Автор: Марина Алексеевна Иванина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 7 комбинированного вида города Орла
Населённый пункт: орел
Наименование материала: «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного
возраста»
Организация
деятельности
по
формированию
навыков
безопасного
поведения у детей дошкольного возраста.
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах
познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится
весьма небезопасной для него.
Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить
системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего
возраста,
продолжающийся
в
системе
дошкольного
и
школьного
образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей
отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на
опасность.
Цель работы по формированию навыков безопасного поведения у детей
дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных
для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей
навыки осознанного безопасного поведения.
Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:
- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных
факторах;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных
ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах
безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков
безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного
поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы
организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей
детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых
условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом
основным
ориентиром
должен
стать
учёт
жизненного
опыта
детей,
особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что
именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы,
дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или
таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или
удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся
у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления,
по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать
адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения –
системность, интеграция, преемственность между детским садом и семьей,
доступность содержания. Основными методами обучения безопасному
поведению
выступают:
наглядные
(эффективны
для
закрепления
представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений),
словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры),
практические (упражнения, опыты, моделирование).
Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В
профилактической
работе
можно
использовать
следующие
средства
воспитания:
1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение,
наказание, требование, педагогическая оценка).
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Виды
детской
деятельности:
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская,
игровая,
трудовая,
физкультурно-оздоровительная,
музыкально-художественная.
Средства обучения и воспитания
С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- плакаты, иллюстрации;
- настольно-печатные игры, дидактические игры;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты
светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей,
регулировщиков); дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- подборку художественной литературы по теме.
Реализация поставленной цели предусматривает следующее:
- разработку системы планирования;
- определение содержания работы по формированию навыков безопасного
поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);
- разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и
педагогами;
- разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.
Формирование
навыков безопасного поведения дошкольников нужно
осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир,
используя
его
любознательность,
наглядно-образное
мышление
и
непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные
и подгрупповые формы работы с детьми.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по
видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений
безопасного поведения;
-
педагоги
и
родители
осознают
необходимость
целенаправленной
деятельности
в
данном
направлении
и
осуществляют
её
в
тесном
сотрудничестве.
Работа
с
родителями
дошкольников
по
воспитанию
безопасного
поведения детей. Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка,
невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно
обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения
детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания
состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения
ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между
родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода,
единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со
стороны педагогов и родителей.
Важнейшим
условием
преемственности
является
установление
доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе
которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в
большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно,
чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения
какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же
явлениям и у детей.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и
активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности
в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных
форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это
требует от педагога определённой гибкости в использовании различных
форм взаимодействия с семьями.
Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:
Анкетирование, тестирование, опрос.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих
ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением
работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты.
4. Родительское собрание
с участием родителей на тему «Безопасное
поведение и здоровье наших детей».
5. Консультации.
6. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным
опытом
использования
возможностей
семьи
для
обучения
ребёнка
безопасному поведению.
Разработаны консультации и памятки для родителей.
Были приобретены :
1.
Д/И « Как избежать неприятностей дома, на воде и на природе.
2.
Комплект
наглядностей
«Пожарная безопасность» который
включают в себя беседы с ребенком .
3.
Методическая литература по теме .
4.
Папки передвижки:
Первая помощь.
Безопасность ребенка.
Безопасность на дороге.
Безопасное общение.
Безопасность га дороге ( Азбука дороги).
Рекомендуемая литература:
1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в
детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
– Мозаика-Синтез, 2009.
2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры
безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014.
– № 11.
3.Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных
учреждений
и
слушателей
курса
профессиональной
переподготовки
«Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф.
Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
4.Садретдинова
А. И.
Формирование
культуры
безопасности
жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования
педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного
естествознания. – 2008. – № 8.
5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие
для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез,
2013.