Напоминание

"Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"


Авторы: Богданова Валерия Владимировна, Гусева Татьяна Николаевна
Должность: учитель- логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №62 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых

нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Богданова Валерия Владимировна,

учитель - логопед

Гусева Татьяна Николаевна,

воспитатель

Основной задачей коррекционной работы педагогов логопедической

группы является научить детей связно, последовательно, грамматически и

фонетически правильно излагать свои мысли.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы

предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне

важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы

логопеда и воспитателей групп , осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-воспитательное;

2) общеобразовательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у

детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых

познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не

только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами

коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть отклонения и в

других компонентах языковой системы: например, дети испытывают

лексические затруднения, имеют характерные грамматические и

фонетические ошибки. Так же для многих детей характерна недостаточная

сформированность словесно - логического мышления, пальцевой и

артикуляционной моторики. Поэтому в связи с этим основными задачами в

работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений

являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с

нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.

Организация взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в ДОУ.

Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и

учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Соответственно, в целостном образовательно-коррекционном процессе ДОУ

происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.

Часть работы берет на себя логопед:

- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных

особенностей детей; определение основных направлений и содержания

коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.

- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и

выразительности речи; работа над просодической стороной речи.

- Коррекция звукопроизношения.

- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза.

- Устранение недостатков слоговой структуры слова.

- Формирование послогового чтения.

- Обучение связной речи.

- Предупреждение нарушений письма и чтения.

Часть работы берет на себя воспитатель:

- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение

недели.

- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей

лексической теме в процессе всех режимных моментов.

- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической

правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации

естественного общения детей.

- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, текстов;

знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и

составление всех видов рассказывания).

- Закрепление навыков чтения.

- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по

заданию логопеда.

- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления,

воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом

материале.

Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:

Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное

наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляет структуру речевого

нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

- Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и

другим мероприятиям.

- Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных

представителей.

- Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести

работу с детьми.

Основной задачей этого периода является создание дружного детского

коллектива в группе. Если не создать спокойной обстановки в группе, не

научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не

проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход

непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет

соответствующую документацию:

- речевая карта на каждого ребенка;

- тетрадь взаимодействия работы учителя-логопеда и воспитателей;

- планирование учителя-логопеда для ежедневных и еженедельных занятий;

- тетрадь домашних заданий для каждого ребенка;

Так же совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский

уголок, проводит родительские собрания.

Основные требования к организации в ДОУ логопедических занятий детьми,

имеющих речевые нарушения:

1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического

воздействия на речь и личность ребенка;

2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом

основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с

опорой на сознательность и активность детей; с использованием

дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;

3) на занятиях происходит тренировка правильной речи;

4) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость,

уверенность в своих силах;

5) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной

речи самого учителя-логопеда, успешно занимающихся детей;

6) занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к

ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Учитель-логопед проводит коррекционно-логопедические занятия

ежедневно. Эти занятия могут быть фронтальными и подгрупповыми (2-4

ребенка детей). Кроме того в ДОУ проводятся индивидуальные занятия по

коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация

звуков).

Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На

фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у

детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

Рассмотрим следующие коррекционно-логопедические задачи, которые

учитель-логопед и воспитатель решают на своих занятиях:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов

произвольной регуляции);

3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи;

4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-

грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На коррекционно-логопедических занятиях используются

дидактические игры, игры с пением, подвижные игры с правилами. Решая

коррекционные задачи, учитель-логопед также выявляет особенности

поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует задачи,

разработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка.

Они включает в себя:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных

логопедом звуков, и контроль над ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель

выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка

группы. Так, например, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе

автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком во все

общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии

по формированию элементарных математических представлений посчитать

только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды,

сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он

проходит с логопедом «шипящие» звуки).

На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению

грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками,

которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения

детей. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает

ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю

становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае

затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в

занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не

стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у

ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях.

Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и

речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и

длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом

упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный

выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Воспитатель так же предлагает детям тренировать мелкую моторику рук

в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем

самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по

подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая

работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата

(особенно это важно для детей с дизартрическим компонентом).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-

грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного

ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность

воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их

преодолении.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях учитель-

логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в

группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного

года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план

коррекционно-логопедической работы, который обязательно

согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и

сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних

тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы

«Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение

в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в

теме «Зима».

К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой

материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает

возможные пути их реализации. Отработанные учителем-логопедом на

фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются

воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах.

Воспитатель имеет возможность многократно повторять наработанный

логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова,

без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка,

закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о

любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И

все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и

воспитателем.

На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих

движений, планирует работу над развитием дыхания (физиологического и

речевого), темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки,

так и словесным сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики,

жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать так же

музыкальным и физкультурным занятиям.

На занятиях по формированию элементарных математических

представлений и по изобразительной деятельности воспитателю

представляются большие возможности для обогащения речи детей

«сенсорной лексикой» и практическому усвоению грамматических форм

согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять

рассказы от элементарных высказываний и до развития творческого

рассказа.

Совершенствование связного высказывания осуществляется в

формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях,

в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и

упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику,

связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви,

умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки,

дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в

любом коррекционном направлении.

Т. о. благодатными для развития речи оказываются все режимные

моменты. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение

режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и

психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его

индивидуальные психологические особенности, педагогический такт,

спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы

воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.



В раздел образования