Автор: Костарева Анастасия Руслановна
Должность: Студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивные формы обучения младших школьников выразительному чтению
Раздел: начальное образование
А. Р. Костарева, н.р. Микерова Г. Ж.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Аннотация. В современное образование всё чаще начали применяться
активные формы обучения, поэтому возникает потребность в разработке
специальных методов и приёмов, которые будут способны обеспечить
обучение выразительному чтению младших школьников на начальном этапе
образования.
Ключевые слова:
начальное образование, литературное чтение,
выразительное чтение, интерактивные формы обучения.
Обучение выразительному чтению является одной из важнейших задач
в начальном образовании, так как чтение играет ключевую роль в обучении,
воспитании
и
развитии
человека.
Навыки
выразительного
чтения
необходимы не только как способ выражения своих мыслей и идей, но и как
сложный комплекс умений, который применяется при изучении всех
учебных предметов и во внеучебной жизни. Поэтому важно проводить
систематическую учебную работу над развитием и улучшением навыков
чтения на протяжении всего периода обучения, начиная с начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт стремится к
формированию у выпускников начальной школы умения высказывать свое
мнение и овладение техникой чтения вслух. Рабочая программа по
литературному чтению в начальных классах включает важный этап
формирования
речи
детей
–
тренировка
выразительного
чтения.
Выразительное чтение
помогает правильно
понимать
текст
и точно
передавать его содержание.
Под понятием «выразительность чтения» в своих работах Л. А.
Горбушина рассматривает как нахождение в устной речи средства, с
помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом
писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение [14]. Так же
проблемой развитие выразительности чтения занимались такие учёные, как
О. В. Кубасова, Т. В. Рыжкова, Т. Ф. Завадская и другие.
Нами была выдвинута гипотеза: применение интерактивных методов и
приёмов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе,
возможно будет способствовать развитию
выразительности чтения у
младших школьников, их мотивацию и познавательную активность.
Проведённый
теоретический
анализ
психолого-педагогической
литературы показал, что выразительное чтение – это способность читать
текст, обладая не только пониманием его смысла, но и умением передавать
его эмоциональную окраску и интонацию.
Для
того,
чтобы
учащиеся
успешно
овладели
навыком
выразительности чтения необходимо выполнение следующих условий:
1) формировать умение распределить дыхание в процессе речи, то есть
овладеть интонационной выразительностью речи;
2) формировать навыками артикуляции (правильное произношение
каждого звука) и дикцией (отчетливое произношение звуков, слогов и слов в
речи);
3) изучать нормы литературного произношения [41].
Следует понимать, что одного примера учителя недостаточно, чтобы
учащиеся,
на
момент
окончания
начального
этапа
образования
в
соответствии с ФГОС НОО, овладели техникой смыслового чтения вслух и
про себя, а также приобщились к восприятию и осмыслению информации, у
младших школьников сформировался читательский интерес и эстетический
вкус. Для этого применяются различные методы обучения: пассивный,
активный, интерактивный. Рассмотрим сущность интерактивного метода.
Слово «интерактив» является заимствованным из английского языка
«inter» - взаимный и «act» - действовать. Исходя из этого интерактивный
значит способный к взаимодействию.
Интерактивное обучение – это метод обучения, в котором учащиеся
активно
взаимодействуют
с
учебным
материалом
и
преподавателем,
используя различные технологии и инструменты, которые помогают им
лучше понимать и усваивать учебный материал. Такой подход позволяет
учащимся самостоятельно осваивать новые знания и навыки, стимулирует их
критическое мышление и позволяет обмениваться мнениями и опытом друг с
другом. К интерактивным методам обучения относятся: дискуссии, игры,
тренинги, беседы и многое другое.
Интерактивные формы обучения выразительному чтению - это один из
эффективных методов, позволяющих ребенку интересно и эффективно
учиться читать с выражением.
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу исследования, мы
разработали комплекс упражнений с использованием интерактивных форм
обучения младших школьников выразительному чтению.
Экспериментальная работа проводилась нами с 1 октября 2022 года по
25 декабря 2022 года на базе МАОУ «СОШ №70» г. Краснодар.
Экспериментальный класс – 2 «Б» (25 человек), контрольный класс – 2 «Ж»
(25 человек).
Цель эксперимента – составить и реализовать комплекс упражнений с
использованием
интерактивных
форм
обучения
младших
школьников
выразительному чтению на уроках литературного чтения.
Сначала мы определили критерии и показатели, методы диагностики
развития выразительности речи, они представлены в таблице 1.
Таблица1– Методики диагностики по критериям
Критерии
Показатели критериев
Методики диагностики
1. Мотивационный
Осознанное
чтение,
понимание
того, что читать выразительно – это
читать
с
верным
настроением,
соблюдая
все
средства
интонационной выразительности.
Опрос
«Выявление
отношения
младших
школьников к читательской
деятельности»
по
А.
П.
Каширова.
2. Смысловой
Понимание
основной
мысли
произведения, понимание значение
слов, употребляемых в прямом и
косвенном
смысле,
понимание
содержания каждого предложения.
Анкета «Выявление уровня
осмысленного
понимания
изучаемого произведения».
3. Технический
Соблюдают при чтении
технические
компоненты
выразительного чтения: интонацию,
темп,
постановку
логических
ударений
и
пауз,
правильное
произношение слов.
Диагностика
выразительности
речи
детей младшего школьного
возраста
по
О.
И.
Лазаренко.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показ, что в
экспериментальном и контрольном классах преобладает низкий уровень
сформированности выразительности чтения. Ученики испытывали трудности
в выполнении заданий, связанные: с демонстрацией понимания смысла
программного произведения; регулировании силы и высоты, ритма и тембра
голоса; выделением слогового ударения в словах; выбором эмоциональной
окраской текста.
В рамках формирующего этапа эксперимента нами был апробирован
комплекс упражнений с использованием интерактивных форм обучения
выразительному чтению. Упражнения были направлены на формирование
мотивации выразительно читать, понимать смысл читаемого текста и
правильно пользоваться интонацией.
Упражнения, которые проводились в течение формирующего этапа
эксперимента указаны в таблице 2.
Таблица 2 – Комплекс упражнений по формированию выразительности
чтения
Название
Цель
1. «Ключевые слова».
Научить
управлять
силой
и
высотой
голоса, расставлять логическое ударение в
тексте.
2. «Мозговой штурм».
Коллективный поиск решения заданной
учителем проблемы.
3. «Дерево ответов».
Развивать образное мышление, соотносить
аргументы и факты, развивать фантазию и
умение мыслить перспективно.
4. Инсерт-чтение (чтение с пометками).
Оптимизация
проработки
текста
с
использованием знаковой системы.
5. «ПРЕСС»
Научить
выделять
основную
мысль
произведения.
6. «Снежный ком»
Формирование
у
учеников
навыков
адекватного реагирования на проблемы,
совместного
решения
установленных
проблем, обобщения и систематизации
мнений окружающих.
7. «Вживание»
Развитию
творческих
способностей
учащихся.
8. Ролевая игра
Формирование
коммуникативных
навыков, развитие творческого мышления.
9. Драматизация
Развивать
память,
мышление,
воображение,
формировать
систему
моральных
ценностей,
способствует
познавательной
активности,
самостоятельности,
толерантности,
формировать
культуру
чувств,
коммуникативные навыки.
10. «Ещё бы…»
Развитие
творческого
потенциала
и
критического
мышления
младших
школьников.
В ходе выполнения данных упражнений особое внимание уделялось
правильному изложению инструкции. Так же стоит отметить, что такие
упражнения как ролевая игра, драматизация, требовали более детальной
подготовки к проведению. Цель комплекса упражнений – научить каждого
учащегося навыкам выразительного чтения.
На
контрольном
этапе
эксперимента
проводилась
повторная
диагностика уровня сформированности выразительности чтения, результаты
показали положительную динамику развития выразительности речи младших
школьников.
Следовательно,
разработанный
комплекс
упражнений
продемонстрировал
свою
эффективность,
гипотеза
исследования
подтвердилась.