Автор: Татьяна Васильевна Борина
Должность: Воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида"
Населённый пункт: Татарстан,город Заинск
Наименование материала: проект
Тема: Мои эмоции
Раздел: дошкольное образование
Россия, Республика Татарстан, город Заинск
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Дружная семейка» компенсирующего вида»
Проектная работа «Мир эмоций»
Борина Татьяна Васильевна
воспитатель 1 квалификационной категории
2021 год
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Участники: Дети группы с интеллектуальными отклонениями, воспитатели,
родители группы.
Срок реализации проекта: 7 недель
Возраст детей: 4-6
Образовательные области:
Речевое развитие, познавательное развитие,
художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально-
коммуникативное развитие
Проблема:
У детей недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных
состояний других людей — они испытывают трудности при определении
эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление).
Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное
состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность,
они не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи.
Цель :
Профилактика
и
коррекция
асоциального
поведения
через
создание
специальной среды в театрализованной деятельности
Задачи:
1.Социальная адаптация детей с ОВЗ
2.Развитие эмоциональной сферы детей
3.Повышение уровня самооценки
4.Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
Актуальность проекта:
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят
особые
задачи
перед
системой
дошкольного
образования.
Основным
приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие
педагога с ребенком- принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и
потребностей
,
развитие
творческих
способностей
и
забота
о
его
эмоциональном благополучии. Маленькие дети часто находятся в «плену
эмоций», что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении
со сверстниками и взрослыми.
Опыт
работы
показывает
,
что
накапливающиеся
эмоциональные
впечатления могут стимулировать у детей с ОВЗ стремление к участию в
творческих процессах деятельности
которые формируют способности к
эмоциональной саморегуляции и адекватную самооценку, развивают навыки
социального поведения.
На основании вышеизложенного был разработан и реализован проект «Мы не
скажем, а покажем!»
Новизна проекта
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ
на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса
игры,
как
основного
вида
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Театрализованная деятельность является разновидностью игры, что отвечает
современным требованиям. Так же, инновационная идея проекта заключается в
важности
заинтересовать
родителей
воспитанников
перспективами
формирования чувственного мира детей, формирования театрализованной
деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их
полноправными партнерами в своей работе.
Продолжительность реализации проекта : 7 недель
Ожидаемый результат:
1. Адекватная уверенность в себе
2. Выражение в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, чувств
3.
Умение передавать настроение при помощи мимики, пантомимики,
интонации
4.Установление и поддержка контактов , решение конфликтных ситуаций
Реализация проекта
1 этап – организационный
1.Изучение методической и художественной литературы
2.Подготовка методического и дидактического материала:
- разработка плана мероприятий, составление конспектов, анкет, создание
электронной галереи, составление перспективного плана деятельности с
учетом возрастных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями
- организация
работы по театральной деятельности детей в режимных
моментах дня,
-Организация
предметно-развивающей
среды
для
развития
социально-
коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
-пополнение
игрового
материала
для
различного
вида
театральной
деятельности.
2 Этап – основной
Мероприятия по театральной деятельности - драматизации, инсценировки,
сочинение терапевтических сказок по возникающим проблемам в общении,
чтение терапевтических сказок из интернет ресурсов, введение ежедневных
ритуалов
на
создание
эмоционально
положительного
фона
в
группе,
психогимнастика и релаксация с музыкальным сопровождением,просмотр
мультфильмов с ярким эмоциональным сюжетом «Крошка Енот». «Мама для
мамонтенка» и другие.
3.Заключительный этап
Фото — газета «Мы не скажем, а покажем!»
Показ театрализованной деятельности детей в рамках регионального семинара.
Презентация проекта на педагогическом совете.
Перспективный план:
Тема
Мероприятия
Цель
участ
ники
1
неде
ля
Изучаем
эмоции
Динамические
игры
,этюды:
выполняются
движения
в
соответствии
с
Через
мимику,
жесты
передавать
черты
характера
;развивать
Восп
итате
текстом
«Медвежата»
«Веселый
старичок»
Д.Хармс
«Жадный
пёс»
«Облачко»
Терапевтические
сказки
воображение,
выразительность движений.
Рефлексия событий в группе
ль,дет
и
2
неде
ля
Ритуалы
для
создания
эоциональ
но
положител
ьного фона
в группе
«Здравствуй ,солн
ышко»
«Как живешь?»
«Если
вместе
соберемся..»
Игра
«Покажи
настроение»
Создавать
благоприятную
эмоциональную обставновку;
развивать быстроту реакции,
координацию
движений,
умение владеть жестами.
Научить детей способам
выхода
из
конфликтных
ситуаций.
Формировать
знания
о
роли настроения в
сохранении
и
укреплении
здоровья человека.
Восп
итате
ли,
дети
Терапевтические
сказки
Воспитывать
желание
у
детей
быть
веселыми,
добрыми, внимательными к
окружающим людям.
Оказать
своевременную
поддержку,
помочь
в
проблемной
жизненной
стуации,.
3
неде
ля
Расскажи
сказку
руками
«Репка»
«Теремок»
«Три медведя»
«Курочка ряба»
Терапевтические
сказки
Повысить
эмоциональный
тонус, способствать развитию
крупной и мелкой моторики,
воображения,
образности.
снять
неуверенность
и
зажатость
в
совместной
деятельности со взрослыми и
све
Оказать
своевременную
поддержку,
помочь
в
проблемной
жизненной
ситуации,.рстниками
Восп
итате
ль,дет
и
4
неде
Знакомимс
я с видами
Просмотр
видеозаписей
Развивать
умение
разыгрывать
несложные
Дети ,
воспи
ля
театра
постановок
разных
видов
театра
,
инсценировка
фрагментов
знакомых
сказок
детьми груп пы
Игра:«Зеркало
настроения»
представления по знакомым
литературным
произведениям, использовать
для
воплощения
образа
известные
выразительные
средства
(интонацию,
мимику, жесты).
Развивать
один
из
механизмов
проникновения
во внутренний мир другого
человека
–
моторное
проигрывание. Учить детей
воспроизводить
некоторые
компоненты выразительного
поведения партнера.
тател
ь,род
ители
5
неде
ля
Играем
в
театр
Создание руками
детей и родителей
элементов
костюмов ,подбор
костюмов
в
кастеляной
детского
сада,
костюмированная
нсценировка
знакомых
сказок
и этюдов
Развивать
умение
разыгрывать
несложные
представления по знакомым
литературным
произведениям, использовать
для
воплощения
образа
известные
выразительные
средства ,костюмы
Развивать
один
из
Восп
итате
ль,дет
и,каст
елянт,
родит
ели
Игра:«Зеркало
настроения»
механизмов
проникновения
во внутренний мир другого
человека
–
моторное
проигрывание. Учить детей
воспроизводить
некоторые
компоненты выразительного
поведения партнера.
6
неде
ля
Принимае
м участие
в
театральн
ых
постановка
х
«Зимушка-Зима в
гости
к
нам
пришла»,
«Заюшкина
избушка»
Привлекать детей к участию
в
социальной
жизни,
взаимодействиею
друг
с другом
в процессе
подготовки постановки;
развивать
эмоциональную
сферу
ребенка,памяти
и
воображения, реализовывать
творческие
возможности
каждого ребенка
7
неде
ля
Подготовк
а
к
открытому
мероприят
ию
на
региональ
ном
семинаре
Открытое занятие
на региональном
семинаре «Мы не
скажем,
а
покажем!»
Создание специальной среды
для
развития
творческой
активности
в
театрализованной
деятельности,
профилактика
и
коррекция
асоциального
поведения.
Восп
итате
ль,дет
и,род
ители
(изгот
овлен
ие
элеме
нтов
костю
мов)
Взаимодействие с родителями:
1.
Похвастушки
–
Родитель должен был написать на бумаге в форме
кленового листа , что его ребенок делает лучше всего. То есть выделить его
какие-то особые качества или умения. Для родителя в этом есть огромная
польза. Потому что это упражнение носит отчасти терапевтический характер,
то есть позволяет задуматься над тем, какие замечательные, уникальные,
талантливые у каждого родителя дети. И делать акцент в общении с ребенком
именно на этом, гордиться своими детьми. Кленовые листочки прикрепляются
к макету ствола клена. Такая работа проводится раз в три недели.
2.Тренинг общения - Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на
равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи.
Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических
тренингов общения. Проводились индивидуальные тренинги для детей с
проблемами в поведении.
3.Мастер-класс
- «Умелые ручки» изготовление атрибутов к театральной
деятельности, «Игра и эмоции» - игровой тренинг с родителями по темам
проекта
4. Клуб « Белый аист» показ фрагментов из открытого занятия «Мы не
скажем, а покажем!»
5.Домашняя игротека.
Итоги проекта:
1. Создание благоприятной обстановки в группе позволило наладить контакты
ребят со взрослыми и сверстниками, что является одним из основных
направлений
в
социальной
адаптации
детей
с
интеллектуальными
нарушениями.
2.
Благодаря реализации проекта наблюдается формирование нравственно-
этической сферы: дети проявляют эмоционально «теплые» отношениям со
сверстниками, улучшились эмоциональные контакты с близкими взрослыми
большинство ребят стали понимать и придерживаться нравственно-этических
норм поведения.
3.
У многих детей начали формироваться положительные черты характера
(уверенность,
смелость,
доброта),
им
становится
легче
общаться
со
сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои.
Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число
конфликтов. Практически у всех повысилась самооценка.
4.Реализация проекта позволила раскрыть и продемонстрировать в играх,
этюдах, театральных постановках возможности каждого ребенка.
Заключение
Таким
образом,
коррекционная
помощь
детям
с
интеллектуальными
нарушениями позволяет не только развивать психические функции личности
ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную
способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области,
позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной
педагогики
и
коррекционной
психологии,
связанные
с
созданием
положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением
конфликтных ситуаций через театрализованную игру.
Перспективы дальнейшего развития:
Внедрение театральной деятельности в систему дошкольного образования это -
технология
образования
настоящего
и
будущего.
Я
планирую
совершенствовать программу по театральной деятельности с целью успешного
обучения и развития творческого потенциала детей, приобщению семей к
участию в жизни детского сада.
Возможность
распространения
проекта
в
других
образовательных
учреждениях:
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса
игры,
как
основного
вида
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Реализация проекта по театрализованной деятельности «Мы не скажем, а
покажем»
будет
способствовать
развитию
у
детей
нравственных
представлений, активное развитие речи, творческую инициативу, эстетический
вкус, широко развивать творческий потенциал дошкольников.
Литература
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ДО (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 г. № 1155);
- Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка;
- Концепция дошкольного воспитания;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций
СанПиН 2.4.1.3049-13 (утвержден постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях.
– М.: ТЦ Сфера, 2017;
- Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. –
Волгоград: Учитель, 2015;
- Шиманская В.А. Краски Эмоций.- М.; Просвещение, 2018;
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации.
– М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова
- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.