Автор: Ацапина Валентина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Чернослободская ОШ
Населённый пункт: с Черная Слобода
Наименование материала: учебная программма
Тема: рабочая программа по литературе
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чернослободская основная школа»
Согласовано Утверждено
Протокол методического Директор МОУ «Чернослободская ОШ»
Совета от _____ №_____ ___________________ Космынин С.А.
Приказ от __________№______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
литературе
5 класс
на 2017-2018 учебный год
Составила учитель
первой квалификационной категории
Буланова
Надежда Ивановна
село Чёрная Слобода
Содержание
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.
Содержание учебного курса
3.
Учебно-тематическое планирование
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других
народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные
результаты
изучения
предмета
«Литература»
в
основной
школе
проявляются в:
•
умении
понимать
проблему,
выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,
подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных
и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов;
•
умении
работать
с
разными
источниками
информации,
находить
ее,
анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из
литературных
родов
и
жанров;
понимать
и
формулировать
тему,
идею,
нравственный
пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);
•
владение
элементарной
литературоведческой
терминологией
при
анализе
литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
•
приобщение
к
духовно-нравственным
ценностям
русской
литературы
и
культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
•
умение
пересказывать
прозаические
произведения
или
их
отрывки
с
использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести
диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные
темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2.
Содержание учебного курса
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения
другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги
(автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе
народных
идеалов.
Вариативная
природа
фольклора.
Исполнители
фольклорных
произведений.
Коллективное
индивидуальное
в
фольклоре.
Малые
жанры
фольклора.
Детский
фольклор
(колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и
философский характер сказок.
«Царевна-лягушка».
Народная
мораль
в
характере
и
поступках
героев.
Образ
невесты-
волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль
чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных
формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван
-
крестьянский
сын
и
чудо-юдо».
Волшебная
богатырская
сказка
героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель
основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория
литературы.
Сказка.
Виды
сказок.
Постоянные
эпитеты.
Гипербола.
Сказочные
формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало
письменности
у
восточных
славян
и
возникновение
древнерусской
литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть
временных
лет»
как
литературный
памятник. «Подвиг
отрока-киевлянина
и
хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их
подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый,
поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор
стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под
дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
«Волк на псарне» -
отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои
литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые
любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина
сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие
сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.
Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской
сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа
добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской
сказки.
Теория
литературы.
Стихотворная
и
прозаическая
речь.
Рифма,
ритм,
строфа,
способы
рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке.
Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая
основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Мастерство
Лермонтова
в
создании
батальных
сцен.
Сочетание
разговорных
интонаций
с
патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное
место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация
народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического,
реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз,
Красный
нос»(отрывок
из
поэмы
«Есть
женщины
в
русских
селеньях…».
Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,
приобщение
к
труду
взрослых.
Мир
детства
–
короткая
пора
в
жизни
крестьянина.
Речевая
характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму»
-
повествование
о
жизни
в
эпоху
крепостного
права.
духовные
и
нравственные
качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота
главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий
Афанасьевич
Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина»,
«Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина
весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский
пленник».
Бессмысленность
и
жестокость
национальной
вражды.
Жилин
и
Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из
враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и
невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин
«Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;
И.С. Никитин
«Зимняя
ночь
в
деревне»
(отрывок);
И.З.Суриков
«Зима»(отрывок).
Выразительное
чтение
стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния,
настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство
героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы»
как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.
Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей
к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание –
основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..»,
«Низкий
дом
с
голубыми
ставнями…»
-
поэтическое
изображение
родной
природы,
Родины.
Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие
и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие
языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках
Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра
над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита».
Быль
и
фантастика.
Главный
герой
рассказа,
единство
героя
с
природой,
одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти,
страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в
экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие»
Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных
жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы
Великой
Отечественной
войны.
К.М.
Симонов
«Майор
привез
мальчишку
на
лафете»;
А.Т.
Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о
Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин
«Помню
-
долгий
зимний
вечер…»;
А.
Прокофьев
«Аленушка»;
Д.Кедрин
«Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные
зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной
классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер
героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная
королева».
Символический
смысл
фантастических
образов
и
художественных
деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения
Тома
Сойера»(отрывок).
Том
и
Гек.
Дружба
мальчиков.
Игры,
забавы,
находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями.
Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание
о
Кише»
-
сказание
о
взрослении
подростка,
вынужденного
добывать
пищу,
заботиться
о
старших.
Уважение
взрослых.
Характер
мальчика
–
смелость,
мужество,
изобретательность,
смекалка,
чувство
собственного
достоинства
–
опора
в
трудных
жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения
«Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
3.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела и тем
Д\З
Исх.
Кор.
Введение (1 час)
1.
Книга и ее роль в духовной
жизни человека и общества
Подготовить пересказ учебной
статьи по плану (с. 3- 4). Найти в
сборниках пословицы и поговорки
об учении, выписать 2 – 3 пословицы
в тетрадь.
Устное народное творчество
(10 часов)
2.
Русский
фольклор.
Малые
жанры
фольклора.
Подобрать пословицы и поговорки,
сгруппировать их тематически,
нарисовать иллюстрации к
известным загадкам
3.
Детский фольклор
Выполнить письменно задание 1
рубрики «Обогащаем устную речь»
4.
Сказка как особый жанр фольклора
Подготовить по плану пересказ
статьи учебника (с. 8 – 10); конспект
статьи учебника (с. 12).
5.
«Царевна-лягушка» - встреча с
волшебной сказкой
Подготовить пересказ сказки
«Царевна-лягушка». Подготовить
ответы на 2-3-й вопросы учебника
(с. 26).
6.
Народная мораль в характерах
и поступках героев.
Подготовить ответы на 5 – 6-й
вопросы учебника (с. 26).
7.
Иван-царевич
–
победитель
житейских
невзгод.
Животные-
помощники.
Найти и выписать выражения,
свойственные волшебной сказке.
8.
Изобразительный
х а р а к т е р
формул волшебной сказки.
Прочитать по учебнику сказку «Иван
– крестьянский сын и чудо-юдо»
(с. 28 - 38)
9.
«Иван – крестьянский сын и
ч у д о - ю д о » .
В о л ш е б н а я
богатырская сказка героического
содержания
Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й
вопросы учебника (с.
38).
10.
Особенности
сюжета
сказки.
Нравственное
превосходство
главного героя.
Подготовить выразительное чтение
русских народных сказок: о
животных «Журавль и цапля» (с. 40),
бытовой «Солдатская шинель»
(с.42- -43), нарисовать иллюстрации
11.
Сказка о животных «Журавль и
ц а п л я » .
Б ы т о в а я
с к а з к а
«Солдатская шинель»
Подготовить вопросы для конкурса
на знание на-родных сказок,
иллюстрации к сказкам. Подготовить
сообщение о сказочниках,
собирателях сказок (А. Афанасьев,
Л.Толстой, В.Аникин)
Древнерусская
литература
(2 часа)
12.
Возникновение
древнерусской литературы.
«Повесть
временных
лет».
Подготовить выразительное чтение и
пересказ отрывка из «Повести
временных лет» - «Подвиг отрока-