Напоминание

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Автор: Абдурахманова Анжела Гусейновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №14"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Абдурахманова Анжела Гусейновна Учитель английского языка МБОУ «СШ № 14» Как сделать свои уроки интересными и увлекательными? Как заинтересовать детей своим предметом? Безусловно, эти вопросы и еще много других волнуют каждого педагога и в том числе меня, как учителя английского языка. Одна из важных задач в работе с начальной школой – суметь сделать так, чтобы часы заполнялись разумно, интересно, увлекательно. В значительной мере это зависит от учителя, его умения увлечь детей, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность проявить себя. И я нашла для себя такой путь – Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Игровой метод отвечает всем современным требованиям ФГОС и строится на системно-деятельностном подходе. Об этих требованиях и пойдет речь в моем докладе. Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД), и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды (УУД). Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны педагога способна творить чудеса. Ленивого она может сделать активным, незнайку – знающим, неумелого – умельцем, «немого – говорящим». Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком трудным, скучным, надоевшим. По мнению Н. Ф. Добрыниной, в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры в соответствии с ее правилами. В начальных классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому необходимо сделать свои уроки яркими, захватывающими, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. Использование игр в начальной школе особенно актуально, учитывая не только возрастные особенности, но и саму роль игры в жизни маленького человека. Игра не только помогает в изучении английского 1
языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.
Цель технологии
: Раскрытие творческих и мыслительных способностей детей через игровые моменты и ситуации. Игры способствуют выполнению следующих методических задач: 1. Создание психологической готовности детей к речевому общению; 2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; 3. Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта; 4. Прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия; 5. Идеальная возможность расслабиться. При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития. Использование игр на уроках помогает мне глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, самостоятельность, умение работать в сотрудничестве и т. д.). Играя на уроках английского языка, учащиеся практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах. Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игр учителем. Успешное усвоение учебного материала происходит лишь тогда, когда игры проводят систематически, если их форма организации хорошо продумана и учитель учитывает возможности учеников каждого класса. Играя с моими учениками, я придерживаюсь следующих правил: 1)простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру. 2)отсутствие дорогих и сложных материалов для игры. 3)универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: уровня подготовки учащихся; содержания и объема изучаемого материала; 2
целей, которые учитель ставит на определенных этапах обучения; условий урока. Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации. Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением. Для проведения игр используется следующее оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с буквами и звуками, картинки с изображением животных, овощей, фруктов, мяч, цветные карандаши, игрушки, цветная бумага. Игры подразделяются на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. ролевые игры. Целесообразность использования игр в начальной школе обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении. Например, учащиеся очень любят игру
«Карточки».

Цель:
правильно составить отрицательные предложения в Future Simple.
Ход игры:
учитель раздает учащимся конверты, где лежат наборы слов, просит достать их и разложит на парту и составить отрицательные предложения и так они работают с остальными наборами. Затем учитель показывает на мультимедийном оборудовании правильно составленные предложения и учащиеся сверяют свои ответы. В рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода на уроках английского языка должны применяться различные формы работы (парная, групповая, индивидуальная)
.
Учащимся нравятся разные формы работы. 3
Особо нравится разыгрывать сценки, так они хорошо запоминают слова. Дети с большим удовольствием играют роли животных, приносят свои любимые игрушки, сами придумывают новые ситуации.
Ролевая игра «Welcome to our zoo!».

Цель:
закрепить лексику по пройденным темам.
Ход игры:
учащиеся складывают свои игрушки в коробку. Каждый ученик подходит к коробке, с закрытыми глазами достает игрушку и на ощупь определяет, что это за животное. Если ученик ошибается, ребята исправляют ошибку, используя конструкцию «It is not a cat. It is a tiger.» (конструкция написана на доске). Младшим школьникам очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. А кто сказал, что играть с мячом можно только на уроках физкультуры. Игры с мячом очень часто проводится на уроках английского языка. Использование мяча задает темп, сокращает время на обдумывание, ведь ответ нужно дать сразу, как только пойман мяч.
Подвижная игра «A funny ball».

Цель игры:
закрепление лексики и речевых образцов путем многократного повторения.
Ход игры:
Ведущий должен бросать участникам мяч и при этом называть различные слова на английском. Участники ловят мяч и сразу должны дать перевод данного слова, если ученик ошибается выбывает из игры. В ходе игры ребята осознают язык, как основное средство общения между людьми; руководствуются значимыми учебными мотивами;( личностные УУД). Контролируют партнера; понимают позицую партнера; согласовывают свои действия с ведущим и ребятами; коммуникативные УУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (регулятивные УУД). Одной из самой главной технологии является
здоровьесберегающие

технологии.
Организуя процесс обучения иностранному языку я также не забываю о необходимости применения элементов здоровьесберегающих технологий. Так, например, проведение физминутки в игровой форме на мультимедийном оборудовании совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие технологии. Учащиеся с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступать в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и 4
интереснее. Таким образом, в ходе игры происходит повторение, закрепление слов и проводится физминутка. В начальной школе на уроках английского языка полезна зарядка с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение тормозит умственную деятельность учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку необходимо обращать внимание на следующее: грамматический и лексический материал рифмовок должен соответствовать, сочетаться с темой урока; стихи и рифмовки должны быть с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения. Пример: физминутка, используемая при изучении темы «Внешность» или «Части тела»: Ten little fingers, Ten little toes, Two little ears And one little nose. Two little eyes, They shine so bright. Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно- деятельностного подхода: - мотивация; - прикладной характер игр; - субъектность ученика (не мы его учим, а он учится). - овладение не только знаниями, но и способами получения знаний. К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка). Регулятивные УУД мы активно используем, когда тренируем письмо. Это может быть небольшие проверочные задания. 5

Цель:
проверка усвоения темы «Future Simple»
Ход игры:
учитель раздает карточки с заданиями и объясняет учащимся, что их задача записать предложения в простом будущем времени. После того, как учащиеся выполнили задание, учитель просит ребят посмотреть на экран и оценить правильность выполнения задания в соответствии с критериями оценки, которые показаны на экране. На уроках английского языка дети очень любят работать на компьютере. Они с огромным интересом выполняют разные упражнения на компьютере в игровой форме. В ходе подобных игр они учатся работать самостоятельно, добывать информацию, употреблять английские слова согласно с ситуацией, правильно строить предложения и лучше запоминают слова. Применение компьютерных игр на уроках также могут способствовать повышению мотивации учеников, так как это позволит сделать содержание урока более актуальным для учащихся. Компьютерные игры можно применять для совершенствования навыков всех видов речевой деятельности (чтения, письма, аудирования и лексико- грамматические навыки. Таким образом, применение цифровых технологий на уроках может открыть путь новым методам обучения, которые помогут учителям пробудить у учащихся интерес к предмету. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. В ходе педагогической практики я пришла к выводу, что игра помогает общению, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Игры положительно влияют не только на формирование УУД обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка. Список использованных ресурсов 6
1. Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка / Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11. 2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М., 1981. – С.118-131. 3. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В.В.Сафонова. – М., 2001. – С.73. 4. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку [Текст] / Е.А. Степанова. - ИЯШ. – 2004. - № 3. – С. 5. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006 г 6. Пукина Т.В Английский язык. Игровые технологии. Т.В Пукина.- Волгоград, 2009. 7. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка игры на уроке. / Е. А Барашкова – М., 2008. 8. Научно-методический журнал Английский язык. Все для учителя. 7


В раздел образования