Напоминание

Значимость баскетбола в оздоровлении организма


Автор: Велишаев Энвер Ибрагимович
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ Спортивная школа "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Значимость баскетбола в оздоровлении организма
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значимость баскетбола в оздоровлении организма

Велишаев Э.И.

В статье приводится приспособление организма к окружающей среде при систематических

занятиях физическими упражнениями, повышающих активность обменных процессов,

тренирующих и поддерживающих механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и

энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более здоровым. Ключевые слова:

баскетбол, бег, нападение, защита, ходьба, бросок.

На сегодняшний день, когда все измеряется в скорости и силе, занятия физическими

упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их

оздоровительного влияния на организм. Обмен веществ является источником энергии для всех

жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ

содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую,

механическую и др.).

Все знают, что основную составляющую здоровья определяет образ жизни и физическая

активность –50%, факторы же окружающей среды и генетическая наследственность вместе с

медициной в сумме составляют 50%., следовательно, физические, психические и социальные

функции человека должны являться показателем здорового образа, и находится в гармоничном

единстве. При физических нагрузках образуется поток импульсов, постоянно стимулирующих

обмен веществ, улучшающая деятельность нервной системы и всех органов, что в свою очередь

улучшает использование тканями кислорода, повышающая защитные свойства организма.

Систематические занятия физическими упражнениями повышают активность обменных

процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в

организме обмен веществ и энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более

приспособленным к условиям внешней среды. Одна из важнейших задач в воспитании —

воспитание у детей и взрослых потребности в повседневных занятиях физическими

упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя физической культуры

настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только

свою деятельность, но и деятельность воспитанников, а для этого, в первую очередь, надо знать

их реальные возможности.

Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в

единоборстве с соперниками — разнообразные движения, способствующие улучшению обмена

веществ, деятельности всех систем организма, формирующие координацию. К такому виду спорта

относится баскетбол, направленный на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-

воспитательное.

Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность,

уверенность в себе, чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит, прежде всего, от

того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь

физического и нравственного воспитания. В системе народного образования баскетбол включен в

программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-

технического, среднего специального и высшего образования. Баскетбол является увлекательной

атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая

деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и

умений, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные

действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются

эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком

на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры,

поскольку, во время занятий баскетболом наблюдается увеличение физической выносливости,

ловкости, улучшение координации. Игроки при этом учатся работать командой, согласовывать

свои действия с партнерами. Многолетнее обучение баскетболом требует учета особенностей их.

возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы.

В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику

баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также

приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в

определенном возрасте. При построении учебно-тренировочного процесса, надо знать основные

методические принципы обучения технике баскетбола и уметь применять их на практике. Знание

принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам,

позволяет оценивать и построение тренировочного процесса и правильно подбирать способы,

средства и методы, применяемые на занятиях баскетболом. Педагогам необходимо на каждом

уроке ставить учебные задачи, связанные с освоением нового материала, где конспекты уроков

должны составляться в соответствии с тематическим планом. Это позволяет построить

содержание урока в нужной последовательности, подобрать средства и методы обучения,

предусмотреть организацию и постановку задач с учетом конкретных условий. К занятию следует

приступать заранее, поскольку заранее надо проверить экипировку занимающихся, подготовку

инвентаря, места для занятий. Учебные занятия начинаются со своевременного построения и

отметки присутствующих. В начале занятия, с целью повышения умения и навыка занимающихся,

следует коротко и ясно ознакомить с задачей урока. Лишь только правильно выбранная методика

и техника обучения смогут позволить внедрить в учебный процесс новый подход к планированию

программного материала, академического времени тренировочных нагрузок, повысить интерес

студентов к занятиям физической культурой, увеличить эффективность проявления всех видов

подготовленности в условиях соревновательно-игровой деятельности. Правильно подобранная

педагогическая технология повышает уровень физической, технической, тактической,

психологической, интегральной и функциональной подготовленности студентов и эффективность,

что в конечном счете будет способствовать увеличению интереса студентов к занятиям

физической культурой и усилению мотивации к физическому самосовершенствованию.

Литература: 1. Саломов Р.С. Теоретические основы занятий спортом. — Ташкент, 2005. 238 с. 2.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с. 3.

Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. — М.: Физкультура и Спорт,

1997. 480 с



В раздел образования