Напоминание

Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс Лицея.


Авторы: Рыкова Екатерина Сергеевна, Рыкова Елена Романовна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс Лицея.
Раздел: полное образование





Назад




Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс

Лицея.

Рыкова Елена Романовна, учитель истории и обществознания, Рыкова

Екатерина Сергеевна. учитель истории и обществознания

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в

процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее

формирующее

влияние.

Так,

например,

К. Д. Ушинский считал, что

патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим

педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека

без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу

человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,

личными, семейными и родовыми наклонностями»

1

.

Формирование патриотизма на современном этапе является актуальным и

необходимым условием для развития гражданского общества.

В конце 90-х годов в педагогической науке остро стоял

вопрос о

соотношении воспитания и образования.

Ставился

под сомнение такой

фундаментальный

ранее

принцип

исторического

образования,

как

патриотическая направленность. Например, А.Ю.Головатенко и Ю.Л.Троицкий

2

категорически отрицали воспитание любви к родине как цель гуманитарного

образования. В.Г. Безрогов, М.В.Богуславский, О.Е. Кошелева

3

главную роль

отводили целям просветительским: знакомству с основными концепциями и

теориями, объясняющими развитие общества; формированию исторической

грамотности на современном международном уровне. Патриотическая цель была

возможна лишь в корректном сочетании с вышеизложенным.

Анализируя различные точки зрения на этот вопрос, мы согласились с

мнением научного коллектива Института общего среднего образования РАО во

главе с Л.Н.Алексашкиной, а также АМ. Водянского, Е.Е.Вяземского и

О.Ю.Стреловой

4

о том, что содержание школьного гуманитарного образования

должно

быть

направлено

на

воспитание

чувства

патриотизма,

гражданственности,

способствовать

формированию

национального

само-

сознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России. В

соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации “Концепцией

модернизации российского образования на период до 2010 г.”

5

на старшей

ступени

общеобразовательной

школы

создается

профильное

обучение

старшеклассников. Расширение учебной нагрузки в области гуманитарного

образования на профильном уровне дает возможность учителю использовать

традиционные

образовательные

технологии

и

новые

современные

информационные технологии при формировании системы патриотизма в

образовательном учреждении.

Важнейшей составной частью образовательного и воспитательного

процесса

в

современной

российской

школе

становятся

формирование

патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огром-

ное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Положение

позитивно

изменилось

с

принятием

Правительством

РФ

государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации

на

2015-2021

годы»

6

.

Одной

из

приоритетных

задач,

сформулированных в Программе,

является

совершенствование системы

патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного

демократического государства, формирование у

граждан Российской

Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству,

готовности к выполнению конституционных обязанностей. В этой связи

становится особенно актуальным внедрение передовых форм и методов

патриотического воспитания в систему образования.

7

В процессе исследования в Лицее (ноябрь 2020 - январь 2021 г.) по

вопросам

формирования

патриотизма

в

профильном

образовательном

учреждении,

мы провели экспериментальный срез, в котором принимали

участие 100 учащихся второй ступени образования и третей

ступени

образования, а также учителя-предметники и классные руководители МОУ лицей

№11. Все учителя, за исключением одного респондента, считают, что сегодня

ощущается острая необходимость в патриотическом воспитании школьников.

Большинство (78%) опрошенных педагогов выражают мнение, что нужна особая

методика, новые современные образовательные технологии при решении

проблем патриотического воспитания.

Учителя-предметники и классные руководители по-разному ответили на

вопрос: «Какие средства, формы и методы Вы используете при формировании

патриотизма,

чувства

любви

к

Родине,

ответственности

за

сохранение

национальных традиций. Вот как выглядят ответы учителей на этот вопрос,

названные в порядке убывания:

1) активные и интерактивные формы уроков (уроки мужества, экскурсии по

городу, интегрированные уроки) - 73 %;

2) новые средства обучения (ТСО, Интернет-ресурсы, фотодокументы,

наглядная агитация, печатные средства на информационных носителях) - 70%;

3) авторские учебно-методические разработки - 39%;

4) личность учителя (яркое слово, гражданская позиция, патриотизм) -30%;

5) новые методы и приемы обучения - 21%;

6) внеклассная работа по предмету - 10%.

Наш анализ показал, что учителя-предметники отдают предпочтение

средствам

обучения,

а

классные

руководители

-

формам

и

личностно

ориентированному подходу. Данный факт можно объяснить прежде всего тем,

что школа стала ресурсным центром и появилась реальная возможность шире

использовать

новые

образовательные

и

информационные

технологии

в

образовательном и воспитательном процессе.

Важным средством патриотического воспитания является содержание

исторического образования. Анализ учебных пособий учащимися нашей школы

(Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца

XVII века» 10 кл.; Щетинов Ю.А. Левандовский А.А. «История России XX -

начало XXI вв. 11 кл. »; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. «История

России XX - начало XXI вв. 9 кл. ») показал, что исторический материал по

военной истории страны,

в период средневековья и нового времени,

недостаточно наполнен патриотическим компонентом, объясняя это тем, что при

переходе на профильную систему сокращаются часы на изучение этого раздела в

классах базового уровня обучения. 56% учащихся 9-11 классов полагают, что в

учебниках недостаточно персоналий, особенно по военной тематике в указанный

период; иллюстрации плохого качества, невсегда отражают материал изучаемой

темы, мало творческих заданий нравственного характера в учебниках. 44%

респондентов считают, что материала патриотического содержания достаточно, а

эффективность его воздействия на самих учащихся зависит от личности учителя

и его методических приемов, которые он использует на уроке.

Отвечая на вопрос какие трудности Вы испытываете при формировании

понятия Отечество, воспитания патриотических чувств - учителя – предметники

и классные руководители проявили единодушие по всем названным факторам:

Затянувшиеся экономические

проблемы в стране (трудно в

нестабильной стране работать убедительно, воспитывать гордость за

современную Россию) - 53% респондентов.

Нежелание общегосударственных и муниципальных СМИ регулярно

и в системе освещать вопросы на гражданско-патриотические темы

и истории родного края - (32%).

Духовный кризис, недостаточно высокий уровень морального со-

стояния российского общества, нарушение исторической памяти,

забвение традиций, обычаев, нравственных ценностей (29%).

Отсутствие в молодой современной семье принципов воспитания

патриотизма, преклонение перед Западом (15%).

Деятельность политиков, органов власти часто не дает примеров

заботы о людях (9%).

Принижение

понятий

Отечество,

патриотизм.

Последнее

подменяется националистическими тенденциями (5%).



В раздел образования