Автор: Храмова Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП Таволжанского ф-ла ГБОУСОШ №1 им. Героя Советского Союза С.В. Вавилова – Д/С с.Таволжанка Населённый пункт: с. Таволжанка Борского района Самарской обл. Наименование материала: Конспект Тема: "В гостях у дедушки Фольклора" Раздел: дошкольное образование
Обогащение опыта детей о своей малой Родине через приобщение к культурному
наследию своего народа.
Задачи:
1.
Приобщать к истокам народной культуры через потешки, скороговорки, пословицы,
загадки, народные игры. (Познавательное развитие)
2.
Активизировать словарь детей; воспитывать культуру речевого общения. (Речевое
развитие)
3.
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
(Социально - коммуникативное развитие)
Предварительная работа : Знакомство с жанрами и видами русского народного
творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: маршрутная карта, письмо, короб, дедушка Фольклор, кукла, бубен,
дерево с яблоками, листочки, сказочный дом.
Логика образовательной деятельности:
-
Ребята, как называется село в котором вы живете? (ответ детей)
-
За что вы любите свое село? (ответы детей)
__ А я люблю его за то, что здесь живут добрые и веселые люди, красивая природа, за то
что это моя малая Родина.
Как у нас в Борском уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Дедушка, бабушка мне говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят короб).
Воспитатель: Дети, нам короб принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем его и
узнаем, от кого он.
(Воспитатель открывает короб и достаёт маршрутную карту и письмо).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата!
Я очень скучаю и жду вас в гости.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Вас ждут чудеса.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».
Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с
вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)
Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше
познакомимся с нашим фольклором.
Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту).
Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашего путешествия!
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то
вопрос, загадку.
Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?
Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как
много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете
идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!
• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.
(Ответы детей)
Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)
• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда
указывает нам стрелочка?
Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель
(Читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки!
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки?
Проговорите их.
• Три вороны на воротах.
• У Ёлки иголки колки
• За – за, прилетела стрекоза.
• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём
дальше.
На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок
и пословиц». (на полу разбросаны листочки)
Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки?
Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом,
хозяйство, про людские отношения.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
• Щи да каша (еда наша)
• Что на уме (то и на языке)
• Хорошо в гостях, (а дома лучше)
• Старый друг (лучше новых двух)
• Без труда не (появится еда)
• Ученье – свет (а неученье - тьма)
• Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь)
• Яйцо не учит… (курицу)
• Всякому мила (своя сторона)
Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!
Продолжаем путь дальше.
На карте стрелочка указывает на квадрат с веселыми клоунами. А вот указатель «Улица
потешек».
Потешки:
Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича, за Петра Петровича.
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг!
Починить можно?
Да иглы нет!
А велика ли дыра?
Остались ворот да рукава.
Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?
(Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Расти коса», «Ваня – Ваня
простота»).
Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают
дерево).
Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».
Дерево с яблоками.
Ребята, а из какой сказки это дерево?
«Съешь моего наливного яблочка…».
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее
доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!
(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).
Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте
внимательно.
Сказочные загадки
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна
беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)
• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и
хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись
друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье!
Построено… («Зимовье»)
• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька –
дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок»)
• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе,
помогая движению помелом. (Баба Яга)
• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.
(«Морозко»)
• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок –
смоляной бочок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
У нас в старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем.
Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?
«Цынцы-брынцы балалайка,
Цынцы-брынцы заиргай-ка».-
«Цынцы-брынцы не хочу,
Цынцы-брынцы спать хочу».-
«Цынцы-брынцы куда едешь?»-
«Цынцы-брынцы в городок».-
Цынцы-брынцы чего купишь?»-
Цынцы-брынцы сухарек».
Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной
к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее.
Кто первый добежит до «горельщика» ударит в бубен, тот назначается водящим.
Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки
Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.
(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).
Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей
встрече.
Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки,
пословицы, загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).