Автор: Зубель Юлия Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: научная статья
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
Раздел: дошкольное образование
Зубель Юлия Дмитриевна
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Аннотация
В
этой
статье
рассмотрена
проблема
интеллектуального
развития
детей
в
раннем возрасте, которая особенно актуальна в педагогике дошкольного возраста.
Дидактические игры
являются
одним
из
основных
способов развития
сенсорного
интеллекта ребёнка и его родителей. Благодаря дидактической игре ребёнок научится
познать, ранжировать и сопоставлять предметы в окружающем мире. Таким образом,
она помогает ребёнку в познании мира в раннем дошкольном возрасте.
Ключевые слова:
сенсорное развитие, дидактические игры, ранний возраст.
Наши педагогические работы связаны с самыми малыми воспитанниками в
возрасте от 1-1,5 до 3-х лет. Это самый благоприятный период для развития органов
чувств и накопления представлений о мире их окружающем.
Эта тема имеет особую актуальность, именно так профессор Н.М. Щеллованов
назвал этот возраст «золотой ступенью» развития сенсорных процессов. На этом и
сосредоточились отечественные и иностранные учёные, поскольку оно очень важно
для малыша на определённом этапе развития.
На практике мы смогли
удостовериться, что эмоциональный опыт
ребёнка
является фундаментом
познания
окружающей среды. От
мысли
ребёнка,
видения
ощущения
мира
осязательным
путём,
зависит
во
многом
его
сознательное
развитие.Насколько малыш будет хорошо развит в раннем возрасте, насколько просто
и легко овладеет новым в возрасте старшего возраста.
Основное
и
главное
занятие
раннего
детства
-
это
игра.
Играя,
ребёнок
осваивает все пространственные представления.
Одним
из
главных
средств
развития
сенсорного
интеллекта
является
дидактические игры. По мнению некоторых авторов, основное их предназначение
определённо названием - это игры для обучения. Они помогают
ребёнку познать
окружающий мир, расширяя его кругозор. Народная мудрость создала дидактические
игры, которые оказываются лучшим способом обучения малышу.
Они
становятся
игрой,
благодаря
наличию
в
них
разных
моментов игры:
ожидания сюрпризов, элементов тайны, движений, соревнований, назначения ролей, и
т.д.
В
процессе игры
мы
становимся одновременно наставниками и
игроками.
Воспитатель учится, играет и учатся дети. Свои занятия - мы проводим занятия в
определённой системе и тесно связаны с общим процессом сенсорной подготовки и
развития детей.
Работу с детьми мы проводим весь день, используя все виды образовательной
деятельности. Организовывая игры с детьми, учитываем возраст и индивидуальность,
чем чаще анализаторы участвуют в восприятии, тем активнее ребёнок, тем более ярче
впечатления и стабильнее запоминание.
Все мы стремимся к тому, чтобы ребятам было в группе хорошо, уютно. Вместе
с
родителями
организована
развивающая
среда,
которая
даёт
возможность
детям
исследовать её, развивать инициативы и творческие способности, соответствующие
ФГОС детского сада.
Сенсорный уголок располагает играми и предметами, предназначенными для
совместной работы с детьми и самостоятельной деятельностью: «Магическая дорожка»,
«Кладоискатель», «Сухой бассейн», «Покормить друга», «Поймать муху», «Паучок»,
«Магическая прищепка», «Магический ветерок», «Найти свой дом» и т.д.
Степень
интеллектуального
развития
детей
во
многом
зависит
от
уровня
информированности родителей об этом вопросе. Таким образом, большое значение
уделяется воспитанию
родителей в
этом
направлении
развития
детей с помощью
дидактических игр.
Приобщение родителей к процессу образования и воспитания даёт возможность
осознавать воспитание ребёнка как тяжёлый, трудоёмкий процесс воспитания.
На фоне постоянного использования дидактических игр можно сказать, что:
- большая часть учащихся, которые устойчиво интересуются развивающими
дидактическими играми, с увеличенной степенью активности их в самостоятельной
работе;
- ученики делают первый шаг в развитии интеллектуальной и сенсорной сферы;
- ребята проявили особую заинтересованность в новом.
В заключении стоит отметить: с каждым днём, благодаря воспитательной и
образовательной работе с использованием дидактических игр, у детей накопляется
сенсорная
опытность
в
разных
сферах,
что
является
основой
для
развития
всей
способности.
Список использованной литературы:
1.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. – М.:
Педагогика, 2012 – 356 с.
2.
Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальнаяработа. - 2006 - №12.
С.32-36.
3.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /
Под ред. Л. А. Венгера.
- М.: Просвещение, 2005. - 424с.
4.
Пилюгина Э. Г.П32 Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1983.– 96 с.
5.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез,
2009. - 72с.