов в баскетболе базируется на
аналогичной интеллектуальной деятельности, что обусловлено общими
особенностями
соревнования:
активно
противодействующий
соперник,
19
лимит времени на принятие решения, рефлективность мышления и другие.
Это позволяет рассматривать многие психические процессы как
универсальные механизмы тактического поведения в единоборствах и
спортивных играх. Результат интеллектуальной деятельности - это принятое
спортсменом решение, которое практически реализуется в его действиях.
Bедущую роль процесса принятия решения в тактической деятельности
спортсменов. Этот процесс осуществляется на двух уровнях: сенсорно-
перцептивном и прогностическом.
Внутренняя
психологическая
готовность
к
соревновательным
действиям
-
это
результат
индивидуальной
интеллектуально-
психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат,
правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило,
временный или разовый характер. Постоянное ощущение своих текущих
возможностей должно способствовать формированию психологической
уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности.
Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать
максимально возможный надежный результат.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Практическими
рекомендациями
к
выполнению
упражнений
из
представленных комплексов сводятся к следующему:
1.
При подборе упражнений
для создания специальной программы
необходимо учитывать специфику баскетбола как вида спорта.
Необходимо отдавать предпочтение таким упражнениям, которые бы
способствовали освоению технических приемов и совершенствованию
ведущих в баскетболе физических качеств.
2.
Только при систематическом применении предложенных
нами
комплексов тренировок и упражнений входящих в них процессе можно
20
добиться
их
комплексного
воздействия.
Поэтому
в
группах
спортивного
совершенствования
следует
уделять
отдельные
тренировочные занятия в предсоревновательном периоде подготовке
такого характера тренировок .
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александрова, Л.А. Чинкин, А.С. –Физиологические основы физического
воспитания и спорта / Александрова, Л.А. Чинкин, А.С. //Чебоксары: Изд.
ЧГПУ. – 2000. - № 2. - С - 78.
2.
Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под
общ. ред. Портнов, Ю.М. / - М., 1997. - 450 с.
3.
Би, К. Нортон, К. Упражнения в баскетболе. / Би, К. Нортон, К. // М.:
ФиС., 1972. - 80с.
4.
Вуден, Д.Р. Современный баскетбол - пер. с англ. / Вуден, Д.Р. // М.: Ф.С.,
1987. – 256с
5.
Гомельский, А.Я. - Управление командой в баскетболе. / Гомельский,
А.Я. // - М.: ФиС., 1985.-58с.
6.
Дулин, А.Л. Баскетбол в школе. / Гомельский, А.Я.// Учебное пособие, И.:
Из-во Удмуртского института, 1996. - 200 с.
7.
Елевич, С.А. Структура годичного цикла баскетболистов. / Елевич, С.А. //
Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 12, 1993 - 1999; № 1 - 6, 2000; № 1 - 5,
2001.
8.
Елевич, С.А. Работа с баскетболистами в предсоревновательный период
/Елевич, С.А. // Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 6, 2000. – С – 16.
9.
Елевич,
С.А.
Основы
построения
годичного
цикла
у
высококвалифицированных игроков / Елевич, С.А. // Журнал Физкультура
и спорт, № 1 - 5, 2001. С – 56.
10.Жуков, М.Н. Подвижные игры. / Жуков, М.Н. /- М.: Издательский центр
«Академия», 2000. -160с.
11.Зациорский, В.М. - Спортивная метрология. / Зациорский, В.М. // Учеб.
для ИФК, М.: ФиС, 1982. - 144с.
22
12.Избранные главы по возрастной физиологии, (учебное пособие) - г.
Казань, КГПИ, с. -ISBN-87730-00 1-6
13. Каледин, С. Физическая подготовка юных спортсменов. / Каледин, С.// М.:
ФиС., 1968. - 56с.
14.Микулик, С. Баскетбол 90. / Микулик, С. //Альманах М.: ФиС.,1991. - 96с.
15. Полехин, А.С. Путь к вершине: штрихи к портрету югославского
баскетбола, - М.: Ф.С., 1986. - 144с.
16.Стоун, С. Индивидуальная тренировка баскетболистов. /Стоун, С.// М.:Ф.С.,
1967.- 312с.
17.Семашко, Н.В. Баскетбол, / Семашко, Н.В. // учебник для ИФК, М.: Ф.С.,
1976. -264с.
18.Семашко, Н.В. Баскетбол, / Семашко, Н.В. // учебник для ИФК, М.: Ф.С.,
1967.- 200с.
19.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-
480с.
20.Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для
учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.: Дрофа, 2000. –
251с.
21.Шерстюк, А.А. Баскетбол: основные технические приемы, методика
обучения в группах начальной подготовки: / Шерстюк, А.А.// Учебное
пособие, - Омск, 2001.-60с.
22. Янсон, Ю.А.Физическая культура в школе./ Янсон, Ю.А.// Книга для
педагога. Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 624с.
23.
Яхонтов, Е.Р. Юный баскетболист / Яхонтов, Е.Р. / Пособие
для тренеров. М.: Ф.С 1987.