Авторы: Овчинникова Татьяна Александровна, Татьяна Александровна Овчинникова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 4"
Населённый пункт: Р.К.,г.Сыктывкар
Наименование материала: НОД по ФЭМП
Тема: "В стране математики"
Раздел: дошкольное образование
НОД по ФЭМП в старшей группе
Программное содержание:
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть
части и сравнивать целое и часть.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять,
какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание на наглядном
материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+, -», «=».
Дидактический и наглядный материал:
числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, квадраты, ножницы, 5
картинок с игрушками, 4 картинки с чашками, знаки «+, -, =»
1 часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».
В: Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части.
-На сколь частей мы уже умеем делить квадрат? (предлагаю двум
вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными
способами и объяснить свои действия).
-Сколько частей получилось у каждого из вас?
-Какие фигуры получились? (прямоугольник и треугольник). Дети садятся
на места.
-Как можно назвать каждую часть?
-Что больше: целый квадрат или его часть?
-Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат?
-Как получить четыре равные части? (правильно, надо каждую половину
разрезать еще раз пополам)
Воспитатель комментирует свои действия. И прикрепляю части к
фланелеграфу.
-Сколько сейчас частей получилось?
-Как можно назвать каждую часть? (одна четвертая)
-Что больше: целый квадрат или одна четвертая часть?
-Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?
-Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата?
-Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?
(показываю сравниваемые части)
-Покажите одну четвертую часть
-Покажите две четвертых части
-Покажите три четвертых части
-Теперь из частей составьте целый квадрат.
2 часть.
Игровое упражнение: «Живая неделя».
У детей по набору карточек с кругами. Воспитатель предлагает детям
построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого
на карточке 1 кружок (понедельник), вторым, у которого на карточке - 2 и
т.д.
Затем
дети
называют
дни
недели
по
порядку
и
показывают
соответствующие карточки с кругами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные
движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со
вторника. Затем ребята составляют неделю, начиная с четверга и т.д.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни
недели, начиная с заданного дня.
В конце упражнения воспитатель уточняет у детей, правильно ли они
выполнили задания, правильно ли назвали дни недели и показали карточки с
кругами.
- Прошу выйти день, который обозначает понедельник; … среда и т.д.
- Прошу выйти день недели, который стоит после понедельника, перед
субботой, между вторником и четвергом и т.д.
- Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после
четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с
цифрами один, два) и называют свои дни недели.
3 часть. «Решение арифметических задач»
-Ребята у вас на столах лежат счетные палочки, разложите на стол 5
палочек
- Слушаем задачу: на полке стоит 3 игрушки. Скажите сколько игрушек
на полке?
Д: На полке 3 игрушки.
- Ира поставь на полку еще одну игрушку. Игрушек стало больше или
меньше?
Д: игрушек стало больше
- Дети какое действие надо произвести? Сложение или вычитание?
Д: Надо произвести действие сложение
- Сколько игрушек поставила Ира?
Д: поставила 1 игрушку
- Какой вопрос мы поставим в задаче?
Д: В задаче поставим вопрос сколько игрушек на полочке?
- Мы должны к числу 3 прибавить 1. И сколько игрушек теперь на
полочке?
Д: На полочке 4 игрушки
- Я запишу решение задачи
- Ребята давайте решим еще одну задачу на вычитание.
- На столе стоят 4 чашки
- Выложите на столе столько палочек, сколько чашек.
- Одну чашку я убрала.
- Одну чашку я убрала, значит их количество уменьшилось на единицу.
Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (-).
- Сколько чашек убрали? (1).
- Какой знак надо поставить чтобы получить ответ? (знак равенства).
- Кто расскажет решение задачи? (ответы детей)
Рефлексия:
Ребята, какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте
вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? А что нового вы
узнали? А какая игра вам больше всего понравилась?