Автор: Копылова Марина Михайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пионерский
Населённый пункт: п.Пионерский, Советского района
Наименование материала: игра
Тема: Химическая игра
Раздел: дополнительное образование
Урок – игра
"Занимательная химия"
Составила: Копылова Марина Михайловна учитель химии и биологии.
Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии,
расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности
учащихся.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Химия – это наука о веществах и их превращениях,
настолько
необыкновенных,
что
для
непосвященных
они
кажутся
чудесами.
Сегодня – праздник химии. Прежде чем получить это почетное звание - химик, вам
придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и
умения оценят мастера.
Разминка. Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:
Поочереди-1 балл, если команда не отвечает, то ход передается другой команде.
1.
Не все то аурум, что блестит.
2.
Белый, как карбонат кальция.
3.
Тяжелые плюмбумные тучи.
4.
Феррумный характер.
5.
Слово – аргентум, а молчание аурум.
6.
Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
7.
Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
8.
За купрумный грош удавился.
9.
Много оксида водорода утекло с тех пор.
10.
Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.
11.
Стойкий станумный солдатик.
12.
Куй феррум, пока горячо.
Конкурс 1: «Найди название»
В течении 2 минут найти в таблице Менделеева названия городов, стран, фамилий
ученых. Команды называют по очереди. 1 ответ – 1 балл.
Конкурс 2: «Ребус».
Команды отгадывают ребусы, кто быстрее. Правильный ответ 1 балл.
Адсорбция алмаз
Воздух горение
Жидкость элемент
Молекула формула.
Конкурс 3: «Химическая посуда».
Назвать химическую посуду. Команды отвечают по очереди, если в течении 5
секунд у команды нет ответа, отвечает команда соперников. 1 ответ – 1 балл.
Конкурс 4: «Быстрее- быстрее».
В течение 2 минут составить слова используя буквы из слова
ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ
Побеждает команда назвавшая последнее слово и зарабатывает 5 баллов.
Конкурс 5: «Устами младенца».
Угадать вещества ответив с первого объяснения, вы получаете 5 очков, со второго –
4, с третьего – 3, с четвертого – 2, с пятого – 1.
Первое объяснение. (Пластмасса)
1.
У меня очень много игрушек сделано из неё.
2.
Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.
3.
Предметы, сделанные из неё, весят мало.
4.
Если её поджечь, то появится черный едкий дым.
5.
Её нельзя выбрасывать, потому что в природе она не разлагается.
Второе объяснение. (Стекло)
1.
Его делают из песка.
2.
Чаще всего оно прозрачное.
3.
Когда падает, оно разбивается.
4.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.
Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
Третье объяснение. (Металлолом)
1.
Это получается, когда становится старым или ломается.
2.
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3.
Это можно сдать и получить деньги.
4.
Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
5.
Это бывает цветным, его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.
Четвертое объяснение. (Бумага)
1.
Её изобрели китайцы.
2.
У нас её получают из древесины.
3.
Она легко горит.
4.
Из неё получается очень много мусора.
5.
На ней обычно рисуют или пишут.
Конкурс 6 «Загадочный».
Отгадать химические загадки. Команды отвечают по очереди. Правильный ответ –
1 балл. Если команда не отвечает, могут ответить соперники.
Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ ...(Неон)
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...(Кислоты)
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ...(Кислорода)
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ...(Углерод)
Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (Азот)
. Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - .. (медь).
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его - нейтрон.
Догадались? Он - .. (протон).!
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
... - наш лучший друг.
Если в атом он попал -
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра (электрон)
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)
Конкурс 7 «Тёмная лошадка».
«Тёмная лошадка»– зашифрованный химический элемент. Командам задаются
вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после
первой подсказки: 5 баллов; после второй– “4” и т.д. За неправильный ответ (-
1балл).
1.
В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2.
По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3.
Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты,
содержащие его в чистом виде.
4.
Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до
н.э.
5.
В честь него назван век. (железо)
1.
Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2.
Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3.
Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4.
Из этого металла делают украшения, монеты.
5.
Этот металл – символ Солнца. (золото)
1.
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
2.
Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
3.
Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
4.
Пары металла ядовиты.
5.
Находится внутри градусника. (ртуть)
1.
Его называют безжизненным газом.
2.
Это довольно инертный газ.
3.
Он легче воздуха.
4.
Он входит в состав воздуха.
5.
Его химическая формула – N
2
. (азот)
Конкурс 8 « Техника безопасности». Объясните, какие нарушения вы видите.
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ – 2 балла. Если команда не
отвечает, могут ответить соперники.
Конкурс 9 «Догонялки». Каждой команде дается 4 минуты. Ответить на вопросы.
1 – Число электронов атома углерода... (6)
2 – Назовите количество протонов атома серы (16)
3 – Назовите количество нейтронов атома фосфора (16)
4 – Атом лития потерял один электрон. Как называется оставшаяся единица? (катион)
5 – Каков заряд катиона? (положительный)
6 – Степень окисления простого вещества кислорода...(0)
7 – Что означает запись 4О
2
( 4 молекулы кислорода)
8 – Молярная масса воды равна... (18)
9 – Сколько электронов может отдать атом алюминия в ходе химической реакции? (3 е)
10- Какая химическая связь в воде. ( ковалентная полярная)
1 – Число электронов атома кислорода... (8)
2 – Назовите количество протонов атома водорода (1)
3 – Назовите количество нейтронов атома натрия(12)
4 – Атом хлора принял электрон. Как называется оставшаяся единица? (анион)
5 – Каков заряд аниона? (отрицательный)
6 – Степень окисления кислорода в соединениях ...(-2)
7 – Что означает запись 3 Н
2
( 3 молекулы водорода )
8 – Молярная масса кислорода, которым мы дышим, равна... (32)
9 – Сколько электронов может принять атом серы в ходе химической реакции? (2 е)
10- Какая химическая связь в азоте N
2
( ковалентная неполярная)
Подведение итогов.