Авторы: Савочкина Вера Николаевна, Нефедова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №116"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: "Проектно-исследовательская деятельность как один из методов формирования патриотического воспитания у старших дошкольников"
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
С.Васильев
Всё дальше
вглубь истории уходят события, связанные с Великой
Отечественной войной. У каждой страны, у каждого народа бывают
в
истории такие периоды, когда наступают тяжелые испытания. Наш народ
защищал от врагов свое Отечество. Достойно преодолел
все невзгоды.
Передать
эстафету
памяти,
показать
нашим
воспитанникам
величие
и
самоотверженность подвига русского народа, завоевавшего Победу - важная
наша педагогическая задача.
Понятие Родины у дошкольников начинается с восхищения тем, что
видит перед собой, чему он удивляется и что вызывает отклик, восхищение
в его душе. Любовь к России, родине у ребенка начинается с отношения к
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это
крепкие корни, которые связывают
его с родным
домом и ближайшим
окружением. Конечно, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные
через
детское
восприятие,
они
играют
огромную
роль
в
становлении личности патриота.
Наш детский сад «Семицветик» современный детский сад – это место
где
ребенок
получает
опыт
широкого
эмоционально-практического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для него
сферах жизни. Патриотическое воспитание носит комплексный характер,
пронизывает
все
виды
деятельности
дошкольника,
осуществляется
в
повседневной
жизни
на
специальных
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим.
Возможность
организации
и
обогащения
такого
опыта
расширяются при условии создания в группе
детского сада предметно-
пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в
активную познавательно-творческую деятельность всех детей. Жизненное
пространство
нашего
детского
сада
позволяет
детям
в
соответствии
со
своими интересами и желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу,
разными
видами
деятельности:
музыкой,
физкультурой,
рисованием,
экспериментированием. Обстановка группы меняется. Мы организуем мини-
музеи – «От
«рубеля» и «пральника» к современному утюгу, «Свет в
окошке», «Русская изба». Тематические выставки – «Русь моя, Рязань моя,
Россия», «Славная история – достойное будущее», «Добрая дорога детства».
Значительно пополнен фонд репродукциями картин русских художников по
теме природа России. Наш педагогический опыт показывает, что трудности в
ознакомлении
детей
с
бытом,
традициями,
отдельными
историческими
моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное
мышление.
Поэтому
в
своей
работе
мы
используем
не
только
художественную
литературу,
иллюстрации,
но
и
«живые»
наглядные
предметы и материалы (национальные костюмы, старинные предметы быта).
Для этого в детском саду организованы специальные помещения. Работа по
патриотиче скому
во спитанию
о суще ствляем
через
п р о е кт н о -
исследовательскую деятельность.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,
противоречивых
событий
в
общественной
жизни,
политике.
Отошли
в
прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Неоднородна
информация об армии и событиях, происходящих в ней. Средства массовой
информации
ведут
дискуссию
–
надо
ли
воспитывать
любовь
к
Родине.
Возможно, что в связи с этим у подрастающего поколения
наблюдается
падение интереса и уважения к прошлому России. А нам есть чем гордиться!
Россия - самая большая страна. Россия богата своей историей и уникальной
культурой.
Мы
считаем,
что
на
современном
этапе актуальна проблема
патриотического воспитания подрастающего поколения.
Постановлением Правительства Российской Федерации
№
795 от
05.10.2010
года
была
утверждена
Государственная
программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015
годы».
Основная
цель
программы
–
продолжение
развития
и
совершенствования системы патриотического воспитания граждан.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость
организации
в
дошкольном
учреждении
специальной
работы
по
патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей,
национальной культуры и традиции народа.
Методическая разработка
Проектно-исследовательская деятельность как один из методов
формирования патриотического воспитания у старших дошкольников.
Всё дальше
вглубь истории уходят события, связанные с Великой
Отечественной войной. У каждой страны, у каждого народа бывают
в
истории такие периоды, когда наступают тяжелые испытания. Наш народ
защищал от врагов свое Отечество. Достойно преодолел
все невзгоды.
Передать
эстафету
памяти,
показать
нашим
воспитанникам
величие
и
самоотверженность подвига русского народа, завоевавшего Победу - важная
наша педагогическая задача.
Понятие Родины у дошкольников начинается с восхищения тем, что
видит перед собой, чему он удивляется и что вызывает отклик, восхищение
в его душе. Любовь к России, родине у ребенка начинается с отношения к
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это
крепкие корни, которые связывают
его с родным
домом и ближайшим
окружением. Конечно, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные
через
детское
восприятие,
они
играют
огромную
роль
в
становлении личности патриота.
Имея большой опыт работы в дошкольном учреждении, мы убеждены,
что свою работу с детьми надо строить так, чтобы заинтересовать ребят,
научить
их
самостоятельно
приобретать
интересующие
их
знания,
удовлетворять свою любознательность.
Проектная
технология
учит
детей
планировать
свою
деятельность,
систематизировать добытые знания, расширяет кругозор. Все это позволяет
видеть,
как
развиваются
познавательные
и
творческие
способности
дошкольников.
Через
самостоятельную
исследовательскую
деятельность
ребенок
получает полезные навыки, умения.
Руководствуясь
утвержденным
государственным
образовательным
Стандартом
дошкольного
образования,
мы
поставили
перед
собой
цель:
формирование
основ духовно-нравственного отношения к семье,
родному краю, Родине.
Работа по патриотическому воспитанию включает ряд задач:
1.Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
2. Воспитывать любовь и чувство уважения к другим людям, народам,
их традициям.
3. Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать
ее.
4. Соблюдать права ребенка на игру, здоровый образ жизни, на защиту
от жестокого обращения…
5.
Укреплять
уважительное
отношение
к
защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства,
общественным
праздникам.
Основными принципами реализации поставленных задач являются:
•
Доступность предлагаемого материала
•
Систематичность и постепенность его усвоения
•
Наглядность и практическое применение
•
Взаимосвязь различных видов деятельности
•
Коллективное взаимодействие
•
Гуманизация (сотрудничество с ребенком, умение встать на позицию
ребенка, учитывая точку зрения, не игнорировать его чувства).
В своей работе используем различные методы и приемы:
•
игровые
•
информационные
•
проблемные
•
развивающие
•
проектные
•
ИКТ
Мы предполагаем, что наши воспитанники:
•
научаться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Будут:
•
испытывать
любовь
и
привязанность
к
родному
дому,
семье,
матери, детскому саду.
Будут знать:
•
Место работы родителей, значимость их труда.
•
Место проживания: город, район. Предприятия родного города и
их
значимость.
Символику
города,
достопримечательности,
историю создания своего микрорайона. Флору и фауну города и
области.
Находить
на
карте
крупные
города
области,
знать
природоохранительные мероприятия.
•
Русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его
достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Город
Рязань. Их историю, достопримечательности, показывать на карте
России несколько крупных городов, узнавать флаг, герб, гимн
России, родного города.
Как известно, путь к познанию в
дошкольном возрасте лежит через
игру, экспериментирование. В такой форме легче усваиваются достаточно
сложные понятия и закрепляются навыки и умения. Наиболее эффективной,
развивающей является на сегодняшний день проектно-исследовательская
деятельность.
Поэтому
мы решили вовлечь ребят в исследовательские проекты
по
патриотическому воспитанию.
Проектная
технология
учит
детей
планировать
свою
деятельность,
систематизировать добытые знания, расширяет кругозор. Все это позволяет
видеть,
как
развиваются
познавательные
и
творческие
способности
дошкольников.
При
подготовке
к проектной деятельности,
мы разработали
и
апробировали, именно для детей дошкольного возраста:
во-первых, алгоритм действий:
1-й
шаг
–
интригующее
начало,
отвечающее
потребностям
детей,
обозначение взрослым проблемы.
2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и
реализации намеченного плана.
4-й шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й
шаг
–
совместный
анализ
выполнения
проекта,
переживание
результата.
во-вторых, этапы реализации проекта:
1. Видеть проблему, задавать вопросы.
Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство,
выдвинутая кем-то просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше.
Мы заметили, что эти вопросы помогают собрать как можно больше
исходного материала, который потом будет классифицироваться.
2. Выдвигать гипотезы.
Известно, что дети постоянно выдвигают различные предположения по
поводу того, что слышат, видят, чувствуют. Выдвижение гипотезы тесно
связано
с
умением
задавать
вопросы,
искать
на
них
ответы
разными
способами.
Здесь
важно,
подвести
ребенка
под
ту
идею,
в
которой
он
максимально сможет реализоваться как исследователь.
3. Собирать материал – из самых разных источников.
В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому
учим
детей
для
сбора
информации
пользоваться
значками,
символами,
схемами.
Так
мы
осваиваем
с
детьми
пиктографическую
«грамоту».
Используя схемы, рисунок ребенок вполне может воспроизвести текст.
В
нашем
детском
саду
у
каждого
ребенка
заведена
своя
«папка
исследователя».
В
нее
он
собирает
информацию
по
интересующему
его
вопросу.
4. Проводить исследование.
Учитывая то, что проектная деятельность – плановая деятельность,
дети планируют с нашей помощью свое время для её проведения. В их
распоряжении учебные зоны в группе, на территории детского сада; мини-
центры, где хранятся средства и материалы для исследования, лаборатория
«Маленький волшебник», а так же укромные уголки в группе, где ребенок
может свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
5. Обобщать накопленный материал.
6. Защищать проект – выходим на публику, рассказываем, показываем,
отстаиваем свою точку зрения, демонстрируем результат своих исследований.
в третьих, виды презентаций:
•
Детский праздник
• Доклад о результатах деятельности (демонстрация опытов, этапы
исследований).
• Круглый стол
• Слайдовая или стендовая презентации
Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации
исследовательского и проектного обучения является защита детских работ.
Без него исследование не может считаться завершенным.
Цель
презентации проекта – публично представить свою работу.
К празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы
разработали и апробировали 7 краткосрочных проектов. Реализация одного
проекта длилась в течение месяца.
Система
и
последовательность
нашей
работы
по
нравственно-
патриотическому воспитанию представлена в тематическом планировании.
Тема:
" Детский
сад
мой
дом
родной". Каждый день ребенка в
детском саду наполнен радостью, встречами с друзьями, веселыми играми.
Т е м а : "7
Я".
Важным
условием
нравственно-патриотического
воспитания дошкольников является тесная связь с родителями. Известно,
любовь ребенка к Родине начинается с отношения к матери, отцу, к старшему
поколению, к родительскому дому, к своим сверстникам.
Тема:
"Русская изба". Знакомим детей с традициями и бытом России.
Знакомим
с
историей
предметов
быта,
народных
игрушек,
с
видами
народного творчества, искусства.
Тема: "Рязань - мой родной город". Воспитываем любовь к родному
городу, к району в котором живут. Подводим к пониманию того, что город
Рязань - частица России. Немалое значение для воспитания у детей интереса
и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок
знакомится с детским садом, своей улицей. Улицы, на которых проживают
наши воспитанники, названы в честь героев Гражданской войны. Щорс,
Гайдар, Котовский навечно вписаны в историю России. Об их подвигах
складывали легенды, им посвящали стихи, песни.
Т е м а : "С
чего
начинается
Родина".
Прививаем
чувство
ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием считаем
экспедиции. Буквально 15-20 минут и мы - в березовой роще, на пруду или
около родника. Стало хорошей традицией готовить кормушки для птиц и
подкармливать их зимой.
Тема: "Они сражались за Родину".
Приглашаем ветеранов Великой
Отечественной войны на праздник. Воспитываем уважение к ветеранам. У
дошкольников вызываем гордость, уважение за защитников Отечества, за
свой народ. Желание быть похожим на сильных, смелых, отважных воинов
Российской армии.
Тема: "Россия - родина моя". Важно, чтобы дети как можно раньше
поняли, что большая Родина – Российская Федерация. Она одна на всех, для
тех кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы
она стала могучей державой, краше, богаче. Все люди заботятся о Родине.
Знакомим детей с историей страны, столицей и символикой.
Тематическое
планирование,
разработанное
для
детей
старшего
дошкольного возраста, способствует эффективному и системному усвоению
детьми знаний о своей семье, стране, родном крае, той местности, где они
живут. Темы повторяются в каждой группе. Изменяется содержание, объем
познавательного
материала
и
сложность,
следовательно,
и
длительность
изучения.
Отдельные
темы
приурочиваем
к
конкретным
событиям
и
праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Каждая
тема
подкрепляется
различными
играми,
продуктивными
видами
деятельности.
В результате реализации проектной деятельности дети учатся:
•
Видеть проблемы
•
Задавать вопросы
•
Выдвигать гипотезы
•
Давать определения понятиям
•
Классифицировать
•
Наблюдать
•
Проводить эксперимент
•
Структурировать полученный в ходе исследования материал
•
Делать выводы и умозаключения
•
Доказывать и защищать свои идеи.
Диагностика
по
данной
теме
не
требует
проведения
специального
исследования
или
выполнения
детьми
контрольных
заданий.
Оцениваем
усвоение программного материала, наблюдая за воспитанниками в игре и в
их свободной деятельности, в которой отражены успехи каждого ребенка
группы.
Наши воспитанники верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся
к ней. Верят в себя. А мы, взрослые, стараемся помочь встать
им на
возрастной уровень своего развития. Помочь войти в окружающий мир и не
з а т е р я т ь с я ,
п р о я в и т ь
с е б я
к а к
л и ч н о с т ь .
Представленный опыт по патриотическому воспитанию полезен для
работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В своей работе мы используем следующие нормативно - правовое и
методическое обеспечение:
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования
•
Типовое положение о дошкольном учреждении
•
Устав дошкольного учреждения
•
Муниципальные документы, касающиеся семейного воспитания.
•
Конституция РФ
•
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации»
•
Закон РФ «Об образовании»
•
«Семейный кодекс РФ»
•
Конвенция о правах ребенка
•
«Нравственно-патриотиче ское
воспитание
дошкольников»
Л.Д.Маханева
•
«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина
•
«Государственные символы России» Т.В.Шепелева
•
«Государственные символы России» Е.К.Ривина