Авторы: Рыкова Екатерина Сергеевна, Рыкова Елена Романовна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс Лицея.
Раздел: полное образование
Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс
Лицея.
Рыкова Елена Романовна, учитель истории и обществознания, Рыкова
Екатерина Сергеевна. учитель истории и обществознания
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в
процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее
формирующее
влияние.
Так,
например,
К. Д. Ушинский считал, что
патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями»
1
.
Формирование патриотизма на современном этапе является актуальным и
необходимым условием для развития гражданского общества.
В конце 90-х годов в педагогической науке остро стоял
вопрос о
соотношении воспитания и образования.
Ставился
под сомнение такой
фундаментальный
ранее
принцип
исторического
образования,
как
патриотическая направленность. Например, А.Ю.Головатенко и Ю.Л.Троицкий
2
категорически отрицали воспитание любви к родине как цель гуманитарного
образования. В.Г. Безрогов, М.В.Богуславский, О.Е. Кошелева
3
главную роль
отводили целям просветительским: знакомству с основными концепциями и
теориями, объясняющими развитие общества; формированию исторической
грамотности на современном международном уровне. Патриотическая цель была
возможна лишь в корректном сочетании с вышеизложенным.
Анализируя различные точки зрения на этот вопрос, мы согласились с
мнением научного коллектива Института общего среднего образования РАО во
главе с Л.Н.Алексашкиной, а также АМ. Водянского, Е.Е.Вяземского и
О.Ю.Стреловой
4
о том, что содержание школьного гуманитарного образования
должно
быть
направлено
на
воспитание
чувства
патриотизма,
гражданственности,
способствовать
формированию
национального
само-
сознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России. В
соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации “Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 г.”
5
на старшей
ступени
общеобразовательной
школы
создается
профильное
обучение
старшеклассников. Расширение учебной нагрузки в области гуманитарного
образования на профильном уровне дает возможность учителю использовать
традиционные
образовательные
технологии
и
новые
современные
информационные технологии при формировании системы патриотизма в
образовательном учреждении.
Важнейшей составной частью образовательного и воспитательного
процесса
в
современной
российской
школе
становятся
формирование
патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огром-
ное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Положение
позитивно
изменилось
с
принятием
Правительством
РФ
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации
на
2015-2021
годы»
6
.
Одной
из
приоритетных
задач,
сформулированных в Программе,
является
совершенствование системы
патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного
демократического государства, формирование у
граждан Российской
Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству,
готовности к выполнению конституционных обязанностей. В этой связи
становится особенно актуальным внедрение передовых форм и методов
патриотического воспитания в систему образования.
7
В процессе исследования в Лицее (ноябрь 2020 - январь 2021 г.) по
вопросам
формирования
патриотизма
в
профильном
образовательном
учреждении,
мы провели экспериментальный срез, в котором принимали
участие 100 учащихся второй ступени образования и третей
ступени
образования, а также учителя-предметники и классные руководители МОУ лицей
№11. Все учителя, за исключением одного респондента, считают, что сегодня
ощущается острая необходимость в патриотическом воспитании школьников.
Большинство (78%) опрошенных педагогов выражают мнение, что нужна особая
методика, новые современные образовательные технологии при решении
проблем патриотического воспитания.
Учителя-предметники и классные руководители по-разному ответили на
вопрос: «Какие средства, формы и методы Вы используете при формировании
патриотизма,
чувства
любви
к
Родине,
ответственности
за
сохранение
национальных традиций. Вот как выглядят ответы учителей на этот вопрос,
названные в порядке убывания:
1) активные и интерактивные формы уроков (уроки мужества, экскурсии по
городу, интегрированные уроки) - 73 %;
2) новые средства обучения (ТСО, Интернет-ресурсы, фотодокументы,
наглядная агитация, печатные средства на информационных носителях) - 70%;
3) авторские учебно-методические разработки - 39%;
4) личность учителя (яркое слово, гражданская позиция, патриотизм) -30%;
5) новые методы и приемы обучения - 21%;
6) внеклассная работа по предмету - 10%.
Наш анализ показал, что учителя-предметники отдают предпочтение
средствам
обучения,
а
классные
руководители
-
формам
и
личностно
ориентированному подходу. Данный факт можно объяснить прежде всего тем,
что школа стала ресурсным центром и появилась реальная возможность шире
использовать
новые
образовательные
и
информационные
технологии
в
образовательном и воспитательном процессе.
Важным средством патриотического воспитания является содержание
исторического образования. Анализ учебных пособий учащимися нашей школы
(Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца
XVII века» 10 кл.; Щетинов Ю.А. Левандовский А.А. «История России XX -
начало XXI вв. 11 кл. »; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. «История
России XX - начало XXI вв. 9 кл. ») показал, что исторический материал по
военной истории страны,
в период средневековья и нового времени,
недостаточно наполнен патриотическим компонентом, объясняя это тем, что при
переходе на профильную систему сокращаются часы на изучение этого раздела в
классах базового уровня обучения. 56% учащихся 9-11 классов полагают, что в
учебниках недостаточно персоналий, особенно по военной тематике в указанный
период; иллюстрации плохого качества, невсегда отражают материал изучаемой
темы, мало творческих заданий нравственного характера в учебниках. 44%
респондентов считают, что материала патриотического содержания достаточно, а
эффективность его воздействия на самих учащихся зависит от личности учителя
и его методических приемов, которые он использует на уроке.
Отвечая на вопрос какие трудности Вы испытываете при формировании
понятия Отечество, воспитания патриотических чувств - учителя – предметники
и классные руководители проявили единодушие по всем названным факторам:
Затянувшиеся экономические
проблемы в стране (трудно в
нестабильной стране работать убедительно, воспитывать гордость за
современную Россию) - 53% респондентов.
Нежелание общегосударственных и муниципальных СМИ регулярно
и в системе освещать вопросы на гражданско-патриотические темы
и истории родного края - (32%).
Духовный кризис, недостаточно высокий уровень морального со-
стояния российского общества, нарушение исторической памяти,
забвение традиций, обычаев, нравственных ценностей (29%).
Отсутствие в молодой современной семье принципов воспитания
патриотизма, преклонение перед Западом (15%).
Деятельность политиков, органов власти часто не дает примеров
заботы о людях (9%).
Принижение
понятий
Отечество,
патриотизм.
Последнее
подменяется националистическими тенденциями (5%).