Автор: Оксана Васильевна Свидзинская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Лицей №51" с/п д/с "Реченька"
Населённый пункт: Город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социальных эмоций и развитие общения детей младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование социальных эмоций и развитие общения детей младших
дошкольников
Все чаще воспитатели и родители стали замечать, что дети затрудняются
общаться с другими детьми. Если дети научатся общаться друг с другом и с
взрослыми, научатся выстраивать дружеские взаимоотношения, то это будет
являться залогом успешного психологического здоровья ребенка. Дети
младшего дошкольного возраста часто испытывают трудности в общении с
окружающими. Зачастую дети не умеют и не хотят общаться со
сверстниками, не испытывают интерес друг к другу. Одной из причин такого
поведения является адаптация детей к условиям детского сада.
В работе с такими детьми одной из главных задач стало формирование
желания вступить в диалог со сверстниками, вместе решить определенную
задачу, взаимодействовать друг с другом. Для этого необходимо создать
определенные комфортные для ребенка условия, в которых он будет
чувствовать себя уверенно и спокойно.
В настоящее время социально-коммуникативное развитие
дошкольников является важным направлением в дошкольном образовании
согласно ФГОС ДО. Учитывая эти требования, создаются условия, которые
открывают возможности для позитивной социализации ребенка, его
всестороннего личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми
и сверстниками.
В нашем дошкольном учреждении мы решаем следующие задачи по
социально-коммуникативному развитию наших воспитанников:
1.
Воспитывать у ребенка положительное отношение к себе и к
взрослым;
2.
Развивать у детей социальные навыки; освоение различных
способов разрешения конфликтных ситуаций, умение
договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые
контакты;
3.
Формировать у ребенка коммуникативные навыки, умение
распознавать эмоциональные переживания и состояния
окружающих, выражение собственных переживаний.
Для решения этих задач главным помощником для взрослых
становится игра. Именно игра становится ведущим видом деятельности у
младших дошкольников. В ней ребенок отражает всю действительность.
Существуют различные варианты игровых приемов, которые можно
использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста:
1.
Появление игрушки или сказочного персонажа;
2.
Создание игровых ситуаций
3.
Обыгрывание игрушкой с помощью стихов, песен, прибауток
4.
Сюрпризный момент
В своей работе с младшими дошкольниками я использовала сказочный
персонаж «Петушок», который пришел в гости к детям, но он был очень
грустным. Перед детьми ставилась задача развеселить гостя. Дети с
интересом и большим желанием помочь выполняли различные задания,
после которых «Петушок» становился веселым и довольным. Очень
эмоционально реагировали и дети. После таких игровых занятий дети
становились более эмоционально отзывчивыми и способными определять
свое настроение и настроение других. Результатом такой деятельности
явилось то, что дети стали более раскрепощенными, приветливыми, им стало
комфортнее находиться в группе.
Для эмоционального развития детей в группе были созданы:
1.
картотеки игр и дидактических пособий: «Подбери настроение»,
«Найди пару», «Покажи настроение», «Подарю тебе подарок»,
«Если малыш поранился» Цели: воспитывать чувство
ответственности за собственные действия, стимулировать
доброжелательность и взаимовыручку.
2.
Коммуникативные упражнения, направленные на формирование
положительного эмоционального фона и сплочения группы:
«Ласковые имена», «Передай по кругу игрушку», «Паучки и
комары», «Скажи хорошее о друге», «Угадай настроение» Цели:
способствовать созданию доверительной атмосферы, развивать
желание понять собеседника.
3.
Подобраны различные книги с русскими народными сказками
«Заюшкина избушка», «Машенька и медведь» и другие; картинки с
изображением детей с разными эмоциями; иллюстрации к стихам и
сказкам.
4.
Комбинированные и тематические занятия: «Уроки доброты»,
«Солнышко»; «На помощь Деду Морозу», «Волшебный цветок»,
«Как помочь котенку» Цели: воспитывать у детей чувство
сострадания, желание прийти на помощь, побуждать дошкольников
к сотрудничеству.
Для вовлечения родителей в работу по социально-коммуникативному
развитию детей необходимо использовать такие формы работы, как мастер-
класс, круглый стол, тематические семинары, а так же консультации.
Результатом такой планомерной и целенаправленной работы с детьми и
родителями станет то, младшие дошкольники смогут выстраивать более
тесные взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Не будут
испытывать затруднения во время общения.
Список литературы
1.
Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего
общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. -
2006. - № 3
2.
Зебзеева, В.А. Педагогическое сопровождение социально-
коммуникативного развития дошкольников//Современные
проблемы науки и образования. – 2015. - №2
3.
Репина, Т.А. Отношение между сверстниками и группе детского
сада. – М.:Просвещение, 2008.