Автор: Велишаев Энвер Ибрагимович
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ Спортивная школа "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Значимость баскетбола в оздоровлении организма
Раздел: дополнительное образование
Значимость баскетбола в оздоровлении организма
Велишаев Э.И.
В статье приводится приспособление организма к окружающей среде при систематических
занятиях физическими упражнениями, повышающих активность обменных процессов,
тренирующих и поддерживающих механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и
энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более здоровым. Ключевые слова:
баскетбол, бег, нападение, защита, ходьба, бросок.
На сегодняшний день, когда все измеряется в скорости и силе, занятия физическими
упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их
оздоровительного влияния на организм. Обмен веществ является источником энергии для всех
жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ
содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую,
механическую и др.).
Все знают, что основную составляющую здоровья определяет образ жизни и физическая
активность –50%, факторы же окружающей среды и генетическая наследственность вместе с
медициной в сумме составляют 50%., следовательно, физические, психические и социальные
функции человека должны являться показателем здорового образа, и находится в гармоничном
единстве. При физических нагрузках образуется поток импульсов, постоянно стимулирующих
обмен веществ, улучшающая деятельность нервной системы и всех органов, что в свою очередь
улучшает использование тканями кислорода, повышающая защитные свойства организма.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают активность обменных
процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в
организме обмен веществ и энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более
приспособленным к условиям внешней среды. Одна из важнейших задач в воспитании —
воспитание у детей и взрослых потребности в повседневных занятиях физическими
упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя физической культуры
настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только
свою деятельность, но и деятельность воспитанников, а для этого, в первую очередь, надо знать
их реальные возможности.
Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в
единоборстве с соперниками — разнообразные движения, способствующие улучшению обмена
веществ, деятельности всех систем организма, формирующие координацию. К такому виду спорта
относится баскетбол, направленный на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-
воспитательное.
Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность,
уверенность в себе, чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит, прежде всего, от
того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь
физического и нравственного воспитания. В системе народного образования баскетбол включен в
программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-
технического, среднего специального и высшего образования. Баскетбол является увлекательной
атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая
деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и
умений, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные
действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются
эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком
на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры,
поскольку, во время занятий баскетболом наблюдается увеличение физической выносливости,
ловкости, улучшение координации. Игроки при этом учатся работать командой, согласовывать
свои действия с партнерами. Многолетнее обучение баскетболом требует учета особенностей их.
возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы.
В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику
баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также
приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в
определенном возрасте. При построении учебно-тренировочного процесса, надо знать основные
методические принципы обучения технике баскетбола и уметь применять их на практике. Знание
принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам,
позволяет оценивать и построение тренировочного процесса и правильно подбирать способы,
средства и методы, применяемые на занятиях баскетболом. Педагогам необходимо на каждом
уроке ставить учебные задачи, связанные с освоением нового материала, где конспекты уроков
должны составляться в соответствии с тематическим планом. Это позволяет построить
содержание урока в нужной последовательности, подобрать средства и методы обучения,
предусмотреть организацию и постановку задач с учетом конкретных условий. К занятию следует
приступать заранее, поскольку заранее надо проверить экипировку занимающихся, подготовку
инвентаря, места для занятий. Учебные занятия начинаются со своевременного построения и
отметки присутствующих. В начале занятия, с целью повышения умения и навыка занимающихся,
следует коротко и ясно ознакомить с задачей урока. Лишь только правильно выбранная методика
и техника обучения смогут позволить внедрить в учебный процесс новый подход к планированию
программного материала, академического времени тренировочных нагрузок, повысить интерес
студентов к занятиям физической культурой, увеличить эффективность проявления всех видов
подготовленности в условиях соревновательно-игровой деятельности. Правильно подобранная
педагогическая технология повышает уровень физической, технической, тактической,
психологической, интегральной и функциональной подготовленности студентов и эффективность,
что в конечном счете будет способствовать увеличению интереса студентов к занятиям
физической культурой и усилению мотивации к физическому самосовершенствованию.
Литература: 1. Саломов Р.С. Теоретические основы занятий спортом. — Ташкент, 2005. 238 с. 2.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с. 3.
Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. — М.: Физкультура и Спорт,
1997. 480 с