Автор: Мельникова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "СКШ № 33" г. Братска
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: учебная программа
Тема: курс внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
протокол №__1___от 29.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Куклина С.В. _______________
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
Иванов А.В. ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социальное ориентирование»
для 8 д класса
АООП вариант 2
(срок освоения 1 год)
Составил: учитель Мельникова Е.С.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………..……….3
2. Содержание программы …………………………………………………………………………………..…..………….5
3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………...……………6
4. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………......7
5. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….....10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Социальное ориентирование» для специального
коррекционного 8 д класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» вариант 2;
3. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ № 233 от 30.08.2021 г.
4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ
№ 261 от 01.09.2021 г.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно
полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социальной, культурной, творческой
реализации личности ребёнка, её интеграции в социуме.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Социальное ориентирование»:
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих уважение к истории и
культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных интересов обучающихся,
активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также
подготовленную к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
1. организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с
социумом;
3
2. включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность;
3. организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время;
4. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, взрослыми,
старшими детьми в решении общих проблем;
5. формирование здорового образа жизни.
6. формирование отношения к базовым ценностям: к труду, Родине, семье, человеку, природе.
Основные принципы программы
1. включение обучающихся в активную деятельность;
2. доступность и наглядность;
3. связь теории с практикой;
4. учёт возрастных особенностей;
5. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
6. целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Занятия проводятся в форме круглых столов, викторин, праздничных мероприятий, школьных соревнований, и т.д.
Внеурочные занятия направлены на каждого обучающегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Содержанием воспитания и социализации обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных,
социальных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Традиционными источниками нравственности
являются следующие ценности:
патриотизм: любовь к России, к своей малой родине, к своему народу, родной земле и природе;
социальная солидарность: доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность: правовое государство, гражданское общество;
семья: любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших;
любовь: к близким, друзьям, школе;
здоровье: здоровый образ жизни;
труд и творчество: творчество и созидание, трудолюбие, бережливость.
Срок реализации программы -1 год; количество часов в год – 33, количество часов в неделю – 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
Личностные результаты
Обучающиеся должны знать:
• ценности «человек», «труд», «общение», «коллектив»,
«доверие»;
Обучающиеся должны уметь:
• соблюдать традиции школы;
• отвечать за свои поступки и действия;
• участвовать в коллективном творческом деле;
• высказываться;
• владеть навыками неконфликтного общения;
• строить и вести общение в различных ситуациях с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
• Развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
• Основы персональной идентичности, осознание
принадлежности к
определенному полу, осознания себя как «Я»;
• Социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной
деятельности;
• Формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной
частей;
• Формирование уважительного отношения к окружающим
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично –
изменяющемся и развивающемся мире;
• Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной
деятельности и
формирования личностного смысла учения;
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. «Я и семья»
Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых,
затем - самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей
ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует
современным требованиям общества.
Задачи:
1. Уточнить представления обучающихся о семье, о домашних делах взрослых и детей.
2. Воспитать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.
3.Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).
4. Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
1.
«Школа»
Значимость
школы и школьной социализации для обучающихся сегодня обусловлена, в первую очередь,
обязательностью и длительностью пребывания в учебном заведении. Кроме того, для обучающихся школа является едва
ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым
живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.).
При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с
учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере
школьной жизни.
Задачи:
1. Уточнить представления обучающихся о школе, школьных правилах, школьных традициях и праздниках.
2.Показать важность участия в акциях и в школьных конкурсах.
3. «Здесь ты живешь»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Оно
предполагает привитие уважения к героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному
языку, красотам родной природы и содержит в себе экологическое воспитание.
Задачи:
1. Осознание себя как гражданина России;
2. Приобщение обучающихся к духовным ценностям своего отечества, края, малой родины.
3. Приобщение обучающихся к истории возникновения родного города, края, области.
4. Приобщение обучающихся к обычаям русской культуры и
культуре малой родины.
5. Формирование у обучающихся представлений о важных объектах Братского района, его значимых и героических
людях.
4. «Азбука здоровья и безопасности!»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной
на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Задачи:
1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены;
2. Закрепление умения пользоваться средствами личной гигиены;
3. Приобщение к активному отдыху;
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. «Общение и культура поведения»
Общение детей строится на внутренних взаимоотношениях в коллективе. Приобрести друзей, уметь дружить,
уметь строить отношения, дорожить сложившимися отношениями.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе;
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе;
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми;
6. «Я и труд»
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в организованные виды труда с целью передачи им
опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.
Задачи:
1.
Развитие трудовой деятельности;
2.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
3.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
4. Определение основных обязанностей ребёнка дома, в школе.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название разделов
Количество часов
1
«Школа»
6
2
«Здесь ты живешь»
12
3
«Азбука здоровья и безопасности!»
8
4
«Общение и культура поведения»
5
5
«Я и труд»
2
33
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Вид деятельности обучающихся
Дата
6-8
класс
1
Правила поведения на улице.
Правила
дорожного движения.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья
человека. Практическая работа по освоению поведения по дороге в школу.
01.09
2
Улица. Части улицы. (тротуар, проезжая
часть, пешеходный переход)
Практическая работа по освоению поведения по дороге в школу.
08.09
3
Правила поведения при пожаре!
Практические действия эвакуации при пожаре. Составление устного рассказа по
серии сюжетных картинок
15.09
4
Школа.
Беседа. Правила поведения в школе. Правила поведения на уроке
22.09
5
«Волшебные слова»
Беседа. Игра- развлечение.
29.09
6
Что такое хорошо, что такое плохо
Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.
06.10
7
Режим дня
Беседа. Игра «Что не так?»
13.10
8
«Если хочешь быть здоров!»
Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.
20.10
9
Без друзей меня чуть-чуть
Беседа. Просмотр обучающего мультфильма. Игра
03.11
10
Мой чудесный край!
Беседа. Особенности природы Иркутской области (тайга, реки, озеро Байкал)
10.11
11
Иркутская область
Беседа. Иркутская область: история образования, герб и флаг
17.11
12
Братский район
Беседа. Особенности природы. История возникновения.
24.11
13
Мой - город Братск и его люди.
Беседа. Показ видеоматериалов (Экскурсия).
01.12
14
Градообразующие предприятия
Беседа. Показ видеоматериалов (Экскурсия).
08.12
15
Моя улица, мой дом
Беседа о названии улицы, сообщение обучающимся своего адреса
15.12
16
Новый год в России
Беседа. Игра- развлечение. Оформление класса к Новогоднему празднику.
22.12
17
«Крещенские морозы»
Беседа о традициях. Выполнение рисунков к школьному конкурсу
12.01
18
«Народный промысел»
Беседа. Изготовление поделки к школьному конкурсу «Ярмарка народного
творчества»
19.01
19
Акция «Поможем пернатому другу»
Беседа. Участие в акции
26.01
20
"Труд в нашей жизни”
Беседа. Просмотр мультфильма
02.02
21
Внешний вид школьника
Беседа. Просмотр иллюстраций. Игра
09.02
22
День Защитника Отечества
Беседа. Подготовка к школьному конкурсу рисунков, посвященному Дню
16.02
Защитника Отечества
23
Самым милым и любимым
Беседа. Выполнение рисунков и плакатов к школьному конкурсу
02.03
24
«Старших уважай - малышей не
обижай»
Беседа. Просмотр иллюстраций. Игра
09.03
25
Важные номера телефона: 01,02, 03
Беседа. Игра «Набери номер»
16.03
26
«Современная молодёжь- выбирает ЗОЖ
Беседа.
30.03
27
Плохие и хорошие слова
Беседа. Просмотр обучающего мультфильма.
06.04
28
Школа в космосе.
Беседа . Создание плаката про школу будущего
13.04
29
Экологическая акция «Где чисто, там и
душа радуется»
Уборка территории школы
20.04
30
День Победы.
Беседа Выполнение рисунков и поделок к школьному конкурсу
27.04
31
«Была война… Была Победа…»
Беседа. Просмотр видеофильмов.
04.05
32
С любовью к родной школе.
Досуговое мероприятие
11.05
33
«Безопасное лето»
Беседа. Правила о безопасном поведении в летний период.
18.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Настольная книга классного руководителя, 5 – 9 классы, И.С. Артюхова, М.: «Эксмо», 2010.
2. Классные часы. 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2013.
3. Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
4. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей./ М.:
Амрита-Русь, 2008.
5. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя / М.:
Просвещение, 2003.
6. . Аранская О.С. Игра, как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
7. ДробининаН.Н. Классные часы: 4 класс. - М.:ВАКО,2008.
8. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.:
Педагогическое общество России, 2004.
9. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
10. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.П.
Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
11. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
12. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
13. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.