Автор: Прокопенко Оксана Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области (МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)
Населённый пункт: Ступино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методические приемы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников .
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный социально-гуманитарный университет»
Факультет повышения квалификации и переподготовки
Практико-значимая работа по курсу:
«Современные подходы к развитию математических представлений
у детей дошкольного возраста»
на тему:
«
Методические приемы по формированию элементарных математических
представлений у старших дошкольников .
Преподаватель: кпсн, доцент Е.Н. Белоус
Работу выполнила: слушатель группы ДО4-23
Прокопенко О.Д
Коломна 2023 г
Хотела бы вам представить некоторые методические приемы - которые я использую в
своей работе по формированию элементарных математических представлений у старших
дошкольников .
Первые два задания направлены на развитие зрительного и пространственного
восприятия, помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе
бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и
опирается на активную деятельность детей с наглядным и геометрическим материалом.
Прежде всего необходимо объяснить значение выражений левый (правый) верхний
угол, левый (правый) нижний угол .
Задание № 1
Цель: научить ориентироваться на плоскости листа. развивать у детей зрительно-
пространственную ориентацию, формировать элементарные математические
представления.
Оборудование
4 листа бумаги формата А4 и четыре оранжевых прямоугольника.
Попросить ребенка положить оранжевый прямоугольник в верхнюю правый квадрат, в
нижний правый квадрат, в верхний левый квадрат. Далее спросить у ребенка куда нам
нужно положить последний прямоугольник чтобы завершить логический ряд.
Задание № 2
Оборудование :
Воспитатель предлагает ребенку отгадать загадку
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне…
И пропеллер на спине!
Перед ребенком выкладывается лист бумаги с рисунком. Карлсона в левом нижнем
углу. В верхнем левом углу над листом бумаги выкладывается иллюстрация плюшки, в
верхнем правом углу иллюстрация банки варенья. В нижнем правом углу иллюстрация
Малыша.
Воспитатель спрашивает ребенка, как Карлсону собрать свои любимые лакомства и
попасть в гости к Малышу. ( Ответы). Берем заготовку пропеллера и начинаем с
Карлсоном «лететь» по часовой стрелке вверх, забираем в верхнем левом углу плюшку, в
верхнем правом углу варенье и плавно опускаемся в правый нижний угол к Малышу
Задание № 3
«Равный обьем»
Дать представление, что результат измерения жидкости зависит от условной мерки
Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать
навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.
Оборудование:
Три одинаковые по объему пустые прозрачные стаканы.
Две прозрачные вазы разной формы и объема и один прозрачный чайник, в которые
налито одинаковое количество воды, но об этом не сообщается ребенку.
Воспитатель спрашивает, в каком сосуде воды больше или везде одинаково?
( Ответы детей)
Далее воспитатель предлагает проверить объем воды с помощью условной мерки
( прозрачные стаканы). Воспитатель переливает воду из сосудов в стаканы и вместе с
ребенком делаем вывод, что от формы предмета количество жидкости не меняется и
объем воды можно измерить условными мерками.
Задание № 4
«Собери предмет из геометрических фигур»
Данное задание способствует формированию представления у старших дошкольников,
что сложные фигуры состоят из отдельных частей и их можно делать по описанию или по
образцу.
1.
Детям предлагаются образцы, по которым надо составить различные предметы
Квадрат разрезаем на треугольники и с помощью треугольников дети составляют
фигуры по образцу. Дети из треугольников собирают бабочку, дом, парусник, дом
и тд
2. дети сами придумывают и составляют разные предметы из треугольников.