Автор: Семенченко Екатерина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №18
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока "признаки весны"
Раздел: начальное образование
Тема: признаки весны.
Тип: новый материал.
Цель: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой
и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для
формирования УУД;
1) личностных:
мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из
частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление
причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий
партнера;
4) регулятивных:
целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе,
бережного отношения к ней.
Оборудование: цветные карандаши, карточки с названиями месяцев, карточки
мнемосхемы, рабочий лист «Признаки весны», презентация.
Организационный момент. Ребята, у нас сегодня особенный урок! Давайте
поприветствуем наших гостей!
(Здравствуйте, мы очень рады видеть вас!)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Целепологание.
Ребята, скажите, что мы узнаём на уроках окружающего мира? (узнаем много нового о
природе)
(Учитель включает звуки весны)
Прежде чем, мы начнем наш урок, прислушайтесь внимательно в эти звуки природы!
Что вы слышите? (Звуки капели, пение птиц)
Снег и лёд на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла … (весна)
Правильно, весна. А объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении
говориться о весне?
Кто мне скажет какая тема нашего сегодняшнего урока? (Весна. Признаки весны.)
Актуализация знаний.
Прежде чем, мы узнаем о весенний признаках, мы вспомним признаки зимы. Назовите
признаки зимы по первой картинке? (становится холоднее, птицы улетают на юг,
люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д.) Назовите
месяца зимы? (Декабрь, январь, февраль)
Обратите внимание на вторую картинку. Кто мне скажет, чем похожи эти две
картинки. (одна и та же местность, но разное время года, весна и зима)
А как вы думаете, почему изобразили одну и ту же местность зимой и весной? (чтобы
мы сравнили зиму и весну)
А зачем нужно сравнивать эти 2 времени года? (чтобы найти изменения в природе с
приходом весны)
Назовите отличия этих картинок?
Открытие нового знания
(На экране появляется картинка с признаками весны) Ребята, опираясь на картинку,
давайте перечислим признаки весны, а я прикреплю для каждого признака карточку
(мнемосхему) на доску для лучшего запоминания.
Ребята, а кто мне скажет сколько времени длится весна? (3 месяца)
Сейчас мы проверим знаете ли вы весенние месяцы?
(на доске висят название месяцев: март, июнь, август, май, декабрь, апрель, ноябрь)
Нужно выйти к доске и выбрать весенний месяц. А чтобы вы правильно выбрали
только весенние месяца вам помогут загадки. Слушайте внимательно!
Снега меньше, он уж тает,
И подснежник расцветает.
Открывать весну он рад.
Радостный, журчащий … (Март)
Как в правило в этом месяце начинает таять снег и становится много ручьев, где детям
так нравится запускать кораблики.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
Слышно жаворонка трель
— В гости к нам пришел … (Апрель)
Апрель — второй месяц весны, день становится ещё длиннее и начинают
возвращаться перелетные птицы.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы на цветы летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Этот месяц очень красив — расцветаю деревья, на лужайках появляется зеленая
травка, еще не высушенная летнем солнцем.
Молодцы! Вы правильно выбрали весенние месяца!
Физкультминутка.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)
Послушайте, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте отгадать,
почему.
Март –протальник. Как вы думаете, почему его так назвали? (появляются
проталины)
Протальником раньше называли месяц март. Так как весна начиналась именно с
месяца марта и в это время начинал таять снег, появлялись первые проталины, с крыш
начинало капать (весенняя капель). Поэтому месяц март и получил такое название.
Апрель-это цветень. Почему? (появляются первоцветы)
Потому что начинают покрываться листочками деревья и появляются первые цветы,
природа пробуждается.
Май –травень. (появляется трава)
Название явно отражает то, что происходило в природе — буйство трав.
Повторение изученного.
На ваших партах лежит рабочий лист с заданиями. Сейчас мы проверим ваши знания
по новой теме.
1 задание. Найдите признаки весны.
2 задание. Вспомните и запишите названия весенних месяцев. Соедините стрелочками
современное название месяца с соответствующей картинкой и с названием месяца в
народе.
3 задание. Определите и закрасьте кружочки красным у тех картинок, на которых
показано неправильное поведение в весенний период.
Рефлексия.
На рабочих листах внизу находятся три смайлика. Если вам понравился урок и вам все
понятно, то закрасьте 1 смайлик (радостный). Если остались вопросы по теме-2
смайлик. Если ничего не понятно, тогда закрасьте 3 смайлик (грустный).
Итог урока. Давайте вспомним тему нашего урока. О каких весенний признаках вы
сегодня узнали? Сколько длится весна? Назовите весенние месяца? Ребята, вы сегодня
отлично поработали! Благодарю вас за урок! Вы молодцы!