Автор: Иванова Наталья Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок Изобразительного искусства,8 класс, Фотография - искусство «светописи»
Раздел: среднее образование
«Изобразительное искусство»,
Программа Б.М.Неменского, 8 класс, Раздел 2. урок 11
автор: учитель изобразительного искусства, МБОУ «СОШ№6»
Иванова Наталья Владимировна
г.Верхний Уфалей, 2023 год
Урок 11
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
третьего поколения в качестве одной из приоритетной цели называется формирование
функциональной грамотности, которая включает в себя читательскую компетентность
школьника,
осознание
себя
как
грамотного
читателя,
способного
к
использованию
читательской деятельности как средства самообразования.
Таким образом я столкнулась с проблемой: что же я, как учитель ИЗО, могу сделать, чтобы
повысить читательскую грамотность своих учеников и, как следствие - качество образования?
Для решения данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать знания по теме «Приёмы развития читательской грамотности».
2. Разработать банк заданий, развивающих читательскую грамотность на уроках ИЗО.
3. Активно применять их на практике в своей педагогической деятельности.
Тема урока: Фотография - искусство « светописи». Вещь: свет и фактура.
Идея урока: формирование функциональной грамотности, работа с учебником на уроках ИЗО
Цель урока: Подвести к пониманию значения света и тени в искусстве фотографии.
Задачи:
1.
Дать
возможность
каждому
учащемуся
почувствовать
эмоциональную
выразительность произведений фотоискусства.
2. Выстроить логическую связь между прошлой темой и настоящей.
3. Объяснить роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать
с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объема и
фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Создать условия
для
приобретения
навыков
композиционной
(кадрирование)
и
тональной
(эффекты
соляризации,
фотографики
и
т.
д.)
обработки
фотоснимка
при
помощи
различных
компьютерных программ. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
4. Закрепить знания учащихся. С помощью простого карандаша создать художественный образ
тени на альбомном листе. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в процессе
практической деятельности.
5.
Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению
новых знаний.
1. Организационный момент
Цель: Погружение в тему урока, эмоциональный настрой, определение темы и целей урока.
Художественно-педагогическая деятельность
учителя
Художественно-
эстетическая
деятельность
ученика
Результат
художественно-
эстетической
деятельности
ученика
Мин.
40
Показывает слайд презентации.
Ведёт диалог:
Индивидуальная,
ведут диалог,
отвечают на
Знают:
как свет и тень в
фотографии
3
Внимательно посмотрите на слайд. Как вы
считаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Вместе с учащимися определяет тему урока.
вопросы,
анализируют
изображения
влияют на
создания образа
Умеют:
высказывать своё
мнение,
аргументировать
ответы,
сравнивать,
анализировать
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель: Выстроить логическую связь между прошлой темой и настоящей.
Ведёт опрос в форме диалога:
1.Почему из большого количества снимков
действительно хорошими бывают только
несколько из них?
2.О каких правилах нужно помнить во время
фотосъёмки?
3.Чтто такое ракурс и каково его значение в
фотоискусстве?
4.Почему при определении композиции для
снимка нужно помнить про силовые точки?
5.Какова задача кадрирования в фотоискусстве?
6.Почему так важно определять творческую
задачу в процессе фотографировании?
Предлагает просмотреть некоторые домашние
работы учащихся.
Оценивает совместно с учащимися.
Индивидуальная,
ведут диалог,
отвечают на
вопросы,
аргументируют
ответы
Знают:
о выборе объекта
и точки съёмки;
значение понятия
«ракурс», «план»,
«кадрирование»,
«силовая точка»,
«творческая
задача».
Умеют:
вести диалог,
использовать
материал тетради
и учебника
10
3. Изучение нового учебного материала
Цель: Объяснить роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь
работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи
объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Создать
условия для приобретения навыков композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты
соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных
программ. Дать возможность каждому учащемуся почувствовать эмоциональную
выразительность произведений фотоискусства.
Способствовать развитию эстетического вкуса
учащихся.
Обращает внимание на материал учебника
(стр. 72 - 77)
Рассказывает:
Во все времена художников интересовала магия
света. В фотографии роль света ещё более
значительна. Свет не только технически, но и
изобразительно рождает фотографию. Благодаря
ему выявляется форма окружающих нас
предметов и их взаимосвязь с пространством.
Рассказывает:
От того, как направлен свет и какой он, зависит
характер и даже смысл того, что запечатлено на
снимке.
Рассказывает:
Индивидуальная,
слушают, ведут
диалог, отвечают
на вопросы,
анализируют
иллюстрации,
ведут записи
Знают:
роль света и тени
в создании
произведения
фотоискусства
Умеют:
высказывать своё
мнение,
аргументировать
ответы,
сравнивать,
анализировать,
Понимают:
значении
грамотного
использования
10
Но и тень может быть не менее выразительной
нежели сам объект, её отбрасывающий.
Диктует под запись:
Свет – основное средство художественной
выразительности, превращающее фотографию в
искусство светописи.
Рассказывает:
Есть много общего в живописном и
фотографическом натюрморте. Однако фотограф
по-особому приближает нас к объекту:
становится видимой пористость кожуры
апельсина, капельки воды на стекле.
Рассказывает:
Несмотря на помощь различных компьютерных
программ по обработке фотографий, главным для
любого фотографа остаётся умение видеть свет и
тень и понимать их основную суть. Только когда
свет и тьма сольются в единое целое - родится
произведение фотоискусства.
Вместе с учащимися делает выводы, подводя
к идее урока:
Свет создан, чтобы мы могли видеть; тьма,
чтобы мы могли чувствовать.
взаимосвязи света
и тени в
фотоискусстве
Развивают:
эстетический вкус
работают с
таблицей по
учебнику
4. Закрепление учебного материала
Цель: Закрепить знания учащихся. С помощью простого карандаша создать художественный
образ тени на альбомном листе. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в
процессе практической деятельности.
Предлагает помощью простого карандаша
создать художественный образ тени на
альбомном листе. Можно создать любой из
вариантов: изобразить саму тень от предмета или
когда предмет сам становится тенью (силуэт на
фоне света).
Совместно с учащимися оценивает работы.
Проводит рефлексию:
Высказывает своё мнение об уроке, благодарит
учащихся.
Задаёт вопрос:
Какие чувства вы испытываете после окончания
урока? Предлагает в тетради простым
карандашом поставить соответствующий значок:
- мне хорошо и радостно
- мне хорошо и спокойно
- мне тревожно и беспокойно
- мне плохо
Индивидуальная,
создают
художественный
образ тени
Знают:
правила
выполнения
работы
Умеют:
работать
самостоятельно,
использовать в
процессе работы
учебник.
Развивают:
эстетический
вкус, позитивное
отношение
работают с
таблицей по
учебнику
15
5. Задание на дом
Цель: Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению
новых знаний.
Подробное, доступное для всех учащихся,
объяснение домашнего задания, акцентируя
внимание на его цели и значении.
Задание:
Часть 2 .Глава 3 (стр. 72-77). РТ (стр. 36-39).
Повторить материал в тетради. Принести к
следующему уроку тетрадь.
Задания по выбору учащихся (одно из трёх):
1.Сделать снимок одного предмета, где главным
героем будет его тень.
2.Сделать выразительный снимок по теме «Вода
и стекло».
3.Сделать презентацию из 5 слайдов по теме
«Свет и тень предметного мира» на основе
фотографий из интернета.
Индивидуальная,
записывают в
дневник или
тетрадь
Знают:
суть задания и
сроки его
выполнения
Понимают:
цель и значение
выполнения
задания
2