Напоминание

курс внеурочной деятельности


Автор: Мельникова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "СКШ № 33" г. Братска
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: учебная программа
Тема: курс внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол №__1___от 29.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

Куклина С.В. _______________

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

Иванов А.В. ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социальное ориентирование»

для 8 д класса

АООП вариант 2

(срок освоения 1 год)

Составил: учитель Мельникова Е.С.

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………..……….3

2. Содержание программы …………………………………………………………………………………..…..………….5

3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………...……………6

4. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………......7

5. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….....10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Социальное ориентирование» для специального

коррекционного 8 д класса составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"

2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными

нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» вариант 2;

3. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ № 233 от 30.08.2021 г.

4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ

№ 261 от 01.09.2021 г.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное

время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно

полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социальной, культурной, творческой

реализации личности ребёнка, её интеграции в социуме.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Социальное ориентирование»:

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих уважение к истории и

культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных интересов обучающихся,

активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также

подготовленную к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

1. организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с

социумом;

3

2. включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность;

3. организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время;

4. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, взрослыми,

старшими детьми в решении общих проблем;

5. формирование здорового образа жизни.

6. формирование отношения к базовым ценностям: к труду, Родине, семье, человеку, природе.

Основные принципы программы

1. включение обучающихся в активную деятельность;

2. доступность и наглядность;

3. связь теории с практикой;

4. учёт возрастных особенностей;

5. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

6. целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Занятия проводятся в форме круглых столов, викторин, праздничных мероприятий, школьных соревнований, и т.д.

Внеурочные занятия направлены на каждого обучающегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и

востребованность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Содержанием воспитания и социализации обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных,

социальных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Традиционными источниками нравственности

являются следующие ценности:

 патриотизм: любовь к России, к своей малой родине, к своему народу, родной земле и природе;

 социальная солидарность: доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

 гражданственность: правовое государство, гражданское общество;

 семья: любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших;

 любовь: к близким, друзьям, школе;

 здоровье: здоровый образ жизни;

 труд и творчество: творчество и созидание, трудолюбие, бережливость.

Срок реализации программы -1 год; количество часов в год – 33, количество часов в неделю – 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты

Личностные результаты

Обучающиеся должны знать:

• ценности «человек», «труд», «общение», «коллектив»,

«доверие»;

Обучающиеся должны уметь:

• соблюдать традиции школы;

• отвечать за свои поступки и действия;

• участвовать в коллективном творческом деле;

• высказываться;

• владеть навыками неконфликтного общения;

• строить и вести общение в различных ситуациях с людьми,

отличающимися друг от друга по возрасту.

• Формирование эстетических потребностей, ценностей и

чувств;

• Развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

• Основы персональной идентичности, осознание

принадлежности к

определенному полу, осознания себя как «Я»;

• Социально-эмоциональное участие в процессе общения и

совместной

деятельности;

• Формирование социально ориентированного взгляда на

окружающий

мир в его органичном единстве и разнообразии природной и

социальной

частей;

• Формирование уважительного отношения к окружающим

• Овладение начальными навыками адаптации в динамично –

изменяющемся и развивающемся мире;

• Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына

(дочери),

пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной

деятельности и

формирования личностного смысла учения;

• Развитие самостоятельности и личной ответственности за

свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах,

общепринятых правилах;

• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и

сверстниками в

разных социальных ситуациях, умение не создавать

конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

• Формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. «Я и семья»

Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых,

затем - самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей

ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует

современным требованиям общества.

Задачи:

1. Уточнить представления обучающихся о семье, о домашних делах взрослых и детей.

2. Воспитать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

3.Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).

4. Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.

1.

«Школа»

Значимость

школы и школьной социализации для обучающихся сегодня обусловлена, в первую очередь,

обязательностью и длительностью пребывания в учебном заведении. Кроме того, для обучающихся школа является едва

ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым

живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.).

При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с

учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере

школьной жизни.

Задачи:

1. Уточнить представления обучающихся о школе, школьных правилах, школьных традициях и праздниках.

2.Показать важность участия в акциях и в школьных конкурсах.

3. «Здесь ты живешь»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами

гражданина Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Оно

предполагает привитие уважения к героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному

языку, красотам родной природы и содержит в себе экологическое воспитание.

Задачи:

1. Осознание себя как гражданина России;

2. Приобщение обучающихся к духовным ценностям своего отечества, края, малой родины.

3. Приобщение обучающихся к истории возникновения родного города, края, области.

4. Приобщение обучающихся к обычаям русской культуры и

культуре малой родины.

5. Формирование у обучающихся представлений о важных объектах Братского района, его значимых и героических

людях.

4. «Азбука здоровья и безопасности!»

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной

на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи:

1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены;

2. Закрепление умения пользоваться средствами личной гигиены;

3. Приобщение к активному отдыху;

4. Пропаганда здорового образа жизни.

5. «Общение и культура поведения»

Общение детей строится на внутренних взаимоотношениях в коллективе. Приобрести друзей, уметь дружить,

уметь строить отношения, дорожить сложившимися отношениями.

Задачи:

1. Формировать у детей понятие о дружбе;

2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе;

3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми;

6. «Я и труд»

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в организованные виды труда с целью передачи им

опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.

Задачи:

1.

Развитие трудовой деятельности;

2.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

3.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

4. Определение основных обязанностей ребёнка дома, в школе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов

Количество часов

1

«Школа»

6

2

«Здесь ты живешь»

12

3

«Азбука здоровья и безопасности!»

8

4

«Общение и культура поведения»

5

5

«Я и труд»

2

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Вид деятельности обучающихся

Дата

6-8

класс

1

Правила поведения на улице.

Правила

дорожного движения.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья

человека. Практическая работа по освоению поведения по дороге в школу.

01.09

2

Улица. Части улицы. (тротуар, проезжая

часть, пешеходный переход)

Практическая работа по освоению поведения по дороге в школу.

08.09

3

Правила поведения при пожаре!

Практические действия эвакуации при пожаре. Составление устного рассказа по

серии сюжетных картинок

15.09

4

Школа.

Беседа. Правила поведения в школе. Правила поведения на уроке

22.09

5

«Волшебные слова»

Беседа. Игра- развлечение.

29.09

6

Что такое хорошо, что такое плохо

Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.

06.10

7

Режим дня

Беседа. Игра «Что не так?»

13.10

8

«Если хочешь быть здоров!»

Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.

20.10

9

Без друзей меня чуть-чуть

Беседа. Просмотр обучающего мультфильма. Игра

03.11

10

Мой чудесный край!

Беседа. Особенности природы Иркутской области (тайга, реки, озеро Байкал)

10.11

11

Иркутская область

Беседа. Иркутская область: история образования, герб и флаг

17.11

12

Братский район

Беседа. Особенности природы. История возникновения.

24.11

13

Мой - город Братск и его люди.

Беседа. Показ видеоматериалов (Экскурсия).

01.12

14

Градообразующие предприятия

Беседа. Показ видеоматериалов (Экскурсия).

08.12

15

Моя улица, мой дом

Беседа о названии улицы, сообщение обучающимся своего адреса

15.12

16

Новый год в России

Беседа. Игра- развлечение. Оформление класса к Новогоднему празднику.

22.12

17

«Крещенские морозы»

Беседа о традициях. Выполнение рисунков к школьному конкурсу

12.01

18

«Народный промысел»

Беседа. Изготовление поделки к школьному конкурсу «Ярмарка народного

творчества»

19.01

19

Акция «Поможем пернатому другу»

Беседа. Участие в акции

26.01

20

"Труд в нашей жизни”

Беседа. Просмотр мультфильма

02.02

21

Внешний вид школьника

Беседа. Просмотр иллюстраций. Игра

09.02

22

День Защитника Отечества

Беседа. Подготовка к школьному конкурсу рисунков, посвященному Дню

16.02

Защитника Отечества

23

Самым милым и любимым

Беседа. Выполнение рисунков и плакатов к школьному конкурсу

02.03

24

«Старших уважай - малышей не

обижай»

Беседа. Просмотр иллюстраций. Игра

09.03

25

Важные номера телефона: 01,02, 03

Беседа. Игра «Набери номер»

16.03

26

«Современная молодёжь- выбирает ЗОЖ

Беседа.

30.03

27

Плохие и хорошие слова

Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.

06.04

28

Школа в космосе.

Беседа . Создание плаката про школу будущего

13.04

29

Экологическая акция «Где чисто, там и

душа радуется»

Уборка территории школы

20.04

30

День Победы.

Беседа Выполнение рисунков и поделок к школьному конкурсу

27.04

31

«Была война… Была Победа…»

Беседа. Просмотр видеофильмов.

04.05

32

С любовью к родной школе.

Досуговое мероприятие

11.05

33

«Безопасное лето»

Беседа. Правила о безопасном поведении в летний период.

18.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Настольная книга классного руководителя, 5 – 9 классы, И.С. Артюхова, М.: «Эксмо», 2010.

2. Классные часы. 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2013.

3. Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

4. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей./ М.:

Амрита-Русь, 2008.

5. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя / М.:

Просвещение, 2003.

6. . Аранская О.С. Игра, как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

7. ДробининаН.Н. Классные часы: 4 класс. - М.:ВАКО,2008.

8. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.:

Педагогическое общество России, 2004.

9. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

10. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.П.

Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008

12. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.



В раздел образования