Автор: Мария Александровна Кондрашева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение № 2 Детского сада № 152 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности познавательной сферы ребёнка с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
«Особенности познавательной сферы ребёнка с ЗПР. Психолого-
педагогическое сопровождение детей с ЗПР в школе»
Вступление
- Коллеги, рада вас приветствовать на нашем собрании. Сегодня хочу поделиться
с вами необходимой информацией о работе с детьми с ЗПР. В первой части я кратко
рассказажу об основных особенностях познавательной сферы ребёнка с ЗПР, а во второй
части мы обсудим эффективные психологические методы сопровождения детей с
ЗПР.
Приветствие
Теоретическая часть
В последние годы наблюдается очень высокая распространенность такого
нарушения
психической
деятельности
как
задержка
психического
развития.
В
специальной психологии последних десятилетий уделялось пристальное внимание
вопросам обучения и развития учащихся с ЗПР.
Внимание детей с ЗПР
Внимание
неустойчиво,
с
периодическими
колебаниями
и
неравномерной
работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на
протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность
деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Для многих детей
характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в
определенной обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему
информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования
понятий.
Наблюдаются
нарушения
избирательного
внимания.
Часто
наблюдается
недостаточность концентрации внимания, особенно на существенных признаках.
При обучении детей с ЗПР особое внимание следует уделять многократному
повторению
пройденного.
Это
может
способствовать
фиксации
недостаточности
процессов консолидации следов.
Память детей с ЗПР
В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В
наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с ЗПР до 4 класса (9-10лет)
преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как в норме в 8-9
лет
осуществляется
интенсивный
переход
к
произвольному
опосредствованному
запоминанию.
Мышление с ЗПР
В школе дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом и чтением. Часто
путают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы.
Путают сложные по составу гласные. У них наблюдается отставание в развитии всех
форм мышления, но оно обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач,
предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них
отстает в развитии наглядно-действенное мышление.
У младших школьников с ЗПР познавательная активность крайне низка, что
является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности
в целом и крайне слабой познавательной мотивации
На школьную успеваемость таких детей особенно влияют:
а) психологический климат в классе (творческая, дружеская атмосфера,
проникнутая товарищеской заботой, способствует 67 не только повышению успеваемости,
но и благотворно влияет на формирование положительных черт характера ученика).
б) личные качества учителя ( в первую очередь это разумная требовательность,
умение найти положительное в ребенке и, опираясь на это положительное, помочь ему
преодолеть затруднения в учебе).
Обучение ребенка с ЗПР предполагает получение им образования, сопоставимого
по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в
их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание
адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей,
помощь в формировании полноценной жизненной компетенции
Дети с ЗПР направляются на ПМПК, где в рекомендациях ПМПК отражает
рекомендованную форму обучения и соответствующий вариант адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) (для ЗПР
- 7.1 и 7.2).
Цель
психолого-педагогического
сопровождения
-
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-педагогической
помощи
ребёнку
с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей
обучающегося
(в
соответствии
с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Коррекция и развитие
коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, учебной мотивации и
самооценки.
Важным этапом сопровождения является диагностика.
Для этого возможно
использовать следующие методики:
«Диагностический альбом» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго;
«Практический
материал
для
проведения
психолого-педагогического
обследования детей», С.Д.Забрамная, О.В.Боровик;
Анализ продуктов учебной деятельности (тетради, рисунки и пр.);
Наблюдение (на уроке, перемене).
Мы переходим уже непосредственно к практическим рекомендациям, которые
любой педагог может применять у себя на занятиях.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в школе
1)
На занятиях придается большое значение знаниям детей, получаемым на
основе практического опыта; эти знания привносятся в процесс обучения, обогащая его
содержание непосредственными наблюдениями детей;
2)
На занятиях уделяется большое внимание формированию знаний о
собственном «Я» ребенка;
3)
Важно уделить внимание развитию таких умений, как: умения наблюдать,
анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать.
4)
Развивающая деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать
от школьников интеллектуального напряжения.
5)
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
6)
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
- А теперь вы можете задать интересующие вопросы по теме.
- Благодарю за ваше внимание
Используемая литература
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой
психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского,
2003. 77 с.