Автор: Велишаев Энвер Ибрагимович
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ Спортивная школа "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на занятиях в баскетбол
Раздел: дополнительное образование
Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на
занятиях в баскетбол
Велишаев Э.И.
В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств
у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках
физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интегрального
характера из баскетбола и волейбола, способствующих развитию двигательных качеств детей.
Ключевые слова:спортивные игры, двигательные качества, баскетбол, волейбол, интегральные
упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой метод.
Возможность научиться
рациональным двигательным действиям зависит от приобретения знаний о сути, правилах
и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе
его практического осуществления [1]. При овладении техникой какого-либо двигательного
действия, вначале возникает умение его выполнить, затем, по мере дальнейшего углубления
и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от
друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны
сознания человека [1;4]. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе
следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие
двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом
мышлении в процессе построения новой формы движений [4]. Обычно двигательное действие
выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными
задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно. Это обусловлено
неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними [3], необходимостью
детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех основных моментах
действия. «Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием,
который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех
основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью
к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания» [4]. Двигательные умения
имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия
в обучении,
приучает
анализировать
сущность
поставленных
задач,
условия
исполнения,
управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью. В современных
условиях требования к качеству подготовки специалистов по физической культуре возрастают
[2;5;6],
в том
числе
требования
к эффективному
обучению
детей
и молодежи
новым
двигательным действиям. Поэтому проблема совершенствования двигательных качеств и умений
не только актуальна для подрастающего поколения, которое воспитано на компьютерных играм,
социальных сетях, но и для сфере подготовки педагогов по физической культуре (ФК).
Актуальность проблемы нашего исследования определяется той огромной ролью, как важно
формирование двигательных умений и двигательных качеств, одним из оптимальных средств
которых являются спортивные игры. Проблема исследования: поиск новых подходов, средств,
методов формирования двигательных умений и качеств у детей 12–13 лет в условиях урока ФК.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Предмет
исследования: средства и методы формирования двигательных умений. Цель исследования:
теоретически обосновать использование средств и методов спортивных игр для формирования
двигательных умений. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать теоретические
аспекты
формирования
двигательных
навыков
и качеств.
2.
Изучить
уровень
сформированности
двигательных
качеств
учащихся
среднего
звена.
3.
Разработать
и внедрить комплекс средств и методов спортивных игр для формирования двигательный умений
и двигательных качеств учащихся среднего звена. Гипотеза исследования: предполагается, что
комплексное сочетание средств и методов спортивных игр (в урочных и неурочных формах
физического воспитания) будут способствовать эффективному формированию двигательных
умений, навыков и качеств учащихся 12–13 лет. Теоретическая и практическая значимость
результатов исследования определяется разработкой теоретических основ организации учебно-
воспитательного процесса, ориентированных на формирование двигательных умений и качеств
с помощью спортивных игр. Методы исследования: анализ научно — методической литературы,
методы опроса (анкетирование, беседа), констатирующий этап педагогического эксперимента,
методы
математической
статистики.
База
исследования:
экспериментальная
работа
осуществлялась в период педагогической практики в МОУ СОШ № 8, г. Ишима. В исследовании
приняли участие учащиеся 12–13 лет в количестве 15 человек. Исследование проходило
в несколько
этапов:
первым,
из
которых
является
изучение
и обобщение
исторической
и психолого-педагогической литературы по вопросам выбранной нами темы курсовой работы, так
же на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование
двигательных умений школьников (апрель-май 2014 года). Вторым этапом исследования стала
разработка и теоретическое обоснование специальной системы средств и методов спортивных
игр, направленных на развитие двигательных умений и качеств учащихся 12–13 лет (сентябрь
2014 г.). Третий этап был наполнен обработкой результатов констатирующего эксперимента,
формулировкой
предварительных
выводов
планированием
формирующего
эксперимента
(октябрь-декабрь 2014 г.). В течение первой-второй учебных четвертей для учащиеся на уроках
физической культуры разработана программа, направленная на овладение основами техники
баскетбола, легкой атлетики и выполнение контрольных нормативов. При этом, основной упор на
формировании прикладных умений и основных физических двигательных качеств был сделан на
средства баскетбола. Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития,
привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности
на основе занятий баскетболом, легкой атлетикой с применением средств баскетбола, футбола.
Для первичной оценки уровня подготовленности учащихся нами была проведена батарея тестов,
включавшую тесты — прыжок в длину с места, бег 30 м, комплексный тест на ловкость, подъем
туловища и подтягивания. Анализируя результаты тестов, можно отметить достаточно большую
разницу, это говорит о разном уровне физической подготовленности испытуемых. Сравнивая
показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых
средний уровень развития двигательных умений, и не соответствуют требованиям программы по
ФК в школе. Также можно сказать, что наиболее низкий уровень наблюдается у юношей
в подтягивании, у них в среднем составляет 4,5, а по нормативам ГТО должны приблизительно 7
раз. Только у одного учащегося наблюдается выполнение норматива. Отметим тот факт, отметить,
что в некоторых показателях результаты преобладают у девочек, что для данного возраста вполне
объективно, т. к. девочки начинают опережать мальчиков в физическом развитии.
Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня
развития двигательных умений и двигательных качеств у учащихся 12–13 лет на уроках
физической культуры в школе. Так как игровой метод и спортивные игры является наиболее
привлекательным видом деятельности детей данного возраста, то мы на основе этого можем
предположить, что данные резервы заложены в оптимальном сочетании средств и методов
спортивных игр. Разработанная нами программа содержит такие средства и методы как: игры
в баскетбол без ведения с ограничением времени владения мячом; отработка быстрого прорыва
с ведением или передачами; баскетбольные эстафеты; подвижные игры «мяч капитану», «третий
лишний (с ведением мяча)», «набор передач в передовой зоне», «выбор номеров с ведением
мяча», «шишки, жёлуди, орехи (с перемещением приставными шагами)» и многие другие;
баскетбол с партнером на плечах; баскетбол прыжками на одной ноге.
Основными методами данной программы являются игровой, соревновательный, непрерывный,
повторный. На наш взгляд данная программа может привести к существенному повышению
двигательных возможностей учащихся. По результатам проведенного исследования можем
сделать следующие выводы:
1.
В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны
и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных
качеств детей, в том числе 12–13 лет. Однако, в данной литературе не учтены особенности
подрастающего поколения, воспитанного в условиях интенсивного развития информационно-
коммуникационных технологий, компьютерных технологий, автоматизации производства и т. п.
аспектов развития современного общества. На сегодня ученик 12–13 лет отличается от такового
20–30-летней
давности.
Поэтому
необходим
перемсмотр
программ,
средств
и методов
физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений
и развития физических качеств.
2.
Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 12–13 лет
свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров
требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов
в подтягиваниях, прыжке в длину с места, в тесте на ловкость. Данные факты актуализируют
проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формированию
двигательных умений, навыков и качеств.
3. Нами разработана программа развития двигательных умений, навыков и качеств для
учащихся 12–13 лет, основанная на широком применении наиболее приемлемых для детей
данного возраста методах (игровой, соревновательный, повторный) и с использованием средств
спортивных игр (баскетбол, футбол).
Эксперимент по реализации программы продолжается.
Литература:
1.
Боген,
М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия [Текст] /
М. М. Боген. — Москва: Физкультура и спорт, 1991 — c. 114–158. 2.
Ведерникова,
Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества
подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные
подходы
к повышению
качества
образования:
сборник
статей
Всероссийской
научно-
практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14. 3.
Ермолаев,
Ю. А. Возрастная
физиология
[Текст]:
Учеб.
пособ.
для
студ.
пед.
ВУЗов
/
Ю. А. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 356–387. 4.
Матвеев, Л. П. Основы
спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
5. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной
школы
в педагогическом
вузе:
проблемы
и перспективы
[Текст]
/
А. Г. Поливаев,
А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170. 6. Поливаев,
А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров
в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. —
№ 9. — С. 125–129.