Напоминание

"В гостях у дедушки Фольклора"


Автор: Храмова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП Таволжанского ф-ла ГБОУСОШ №1 им. Героя Советского Союза С.В. Вавилова – Д/С с.Таволжанка
Населённый пункт: с. Таволжанка Борского района Самарской обл.
Наименование материала: Конспект
Тема: "В гостях у дедушки Фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: В гостях у дедушки Фольклора.

Старшая группа.

Цель:


Обогащение опыта детей о своей малой Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи:

1.
Приобщать к истокам народной культуры через потешки, скороговорки, пословицы, загадки, народные игры. (Познавательное развитие)
2.
Активизировать словарь детей; воспитывать культуру речевого общения. (Речевое развитие)
3.
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. (Социально - коммуникативное развитие)
Предварительная работа
: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование:
маршрутная карта, письмо, короб, дедушка Фольклор, кукла, бубен, дерево с яблоками, листочки, сказочный дом.
Логика образовательной деятельности:
- Ребята, как называется село в котором вы живете? (ответ детей) - За что вы любите свое село? (ответы детей)
__
А я люблю его за то, что здесь живут добрые и веселые люди, красивая природа, за то что это моя малая Родина. Как у нас в Борском уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и никто не скучал, Сам народ для себя песни – шутки слагал. Дедушка, бабушка мне говорили Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Раздаётся стук в дверь, вносят короб). Воспитатель: Дети, нам короб принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (Воспитатель открывает короб и достаёт маршрутную карту и письмо). Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. А чтоб вы не сбились с пути, Посылаю вам маршрутную карту. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор». Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей) Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором. Наш путь не лёгкий и не близкий. (Воспитатель смотрит на карту). Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки. Что это значит? (рассматривают) Дети: Это план нашего путешествия! Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд! Куда указывает первая стрелочка? Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку. Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает? Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто? Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов! • Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце) Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей) Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки! • Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко) • Всегда во рту, а не проглотишь (язык) • Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка? Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их. • Три вороны на воротах. • У Ёлки иголки колки • За – за, прилетела стрекоза. • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. • Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше. На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки) Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки? Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Вот послушайте русские пословицы. • Щи да каша (еда наша) • Что на уме (то и на языке) • Хорошо в гостях, (а дома лучше) • Старый друг (лучше новых двух) • Без труда не (появится еда) • Ученье – свет (а неученье - тьма) • Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь) • Яйцо не учит… (курицу)
• Всякому мила (своя сторона) Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше. На карте стрелочка указывает на квадрат с веселыми клоунами. А вот указатель «Улица потешек». Потешки:  Та-та-та, та-та-та! Вышла кошка за кота, За кота-котовича, за Петра Петровича.  Федул, чего губы надул? Кафтан прожёг! Починить можно? Да иглы нет! А велика ли дыра? Остались ворот да рукава. Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки? (Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Расти коса», «Ваня – Ваня простота»). Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево). Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок». Дерево с яблоками. Ребята, а из какой сказки это дерево? «Съешь моего наливного яблочка…». Дети: Из сказки «Гуси – лебеди». Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые! (Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю). Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно. Сказочные загадки
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь») • Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой») • Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье») • Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок») • Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга) • В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко») • В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок – смоляной бочок») Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть. У нас в старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку? «Цынцы-брынцы балалайка, Цынцы-брынцы заиргай-ка».- «Цынцы-брынцы не хочу, Цынцы-брынцы спать хочу».- «Цынцы-брынцы куда едешь?»- «Цынцы-брынцы в городок».- Цынцы-брынцы чего купишь?»- Цынцы-брынцы сухарек». Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» ударит в бубен, тот назначается водящим. Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся. (Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор). Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня. Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело! Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, пословицы, загадки. Кончилось веселье – Пришло время угощенья! Не робейте, не стесняйтесь, Сладостями угощайтесь! (Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).


В раздел образования