Авторы: Галеева Камилла Руслановна, Князев Владимир Александрович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы продиктована увеличением скорости
игры в современном баскетболе. Для достижения лучших результатов
возникает необходимость использования таких способов защиты, которые
позволяют нарушить структуру нападения противника и максимально быстро
овладеть мячом. Одной из таких форм защиты является зонный прессинг.
Это
активный
вид
защиты,
который
может
начинаться
с
момента
вбрасывания соперником: по всей площадке, на 3/4 площадки, на своей
половине, т.е. на 1/2 площадки.
Эффективность защитных действий команды определяется уровнем
индивидуальных
способностей
каждого
игрока.
Одним
из
важных
проявлений этих способностей, влияющих на защиту зонным прессингом,
является скоростно-силовая подготовленность баскетболиста.
Проявление
коллективных
групповых
действий,
быстроты
и
оперативности мышления, способности быстро воспринимать игровую
обстановку и правильно на нее реагировать.
Защитники должны понимать, что это рискованная защита и противник
в случае их ошибок может легко набрать несколько лишних очков, но
получаемое преимущество ее применения намного превосходят возможные
потери.
Остановить
атаку
соперника
является
необходимостью
понимания
принципов основных взаимодействий в защите, когда противник не желает
этого, повышение физической кондиции игроков, изучение специфических
приемов и взаимодействий против игроков нападения, владеющих мячом. Даже,
если команда не имеет возможности часто применять зонный прессинг, его
изучение просто необходимо, как хороший вспомогательный вид защиты,
который может быть успешно применен, если этого потребуют обстоятельства
[28].
Все эти навыки вырабатываются постепенно, по мере усвоения
специфических упражнений и участия в контрольных играх [29].
1.1.
Разновидности защиты зонным прессингом
Теме разновидности защиты зонным прессингом посвящены целые
книги п множество статей. Каждый тренер должен быть приверженцем
какой-то одной любимой защитной системы приносящей ему наибольший
успех. Поэтому тренерам, которые намереваются использовать ту или иную
форму защиты прессингом необходимо знать особенности команды, с
которой они работают, определяя тип защиты, а также вдохнуть веру этого
варианта защиты в своих игроков [25].
Никогда не следует брать на вооружение вид защиты или нападения
просто потому, что другой тренер добился больших успехов, используя их
при игре своей команды. Все это может не совпадать с особенностями вашей
команды, вашему стилю и вашим взглядам [32].
Прежде чем начать обучение необходимо, досконально знать предмет
которому вы собираетесь обучать игроков, а главное не ждать быстрого
результата и запастись терпением. Исходя из возможностей игроков,
которыми
"
слагает
команда,
подобрать
форму
прессинга
наиболее
подходящую вашей команде. Помнить, что не все игроки могут хорошо
защищаться, поэтом} при комплектовании искать полезных и наиболее
соответствующих игроков влияющих те или иные игровые функции.
Защитные позиции и передвижения определяются как перемещением мяча,
так и передвижением игроков противника. Помимо передвижений в
защитной стойке игрокам часто приходится выполнять рывки, поэтому
физические кондиции должны быть на самом высоком уровне исходя из
условий, которыми располагает тренер.
С чествует две разновидности защиты прессингом – личный и зонный
прессинг. Каждый тип может применяться по всей площадке или на её
половине. На рисунке 1 показано условное деление площадки при зонном
прессинге по всей площадке. Термин защиты прессингом, подразумевает
использование наступательной атакующей тактики защиты.
Рис.1. Деление площадки при зонном прессинге по всей площадке
1.2.
Основные моменты игры зонным прессингом и варианты его
применения
Основные правила зонного прессинга могут быть систематизированы
следующим образом:
1.
Каждый защитник отвечает за свою зону, где он, прежде всего,
нацелен на мяч, а не на игрока.
2.
Когда ты держишь игрока с мячом в первой линии обороны,
постарайся заставить его сделать навесную передачу или передачу с
отскоком от пола, которые легче перехватить.
3.
Оттесняй мяч с середины площадки к боковым линиям.
4.
Защитники, располагающиеся в задней линии обороны, являются
потенциальными перехватчиками к должны следить за игроком с МЯЧОМ
Зачастую он может раскрыть направление предстоящей передачи большим
или меньшим замахом, выставлением одной ноги вперед и т.д.
5.
Если мяч передан за первую линию обороны, игроки этой линии
должны быстро отступить назад, а игроки задней линии должны на этот
момент перейти к жесткой индивидуальной опеке.
6.
Действуй агрессивно при перехватах. Если игрок выходит на
перехват, он не должен колебаться. В это время корзину подстраховывают
партнеры с дальней стороны площадки.
7.
Будь готов, всегда оказать помощь в держании дриблера,
особенно когда он остановился и повернул назад.
8.
Постарайся заставить противника торопиться. Эго приведет к
ошибкам, к потере уверенности и командной сыгранности.
9.
Защитники не должны отнимать мяч у противника. Они должны
заставить его сделать пробежку, задержаться, сделать передачу, которую
можно перехватить, упустить мяч за пределы площадки или сделать любую
другую ошибку, ведущую к потере владения мячом.
Учите своих игроков непрерывно применять прессинг и быть
уверенными в результатах.
Надо много тренироваться, чтобы возможные при прессинге ошибки не
деморализовали игроков [10].
Применение защиты зонным прессингом используется в случаях,
когда:
1) команда отстает в счете;
2) нужно нейтрализовать сильного центрового игрока;
3)
команда
соперника
использует
в
нападении
наигранную
комбинацию;
4) команда противника плохо владеет мячом;
5) необходимо быстро отыграться;
6) команду составляют маленькие, быстрые игроки; необходимо
непрерывное давление на противника;
7) необходимо непрерывное давление на противника;
8) команда противника хорошо использует наигранные действия с
центровым;
9)
команды
медленно
и
плохо
подготовлены
физически;
[25]
Использование защиты зонным прессингом за несколько минут до окончания
периода игры является хорошей дезориентирующей тактикой. Противник
вынужден будет в перерыве обсуждать принципы организации атаки против
защиты, которая может не быть вновь использована.
Применение зонного прессинга провоцирует быструю игру и как
следствие – более частые ошибки. Когда зонный прессинг не используется на
протяжении всей игры, он может применяться:
- после успешного броска с игры, или штрафного броска;
- когда команда противника вводит мяч в игру из-за боковой или
лицевой линии и делает это очень медленно;
- после минутного перерыва, особенно если перед этим зонный
прессинг не применялся;
- в любой обусловленный момент как элемент неожиданности.
Зонный прессинг:
1) вызывает растерянность противника;
2) разрушает его равновесие;
3) делает его осторожным в обращении с мячом;
4) разрушает его основные взаимодействия;
5) вовлекает его в ситуацию один против двух;
6) провоцирует ошибки;
7) мешает проведению комбинаций и вызывает броски из невыгодных
положений;
8) увеличивает скорость игры, когда противник не желает этого.
1.3.
Характеристики и обязанности игроков по позициям
Все игроки, при зонном прессинге, должны отвечать требованиям,
предъявляемым занимаемой позиции. Средний игрок 1 находится во
внутреннем полукруге области штрафного броска. Крайние игроки 2 и 3
находятся
на
разных
концах
линии
штрафного
броска,
несколько
сместившись в травлении боковых линий. Четвертый игрок №4 становится
перед центральным кругом, задний игрок №5 – на вершине охраняемой
области штрафного броска. На рисунке 2 показана основная расстановка при
игре зонным прессингом 1-2-1-1 на трех четвертях, и по всей площадке [15].
При зонном прессинге, также, как и при обычной зонной защите, в
первой линии может располагаться четное или нечетное число игроков.
Нечетное количество игроков первой линии включает построения 1 - 2 - 1 - 1;
2 - 1 - 1; 3 - 2 и 1 - 2 - 2. Построение с четным количеством игроков первой
линии зонного прессинга могут быть следующие: 2 - 3; 2 - 1 - 2 и 2 - 2 - 1.
Для всех видов построений при зонном прессинге характерны
одинаковые взаимодействия после введения командой противника мяча в
игру.
Разберем последовательно характеристики и обязанности игроков
одной из систем зонного прессинга 1 - 2 - 1- 1, чаще всего применяемой
нашей командой в защите. На рисунке 2, представлена основная расстановка,
при взаимодействии игроков защиты, по всей площадке. Все игроки при
зонном
прессинге
должны
отвечать
требованиям,
предъявляемым
занимаемой позицией. Средний игрок 1 располагается во внутреннем
полукруге области штрафного броска. Крайние игроки 2 и 3 находятся на
разных
концах
линии
штрафного
броска,
несколько
сместившись
в
направлении боковых линий. Четвертый игрок 4
становиться перед
центральным кругом, задний игрок 5 – на вершине охраняемой области
штрафного броска.
Первая линия в защите – загоняющие игроки. Как правило, это игроки
1, 2, 3 и очень редко, даже 4. Вторая линия или «крыло», как правило, игроки
3 и 4. но может быть и 5 – останавливающие. И третья линия – глубокая, как
правило, игрок 5, но могут использоваться также 3 и 4.
Основные требования, предъявляемые игрокам защиты при зонном
прессинге 1 - 2 - 1 - 1.
Защитник 1 – средний игрок, обычно игрок задней линии. Не очень
высокий, подвижный, одинаково активный, как в защите, так и в нападении,
он
оттесняет
противника
в
направлении,
выгодном
или
заранее
обусловленном, для его команды. Постоянно подключается вторым к
партнёрам с целью отобрать мяч или спровоцировать передачу в нужном
направлении. В случае необходимости должен уметь быстро отступить назад.
Крайние защитники 2 и 3 высокие игроки, обычно нападающие. Более
подвижный из них становится в позицию защитника 2, когда защищающаяся
команда хочет форсировать развитие атаки в его направлении. Игроки 2 и 3 в
зависимости от перемещения мяча должны быстро смещаться в тыловую
зону, прикрывая слабое место под корзиной.
Четвертый игрок 4, один из самых быстрых игроков команды, должен
хорошо
чувствовать
ситуацию
и
предвидеть
развитие
событий.
По
возможности на этом месте должен играть высокий игрок задней линии. Ему
приходится много перемещаться, поскольку на нём лежит ответственность за
игру в середине площадки.
Задний игрок 5, обычно центровой, самый высокий, сильнее других
играющий под щитом. Последняя линия защиты прикрывает корзину. Этот
игрок предотвращает легкие броски с ближней дистанции.
Рассмотрим
последовательно
действия
каждого
игрока
при
перемещении мяча от места вбрасывания к охраняемой корзине.
Средний игрок 1
1.
Провоцирует
первую
передачу
влево,
при
необходимости
смещаться вправо.
2.
Предотвращает обратную передачу вбрасывающему игроку при
его прорыве по центру.
3.
Помогает крайнему игроку опекать противника с мячом, не давая
последнему уйти с поворотом в центр.
4.
Если
крайний
игрок
вынуждает
дриблера
повернуться,
агрессивно идет на отбор мяча во время поворота, закрывая дриблеру путь
между собой и край ним игроком.
5.
Если мяч возвращен вбрасывающему игроку, использует те же
приемы во взаимодействии с другим крайним игроком, предварительно
сместившись в его сторону.
6.
Если мяч передан вперед над головами игроков первой линии,
делает рывок в тыловую зону, на ходу определяя самое выгодное место для
перехвата возможных передач свободным игрокам.
7.
Если мяч посылается в центр, в верхнюю зону охраняемой
области штрафного броска, агрессивно атакует игрока, получившего мяч,
вынуждая его сделать обратную передачу в середину площадки.
8.
Если мяч направлен в угол, прикрывает среднюю часть области
штрафного броска со стороны мяча.
Крайние игроки 2 и 3.
1.
Если вбрасывание позволяется сделать открыто, то только в
сторону игрока 2 если игрок 3 не имеет противника перед собой, он
смешается назад, в направлении ближайшего нападающего на своей стороне
или в середину, предотвращая передачи над игроком i и другим крайним
игроком.
2.
Если игрок противника принимает мяч в одном из углов,
отступают назад достаточно далеко, чтобы при вбрасывании предотвратить
передачу в тыловую зону над своей головой. Если игрок противника
колеблется при вбрасывании мяча, секунд через несколько, атакуют
нападающего в своем углу, вызывая нарушение правил 5 секунд или
длинную, поспешную передачу.
3.
Если мяч брошен на их стороне, быстро сближаются с игроком,
владеющим мячом, контролируют свои действия и используют технику игры
в защите один против одного.
4.
Не позволяйте дриблеру пройти между собой и боковой линией.
5.
Атакуют агрессивно, если дриблер остановился, затрудняя ему
хорошую передачу вперед вдоль боковой линии. Руки должны быть подняты
вверх, вызывая навесную передачу, и надо стараться хотя бы изменить
направление полете мяча.
6.
Если мяч введен в игру на другой стороне площадки, смещаются
в центр тыловой зоны противника между центральным кругом и кругом
области штрафного броска. Надо стараться предвидеть возможную обратную
передачу прорывающемуся вбрасывающему игроку или другому игроку
тыловой зоны противника; заманивая игрока, владеющего мячом, сделать
вроде бы безопасную передачу. Перехватывают поперечные и навесные
передачи.
7.
Если мяч возвращен вбрасывающему игроку, используют со
средним игроком защитную технику – двое против одного, не забывая об
оставленной стороне площадки. Надо стараться, чтобы дриблер не прошел в
эту сторону.
8.
Если игрок принявший мяч на стороне одного из крайних
игроков, сумел передать его вдоль боковой линии, нужно немедленно
следовать за этой передачей для возможной помощи игроку 4.
9.
В тыловой зоне двигаются за мячом глубоко в угол, если он
передан туда. Помогают защитнику 5 атаковать игрока с мячом.
10.
Насколько можно быстро, прикрываю зону под кольцом, если
мяч в противоположном от них углу. Прикрывают середину области
штрафного броска, когда мяч находится у противоположной боковой линии в
районе воображаемого продолжения линии штрафного броска.
11.
Стараются предвидеть и перехватить передачи в центр, в
верхнюю зону области штрафного броска, когда мяч находится в дальнем от
них углу у центральной линии.
12.
Делают рывок под корзину, если нападающие смогли быстро
пройти первую линию обороны на дальней от них стороне.
13.
При перехвате подают команду голосом: «Мяч!» - и сразу же
находят игрока впереди, обычно игрока 1. Передав ему мяч, прорываются
вперед. Нельзя забывать о возможном нарушении правил 8 секунд.
Применяют веление только в том случая, когда открыт путь к корзине [30].
Четвертый игрок 4
1.
Изучает
позиции
нападающих
при
игре
против
зонного
прессинга. Предупреждает передачи поверх первой линии обороны, играя на
перехвате возле игрока, располагающегося в средней зоне. Положение рук и
тела вбрасывающего игрока служат для игрока 4 опознавательными знаками.
Если вбрасывающий игрок сделал поворот при замахе, он может выполнить
длинную передачу; если он обращен к игроку 4 и держит мяч двумя руками,
обычно последует короткая передача.
2.
При вбрасывании мяча двигается к боковой линии на стороне
вбрасывания в позицию примерно на уровне мяча.
3.
Должен быть готов к перехвату мяча при передаче игроку,
располагающемуся в средней зоне на этой стороне площадки, но не упускает
из виду и подстраховку возможного прохода по центру, а также поперечных
передач.
4.
Если
два
игрока
первой
лини
обороны
удачно
атакуют
нападающего с мячом, старается предвидеть возможное направление
передачи и перехватить её или изменить направление полета мяча.
5
Если дриблер обошел крайнего игрока по боковой линии,
немедленно переключается на него в готовности перехватить передачу или
изменить направление полета мяча, если дриблер продолжает вести мяч,
пытается остановить его и применить, вместе с крайним игроком, защитную
технику двое против одного, пока игрок 1 и другой крайний игрок
оттягиваются назад.
6
Если мяч миновал позицию игрока 4 на дальней стороне, делает
рывок в область штрафного броска охраняемой корзины в сторону мяча,
стараясь предугадать возможную передачу.
7
Если мяч миновал позицию игрока 4 на ближайшей стороне,
делает рывок в область штрафного броска охраняемой корзины по своей
стороне, наблюдая во время движения за возможным направлением мяча.
8.
Если мяч передан в угол площадки, делает рывок к нижней зоне
области штрафного броска на стороне мяча и прикрывает нападающего,
находящегося в этой зоне. Остается в этой позиции, даже если в ней и нет
игрока противника, и готов противостоять любому броску в этой позиции.
Задний игрок 5
1.
Старается не позволять игроку за своей спиной получать
длинную передачу.
2
Если в опекаемой зоне нет противника, двигается вперед,
смещаясь в дальнюю от мяча сторону. Игрок 4 должен прикрывать сторону с
мячом в готовности перехватить мяч, посланный поверх первой линии
обороны.
3.
Использует во взаимодействии с крайним игроком защитную
технику двое против одного, когда мяч передан в угол площадки.
4.
Опекает центрового игрока, не допуская передачи ему от боковой
линии ь центре.
5.
Прикрывает корзину от быстрых перемещений нападающих, и
никогда не позволяет им выполнить бросок с близкой дистанции. Использует
агрессивную защитную тактику при численном превосходстве, а также
финты, провоцируя броски с дальних дистанций, и агрессивно борется за
отскочивший от щита мяч.
6.
Перехватывает длинные передачи (при ошибке противник может
поразить корзину).
7.
Анализирует движение мяча, нападающих и помогает партнерам
в отборе мяча, не забывая о своей основной позиции. Выходит на перехват
передач в своей зоне, когда полностью уверен в успехе.
8.
Играет в области штрафного броска со стороны мяча и готов
атаковать игрока в углу, если туда последует передача.
9.
Агрессивно играет на мяч при передаче центровому игроку, не
забывая о возможном проходе его свободного партнера к корзине.
1.4.
Основные взаимодействия при игре зонным прессингом 1-2-1-1
Игрок 1 вбрасывает мяч игроку 2. Защитник 1 смещается в управлении
игрока 1, а затем, изменяя направление, двигается к игроку с мячом.
Защитник 2 осторожно сближается с игроком 2, ведущим мяч.
Защитник меняет позицию, немного смещаясь в сторону игрока 1, а
затем после того как игрок 2 начнет движение, отступает назад в центр.
Защитник 4 занимает позицию, позволяющую перехватить мяч при передаче
игроку 3, защитник 5 слегка смещается в сторону игрока 5.
Игрок 2 передает мяч игроку 3 вдоль боковой линии. Игрок 3 сумел
получить мяч, уклонившись от защитника 4, или последний недостаточно
быстро вышел на перехват. Защитник 4 сближается с игроком 3. Защитник 2
следует за мячом вдоль боковой линии и вместе с партнером 4 атакует игрока
3. Защитник 1, отступает назад в центр в готовности перехватить мяч при
передаче игроку 1 или 2. Защитник 3 смещается в позицию для перехвата
возможной передачи игроку 4. Защитник 5 смещается таким образом, чтобы
иметь возможность перехватить мяч при передаче игроку 5.
Здесь рассматривается продолжение взаимодействий, показанных на
рисунке 3, когда нападающие избирают тактику, отличную от той, что дана
на рисунке 4. Игрок 2 выполняет обратную передачу игроку 1, который
двигается вперед после вбрасывания мяча, защитник 1 оттесняет игрока 1 в
сторону своего партнера 3 к боковой линии. Защитник 3 пытается остановить
ведение игрока 1. Защитник 2, который смещался вперед, когда игрок 2
владел мячом, отступает назад в центр после того, как мяч передан игроку 1.
Защитник 4 быстро смещается к боковой линии в сторону мяча. Защитник 5
занимает место на вершине области штрафного броска в готовности
перехватить мяч при передаче игроку 5.
Защитник 1 и 2 атакуют игрока 2, получившего обратную передачу от
игрока 1 (смотрите рисунок 6) Защитник 4 располагается возле игрока 3.
Защитник 3 смещается назад параллельно с игроком 4. Если игрок 2
вновь передаст мяч игроку 1, защитник 3 переключается на игрока 1
снаружи, используя с партнером 1 защитную технику двое против одного.
Защитник 5 располагается возле игрока 5.
Игрок 2 передает мяч вдоль боковой линии игроку 3. Защитник 4
атакует игрока 3 вместе с партнером 2. Защитник 3 отсекает от мяча игрока 4
при его движении в верхнюю зону штрафного броска. Защитник 1 отсекает
от мяча игрока 1. Игрок 5 прикрыт защитником 5. Передача игроку 2
невозможно, поскольку нарушится правило зоны.
Игрок 5 получает мяч от игрока 3. Защитник 2 продолжает свое
движение вдоль боковой линии и атакует вместе с партнером 5 игрока 5.
Защитник 5 страхует при этом лицевую линию. Защитник 4 отступает к
области штрафного броска, перекрывая возможную передачу игроку 4.
Защитник 1 занимает место в верхней области штрафного броска со стороны
мяча в готовности к перехватам передач назад. Защитник 3 занимает место
под корзиной.
Зонный прессинг 1-2-1-1 на половине площадки
Основные требования к игрокам и наименования позиций те же, что и
при зонном прессинге и при 2-1-1-1 и по всей площадке, однако, исходные
позиции Разные. На рисунке 9 показана основная расстановка при игре
зонным прессингом 1-2-1-1 на половине площадки.
Основные позиции. Игрок 1 располагается в центральном круге в
готовности выдвинуться вперед, чтобы спровоцировать передач мяча в
нужном направлении. Крайние игроки 2 и 3 располагаются у боковых линий
между центральным кругом и областью штрафного броска. Игрок 4 занимает
место на вершине наружного полукруга области штрафного броска, а игрок 5
располагается во внутреннем полукруге. Исходное расположение почти, как
1-3-1. Если мяч пересекает центральную линию слева по отношению к
защитникам, игроки 2 и 4 вдвоем атакуют нападающего с мячом. Если мяч
возвращается поперечной передачей в центр площадки, игроки 1 и 3 вдвоем
атакуют нападающего с мячом. Игра продолжается так же, как и при зонном
прессинге 1-2-1-1 по всей площадке, пока не будет выполнен бросок, или
нападающие допустят ошибку, или тренер даст команду игрокам перейти к
другому виду защиты при передаче назад к центральной линии [29].
Вариант 1
Защитник 1 заставляет игрока 1 вести мяч к боковой линии. Защитник
4 смещается влево на уровень дриблера. Защитник 3 оттягивается в центр
площадки. Защитник 2 помогает партнеру I агрессивно атаковать дриблера
(если дриблер направлен в правую сторону, его атакуют защитники 1 и 3).
Защитник 4 занимает теперь позицию, которая позволяет ему перекрыть
возможные передачи игрокам 3 и 5. Защитник 3 готов к перехвату передач
игрокам 4 и 5. Поскольку самой опасной в данном случае является передала
игроку 5 в позиции центрового, защитники 3 и 4 нацелены на перехват в
первую очередь этой передачи. Защитник 5 страхует корзину, располагаясь
достаточно близко к игроку 5, чтобы так же иметь возможность перехватить
возможную передачу в позицию центрового.
Вариант 2
Игрок 1 передает мяч поперек площадки игроку 2.стрелками показаны
передвижения защитников при этой передаче. Игроки 1 и 3 вдвоем атакуют
игрока с мячом. Защитник 4 смещается так, чтобы иметь возможность
перехватить передачу игроку 4. Игрок 2 оттягивается назад, чтобы прикрыть
рока 5 в позиции центрового. Опять основной задачей игроков 2 и 4, является
подстраховка передачи игрок 5. Защитник 5, располагаясь за спиной игрока
5. слегка смещается в сторону мяча.
Вариант 3
Игрок 1 передал мяч игроку 3. Защитники 4 и 2 вдвоем атакую игрока с
мячом. Игрок 5 уходит в угол площадки. Защитник 5 должен сопровождать
его после того, как защитники 1 и 3 займут места в области штрафного
броска. Защитник 1 располагается на пути возможной передачи защитнику 4
в верхней зоне в области штрафного броска. Защитник 3 уходит под корзину
с дальней от мяча стороны для подстраховки этой зоны.
Вариант 4
Игрок 3 передал мяч игроку 5. Защитник 2 продолжает движение вдоль
боковой линии и помогает партнеру 5 атаковать игрока с мячом. Игрок 4
смещается в нижнюю зону области штрафного броска, и защитник 4 должен
поставить преграду в этой зоне. Защитник 1 оттягивается к линии штрафного
броска в готовности перехватить передачу назад. Защитник 3 подходит сзади
к игроку, чтобы перехватить мяч, если последнему сделают навесную
передачу, или включиться в борьбу за отскок в случае броска.
1.5.
Смена систем защиты при зонном прессинге
При желании защитники могут изменить концовку зонного прессинга
1-2-1-1, перейдя на заранее обусловленную другую систему защиты. Обычно
хорошая передача в центр площадки является для защитников сигналом
перестроения в агрессивную зонную расстановку 2-3. При этом защитники 1
и 3 занимают позицию впереди. Защитники 2 и 3 - сзади, а защитник 5 - в
центре. Иногда тренер может предпочесть, что бы зонный прессинг 1-2-1-1
заканчивался
с
использованием
принципов
характерных для зонного
прессинга
на
половине
площадки.
Принимая
решение,
тренер
руководствуется, такими факторами, как возможности игроков обеих команд,
оставшееся игровое время, счет, место проведения игры, количество
персональных замечаний у игроков команды.
Зонный прессинг 2-2-1 на трех четвертях или по всей площадке.
Два первых игрока (№1 и 3) занимают место возле линии штрафного
броска, чтобы, не допустить первой передачи в центр площадки. Слева, на
месте игрока 1 обычно играет невысокий, быстрый защитник, хорошо
передвигающийся, и умело работающий руками. Его задачи те же, что и у
игрока 1 в зонном прессинге 1-2-1-1. Справа на месте игрока 3 – высокий
защитник. Он должен быстро отступить назад, если мяч пройдет первую
линию обороны на другой стороне площадки. Игроки 2 и 4 располагаются за
игроками 1 и 3 между центральной линией и верхней точкой области
штрафного броска. На месте игрока 2, слева играет достаточно подвижный
защитник. На месте игрока 4, справа, обычно располагается второй
защитник, поскольку ему приходится много двигаться, он должен быть
самым быстрым игроком, с хорошей сообразительностью и выносливостью.
На месте заднего игрока 5, располагающегося в наружном полукруге
опекаемой области штрафного броска, играет центровой игрок. Его основная
обязанность - защищать корзину, поскольку он является последним звеном
защиты.
Если при вбрасывании мяч передается в ожидаемую зону, защитники
взаимодействуют как при зонном прессинге 1-2-1-1. Время от времени
становится желательной
смена прикрепленных
позиций
и изменения
структуры расстановки. По желанию тренера, игроки 1 и 3 могут поменяться
сторонами, так же как игроки 2 и 4, и провоцировать вбрасывание мяча на
другой стороне площадки. Игрок 4 всегда располагается за игроком 3, так же
как игрок 2 за игроком 1.
При
надежной
игре
игрок
3
может
занимать
позицию,
препятствующую вбрасыванию мяча нападающему на своей стороне
площадки. Если первая передача при вбрасывании выполнена влево по
отношению к защищающейся команде, игрок 2 выдвигается вперед к мячу.
Начальные позиции игроков 2 и 4 зависят от игровой ситуации. Во-первых,
они не должны позволить нападающим выполнить передачу в центр
площадки, а во- вторых, должны быть готовь! к перехвату возможной
длинной передачи вдоль боковой линии, поскольку игрок 5 занят страховкой
нападающего у лицевой линии [28].
Если мяч вброшен влево по отношению к защитникам, игроки 1 и 2
атакуют вдвоем нападающего с мячом, так же, как и при зонном прессинге 1-
2- 1-1, а остальные действуют по тому же принципу. Если передача сделана
вправо, по отношению к защитникам, нападающего с мячом атакуют игроки
3 и 4. Игрок 1 принимает на себя обязанности игрока 2 в зонном прессинге 1-
2-1-1, а игрок 2 – обязанности игрока 4. Игрок 3 выступает в роли игрока 1, а
игрок 4 в роли игрока З в зонном прессинге 1-2-1-1.
Эта смена обязанностей ослабляет структуру зонного прессинга 2-2-1
из- за различия индивидуальных возможностей, поэтому защитники должны
вернуться в свои обычные позиции при первой же возможности.
Игрок 1. вбрасывающий. Выполнил передачу игроку 2. Игрок2 начал
веление вдоль боковой линии. Защитник 1 преследует дриблера. Игрок 3
сместился в центр в готовности перехватить обратную передачу игроку 1,
после чего, увидев, что игрок 2 начал ведение отступает назад. Защитник 2
вышел вперед, помогая партнеру 1 остановить игрока 2. Защитник 4
сместился в сторону игрока 3 с целью предотвратить передачу вдоль боковой
линии. Защитник перекрывает путь возможной передачи игроку 5.
Игрок 2 передал мяч игроку 3 у центральной линии. Защитник 4
блокирует возможность прохода, а защитник 2. продолжает движение вдоль
боковой линии, помогает партнеру 4 атаковать вдвоем игрока 3. Защитник 1
отступает в середину, сохраняя позицию между мячом и игроком 1.
Защитник 5 подстраховывает игрока 5 глубоко в углу. Защитник 3 сохраняет
позицию между мячом и игроком 4 во время движения последнего к корзине.
Если игрок 3 остановился у центральной линии, игрок 4 может двигаться к
лицевой линии в угол или на сторону игрока 5.защитник 3 должен занять
место в наружном полукруге области штрафного броска в готовности
перехватить возможную передачу игроку 4. В это время игрок 1 должен
занять позицию в центре площадки и быть готовым перехватить любую
передачу в этом направлении.
1.6.
Преимущества и недостатки зонного прессинга
Размышляя о том, стоит ли брать на вооружение защиту прессингом,
тренер должен иметь в виду следующие положительные моменты. Защита
прессингом:
1) заставляет противника увеличить темп игры;
2) заставляет плохо подготовленные команды больше двигаться,
вызывая тем самым большее количество ошибок;
3) эффективна против медленных, неопытных команд, и команд, в
которых нет игроков, хорошо владеющих мячом;
4) эффективна в конце игры, когда защищающаяся команда отстает в
счете;
5) заставляет противника тщательно готовиться к встрече с зонным
прессингом на тренировках, в ущерб другим сторонам подготовки;
6)
является исключительно сильным психологическим оружием,
даже против сильных команд. Команды зачастую впадают в панику,
встречаясь с защитой зонным прессингом. Они теряют уверенность и делают
поспешные броски
7)
заставляет противника изменить привычные манеры игры,
особенно если он привык к спокойной позиционной игре с наигранными
комбинациями;
8)
сочетается с агрессивным нападением, поскольку ведет к
перехватам, отбору мяча, ошибкам противника, что создает хорошие условия
для контратаки быстрым прорывом;
9)
пригодна к легкому взятию корзины при перехватах;
10)
имеет исключительное значение для поднятия духа команды и
является прекрасным тактическим оружием команды [25].
Недостатки зонного прессинга
К недостаткам защиты зонным прессингом можно отнести следующие
моменты:
1)
противник может легко овладеть корзиной, поскольку защита
полагается на предвидение, случай и имеет широкую расстановку:
2)
игроки получают много фолов, особенно в передовой зоне и в тех
случаях, когда прессинг используется не регулярно;
3)
предъявляются
повышенные
требования
к
тактическому
мышлению игроков, поскольку часто встречаются ситуации, не оговоренные
правилами основных взаимодействий;
4)
в команде, использующей зонный прессинг как основную форму
защиты, требуется длинная скамейка;
5)
необходима высокая работоспособность всех игроков;
6)
ошибка одною игрока сводит на нет, усилия всей команды;
7) личный прессинг не эффективен против хорошего дриблера;
8)
не достигается успеха, если мяч быстро переводится за первую
линию защиты;
9)
один из нападающих всегда остается свободным, так как игрока с
мячом атакуют два защитника;
10)
затрудняется борьба за мяч при отскоке на своем щите, особенно
при быстром продвижении противника;
11) игроки быстро утомляются.
1.7.
Влияние уровня индивидуальной подготовки игрока на качество
выполнения зонного прессинга
Без
всякого
сомнения,
команда
не
сможет
обладать
хорошим
прессингом, если не будет тренировать индивидуальные навыки работы ног,
включая движение к игроку, владеющего мячом, своевременную реакцию на
пасующего игрока, который может сделать голевую передачу. Нужно также
хорошо отрабатывать приемы остановки проникновения дриблера; снижение
выбора направление движения для дриблера; оттеснение его в определенную
сторону; загоны в ловушки и построение ловушек: необходимо также
научиться выбирать позиции на линиях мяча и основаниях углов. Знание и
выполнение вращений в сочетании с хорошим контактом между игроками,
действующими в позициях сзади, доверие ваших игроков к прессингу без
опасения, что их защита будет легко разбита, все это также необходимо и
важно, как и технические навыки.
Наконец, ваши игроки должны четко усвоить, что необходимо
бороться до последнего в ситуациях потери преимущества пытаться
восстановить
защитные
расстановки
или
организовывать
новые
в
зависимости от ситуации.
1.8.
Использование специальных защитных взаимодействий
Единственный способ научить игроков индивидуальным приемам
игры, командному нападению и командной защите - умелый набор
упражнений и взаимодействий и их постоянные повторения до тех пор, пока
не образуется желаемый навык.
Существует бессчетное количество разных типов упражнений, и
каждый тренер может изобрести свои собственные, исходя из своих
собственных
нужд.
Некоторые
упражнения,
направленные
на
совершенствование, какого-то игрового приема. Но можно объединить
несколько упражнений сочетающих в себе развитие физических качеств с
индивидуально- групповыми и командными действиями, помогающих
довести процесс подготовки до нужного уровня [29].
Совершенствовать зонный прессинг следует постоянно, применяя
упражнения, направленные на решение четырех основных задач. Прежде
всего, все игроки упражняются в быстром занятии правильных позиций. Они
должны быстро выдвигаться в нужную позицию, что составляет основу
успеха зонного прессинга. Игроки должны упражняться в быстрой смене
позиций при длинной передаче, зная опасные зоны и реагируя на указание
задних игроков 5 и 4. Команда разучивает эти взаимодействия сначала в
облегченных условиях, когда тренер располагает нападающих в позициях,
где они могут выполнить длинную передачу при вбрасывании на первой
линии защиты. Высокие игроки должны тренироваться в ситуациях двое
против одного и трое против одного при движении назад к корзине, с тем,
чтобы
улучшить
свою
тактику
задержания
противника
и
отточить
способность блокировать броски с близкой дистанции. Наконец, игроки
первой линии должны тренироваться в умении направлять и оттеснять
нападающих, элементам группового отбора, умение перестраиваться при
передаче вдоль лицевой линии.
Грамотный подбор таких упражнений и взаимодействий, регулярный
характер работы, высокий уровень физической подготовки, мотивация на
игру из всех сил – вот ключи подготовки команды в игре защиты прессингом.
Предлагаемые схемы помогают точнее разобраться в самых разнообразных
игровых ситуациях. К ним относятся: для игроков передней линии - 2 против
1; 2на 2; «правила двух шагов»; для игроков в глубокой позиции: вдоль
боковой линии; при переводе мяча с одной стороны площадки на
противоположную; при движении мяча через середину.
Тренер отвечает за основы игровой тактики. Ниже перечисляются
вопросы и решения, которые тренер должен принять относительно защиты
зонным прессингом.
1)
«Прессинговать
ли
игрока,
вбрасывающего
мяч?».
Если
«прессинговать», то тренер должен решить, кому это поручить: маленькому
игроку, который должен отвлечь вбрасывающего или вывести его из
равновесия, или высокому, который будет прыгать перед вбрасывающим.
Принимая это решение, надо помнить, что мяч вбрасывается из-за лицевой
линии после удачного броска с игры или штрафного броска. Высокий игрок,
как правило, не обладает хорошей реакцией.
2) «Куда направлять передачу при вбрасывании?». Решение этого
вопроса зависит, прежде всего, от способности защитника и затем от
расстановки нападающих.
3) «Как расположить двух задних игроков?». Должны ли они играть на
двух сторонах, или располагаться друг за другом? Обычно расстановка этих
игроков определяется расположением нападающих. «Играть ли прессингом
по всей площадке, на трех четвертях или на половине площадки?». Тренер
должен оценить возможности своих игроков, их скорость, быстроту и
реакцию.
Полезно
помнить
о
следующих
моментах,
которые
являются
основными для хорошего зонного прессинга (многие из этих моментов мы
рассматривали выше, мы считаем, что они должны быть подытожены в
простых выводах).
1) Защитные позиции нужно занимать быстро. Никогда не помогайте
противнику получить мяч после поражения корзины. Оставляйте его на полу.
Пусть противник поднимет его, поскольку это дает вам время занять
защитные позиции. Так как задний игрок, обычно самый высокий, он
зачастую не может быстро вернуться в позицию под корзину. Если так, то
игрок 4, защитник, может временно подстраховать его в этой позиции.
Лучше оставить временно открытой позицию игрока 4, чем позволить
нападающему легко забросить мяч из-под корзины.
2)
Игроки должны заставить противника сделать передачу при
вбрасывании в позицию перед первой линией защиты. Это может быть
достигнуто плотной игрок с нападающими за линией штрафного броска или
свободной игрой с противником, открывающимся у лицевой линии.
3)
Защитники должны заставлять нападающих двигаться в позиции,
выгодные для прессингующих. Соответственно следует предотвращать
возможность длинных первых передач.
4)
Защитники не должны разрешать передачи через зону (например,
передачу в зону 2 при вбрасывании или передачу из зоны 3 в зону 1).
5)
Игроки первой линии должны обладать быстрой реакцией и
мгновенно перемещаться в нужную позицию при передачах мяча.
6)
Игроки задней линии, обычно №4 и 5 должны наблюдать за
вбрасывающим игроком. Если он стоит в прямой стойке и держит мяч двумя
руками, чаще всего последует короткая передача. Если он повернулся и
выставил одну ногу вперед, скорее всего, последует длинная передача.
Движения глаз и
руки, так же сигнализируют о характере передачи.
7)
В начальной позиции двое против одного игрока с мячом при
зонном прессинге, полезным будет иногда предоставить нападающим две
или три возможности не очень опасных передач, с тем, что бы усыпить их
бдительность, а затем быстро перекрыть направление этих передач.
8)
Защитники должны быстро создавать ситуации двое против
игрока с мячом, чтобы сделать неэффективным ведение мяча. Резкий выход
на дриблера выводит его из равновесия. Никогда не позволяйте дриблеру
уйти с ведение в ситуации двое против игрока с мячом.
9)
Игрок, приближающийся к дриблеру в тыловой зоне, должен
быть осторожным, используя приставные шаги и сохраняя основную стойку.
Он может, если возможно, провоцировать навесные передачи, но не должен
пытаться отобрать мяч.
10)
Защитники никогда не должны терять возможность атаковать
игрока с мячом. Если защитник двигается назад, а его партнер остановил
игрока с мячом, он должен немедленно помочь партнеру.
11)
Защитник, остановивший
дриблера,
должен
заставить
его
повернуться спиной к партнерам, а затем агрессивно атаковать.
12)
Если дриблер прорвался сквозь двойную опеку, один из
опекавших должен преследовать его и попытаться выбить мяч ударом сзади.
Дриблеру не следует позволять проникнуть внутрь зонной расстановки за
первую линию защиты.
13)
Все защитники передвигаются в соответствии с перемещением
мяча и игроков нападении. В основе этого лежит умение предвидеть
ситуацию. Умное предвидение создает, в свою очередь, удобные ситуации
для защитников. Все игроки должны знать возможное направление передач
из основных позиций при зонном прессинге и места для их перехвата.
14)
Поперечные или навесные передачи должны перехватываться.
15)
Защитники оттесняют игрока с мячом назад, когда он находится
перед первой линией защиты.
16)
Крайний игрок с дальней от мяча стороны должен постоянно
находиться в хорошей позиции для перехвата во время своего движения
назад. Если мяч прошел первую линию защиты, этот игрок должен сделать
рывок назад к корзине по своей стороне.
17)
Защитники оттесняют мяч с к боковым линиям. Во-первых, эти
уменьшается направление возможных передач. Во-вторых, облегчается игра
в ситуации двое против одного с мячом.
18)
Защитники должны отступить назад, предотвращая передачи в
позиции центрового игрока и открывая возможность для поперечных передач
или вдоль боковых линий.
19)
При длинной передаче защитники делают рывок назад.
20)
Дальний
от
мяча
защитник
страхует
дальнего
от
мяча
нападающего.
21)
Защитники должны постоянно переговариваться при прессинге.
22)
Защитники должны заставить мяч двигаться. Чем больше
передач, тем больше вероятность ошибок, поскольку редкая команда имеет
пятерых игроков, виртуозно владеющих мячом при передачах.
23)
Защищая
корзину
надо
предотвращать
броски
с
близких
дистанций. Крайний игрок на дальней от мяча стороне должен располагаться
под корзиной, если задний игрок вынужден оттянуться в угол [25].
Тестирование по специально-физической подготовленности
1.
Прыжок вверх с места (см). К щиту прикрепляется планка с
сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат
50x50 см (от проекции щита в глубину площадки). Предварительно у
размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого стоя с
вытянутой вверх рукой (Р см). Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с
места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными
пальцами правой или левой руки. При выполнении прыжками приземления
испытуемый
должен
находиться
в
пределах
начерченного
квадрата.
Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки
(В см), а высота подскока оценивается разностью: В см – Р см. Учитывается
лучший результат по трем попыткам.
2.
Бег 6 м и 20 м (оцениваются скоростные возможности).
Испытуемый выполняет прямолинейный рывок с высокого старта. Время
пробегания 6 и 20-метровых отрезков фиксируется двух стрелочным
секундомером. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
3.
Передвижение 6 х 5 м (сек)
Оценивается быстрота передвижений различными способами. На
площадке чертится квадрат со сторонами 5 метров. Один из углов квадрата
обозначается, как место старта и финиша, другой отметкой об изменении
направления движения в обратную сторону [24].
Испытуемый двигается по внешней стороне квадрата, любой заступ в
квадрат считается нарушением. Игрок становится лицом по ходу движения и
выполняет до угла прямолинейный бег, после угла бег приставным правым
боком, после следующего угла – бег спиной вперед. После отметки
изменения направления движения он опять выполняет прямолинейный бег
лицом вперед до угла квадрата, затем двигается приставным левым боком до
угла и завершает упражнение бегом спиной вперед. Результат фиксируется
при помощи секундомера, каждый выполняет две попытки, засчитывается
лучший результат. Рис. 1.
Рис. 1. Передвижение 6 х 5 м
Математическая статистика.
Применялись методы математической обработки для нахождения
статистических характеристик исследуемой выборки.
•
определялось среднее арифметическое (Х);
•
квадратичное отклонение (
σ
);
•
коэффициент вариации (V);
•
стандартная ошибка среднего значения (Sх).
Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента
На начальном этапе обучения комплексу упражнений, основное
внимание уделялось повышению индивидуальной технике игры в защите
против игрока с мячом и без мяча, умению быстро и правильно
восстанавливать
защитную
позицию.
В
дальнейшем,
направленность
упражнений была на синхронность взаимную согласованность двух и трех
игроков,
«позиционном»
перехвате.
На
заключительном
этапе
формировались навыки командной защиты и взаимодействия партнеров в
нестандартных ситуациях.
Упражнение 1. Техника передвижения мяча относительно игрока,
ведущего мяч.
Игроки образуют две линии. Нападающий (первый игрок в каждой
шеренге), ведет мяч вперед и назад по всей площадке. Затем эти игроки
переходят от нападения к защите, т.е. игрок, который вел мяч в атакующем
порядке, при возвращении выполняет защитные действия против следующих
игроков в шеренге (Рис. 2).
Рис. 2. Остановка дриблера
Упражнение 2. «Плетение»
Целью
этого
упражнения
является
выработка
специфического
положения по отношению к игроку, ведущему мяч. Площадка делится на три
коридора, а игроки на три группы.
Игрок ведущий мяч не старается обязательно обыграть своего
партнера, а просто ведет мяч, качаясь из стороны в сторону, продвигаясь то
по одному, то по другому краю отведенному ему проходу. Защитник должен
выйти вперед нападающего и попытаться заставить его свернуть с пути.
Защитник не должен пытаться выбить мяч (Рис. 3).
Рис. 3. «Плетение»
Упражнение 3.Остановка дриблера «даблом»
Начало как в упражнении 1. Защитник XI оттесняет нападающего
внутрь площадки, и если защитник Х2 осуществляет рывок образуя ловушку,
дриблер передает мяч в противоположную колону. Защитник XI и Х2
меняются местами. Вариант ловушки и развития периферического зрения
(Рис. 4)
Рис. 4. Остановка дриблера «даблом»
Упражнение 4 и 5. «Перехват»
Два игрока в глубокой позиции. 6 - Можно после подбора на щите, 7- у
игрока 1 – два мяча, после длинного паса первым мячом для игрока З, игрок
1 двигается с дриблингом вдоль боковой и по достижении центральной
линии, выполняет пас для 4. Защитнику 5 перехватить последовательно оба
паса (возможен перехват первого и отбив второго паса). В прессинге
применяется три основных типа переходов игроков: вдоль боковой линии
при переводе мяча с края на край и при движении мяча через середину.
Рис. 5. Перехват слева – справа Рис. 6. Успеть для двух передач
Упражнение 6. «2 х 2».
Для нападающих (на 3/4 от максимальной скорости) пройти от лицевой
линии до середины, применить передачу и пытаться прорваться через
середину с дриблингом. Для защиты – препятствовать проникновению через
середину по принципу «помоги и вернись», выполнять на половине
площадки (Рис.7).
Рис. 7. «2 х 2»
Упражнение 7. «3 х 2»
Игроки выстраиваются в две шеренги. Нападающий ведет мяч вперед и
назад по площадке. Остановка дриблера осуществляется в зависимости от
расстановки первой линии: 1-2 или 2-1. Третий защитник пытается
перехватить передачу или замедлить продвижение дриблера.
Рис. 8. «3 х 2»
Практические
рекомендации
к
выполнению
упражнений
из
представленных комплексов сводятся к следующему:
1.
При
подборе
упражнений
для
совершенствования
зонного
прессинга наибольший эффект могут дать такие, какие развивают реакцию
игроков на действия после своих ошибок. Тренируйте действия игроков,
когда нападающие переводят мяч с края в середину.
2.
Учите «закрывающих» игроков ориентироваться на линию мяча и
быстро, на сколько это, возможно, двигаться к своей корзине, когда ловушка
не сработала. Игроки должны стараться догонять мяч до того момента, когда
он достигнет зоны двух очковой атаки. Хорошая защита способна
максимально
реагировать
на
изменение
ситуации,
восстанавливая
расстановку и предотвращая свободные броски с периметра. Исключение
составляют случаи, когда соперник угрожает броском из-под - корзины. В
этом случае лучше допустить бросок с периметра, чем дать возможность
забить мяч из-под корзины.
3.
Самое важное то, насколько быстро ваши игроки реагируют на
развитие ситуации, исправляют ошибки друг друга и восстанавливают баланс
в защите, зависит успех вашего прессинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании / Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей
институтов физической культуры. - М.: Физкультура и Спорт, 1978. – 225 с.
2.
Бабушкин,
В.З.
Технико-тактическая
подготовка
юных
баскетболистов / В.З. Бабушкин. - Киев: Здоровье, 1976. – 67 с.
3.
Башкирова, В.Г., Петросян, А.Т. Некоторые рекомендации по
подготовке игроков № 1, 2, 3. методическое пособие, М.: Школа, 2000. – 38 с.
4.
Башкирова, В.Г., Петросян, А.Т. Некоторые рекомендации по
подготовке центровых игроков, методическое пособие. / В.Г. Башкирова. – М.:
Школа, 1999. – 29 с.
5.
Би, К., Нортон, К. Упражнения в баскетболе. / К. Би, К. Нортон. -
М.: Физкультура и Спорт, 1972. – 80 с.
6.
Вуден, Д. Современный баскетбол. / Д. Вуден. - М.: Физкультура и
Спорт, 1976. – 255 с.
7.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: 1997. – 223
с.
8.
Гомельский,
А.Я.
Библия
баскетбола.
1000
баскетбольных
упражнений. М.: Издательский дом, 1994. – 215 с.
9.
Грасис,
А.М.
Совершенствование
технических,
групповых,
тактических действий в защите и нападение. М.: Школа, 1988. – 21 с.
10.
Дергач, А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности
организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. – 335 с.
11.
Джон, Р., Вуден, Д. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и
Спорт, 1997. – 58 с.
12.
Добрушин, А. Специальные упражнения баскетболистов. – М.:
Физкультура и Спорт, 1997. – 21 с.
13.
Дулин, А.Л. Баскетбол в школе. - Ижевск: 1996. – 255 с.
14.
Зельдович, Т., Кераминас, С. Подготовка юных баскетболистов.
– М.: Физкультура и Спорт, 1984. – 215 с.
15.
Исаев, А.А., Дергач, А. Творчество тренера. - М.: Физкультура и
Спорт, 1982. – 27 с.
16.
Карпман, В.Л., Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Исследование
физической работоспособности у спортсменов. – М.: Физкультура и Спорт,
1974. – 92 с.
17.
Колос, В.М. Баскетбол: теория, практика, методическое пособие.
– Минск: 1988. – 167 с.
18.
Костикова, Л.В. Баскетбол. Азбука спорта. – М.: Физкультура и
Спорт, 2002. – 175 с.
19.
Костикова, Л.В. Методики ведения научно-исследовательской
работы по Баскетболу, методическое пособие. – М.: Физкультура и Спорт,
1980. – 23 с.
20.
Коузи, Б., Пауэр, Ф. Баскетбол: концепции и анализ. – М.:
Физкультура и Спорт, 1970. – 271 с.
21.
Линдберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение. / Ф. Линдберг. – М.:
Физкультура и Спорт, 1972. – 115 с.
22.
Мацак,
А.Б.,
Башкирова,
В.Г.,
Чернова,
Е.А.
Некоторые
рекомендации по работе с детьми 12-14 лет. – Самара: Школа, 2002. – 145 с.
23.
Найт, Б. Из записной книжки Бобби Найта, методическое
пособие. - М.: Фонд социального партнерства имени Радонежского, 1996. –
39 с.
24.
Пинхолстер, Г., Портных, Ю. И. Энциклопедия баскетбольных
упражнений. Перев. с англ. Яхонтова Е.Р. – М.: Физкультура и Спорт, 1973 –
164 с.
25.
Еремин, С. Перехваты // Планета баскетбол. – 2000 – № 10 – 11. –
С.42.
26.
Хомичюс, В. Защита – это важно // Планета баскетбол. – 2000 –
№ 12. – С.33
27.
Еремин, С. Прессинг // Планета баскетбол. – 2001 – ж№ 1 – 2. –
С.34-36
28.
Тараканов, В. Надо работать // Планета баскетбол. – 2001 – № 4. –
С.27-29
29.
Тержскал, К. Основы прессинга // Планета баскетбол. – 2001 – р№
5 – 2. – С.46-48
30.
Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической
культуры / Под ред. Ю.М. Портного. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – 288 с.
31.
Семашко, Н.В. Баскетбол: учебник для институтов физической
культуры. / Под ред. Н.В.Семашко. – М.: Физкультура и Спорт, 1976. – 264 с.
32.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для
студентов /ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М. Портнова. – М.:
Центр Академия, 2001. – 520 с.
33.
Стонкус, С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов. – М.:
Физкультура и Спорт, 1967. – 119 с.
34.
Тамбов, В.Г., Шувагин, Д.М. Основы защиты: методическое
пособие. - Казань, 1997. – 12 с.
35.
Уилкс, Г. Стратегия баскетбола. Перевод с англ. В.А. Григорьева.
– М.: Физкультура и Спорт, 1968. – 119 с.
36.
Шерстюк,
А.А.
Баскетбол: основные
технические
приемы,
методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие. –
Омск, 2001. – 60 с.
37.
Яхонтов, Е.Р., Генкин, З.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и
Спорт, 1978. – 160 с.
38.
Яхонтов, Е.Р. Юный баскетболист: / Пособие для тренеров. – М.:
Физкультура и Спорт, 1987. – 175 с.
39.
Яхонтов,
Е.Р.,
Кит,
Л.С.
Индивидуальные
упражнения
баскетболиста. – М.: Физкультура и Спорт, 1981. – 70 с.