Напоминание

Формирование социальных эмоций и развитие общения детей младших дошкольников


Автор: Оксана Васильевна Свидзинская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Лицей №51" с/п д/с "Реченька"
Населённый пункт: Город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социальных эмоций и развитие общения детей младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование социальных эмоций и развитие общения детей младших

дошкольников

Все чаще воспитатели и родители стали замечать, что дети затрудняются

общаться с другими детьми. Если дети научатся общаться друг с другом и с

взрослыми, научатся выстраивать дружеские взаимоотношения, то это будет

являться залогом успешного психологического здоровья ребенка. Дети

младшего дошкольного возраста часто испытывают трудности в общении с

окружающими. Зачастую дети не умеют и не хотят общаться со

сверстниками, не испытывают интерес друг к другу. Одной из причин такого

поведения является адаптация детей к условиям детского сада.

В работе с такими детьми одной из главных задач стало формирование

желания вступить в диалог со сверстниками, вместе решить определенную

задачу, взаимодействовать друг с другом. Для этого необходимо создать

определенные комфортные для ребенка условия, в которых он будет

чувствовать себя уверенно и спокойно.

В настоящее время социально-коммуникативное развитие

дошкольников является важным направлением в дошкольном образовании

согласно ФГОС ДО. Учитывая эти требования, создаются условия, которые

открывают возможности для позитивной социализации ребенка, его

всестороннего личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми

и сверстниками.

В нашем дошкольном учреждении мы решаем следующие задачи по

социально-коммуникативному развитию наших воспитанников:

1.

Воспитывать у ребенка положительное отношение к себе и к

взрослым;

2.

Развивать у детей социальные навыки; освоение различных

способов разрешения конфликтных ситуаций, умение

договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые

контакты;

3.

Формировать у ребенка коммуникативные навыки, умение

распознавать эмоциональные переживания и состояния

окружающих, выражение собственных переживаний.

Для решения этих задач главным помощником для взрослых

становится игра. Именно игра становится ведущим видом деятельности у

младших дошкольников. В ней ребенок отражает всю действительность.

Существуют различные варианты игровых приемов, которые можно

использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

1.

Появление игрушки или сказочного персонажа;

2.

Создание игровых ситуаций

3.

Обыгрывание игрушкой с помощью стихов, песен, прибауток

4.

Сюрпризный момент

В своей работе с младшими дошкольниками я использовала сказочный

персонаж «Петушок», который пришел в гости к детям, но он был очень

грустным. Перед детьми ставилась задача развеселить гостя. Дети с

интересом и большим желанием помочь выполняли различные задания,

после которых «Петушок» становился веселым и довольным. Очень

эмоционально реагировали и дети. После таких игровых занятий дети

становились более эмоционально отзывчивыми и способными определять

свое настроение и настроение других. Результатом такой деятельности

явилось то, что дети стали более раскрепощенными, приветливыми, им стало

комфортнее находиться в группе.

Для эмоционального развития детей в группе были созданы:

1.

картотеки игр и дидактических пособий: «Подбери настроение»,

«Найди пару», «Покажи настроение», «Подарю тебе подарок»,

«Если малыш поранился» Цели: воспитывать чувство

ответственности за собственные действия, стимулировать

доброжелательность и взаимовыручку.

2.

Коммуникативные упражнения, направленные на формирование

положительного эмоционального фона и сплочения группы:

«Ласковые имена», «Передай по кругу игрушку», «Паучки и

комары», «Скажи хорошее о друге», «Угадай настроение» Цели:

способствовать созданию доверительной атмосферы, развивать

желание понять собеседника.

3.

Подобраны различные книги с русскими народными сказками

«Заюшкина избушка», «Машенька и медведь» и другие; картинки с

изображением детей с разными эмоциями; иллюстрации к стихам и

сказкам.

4.

Комбинированные и тематические занятия: «Уроки доброты»,

«Солнышко»; «На помощь Деду Морозу», «Волшебный цветок»,

«Как помочь котенку» Цели: воспитывать у детей чувство

сострадания, желание прийти на помощь, побуждать дошкольников

к сотрудничеству.

Для вовлечения родителей в работу по социально-коммуникативному

развитию детей необходимо использовать такие формы работы, как мастер-

класс, круглый стол, тематические семинары, а так же консультации.

Результатом такой планомерной и целенаправленной работы с детьми и

родителями станет то, младшие дошкольники смогут выстраивать более

тесные взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Не будут

испытывать затруднения во время общения.

Список литературы

1.

Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего

общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. -

2006. - № 3

2.

Зебзеева, В.А. Педагогическое сопровождение социально-

коммуникативного развития дошкольников//Современные

проблемы науки и образования. – 2015. - №2

3.

Репина, Т.А. Отношение между сверстниками и группе детского

сада. – М.:Просвещение, 2008.



В раздел образования