Напоминание

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на занятиях в баскетбол


Автор: Велишаев Энвер Ибрагимович
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ Спортивная школа "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на занятиях в баскетбол
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на

занятиях в баскетбол

Велишаев Э.И.

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств

у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках

физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интегрального

характера из баскетбола и волейбола, способствующих развитию двигательных качеств детей.

Ключевые слова:спортивные игры, двигательные качества, баскетбол, волейбол, интегральные

упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой метод.

Возможность научиться

рациональным двигательным действиям зависит от приобретения знаний о сути, правилах

и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе

его практического осуществления [1]. При овладении техникой какого-либо двигательного

действия, вначале возникает умение его выполнить, затем, по мере дальнейшего углубления

и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от

друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны

сознания человека [1;4]. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе

следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие

двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом

мышлении в процессе построения новой формы движений [4]. Обычно двигательное действие

выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными

задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно. Это обусловлено

неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними [3], необходимостью

детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех основных моментах

действия. «Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием,

который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех

основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью

к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания» [4]. Двигательные умения

имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия

в обучении,

приучает

анализировать

сущность

поставленных

задач,

условия

исполнения,

управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью. В современных

условиях требования к качеству подготовки специалистов по физической культуре возрастают

[2;5;6],

в том

числе

требования

к эффективному

обучению

детей

и молодежи

новым

двигательным действиям. Поэтому проблема совершенствования двигательных качеств и умений

не только актуальна для подрастающего поколения, которое воспитано на компьютерных играм,

социальных сетях, но и для сфере подготовки педагогов по физической культуре (ФК).

Актуальность проблемы нашего исследования определяется той огромной ролью, как важно

формирование двигательных умений и двигательных качеств, одним из оптимальных средств

которых являются спортивные игры. Проблема исследования: поиск новых подходов, средств,

методов формирования двигательных умений и качеств у детей 12–13 лет в условиях урока ФК.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Предмет

исследования: средства и методы формирования двигательных умений. Цель исследования:

теоретически обосновать использование средств и методов спортивных игр для формирования

двигательных умений. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать теоретические

аспекты

формирования

двигательных

навыков

и качеств.

2.

Изучить

уровень

сформированности

двигательных

качеств

учащихся

среднего

звена.

3.

Разработать

и внедрить комплекс средств и методов спортивных игр для формирования двигательный умений

и двигательных качеств учащихся среднего звена. Гипотеза исследования: предполагается, что

комплексное сочетание средств и методов спортивных игр (в урочных и неурочных формах

физического воспитания) будут способствовать эффективному формированию двигательных

умений, навыков и качеств учащихся 12–13 лет. Теоретическая и практическая значимость

результатов исследования определяется разработкой теоретических основ организации учебно-

воспитательного процесса, ориентированных на формирование двигательных умений и качеств

с помощью спортивных игр. Методы исследования: анализ научно — методической литературы,

методы опроса (анкетирование, беседа), констатирующий этап педагогического эксперимента,

методы

математической

статистики.

База

исследования:

экспериментальная

работа

осуществлялась в период педагогической практики в МОУ СОШ № 8, г. Ишима. В исследовании

приняли участие учащиеся 12–13 лет в количестве 15 человек. Исследование проходило

в несколько

этапов:

первым,

из

которых

является

изучение

и обобщение

исторической

и психолого-педагогической литературы по вопросам выбранной нами темы курсовой работы, так

же на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование

двигательных умений школьников (апрель-май 2014 года). Вторым этапом исследования стала

разработка и теоретическое обоснование специальной системы средств и методов спортивных

игр, направленных на развитие двигательных умений и качеств учащихся 12–13 лет (сентябрь

2014 г.). Третий этап был наполнен обработкой результатов констатирующего эксперимента,

формулировкой

предварительных

выводов

планированием

формирующего

эксперимента

(октябрь-декабрь 2014 г.). В течение первой-второй учебных четвертей для учащиеся на уроках

физической культуры разработана программа, направленная на овладение основами техники

баскетбола, легкой атлетики и выполнение контрольных нормативов. При этом, основной упор на

формировании прикладных умений и основных физических двигательных качеств был сделан на

средства баскетбола. Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития,

привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности

на основе занятий баскетболом, легкой атлетикой с применением средств баскетбола, футбола.

Для первичной оценки уровня подготовленности учащихся нами была проведена батарея тестов,

включавшую тесты — прыжок в длину с места, бег 30 м, комплексный тест на ловкость, подъем

туловища и подтягивания. Анализируя результаты тестов, можно отметить достаточно большую

разницу, это говорит о разном уровне физической подготовленности испытуемых. Сравнивая

показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых

средний уровень развития двигательных умений, и не соответствуют требованиям программы по

ФК в школе. Также можно сказать, что наиболее низкий уровень наблюдается у юношей

в подтягивании, у них в среднем составляет 4,5, а по нормативам ГТО должны приблизительно 7

раз. Только у одного учащегося наблюдается выполнение норматива. Отметим тот факт, отметить,

что в некоторых показателях результаты преобладают у девочек, что для данного возраста вполне

объективно, т. к. девочки начинают опережать мальчиков в физическом развитии.

Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня

развития двигательных умений и двигательных качеств у учащихся 12–13 лет на уроках

физической культуры в школе. Так как игровой метод и спортивные игры является наиболее

привлекательным видом деятельности детей данного возраста, то мы на основе этого можем

предположить, что данные резервы заложены в оптимальном сочетании средств и методов

спортивных игр. Разработанная нами программа содержит такие средства и методы как: игры

в баскетбол без ведения с ограничением времени владения мячом; отработка быстрого прорыва

с ведением или передачами; баскетбольные эстафеты; подвижные игры «мяч капитану», «третий

лишний (с ведением мяча)», «набор передач в передовой зоне», «выбор номеров с ведением

мяча», «шишки, жёлуди, орехи (с перемещением приставными шагами)» и многие другие;

баскетбол с партнером на плечах; баскетбол прыжками на одной ноге.

Основными методами данной программы являются игровой, соревновательный, непрерывный,

повторный. На наш взгляд данная программа может привести к существенному повышению

двигательных возможностей учащихся. По результатам проведенного исследования можем

сделать следующие выводы:

1.

В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны

и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных

качеств детей, в том числе 12–13 лет. Однако, в данной литературе не учтены особенности

подрастающего поколения, воспитанного в условиях интенсивного развития информационно-

коммуникационных технологий, компьютерных технологий, автоматизации производства и т. п.

аспектов развития современного общества. На сегодня ученик 12–13 лет отличается от такового

20–30-летней

давности.

Поэтому

необходим

перемсмотр

программ,

средств

и методов

физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений

и развития физических качеств.

2.

Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 12–13 лет

свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров

требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов

в подтягиваниях, прыжке в длину с места, в тесте на ловкость. Данные факты актуализируют

проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формированию

двигательных умений, навыков и качеств.

3. Нами разработана программа развития двигательных умений, навыков и качеств для

учащихся 12–13 лет, основанная на широком применении наиболее приемлемых для детей

данного возраста методах (игровой, соревновательный, повторный) и с использованием средств

спортивных игр (баскетбол, футбол).

Эксперимент по реализации программы продолжается.

Литература:

1.

Боген,

М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия [Текст] /

М. М. Боген. — Москва: Физкультура и спорт, 1991 — c. 114–158. 2.

Ведерникова,

Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества

подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные

подходы

к повышению

качества

образования:

сборник

статей

Всероссийской

научно-

практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14. 3.

Ермолаев,

Ю. А. Возрастная

физиология

[Текст]:

Учеб.

пособ.

для

студ.

пед.

ВУЗов

/

Ю. А. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 356–387. 4.

Матвеев, Л. П. Основы

спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

5. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной

школы

в педагогическом

вузе:

проблемы

и перспективы

[Текст]

/

А. Г. Поливаев,

А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170. 6. Поливаев,

А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров

в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. —

№ 9. — С. 125–129.



В раздел образования