Авторы: Богданова Валерия Владимировна, Гусева Татьяна Николаевна
Должность: учитель- логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №62 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых
нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
Богданова Валерия Владимировна,
учитель - логопед
Гусева Татьяна Николаевна,
воспитатель
Основной задачей коррекционной работы педагогов логопедической
группы является научить детей связно, последовательно, грамматически и
фонетически правильно излагать свои мысли.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы
предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне
важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы
логопеда и воспитателей групп , осуществляется в следующих направлениях:
1) коррекционно-воспитательное;
2) общеобразовательное.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у
детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых
познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не
только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами
коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть отклонения и в
других компонентах языковой системы: например, дети испытывают
лексические затруднения, имеют характерные грамматические и
фонетические ошибки. Так же для многих детей характерна недостаточная
сформированность словесно - логического мышления, пальцевой и
артикуляционной моторики. Поэтому в связи с этим основными задачами в
работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений
являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с
нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.
Организация взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в ДОУ.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и
учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Соответственно, в целостном образовательно-коррекционном процессе ДОУ
происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.
Часть работы берет на себя логопед:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных
особенностей детей; определение основных направлений и содержания
коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и
выразительности речи; работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
- Устранение недостатков слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Обучение связной речи.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
Часть работы берет на себя воспитатель:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение
недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей
лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической
правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации
естественного общения детей.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, текстов;
знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и
составление всех видов рассказывания).
- Закрепление навыков чтения.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по
заданию логопеда.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления,
воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом
материале.
Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:
Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное
наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляет структуру речевого
нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.
- Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и
другим мероприятиям.
- Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных
представителей.
- Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести
работу с детьми.
Основной задачей этого периода является создание дружного детского
коллектива в группе. Если не создать спокойной обстановки в группе, не
научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не
проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход
непосредственно к речевой работе будет невозможен.
Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет
соответствующую документацию:
- речевая карта на каждого ребенка;
- тетрадь взаимодействия работы учителя-логопеда и воспитателей;
- планирование учителя-логопеда для ежедневных и еженедельных занятий;
- тетрадь домашних заданий для каждого ребенка;
Так же совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский
уголок, проводит родительские собрания.
Основные требования к организации в ДОУ логопедических занятий детьми,
имеющих речевые нарушения:
1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического
воздействия на речь и личность ребенка;
2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом
основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с
опорой на сознательность и активность детей; с использованием
дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;
3) на занятиях происходит тренировка правильной речи;
4) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость,
уверенность в своих силах;
5) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной
речи самого учителя-логопеда, успешно занимающихся детей;
6) занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к
ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.
Учитель-логопед проводит коррекционно-логопедические занятия
ежедневно. Эти занятия могут быть фронтальными и подгрупповыми (2-4
ребенка детей). Кроме того в ДОУ проводятся индивидуальные занятия по
коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация
звуков).
Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На
фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у
детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
Рассмотрим следующие коррекционно-логопедические задачи, которые
учитель-логопед и воспитатель решают на своих занятиях:
1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов
произвольной регуляции);
3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи;
4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-
грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На коррекционно-логопедических занятиях используются
дидактические игры, игры с пением, подвижные игры с правилами. Решая
коррекционные задачи, учитель-логопед также выявляет особенности
поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения.
На индивидуальном занятии воспитатель реализует задачи,
разработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка.
Они включает в себя:
1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных
логопедом звуков, и контроль над ними;
4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель
выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка
группы. Так, например, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе
автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком во все
общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии
по формированию элементарных математических представлений посчитать
только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды,
сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он
проходит с логопедом «шипящие» звуки).
На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению
грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками,
которые они в настоящее время исправляют у логопеда.
Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения
детей. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает
ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю
становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае
затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в
занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не
стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у
ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях.
Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и
речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и
длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом
упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный
выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Воспитатель так же предлагает детям тренировать мелкую моторику рук
в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем
самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по
подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая
работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата
(особенно это важно для детей с дизартрическим компонентом).
Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-
грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного
ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность
воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их
преодолении.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях учитель-
логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в
группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного
года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план
коррекционно-логопедической работы, который обязательно
согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и
сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних
тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы
«Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение
в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в
теме «Зима».
К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой
материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает
возможные пути их реализации. Отработанные учителем-логопедом на
фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются
воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах.
Воспитатель имеет возможность многократно повторять наработанный
логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова,
без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка,
закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о
любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И
все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и
воспитателем.
На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих
движений, планирует работу над развитием дыхания (физиологического и
речевого), темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки,
так и словесным сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики,
жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать так же
музыкальным и физкультурным занятиям.
На занятиях по формированию элементарных математических
представлений и по изобразительной деятельности воспитателю
представляются большие возможности для обогащения речи детей
«сенсорной лексикой» и практическому усвоению грамматических форм
согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять
рассказы от элементарных высказываний и до развития творческого
рассказа.
Совершенствование связного высказывания осуществляется в
формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях,
в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и
упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику,
связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви,
умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки,
дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в
любом коррекционном направлении.
Т. о. благодатными для развития речи оказываются все режимные
моменты. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение
режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и
психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.
Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его
индивидуальные психологические особенности, педагогический такт,
спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы
воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.