Напоминание

Использование игр для развития музыкальной памяти и слуха младших школьников на уроках музыки


Автор: Ярмулин Олег Витальевич
Должность: учитель искусства
Учебное заведение: МБОУ" Яншихово - Норвашская СОШ"
Населённый пункт: Янтиковского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Использование игр для развития музыкальной памяти и слуха младших школьников на уроках музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игр для развития музыкальной памяти

и слуха

младших школьников на уроках музыки

Учитель музыки первой квалификационной категории

МБОУ « Яншихово – Норвашская СОШ»

Янтиковского района Чувашской Республики

Ярмулин Олег Витальевич.

Блестящий музыкант, талантливый педагог и просветитель Александр Борисович

Гольденвейзер писал: «Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль

музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в

человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по

праву относится одним из самых высших проявлений человеческой культуры… Искусство

обогащает человека, движет его вперед, но оно в тоже время требует неустанного духовного

совершенствования».

Эти слова как нельзя лучше отвечают не только на вопрос, следует ли учить ребенка

музыке, если у него нет « данных» ( музыкальной памяти, слуха и т.п.), но и на вопрос, как

надо учить. Учить, открывая все богатство мира, формируя отношение к нему, развивая

эмоциональную жизнь ребенка.

Все нормальные

дети способны к музыкальному обучению. Знает

ли кто- нибудь

ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке?

Не пытался бы сам « напевать», « дудеть», отбивать ритм рукой и ритмически топать? Не

пробовал бы освоить музыкальную игрушку- свистульку, барабан.

Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом

море музыкальные звуки особенно влекут детей, и учителю музыки следует помочь

ребенку сделать верные, нужные тяги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием

его жизни с самых ранних лет.

Воспитание чувств - одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с

точки зрения этой общей задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама

по

себе, а музыка

как замечательное

воспитательное

средство.

Постигая

мир

музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слушать окружающий мир, учится

выражать

музыкальными

звуками

свои

впечатления,

развивать

свою

эмоциональную

отзывчивость, приучается

к целенаправленной

работе, занимается

элементарной

творческой деятельностью.

Восприятие в младших классах, да и всякого, кто слушает музыку, как известно,

связано, прежде всего, со слухом. Как ребенок начнет слушать, различать, воспроизводить

те музыкальные звуки, которые он слышит, имеет большое значение.

Естественная деятельность младших школьников на занятиях – это игры с целью

музыкального развития. Основным содержанием уроков в начальный период будет работа

учащихся с музыкальными звуками. Важно вызвать у детей не только интерес к созданию

звука, но и желание «выразить»звуками что-то определенное, а не механически работать

пальцами на инструменте.

Окружающий нас мир наполнен звуками. В этом большом многообразии звуков

необходимо

научиться

различать

специфические

качества

музыкального звука. При

помощи условных знаков – реальных кружков и палочек ребенок сможет обозначить

(выразить) то, что он услышит в музыкальных звуках, а затем уже от записи свойств

музыкального звука посредством « предметов» естественно перейдет к общепринятой

записи нотами.

В музыкальном

воспитании

школьников

особое

значение имеет

применение

наглядных пособий. Сложность

и

своеобразие

музыки,

особенность её восприятия

требует

привлечения

вспомогательных, « внемузыкальных» средств.

Использование

наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной

детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях;

научить различать

разнообразную

гамму

чувств, настроений, переданную

музыкой.

Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-

сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух,

чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные занятия, выполняемые с

помощью наглядных

пособий, значительно активизируют

умственную

деятельность

ребенка. развивают его самостоятельную музыкальную деятельность , которая приобретает

творческий характер.

Музыкально- дидактические игры.

На доске цветной наглядный рисунок клавиатуры фортепиано.

Вопрос к учащимся:

- Все ли клавиши одного цвета?

- Каких клавиш больше, черных или белых?

- Есть ли разница между белыми и черными клавишами?

После обсуждения вопросов учитель спрашивает, какие они знают буквы, какие цифры,

попросит их посчитать.

- Как много существует букв! А цифр тоже много и считать можно без конца .

- А вот у всех звуков – всего только семь названий: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ, ЛЯ,СИ.

Потом можно произнести: « Семь названий знаем мы – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.»

Повторяем фразу несколько раз, пусть ребята знают ее наизусть.

« У кого дольше звучит?»

В этой игре учитель с учеником поочередно играют на фортепиано. Игра начинается с

того, что учитель просит ученика нажать любую клавишу и громко равномерно считать: раз,

два, три и т.д., до тех пор, пока будет звучать клавиша. После того как звук перестал звучать,

пусть ученик скажет, до скольких он сосчитал. Потом играет учитель, нажимает низко

звучащую

клавишу ( желательно на две октавы ниже.) Учитель и ученик считают, пока

звучит

клавиша

звук.

Дети

сравнивают

продолжительность

звучания

клавиш,

они

услышали и поняли, что у учителя клавиша звучала дольше.

Это игра создает предпосылку к тому, чтобы ребенок воспринимал на слух музыкальный

звук,

возникновение,

продолжительность,

угасание.

Это

первая

задача.

Во-вторых,

переживая «жизнь» музыкального звука, ребенок

овладевает

движением, он впервые

погружает палец в клавишу, ощущает опору,- ищет долгий звук.

« Слух-зрение-движение»

Для

этой

игры

нужен

мажорный

звукоряд.

Это

лесенка

из

картона,

дерева

или

пенопласта. Также примут участие игрушки ( мягкие или пластмассовые): мишка и зайка,

собака и птичка.

Слушание: « Полюшко-поле» Книппера. Вопросы. Подведение итогов вопросов. Музыка

может изображать движение конницы и т.д.

Повесить на доске две картинки « кто-то спокойно идет (человек, зверюшка). Другую, где

изображается осень, стучит дождик по крыше. Можно показать картину И.Шишкина «Дождь

в дубовом лесу».Учащиеся должны посмотреть на картинки и сказать вслух, что именно

они будут играть на фортепиано, про какую картину они(ученики) будут «рассказывать»

своими пальчиками.

Эти конкретные и контрастные картинки дети хорошо могут себе представить и потом

«изобразить» звуками уже сознательно.

Ученик играет «мягкие снежинки» ( тихо, равномерно, звучат долгие звуки, а потом ,как

«стучит дождик».(громко, короткие звуки ).

Любая деятельность ребенка требует определенных движений и способов действия, в

данном

случае

-

умения

действовать

с

клавишами

фортепиано,

чтобы

воспроизвести,

«создать» звук.

Музыкальные звуки, как мы знаем, связываются в мелодию, в музыкальную фразу не в

беспорядочном чередовании, а в определенном ритме. Для взрослого само понятие ритма не

нуждается

в объяснении: мы легко различаем ритм марша или протяжный колыбельной,

ритм спокойного вальса и быстрого галопа. Младшим школьникам еще только предстоит

ощущать, почувствовать «пульс» ритма в музыке и эта задача очень важная и необходимая.

Однако дети с самого раннего возраста начинают переживать ритм (ходьба, бег, стук колес

поезда), и, в частности они хорошо могут чувствовать ритм звучания речи- слова, фразы.

Вот этим умением учащиеся ощущают звуковой ритм через слово.

Медленно, четко произносит учитель имя ученика или ученицы, потом несколько других

имен, выбрав такие, которые состоят только из двух слогов, например : Та-ня, Са-ша, Ка-тя,

Во-ва, и.д. Потом быстро повторит

те же имена, делая неверные ударения. Учащиеся

поправляют.

Для следующей игры нужны кружочки одного размера, но разные по цветовой

интенсивности.

Попросить

ребят

слушать

звуки

и

выкладывать

на

парты

кружочки-«записывать», как большие, то, что они слышат. Одного ученика можно вызвать к

доске. Нужно сказать и напоминать, что слова мы пишем слева направо и что кружочки

поэтому следует выкладывать на партах слева на право, как слова. Сначала произносить

слово из двух слогов, потом из трех слогов. ( Таня, Саша, белка, зайка, Танечка, Сашенька,

бе-лоч-ка, за-инь-ка), и одновременно

играть на

фортепиано, разные по силе на одной

высоте

и

одинаковые

по

продолжительности

короткие

звуки,

повторяя

в

звуках

музыкального инструмента ритм имен и слов.

Можно попробовать « забыть» произнести слово или полностью

«заменить» его

звучанием клавиши. Учащиеся внимательно слушают, выкладывают знаки - разные доли.

Воспринимая на слух сильную долю- ударный слог слова( играть его громче, а второй

слог – звук – слабее, учащиеся находят темный кружочек, обозначая сильную долю своим

знаком. Воспринимая на слух слабую долю ( играть безударные слоги тише), дети находят

светлый кружочек. О О- Таня, О О – Вова и т.д. ООО- Та-неч-ка, ООО- Во-воч-ка и.т.д.

Это как бы первый, но самый важный « кирпичик», который закладывается в основу всей

дальнейшей работы

по воспитанию и развитию музыкально- слуховых

представлений

ребенка. Учитель произносит

знакомые детям слова: « козел, баран, медведь ». Можно

назвать через рисунок, иллюстрации.

Дети слушают разные слоги, выкладывают

их знаками, но на этот раз выкладывают

сначала светлый кружочек, а потом темный кружочек, то есть в этих словах ударный слог

второй. 0 О- ко-зел,0О- мед-ведь, 0О-ба-ран .

Можно в другом варианте повторить. Учитель произносит имена: « Ма-ри-на, Се-ре-жа,

Свет-ла-на».

Потом

только

играет

три

разные

доли.

Дети

слушают

и

записывают

-выкладывают кружочки на картах. 0О0- Ма-ри-на, 0О0-Се-ре-жа. Таким образом, начиная

теперь с безударной доли, ученик учится воспринимать чередование музыкальных звуков,

аналогичное тому, что у музыкантов называется « затакт».

Для развития слуховых возможностей, в развитии внимания для следующей игры

требуются палочки (бумажные) разного цвета и размера. Iiii , III 11.

В этой игре дети учатся различать соотношение ритмических деятельностей. При этом они

не только слушают разные по длительности

звуки, но и «изображают» их знаки. Пусть

сначала они определяют разницу в палочках, сравнивая их по размеру. Потом попросить

ребят слушать звуки и «записывать» их палочками. Играть звуки на одной высоте, повторяя

любую клавишу в первой октаве три раза, а по длительности эти звуки должны быть разные:

половинка, и две четверти. Один долгий звук –это О, пока он звучит считать «раз, два».Два

других звука – это короткие звуки четверти, они должны уложиться в то же время, что

одна половинка. Можно далее играть другие примеры.

Пусть учащиеся попробуют сыграть свои « написанные» палочки ( на одной клавише,

кнопочке).

Взрослые

и дети слышат ежедневно

много разных звуков: это грохот, крик, шелест.

Взрослые замечают разницу в звуках: звуки неопределенной высоты- это шум, а когда звук с

определенной высотой – это музыкальный звук. Высота звука – это отличительное свойство,

а именно музыкального звука.

В следующей игре

дети послушают неодинаковые по высоте звуки, взяв, например,

несколько разных клавиш, и пусть обозначают, «выложат» кружочками то, что они услышат.

(Кружочки диаметром 25- 30 мм из бумаги зеленого и красного цвета, 5-6 штук).

Играть на фортепиано надо два звука поочередно на разной высоте- любые клавиши на

большом расстоянии, по длительности звуки должны быть одинаковыми – две половинки.

- Сколько звуков?

- Одинаково звучали звуки или по - разному?

Повторяем игру несколько раз. Потом играть два звука на одной высоте (ДО-ДО первой

октавы или МИ-МИ ) и одинаковые по длительности две половинки.

На доске записаны несколько примеров. Пусть желающие играют на фортепиано разными

пальцами. В этой игре важно, чтобы ученик зрительно воспринимая знаки, два кружочка

разного цвета, самостоятельно находил на фортепиано два разных по относительной высоте

звука.

Воспринимая на слух музыкальные звуки, они различают сначала разную высоту звука,

потом повторение на одной высоте. В этих играх у учащихся

совершенствуются

и

закрепляются одновременно слуховое, зрительное и двигательное восприятия.

По вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса

много лет работал

известный педагог Франтишек Лисек (Чехо-Словакия).

Методика

Ф.Лисека

строго

разработана

и

представляет

собой

систему

приемов,

направленных

в целом на развитие музыкальности ребенка. Основа

этой методики-

формирование

музыкального

слуха,

или,

по

терминологии

Лисека

,«интонационного

чувства» ребенка. На начальном этапе музыкального развития Лисек использует наиболее

характерную

для

детского

возраста

деятельность

игру.

Для

игр

Ф.Лисек

берет

музыкальные

инструменты, стеклянные

предметы (стаканы, флаконы и т.д.) различной

формы и окраски. Тоны, которые издают эти предметы, должны быть ясными и чистыми и

иметь такую высоту, чтобы образовать между собой определенные интервалы. Сначала дети

просто рассматривают эти предметы и знакомятся со звучанием каждого из них. Затем они

пытаются на слух отличить один предмет от другого по характеру звучания. Например,

определить, что звучит: большая тарелка или маленькая, бокал или рюмка; какого цвета или

какой формы бутылка.

В тех же целях развития музыкально- слуховых представлений Ф.Лисеком применяется :

а) игра в « дирижера» (четверо учеников выстраиваются в ряд, и каждый изображает свой

тон, пятый ученик- «дирижер» - кто из четверки должен петь);

б) слуховые диктанты ( ученики, услышав свой тон, поднимают руку);

в) различение верного и неверного сопровождения мелодии;

г) транспонирование мелодий на большую и малую секунду вверх и вниз и т.д.;

« Для детей начального класса нет ничего более трудного и вредного для их развития , чем

постоянно тихо и неподвижно сидеть»,- пишет Ф.Лисек.

Список литературы:

1.

Готединер А.Л. Дидактические основы музыкального восприятия / В.И.Руденко//

Вопросы музыкальной педагогики.1975.-№2.

2.

Григорьев В.А.О развитии музыкальной памяти / В.А. Натансон// Вопросы

музыкальной педагогики. -1980.-№1.

3.

Хороводы музыкальные игры: Описание с нотными приложением- СПб: Композитор,

1997.(Детские праздники).

4.

Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выгодского о детском

художественном творчестве, - Вопросы психологии,1997.



В раздел образования