Автор: Климова Наталья Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Саракташский д/с №5 "Малышок"
Населённый пункт: п. Саракташ, Оренбургская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Ребенок и гаджеты"
Раздел: дошкольное образование
Выступление на РМО специалистов КРО на
тему:
«Ребенок и гаджеты»
Подготовил: Учитель-логопед
Климова Н.А.
Февраль 2023 г.
Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое
электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя
представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов,
телевизора. Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям,
с удовольствием и интересом осваивают гаджеты.
Гаджет (от английского gadget - принадлежность)
— особое
техническое
приспособление,
наделённое
повышенной
функциональностью
и
портативностью.
Как правило, наиболее распространёнными видами гаджетов
принято считать карманный компьютер и сотовый телефон с
добавочными функциями, фотокамеры, планшеты, ноутбуки, часы,
браслеты. В настоящее время гаджетом можно считать абсолютно
любой цифровой прибор.
Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть
явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и
физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими
злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное по времени
использование способно принести и ощутимую пользу.
По
мнению
врачей
(окулистов
и
невропатологов)
продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей
различного возраста должна быть следующей:
5 лет – не более 7 минут; 6 лет – 10 минут; 7-9 - лет – 15 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное
нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-
минутые
перерывы.
Особое
внимание
при
взаимодействии
с
гаджетами
нужно
уделять,
когда
у
детей
есть
синдром
гиперактивности или быстрая утомляемость.
Вред гаджетов.
Многие родители думают, что телефон, телевизор или компьютер —
лучший способ занять ребёнка. Это заблуждение вредит умственному
и физическому развитию детей, так как при неправильном
использовании гаджетов может возникнуть ряд серьезных проблем
Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от
рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие
мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей
среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным
воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как
показывают исследования, связано с когнитивными задержками,
повышенной импульсивностью, снижением способности к
саморегуляции.
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток
движения и может привести к задержке физического и умственного
развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к
познанию нового.
Отставание в развитии речи.
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на
задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и
плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом
подбирают
слова,
чтоб
выразить
свою
мысль.
Им
не
хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное
восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу.
Но ведь владение речью в раннем возрасте происходит только в
живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает
чужие слова, но отвечает другому человеку. Причём, включён, не
только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями,
мыслями и чувствам.
Речевые
звуки,
не
обращённые
к ребёнку лично
и
не
предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к
действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым
звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным
набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети
предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой
группе детского сада. Как показали исследования, в наше время 25%
четырехлетних
летних
детей
страдают
нарушением
речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался
только у 4% детей.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не
могут
удерживать
предыдущую
фразу
и
связывать
отдельные
предложения, понимать, схватывать смысл. Им трудно читать –
понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут
удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в
целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые
хорошие детские книжки.
Учеными также доказано, что дети старшего возраста, которые
проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно
писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту
безграмотности
среди
школьников
—
дисграфии (нарушение
письма) и дислексии (нарушение чтения). Внедрение в жизненное
пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование
устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной
речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм
вежливости, главной особенностью которой стали краткость и
сокращение, коверкание слов.
Потеря сна
Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует
началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и
недосыпанию.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между
видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием
на психику детей. Так, игромания становится причиной
неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления
депрессии.
Агрессивность
Виртуальная жестокость нередко находит своё отражение в реальной
жизни, когда детям с раннего возраста закладываются уже готовые
схемы поведения, а потом только остается их воплотить в реальность.
Ущерб для эмоционального развития
Злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости,
когда ребенок все свободное время старается посвящать
компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от
других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства,
дети начинают чувствовать себя некомфортно, капризничать.
Такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша
нет
альтернативных
интересов.
Постоянно
находясь
дома
без
определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на
компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки,
кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без
гаджетов.
Польза гаджетов
Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено
удовлетворение
потребности
в
игре.
Яркие
визуализации,
выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов,
возможность взаимодействовать с героями и образными моделями
увлекают ребенка и стимулируют познавательную активность.
Взрослые
должны помочь ребёнку извлечь из современных
электронных технологий максимальную пользу, стараясь подбирать и
рекомендовать образовательный контент.
Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой —
средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое
им предлагают разработчики интерактивных приложений и взрослые
вокруг него. То, что закладывается внутрь развивающих игр,
обучающих программ, книг, оказывает положительное влияние на
развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную
память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные
книги и настольные игры. Существует множество сайтов и
учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики,
реакции, логики, речи и других важных навыков. Малышам гораздо
больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром
взрослых такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить
любовь к чтению намного проще, если время от времени читать
красочные
интерактивные
книги.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься
спортом
Их
нельзя
рассматривать
как
полноценную
замену
спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения
утренней гимнастики и разминки в течение дня.
Но начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие
современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Даже если
взрослые дали гаджет ребенку в руки, необходимо общаться с ним!
Интересоваться, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится
та или иная игра, обсуждать с ним сюжет, поведение героев, учить
высказывать своё мнение о полученной информации. Таким образом,
необходимо закладывая основы развития связанной речи у детей.
Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время
ребенка.
Любому
гаджету
в
качестве
альтернативы
должны
предлагаться
и
другие
виды
активностей.
Наряду с использованием электронных гаджетов дома, педагоги
применяют
различные
информационные
технологии
коррекционной работы на занятиях. Введение в образовательный
процесс нашего детского сада работы за интерактивным столом,
использование
презентаций,
интерактивных
игр
онлайн
и
на
электронных носителях, позволяет повысить его качество и усилить
интерес детей к познанию окружающей дейтствительности. (Об этом
расскажет Вилена Артуровна на мастер-классе)
Подводя итог, можно сказать, что современному ребенку необходимо
умение пользоваться гаджетами. Правильное и дозированное по
времени использование способно принести
ощутимую пользу,
сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым,
интересным и эффективным.