Напоминание

БАСКЕТБОЛ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ


Автор: Велишаев Энвер Ибрагимович
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ Спортивная школа "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: БАСКЕТБОЛ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




БАСКЕТБОЛ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Велишаев Э.И.

Аннотация. В статье показана необходимость комплексного развития умственных и физических способностей для

достижения

успеха в

профессиональной

деятельности,

что

является

важным

аспектом

совершенствования

современной системы физического воспитания студентов. Показано, что одним из наиболее эффективных средств

гармоничного сочетания умственного и физического развития студентов является баскетбол. В этой связи

баскетбол может применяться в качестве одного из средств профессиональной подготовки студентов различных

специальностей.

Введение.

Задача профессиональной подготовки студентов должна опираться на закономерности развития

профессионально важных психофизиологических качеств студентов. А базой такой подготовки, по мнению ряда

авторов [1,2,3,6,8], является гармоничное сочетание физического, психологическогои интеллектуальногоразвития.

Поэтому процесс физического воспитания студентов должен, с одной стороны, подчиняться принципам

физического совершенствования, а, с другой стороны, способствовать росту профессионализма в избранном виде

деятельности и опираться на личностные особенности студентоввузов исследуемогопрофиля [4,5,7,9]. Кроме того,

физическое воспитание студентов должно служить цели укрепления здоровья, поскольку здоровье является

основой профессионального совершенствования [4,5,7]. Одним из наиболее распространенных видов спорта в

физическом воспитании студентовявляется баскетбол.

В этой связи является уместным рассмотреть вопрос о роли баскетбола как фактора гармоничного сочетания

различных аспектов развития - умственного и физического.

Работа выполнялась согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Министерства Украины по

делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 г.г. по теме 2.4.1.4.3 п «Психологические, педагогические и медико-

биологические методы восстановления в спортивных играх» (№ 0106U011989).

Формулирование целей работы.

Цель работы – на основе анализа литературных данных и собственной аналитической работы определить

специфику баскетбола как фактора гармоничного сочетания умственного и физического развития студентов.

Методы исследования: анализ литературных данных, метод анализа практической работы по физическому

воспитанию студентов, обобщения опыта работы со студенческими баскетбольными командами.

Результаты исследования.

Как показывает передовой опыт человечества, современный мир требует не только высокой физической

подготовки, но и развития психики и интеллекта [156,157,158,159,160,161,162]. До высот мирового значения

практически во всех областях доходят люди с высокими показателями, как физического состояния, так и

интеллекта и психических способностей. Поэтому и развивать физические качества надо наравне с умственными и

психическими. Этот вопрос касается, прежде всего, студенческой молодежи -

основы будущегообщества.

В этой

связи рассмотрим исторические основы гармоничного развития человека.

В древние времена, когда от развития физических качеств, технических навыков и умений зависела жизнь,

физическому воспитанию придавалось важнейшее значение. "Он не умеет ни читать, ни плавать", - говорили в

Древней Греции, желая подчеркнуть полную несостоятельность человека

[9].

Проблема гармоничного единства умственного и физического развития поднималась во времена античности,

средневековья, эпохи возрождения [106].

Эта идея получила свое развитие в 19 и 20 столетьях благодаря работам П.Ф. Лесгафта [10] и развития

системы физического воспитания. И особую актуальность приобретает эта проблема в настоящее время, когда, с

одной стороны, растет умственная и психическая нагрузки у студентов, а, с другой стороны, спорт становится все

более профессиональным, и все меньше возможностей остается для применения физкультуры как средства

гармонизации умственного труда.

Ведь повышение умственных и психических нагрузок без оптимальной их компенсации физической

активностью приводит к существенному ухудшению общего состояния здоровья, которое, в свою очередь,

отражается и на профессиональной подготовке, как это видно из рисунка 1.

С

другой стороны, чрезмерное повышение физических

нагрузок без

компенсации интеллектуальным

развитием приводит к недостаточностью управления сознанием физической деятельностью, которая ведет к

физическому переутомлению и изнашиванию организма (рис. 1).

Особую актуальность эта проблема приобретает для учащейся молодежи, среди которой особое место

занимают студенты технических и гуманитарных вузов. Это именно тот контингент, для которого характерен

большой

объем

работы,

требующей

высокой

концентрации,

внимания,

памяти,

кропотливости.

Такой

вид

умственной работы является одним из наиболее утомляющих, и, естественно, должен гармонично сочетаться с

двигательной активностью, которая дает достаточную нагрузку как на сердечно-сосудистую и дыхательную

системы, так и на опорно-двигательный аппарат.

Недостаточность

физического развития на

фоне повышенных

умственных и психических

нагрузок

Недостаточность

сознательного управления

физической деятельностью

на фоне повышенных

физических нагрузок

Ослабление здоровья в связи

с недостаточностью

физического развития

Ослабление здоровья в связи

с физическим

перенапряжением

Преобладание физического

развития над умственным

Влияние окружащей среды

Преобладание умственного развития над физическим

Процесс жизни

Влияние генотипа

Выход – гармоничное развитие человека

Снижение качества физического труда

Снижение качества умственного труда

Начальное единство

умственного и физического

развития человека

Рис. 1. Схема взаимосвязи между умственным и физическим развитием человека

Первые шаги к будущемупрофессионализму работника начинаются с его обучения профессии, т.е. в период

обучения в

высшем

учебном заведении. Подчеркивая связь здоровья и

будущей профессиональной деятельности,

В.С. Макеева [11] отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его

двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности.

Физическое

здоровье

является

не

просто

желательным

качеством

будущего специалиста,

а

необходимым

элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественного отношения.

Классическое и довольно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия

имеет потребность в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном [11].

На первый план в трактовании здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического

соединения, которые обеспечивают взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды.

При этом одни авторы [1,3,4] обращают внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов

профессионализма, другие [5,7,9], что оно отображается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из

следующих компонентов: достаточной профессиональной трудоспособности; наличия необходимых резервов

физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся

условиям

производственной

и

внешней

среды,

объема

и

интенсивности

работы;

способности

к

полному

восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели [11]. Все эти условия

могут быть реализованы при достаточном уровне физической нагрузки студентов.

При всей очевидной необходимости двигательной активности остается открытым вопрос, какой вид

физической нагрузки является наилучшим для студентов. Естественно, что каждый студент, который сознает

необходимость физических упражнений, выбирает для себя вид спорта, который подходит для него больше других.

И довольно большой процент студентов выбирает именно баскетбол. Это не случайно, так как баскетбол дает

разностороннюю нагрузку на организм,

захватывает эмоционально,

развивает не

только физические

возможности,

но и интеллектуальные и психологические [9,11].

Развитие

умственной

работоспособности

и

баскетбол.

На

эффективность

игровой

деятельности

баскетболиста

влияют

его

интеллектуальные качества,

особенности

типа

нервной

системы,

способность

к

тактичному мышлению [9,11]. В баскетболе необходимы специальные интеллектуальные качества: скорость и

объем зрительного восприятия, скорость проверки информации, развитое оперативное мышление, кратковременная

память, стойкость внимания, стойкость к сбивающим факторам и др. [11].

Большой объем и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость

быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов.

Специальное развитие этих качеств определяет успешность тактической подготовки баскетболистов. При

этом важно учесть, что необходима адекватная оценка умственной работоспособности [4,9,11].

Большое

значение

в

баскетболе

имеет

способность

мозга

к

предвидению

событий

[4,9,11].

Игроку

приходиться

постоянно

вычислять

вероятность

будущих

изменений

на

площадке,

угадывать

возможные

передвижения игроков, определять время и место появления мяча или игрока даже в том случае, если он видит

лишь часть траектории их движений. Эта способность заметно возрастает по мере повышения спортивного

мастерства. Мастера спорта и перворазрядники почти в 2 раза лучше решают подобные задачи, чем спортсмены ІІ и

ІІІ разрядов, и в 3-6 раз лучше, чем новички [9,11].

Все эти данные указывают на то, что процесс совершенствования специальных умственных способностей

баскетболистов подвергается управлению и требует специальной работы.

Роль зрительного внимания при игре в баскетбол. Известно, что большее количество информации во

внешнем

мире

(до

80-90

%)

человек

воспринимает

благодаря

зрению

[4,9,11].

При

этом

глаз

не

просто

"перерисовывает" в мозге полученное извне изображения. По зрительным каналам передается в высшие отделы

мозга лишь самое необходимое, самое значимое для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор

информации и зрительное

ориентирование в пространстве. По мере приобретения

опыта

мозг может воспринимать

не все детали окружающего мира, а сразу цели, обобщенные образы, которые ускоряют обработку зрительных

впечатлений.

При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного

выполнения различных приемов, особенно бросков, очень важна способность зрения оценивать удаленность

предметов в пространстве. По этой способности, объему воспринимаемого пространства и остроте зрения

баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует

учитывать, что чем больше в упражнениях применяются зрительные сигналы, тем больше совершенствуется

зрительный аппарат баскетболиста. Особенно велико влияние баскетбола на внутренние мышцы глаз, от которых

зависит приспособление глаз к видению на разных расстояниях [4,9].

Занятие баскетболом тренируют внутренние мышцы глаз и потому является средством предупреждения и

лечения близорукости. Точность действий у баскетболистов зависит не только от состояния зрения, но и от

сочетания движений глаз и рук. Если движения глаз опережают движения рук, то достигается высокая точность.

Если при утомлении движения глаз запаздывают, движения рук будутнеточными.

При рассматривании предмета оба глаза наводятся на него. От точности этого наведения зависит четкость

изображения, получаемого мозгом. Это происходит потому, что каждый глаз посылает мозгу свое изображение.

Лишь при четкой координации движений обеих глаз в мозге возникает единое изображение, которое обеспечивает

высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласование встречается

намного чаще, чем у лиц, которые не занимаются систематической тренировкой.

В конце тренировочных занятий и после соревнований согласованность движений глаз может временно

ухудшаться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов [9,11].

Выводы.

1.

На

основании

литературных

данных

удалось

установить,

что

проблема

повышения

уровня

профессионализма в любом виде деятельности требует высоких показателей состояния здоровья и наличия

определенных психофизиологических свойств и особенностей мышления.

2.

Баскетбол

является

прекрасным

средством

физического,

психологического,

интеллектуального

развития,

воздействующим разносторонне и многопланово.

3.

Подготовка студенческих баскетбольных команд имеет свои сложности в связи противоречием в задачах,

связанных

с

необходимостью

стремления

к

максимальным

спортивным

результатам,

и

необходимостью

профессионального совершенствования в избранной профессии.

В перспективе дальнейших исследований предполагается экспериментальная проверка эффективности

применения баскетбола как фактора гармоничного сочетания умственного и физического развития студентов.

Литература

1.

Алькова С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного

опыта студентов// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 4. - С. 10-12.

2.

Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. дис......

канд. пед. наук. - Л., 1972.

3.

Бизин

В.П.,

Гуменный В.С.

Физическая

подготовка студентов первого

курса

политехнических

вузов //

Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГ АДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - N 2. - С.

85-93

4.

Билогур

В.Е.

Обоснование

содержания

теоретико-методического

обеспечения

физического

воспитания

студентов // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002.

- N 1. - С. 94-98.

5.

Виндюк А.В. Домашние задания как одна из форм самостоятельной деятельности по физической культуре//

Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГ АДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - N 1. - С.

88-94.

6.

Виндюк О.В. Двигательная активность - основа здорового образа жизни // Физическое воспитание студентов

творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - N 1. - С. 72-75.

7.

Ермаков С.С. Интернет в системе подготовки подростков к самостоятельным занятиям физической культурой

// Физическое воспитание студентовтворческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - N 2. - С.

86-

91.

8.

Ермаков С.С.

Педагогические

условия обеспечения

занятий

со

студентами с

ослабленным здоровьем //

Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГ АДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - N 1. - С.

66-71.

9.

Козіна Ж.Л., Воробйова В.О. Особливості методики підготовки баскетболісток в умовах педагогічного вуза //

Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное

пространство // сборник статей под ред. Ермакова С.С. / международная электронная научная конференція,

г.Харьков, 26 апреля 2005 года. – Харьков, ХДАДАМ (ХХПІ), 2005. – С. 176-182.

10.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1988. – 400 с. –

(Педагогическая б-ка)

11.

Макеева В.С. Баскетбол как средство профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальной

военной подготовки //Формы и методы активизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов

высших и средних специальных учебных заведений. Республ. научно-практическая конференция Ашхабад. -

Ч. IV. 1989. - С. 78-80.



В раздел образования