Напоминание

" Права ребенка"


Автор: Наталья Яковлевна Бусько-Кривошлыкова
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Шолоховский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Калининский, Ростовская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: " Права ребенка"
Раздел: среднее образование





Назад




Бусько-Кривошлыкова Наталья

Яковлевна,

ГКУСО РО Шолоховский центр помощи детям,

Социальный педагог

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект занятия социального педагога по работе с воспитанниками по

теме « Права ребенка»

Цель занятия:

Объяснить значимость и актуальность Конвенции о правах детей для

обеспечения защиты прав и свобод ребенка.

Задачи:

1.Изучить основные положения Конвенции.

2.Сформировать уважительное отношение воспитанников к правам и

свободам ребенка; закрепить правовые знания воспитанников, умение

работать в группе, с текстом документов, отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитание правовой культуры школьников.

Вступительное слово педагога.

- Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь

появится

ребёнок,

и

дышать

начнёт

едва

Он

имеет

право

жить,

развиваться

и

дружить;

Иметь

уютный,

теплый

дом ,видеть

тихий

мирный

сон.

Врачей

помощь

получать, обучаться,

отдыхать,

Быть

весёлым

и

здоровым, восхищаться

чем-то

новым

И любить и быть любим . Он на свете не один!

- Какие права имеет ребёнок?

- Как вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие?

Основная часть.

Беседа по теме занятия.

- Что означают слова "права" и "обязанности"?

("ПРАВО - охраняемая государством, узаконенная возможность что-

нибудь

делать,

осуществлять."

Дети

имеют

право

на

получение

образования, отдых, медицинскую помощь и т.д.

"ОБЯЗАННОСТЬ -

круг

действий,

возложенных

на

кого-нибудь

и

безусловных для выполнения." Дети обязаны хорошо учится, уважать и

слушать своих родителей и т.д.)

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента

рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также,

насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое

человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону,

применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

3.Что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

4.Право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая

гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не

допуская противозаконного вмешательства.

5.Ребенок, родители которого проживают в различных государствах,

имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых

обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

6.Имеет право избирать и быть избранным.

7.Имеет право участвовать в митингах, демонстрациях.

8.Право

свободно

выражать

эти

взгляды

по

всем

вопросам,

затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное

внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

9.Имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает

свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода,

независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме

произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

10.Неполноценный в умственном или физическом отношении должен

вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают

его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его

активное участие в жизни общества.

11.Не был лишен свободы незаконным или произвольным образом.

Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются

согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение

как можно более короткого соответствующего периода времени;

12.Имеет право на труд и на полный рабочий день.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах

ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения

18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола,

религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением

и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну

переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести

полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его

достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение

опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в

военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими

закона.

Знакомство с "Декларация прав человека", "Конвенцию о правах ребенка".

- Первый документ, о котором я вам расскажу - "Декларация прав человека".

Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали

декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе

написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование...

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и

национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не

могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о

правах ребенка" и наша страна - Россия в том числе - с 1990 года.

Декларация

-

документ,

не

имеющий

обязательной

силы

(имеет

рекомендательный

характер),

в

котором

провозглашаются

основные

принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному

вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему

присоединились.

" Конвенция" - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права

детей.

Для защиты прав ребенка была и принята Конвенция.

Дискуссия: «Надо знать права» проводится в форме телевизионного ток-

шоу с целью проверки усвоения знаний. Все воспитанники получают задание

определить, в каких из перечисленных ситуаций произошло нарушение прав

ребенка.

Ситуация №1: ребенка отказались принять в поликлинике, потому что его

родители прописаны в другом населенном пункте.

Ситуация №2: сотрудники полиции задержали подростка на улице.

Ситуация №3: ребенок не хочет ходить в школу и родители ему разрешили

оставаться дома.

Ситуация №4: подростку 14 лет и он хочет сменить фамилию.

Необходимо назначить 1 воспитанника, кто будет вести дискуссию. Другие

воспитанники вступают в обсуждение позже, оспаривая или поддерживая

точку зрения представителя.

При проведении дискуссии важно придерживаться заданной темы и

регламента по времени, иначе она может затянуться.

После дискуссии воспитатель делает выводы и подводит всех к итогам

занятия.

1.Что нового вы узнали?

2. Необходимо ли это знание вам и почему?

Воспитанники отвечают.

Педагог вместе с воспитанниками формулирует выводы:

1.Конвенция - это документ высокого международного уровня, соглашение,

имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

2.В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания,

развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

3.Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают

интересы детей.

Педагог: Наше государство провозглашает равными перед законом всех

людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать

права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу –

единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и

духовно здоровым нормальным путём. Спасибо всем за работу.



В раздел образования