Напоминание

рабочая программа по литературе


Автор: Ацапина Валентина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Чернослободская ОШ
Населённый пункт: с Черная Слобода
Наименование материала: учебная программма
Тема: рабочая программа по литературе
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернослободская основная школа»

Согласовано Утверждено

Протокол методического Директор МОУ «Чернослободская ОШ»

Совета от _____ №_____ ___________________ Космынин С.А.

Приказ от __________№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

литературе

5 класс

на 2017-2018 учебный год

Составила учитель

первой квалификационной категории

Буланова

Надежда Ивановна

село Чёрная Слобода

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.

Содержание учебного курса

3.

Учебно-тематическое планирование

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к

многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других

народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные

результаты

изучения

предмета

«Литература»

в

основной

школе

проявляются в:

умении

понимать

проблему,

выдвигать

гипотезу,

структурировать

материал,

подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных

и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять

сферу своих интересов;

умении

работать

с

разными

источниками

информации,

находить

ее,

анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора

других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,

литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных

в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному

из

литературных

родов

и

жанров;

понимать

и

формулировать

тему,

идею,

нравственный

пафос

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких

произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных

средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения

(элементы филологического анализа);

владение

элементарной

литературоведческой

терминологией

при

анализе

литературного

произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение

к

духовно-нравственным

ценностям

русской

литературы

и

культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

умение

пересказывать

прозаические

произведения

или

их

отрывки

с

использованием

образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или

прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести

диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных

произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные

темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных

языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2.

Содержание учебного курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения

другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги

(автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе

народных

идеалов.

Вариативная

природа

фольклора.

Исполнители

фольклорных

произведений.

Коллективное

индивидуальное

в

фольклоре.

Малые

жанры

фольклора.

Детский

фольклор

(колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и

философский характер сказок.

«Царевна-лягушка».

Народная

мораль

в

характере

и

поступках

героев.

Образ

невесты-

волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль

чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных

формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван

-

крестьянский

сын

и

чудо-юдо».

Волшебная

богатырская

сказка

героического

содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель

основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория

литературы.

Сказка.

Виды

сказок.

Постоянные

эпитеты.

Гипербола.

Сказочные

формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало

письменности

у

восточных

славян

и

возникновение

древнерусской

литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть

временных

лет»

как

литературный

памятник. «Подвиг

отрока-киевлянина

и

хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их

подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый,

поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор

стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под

дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

«Волк на псарне» -

отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои

литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые

любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина

сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским

народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие

сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.

Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской

сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа

добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской

сказки.

Теория

литературы.

Стихотворная

и

прозаическая

речь.

Рифма,

ритм,

строфа,

способы

рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке.

Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая

основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Мастерство

Лермонтова

в

создании

батальных

сцен.

Сочетание

разговорных

интонаций

с

патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное

место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация

народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического,

реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз,

Красный

нос»(отрывок

из

поэмы

«Есть

женщины

в

русских

селеньях…».

Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,

приобщение

к

труду

взрослых.

Мир

детства

короткая

пора

в

жизни

крестьянина.

Речевая

характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму»

-

повествование

о

жизни

в

эпоху

крепостного

права.

духовные

и

нравственные

качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота

главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий

Афанасьевич

Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина»,

«Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина

весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский

пленник».

Бессмысленность

и

жестокость

национальной

вражды.

Жилин

и

Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из

враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и

невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин

«Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;

И.С. Никитин

«Зимняя

ночь

в

деревне»

(отрывок);

И.З.Суриков

«Зима»(отрывок).

Выразительное

чтение

стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния,

настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство

героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы»

как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.

Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей

к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание –

основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..»,

«Низкий

дом

с

голубыми

ставнями…»

-

поэтическое

изображение

родной

природы,

Родины.

Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие

и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие

языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках

Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра

над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита».

Быль

и

фантастика.

Главный

герой

рассказа,

единство

героя

с

природой,

одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти,

страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в

экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие»

Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных

жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы

Великой

Отечественной

войны.

К.М.

Симонов

«Майор

привез

мальчишку

на

лафете»;

А.Т.

Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о

Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин

«Помню

-

долгий

зимний

вечер…»;

А.

Прокофьев

«Аленушка»;

Д.Кедрин

«Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные

зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной

классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер

героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная

королева».

Символический

смысл

фантастических

образов

и

художественных

деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения

Тома

Сойера»(отрывок).

Том

и

Гек.

Дружба

мальчиков.

Игры,

забавы,

находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями.

Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание

о

Кише»

-

сказание

о

взрослении

подростка,

вынужденного

добывать

пищу,

заботиться

о

старших.

Уважение

взрослых.

Характер

мальчика

смелость,

мужество,

изобретательность,

смекалка,

чувство

собственного

достоинства

опора

в

трудных

жизненных

обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения

«Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

3.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Д\З

Исх.

Кор.

Введение (1 час)

1.

Книга и ее роль в духовной

жизни человека и общества

Подготовить пересказ учебной

статьи по плану (с. 3- 4). Найти в

сборниках пословицы и поговорки

об учении, выписать 2 – 3 пословицы

в тетрадь.

Устное народное творчество

(10 часов)

2.

Русский

фольклор.

Малые

жанры

фольклора.

Подобрать пословицы и поговорки,

сгруппировать их тематически,

нарисовать иллюстрации к

известным загадкам

3.

Детский фольклор

Выполнить письменно задание 1

рубрики «Обогащаем устную речь»

4.

Сказка как особый жанр фольклора

Подготовить по плану пересказ

статьи учебника (с. 8 – 10); конспект

статьи учебника (с. 12).

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с

волшебной сказкой

Подготовить пересказ сказки

«Царевна-лягушка». Подготовить

ответы на 2-3-й вопросы учебника

(с. 26).

6.

Народная мораль в характерах

и поступках героев.

Подготовить ответы на 5 – 6-й

вопросы учебника (с. 26).

7.

Иван-царевич

победитель

житейских

невзгод.

Животные-

помощники.

Найти и выписать выражения,

свойственные волшебной сказке.

8.

Изобразительный

х а р а к т е р

формул волшебной сказки.

Прочитать по учебнику сказку «Иван

– крестьянский сын и чудо-юдо»

(с. 28 - 38)

9.

«Иван – крестьянский сын и

ч у д о - ю д о » .

В о л ш е б н а я

богатырская сказка героического

содержания

Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й

вопросы учебника (с.

38).

10.

Особенности

сюжета

сказки.

Нравственное

превосходство

главного героя.

Подготовить выразительное чтение

русских народных сказок: о

животных «Журавль и цапля» (с. 40),

бытовой «Солдатская шинель»

(с.42- -43), нарисовать иллюстрации

11.

Сказка о животных «Журавль и

ц а п л я » .

Б ы т о в а я

с к а з к а

«Солдатская шинель»

Подготовить вопросы для конкурса

на знание на-родных сказок,

иллюстрации к сказкам. Подготовить

сообщение о сказочниках,

собирателях сказок (А. Афанасьев,

Л.Толстой, В.Аникин)

Древнерусская

литература

(2 часа)

12.

Возникновение

древнерусской литературы.

«Повесть

временных

лет».

Подготовить выразительное чтение и

пересказ отрывка из «Повести

временных лет» - «Подвиг отрока-



В раздел образования