Напоминание

урок Изобразительного искусства,8 класс, Фотография - искусство «светописи»


Автор: Иванова Наталья Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок Изобразительного искусства,8 класс, Фотография - искусство «светописи»
Раздел: среднее образование





Назад




«Изобразительное искусство»,

Программа Б.М.Неменского, 8 класс, Раздел 2. урок 11

автор: учитель изобразительного искусства, МБОУ «СОШ№6»

Иванова Наталья Владимировна

г.Верхний Уфалей, 2023 год

Урок 11

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

третьего поколения в качестве одной из приоритетной цели называется формирование

функциональной грамотности, которая включает в себя читательскую компетентность

школьника,

осознание

себя

как

грамотного

читателя,

способного

к

использованию

читательской деятельности как средства самообразования.

Таким образом я столкнулась с проблемой: что же я, как учитель ИЗО, могу сделать, чтобы

повысить читательскую грамотность своих учеников и, как следствие - качество образования?

Для решения данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать знания по теме «Приёмы развития читательской грамотности».

2. Разработать банк заданий, развивающих читательскую грамотность на уроках ИЗО.

3. Активно применять их на практике в своей педагогической деятельности.

Тема урока: Фотография - искусство « светописи». Вещь: свет и фактура.

Идея урока: формирование функциональной грамотности, работа с учебником на уроках ИЗО

Цель урока: Подвести к пониманию значения света и тени в искусстве фотографии.

Задачи:

1.

Дать

возможность

каждому

учащемуся

почувствовать

эмоциональную

выразительность произведений фотоискусства.

2. Выстроить логическую связь между прошлой темой и настоящей.

3. Объяснить роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать

с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объема и

фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Создать условия

для

приобретения

навыков

композиционной

(кадрирование)

и

тональной

(эффекты

соляризации,

фотографики

и

т.

д.)

обработки

фотоснимка

при

помощи

различных

компьютерных программ. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.

4. Закрепить знания учащихся. С помощью простого карандаша создать художественный образ

тени на альбомном листе. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в процессе

практической деятельности.

5.

Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению

новых знаний.

1. Организационный момент

Цель: Погружение в тему урока, эмоциональный настрой, определение темы и целей урока.

Художественно-педагогическая деятельность

учителя

Художественно-

эстетическая

деятельность

ученика

Результат

художественно-

эстетической

деятельности

ученика

Мин.

40

Показывает слайд презентации.

Ведёт диалог:

Индивидуальная,

ведут диалог,

отвечают на

Знают:

как свет и тень в

фотографии

3

Внимательно посмотрите на слайд. Как вы

считаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Вместе с учащимися определяет тему урока.

вопросы,

анализируют

изображения

влияют на

создания образа

Умеют:

высказывать своё

мнение,

аргументировать

ответы,

сравнивать,

анализировать

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: Выстроить логическую связь между прошлой темой и настоящей.

Ведёт опрос в форме диалога:

1.Почему из большого количества снимков

действительно хорошими бывают только

несколько из них?

2.О каких правилах нужно помнить во время

фотосъёмки?

3.Чтто такое ракурс и каково его значение в

фотоискусстве?

4.Почему при определении композиции для

снимка нужно помнить про силовые точки?

5.Какова задача кадрирования в фотоискусстве?

6.Почему так важно определять творческую

задачу в процессе фотографировании?

Предлагает просмотреть некоторые домашние

работы учащихся.

Оценивает совместно с учащимися.

Индивидуальная,

ведут диалог,

отвечают на

вопросы,

аргументируют

ответы

Знают:

о выборе объекта

и точки съёмки;

значение понятия

«ракурс», «план»,

«кадрирование»,

«силовая точка»,

«творческая

задача».

Умеют:

вести диалог,

использовать

материал тетради

и учебника

10

3. Изучение нового учебного материала

Цель: Объяснить роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь

работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи

объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Создать

условия для приобретения навыков композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты

соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных

программ. Дать возможность каждому учащемуся почувствовать эмоциональную

выразительность произведений фотоискусства.

Способствовать развитию эстетического вкуса

учащихся.

Обращает внимание на материал учебника

(стр. 72 - 77)

Рассказывает:

Во все времена художников интересовала магия

света. В фотографии роль света ещё более

значительна. Свет не только технически, но и

изобразительно рождает фотографию. Благодаря

ему выявляется форма окружающих нас

предметов и их взаимосвязь с пространством.

Рассказывает:

От того, как направлен свет и какой он, зависит

характер и даже смысл того, что запечатлено на

снимке.

Рассказывает:

Индивидуальная,

слушают, ведут

диалог, отвечают

на вопросы,

анализируют

иллюстрации,

ведут записи

Знают:

роль света и тени

в создании

произведения

фотоискусства

Умеют:

высказывать своё

мнение,

аргументировать

ответы,

сравнивать,

анализировать,

Понимают:

значении

грамотного

использования

10

Но и тень может быть не менее выразительной

нежели сам объект, её отбрасывающий.

Диктует под запись:

Свет – основное средство художественной

выразительности, превращающее фотографию в

искусство светописи.

Рассказывает:

Есть много общего в живописном и

фотографическом натюрморте. Однако фотограф

по-особому приближает нас к объекту:

становится видимой пористость кожуры

апельсина, капельки воды на стекле.

Рассказывает:

Несмотря на помощь различных компьютерных

программ по обработке фотографий, главным для

любого фотографа остаётся умение видеть свет и

тень и понимать их основную суть. Только когда

свет и тьма сольются в единое целое - родится

произведение фотоискусства.

Вместе с учащимися делает выводы, подводя

к идее урока:

Свет создан, чтобы мы могли видеть; тьма,

чтобы мы могли чувствовать.

взаимосвязи света

и тени в

фотоискусстве

Развивают:

эстетический вкус

работают с

таблицей по

учебнику

4. Закрепление учебного материала

Цель: Закрепить знания учащихся. С помощью простого карандаша создать художественный

образ тени на альбомном листе. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в

процессе практической деятельности.

Предлагает помощью простого карандаша

создать художественный образ тени на

альбомном листе. Можно создать любой из

вариантов: изобразить саму тень от предмета или

когда предмет сам становится тенью (силуэт на

фоне света).

Совместно с учащимися оценивает работы.

Проводит рефлексию:

Высказывает своё мнение об уроке, благодарит

учащихся.

Задаёт вопрос:

Какие чувства вы испытываете после окончания

урока? Предлагает в тетради простым

карандашом поставить соответствующий значок:

- мне хорошо и радостно

- мне хорошо и спокойно

- мне тревожно и беспокойно

- мне плохо

Индивидуальная,

создают

художественный

образ тени

Знают:

правила

выполнения

работы

Умеют:

работать

самостоятельно,

использовать в

процессе работы

учебник.

Развивают:

эстетический

вкус, позитивное

отношение

работают с

таблицей по

учебнику

15

5. Задание на дом

Цель: Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению

новых знаний.

Подробное, доступное для всех учащихся,

объяснение домашнего задания, акцентируя

внимание на его цели и значении.

Задание:

Часть 2 .Глава 3 (стр. 72-77). РТ (стр. 36-39).

Повторить материал в тетради. Принести к

следующему уроку тетрадь.

Задания по выбору учащихся (одно из трёх):

1.Сделать снимок одного предмета, где главным

героем будет его тень.

2.Сделать выразительный снимок по теме «Вода

и стекло».

3.Сделать презентацию из 5 слайдов по теме

«Свет и тень предметного мира» на основе

фотографий из интернета.

Индивидуальная,

записывают в

дневник или

тетрадь

Знают:

суть задания и

сроки его

выполнения

Понимают:

цель и значение

выполнения

задания

2



В раздел образования