Напоминание

Имя числительное. Блокада Ленинграда.


Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка бинарного урока русского языка и истории
Тема: Имя числительное. Блокада Ленинграда.
Раздел: среднее образование





Назад




Бинарный урок русского языка и истории

ТЕМА: Имя числительное (повторение). Блокада Ленинграда.

ЦЕЛИ:

показать

взаимосвязь

уроков

русского

языка

и

истории

как

средство

нравственного и патриотического воспитания;

дать обучающимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни

блокады.

Задачи образовательные:

познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и

стойкости ленинградцев;

дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных

действиях Советской армии;

закрепление и повторение знаний об имени числительном, правописание мягкого

знака в числительных;

формировать умение употреблять числительные в речи.

Задачи коррекционно-развивающие:

развивать умение связно и развернуто излагать факты, объяснять события на

основе нескольких источников;

расширение и активизация словарного запаса;

развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные задачи:

прививать любовь к Родине, её истории, языку;

объяснить, почему в обществе бережно относятся к традиции сохранять и беречь

памятники павших за Отечество;

воспитание чувства патриотизма.

Оборудование:

презентация

о

блокадном

Ленинграде,

фото

Тани

Савичевой,

индивидуальные карточки по истории, карточки для индивидуальной работы по

русскому языку, схема «Имя числительное», карта «Дорога жизни», песня «Баллада о

Тане Савичевой» в исполнении Эдиты Пьехи, хлеб для обучающихся (черный) по 125

гр., - суточная норма хлеба в Ленинграде.

Ход урока

I.

Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок необычный. Проведут его два учителя.

Мы сегодня узнаем много нового о нашей Родине, о её защитниках, простых жителях

блокадного Ленинграда, на примере одной семьи. Повторим по русскому языку

пройденный материал.

II. Сообщение темы.

Учитель истории:

- В ожесточенных боях советские бойцы отстояли столицу нашей Родины, Москву. В

тылу

люди

самоотверженно

трудились,

чтобы

помочь

фронту.

Но

война

продолжалась. И успех не всегда был на нашей стороне. Гитлер поставил перед

своей армией задачу: захватить и уничтожить город Ленинград, так как этот город

носил имя вождя революции и был гордостью Советской страны. Итак, тема нашего

урока – БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА (запись на доске).

Учитель русского языка:

- В каком году началась блокада Ленинграда?

- К какой части речи относятся слова одна тысяча девятьсот сорок первый?

- Что такое имя числительное?

(Работа со схемой)

Имя числительное – это…….,

обозначает …………………..,

отвечает на вопросы ………...

- Сегодня на уроке мы вспомним с вами все, что знаем об имени числительном, на

какие группы делятся числительные, повторим правописание числительных.

Тема урока: Повторение об имени числительном. (запись на доске).

III.

Повторение пройденного материала.

Учитель истории:

- Давайте вспомним с вами материал прошлого урока и поработаем с карточками.

Карточка 1(работа с датами)

22 июня 1941г. - ______________________(началась Великая Отечественная война)

1943г. - _____________________________(окончательное освобождение Ленинграда).

900 дней ___________________________(длилась блокада Ленинграда).

Карточка 2

Запишите, как название города, который во время Великой Отечественной войны был в

блокаде? _______________________________________________________________

Карточка 3

Запишите, почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? _________________________

Карточка 4

Запишите, почему дорогу по льду Ладожского озера называли «Дорогой жизни»?

________________________________________________________________________

Карточка 5

Найдите в тексте абзац рассказывающий о военных действиях Красной армии и

прочитайте вслух.

Карточка 6

Найдите в тексте описание, что предпринимали ленинградцы для сохранения

архитектурных памятников в городе (прочитайте вслух).

Карточка 7

Соедините стрелками событие и дату.

Блокада Ленинграда 7 симфония (Ленинградская)

Д. Шостакович 900 дней

Эвакуированные жители 1944г.

Окончательное освобождение Ленинграда 646 тысяч

Словарная работа:

Учитель русского языка:

Словарную работу сегодня мы проведем в форме вопрос – ответ.

1.

Как называется кольцо окружения города военной группировкой противника?

(блокада)

2.

Большое военное подразделение противника, состоящее из нескольких военный

частей, групп. (группировка)

3.

Как называли жителей города, которые были вывезены из него во время блокады?

(эвакуированные)

4.

Дорога по Ладожскому озеру, которая помогла горожанам выжить («Дорога

жизни»).

5.

Железная печка в доме, на которой готовили ленинградцы еду. Она очень быстро

остывала (буржуйка).

Задание: с любым словарным словом составьте предложение, запишите. Например;

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней.

Сейчас под диктовку запишем предложение:

В первый этап эвакуации из города вывезено 488 тысяч 703 человека. Задание:

найдите имена числительные, подчеркните их, определите группу.

IV.

Изучение нового материала.

Учитель истории: (работа с картой и презентацией)

- Мощная группировка немецких войск под название «Север» продвигалась с боями

к Ленинграду. В сентябре 1941 года (слайд 1) враг захватил все подступы к городу.

Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку

Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада

Ленинграда (слайд 2). Все железнодорожные пути и шоссейные дороги были

захвачены врагом. Связь с городом можно было осуществлять только по

Ладожскому озеру. («Дороге жизни») под огнём противника (слайд3). Бомбёжки и

обстрелы были не единственной опасностью для жителей блокадного Ленинграда. В

городе начались перебои с продуктами (слайд 4).

Ужесточились продуктовые

нормы. Жителям города продукты стали выдавать по карточкам (слайд 5), но нормы

хлеба были такими маленькими , что люди начали умирать от голода (слайд 6).

Особенно тяжело приходилось детям (слайд 7).

- Сегодня я хочу рассказать вам о девочке, почти вашей ровеснице. Её звали Таня

Савичева.

В осаждённом Ленинграде эта девочка жила.

В ученической тетради свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье, слышит мир её слова.

- Таня была младшей в семье и всеми любимой. У неё была большая и дружная

семья. В квартире Савичевых было много музыкальных инструментов. В свободное

время они устраивали домашние концерты. Братья Леонид (Лёка) и Миша играли на

гитаре, мандолине или банджо, а мама, сёстры Женя и Нина пели. Танечка тоже

была солисткой. В этом же доме, только этажом выше жили два дяди Тани: Василий

и Алексей. В конце мая 1941 года Таня закончила 3 класс и лето семья планировала

провести лето в деревне под Гдовом. Утро 22 июня изменило планы. Сплочённая

семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать

фронту. Мама шила обмундирование для бойцов, сёстры работали на заводе (точили

корпусы для мин). Танины дяди несли службу в ПВО, брат Лёка работал на

Адмиралтейском заводе.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала

взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Кольцо блокады быстро сжималось –

по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сравнять с землёй».

Однажды не вернулась с завода Нина. В то день был сильный обстрел, дома

беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о

сестре, её маленькую записную книжку, в которой девочка стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по две смены, а потом сдавала кровь,

и сил не хватило. Скоро не стало бабушки, брата.

Таня всё чаще открывала свою записную книжку – так один за другим ушли из

жизни её дяди, а потом и мама. Однажды девочка подвела страшный итог:

«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

V. Закрепление.

Учитель русского языка:

- Давайте познакомимся с записями из блокнота Тани (презентация)

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто

фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в

родной дом.

«28 декабря Женя умерла в 12.30 утра 1941г.».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942г.».

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.1942г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942г.».

«Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942г.».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»

«Савичевы умерли»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

- Объявляется минута молчания.

Учитель русского языка:

- А мы продолжаем урок. Откройте стр. __ учебника, найдите упражнение № ___.

Прочитайте задание и текст упражнения.

- В этих предложениях много числительных. Давайте вспомним правописание

числительных (схема)

Ь знак в конце

от 5, 20, 30

Ь в середине

от 50 до 80

от 500 до 900

Задание: на «5» - списать текст, заменяя числа именами числительными, вставляя, где

нужно мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.

На «4» - списать текст, заменяя числа именами числительными.

На «3» - списать текст, подчеркнуть мягкий знак.

VI.

Итог урока.

Учитель истории:

- Сегодня мы открыли ещё одну страничку блокадного Ленинграда. Какие трудности и

лишения переживали жители Ленинграда во время блокады.

- В нашей стране есть традиция беречь и сохранять память о героях, погибших во время

Великой Отечественной войны. В каждом городе, селе есть обелиски и памятники

героям войны.

- Память о героях сохраняется и в песнях. В репертуаре Эдиты Пьехи есть песня

«Баллада о Тане Савичевой». Давайте послушаем. (песня композитора Е. Доги, слова

Виктора Гина).

Учитель русского языка:

- Прочитайте выписку из продовольственной карточки.

С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба:

400 гр. – рабочим, 200 гр. – остальным.

С 13 ноября 1941 года: 300 гр. – рабочим, 150 гр. – остальным.

Через неделю: 250 гр. – рабочим, 125 гр. – остальным жителям города (самая низкая

норма).

- Ребята, 125 гр., суточная норма хлеба для ребёнка (предлагается съесть хлеб).

- Несмотря ни на что город Ленинград выстоял, выжил. И нам нужно это помнить.

Нельзя сердцу прекратить помнить, иначе – пресечется род наш человеческий.

Домашнее задание.



В раздел образования