Напоминание

Тьюторская позиция учителя как средство выстраивания учениками собственного содержания образования


Автор: Старчеус Светлана Константиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ОУ СОШ "Первая Школа"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тьюторская позиция учителя как средство выстраивания учениками собственного содержания образования
Раздел: среднее образование





Назад




ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

КАК СРЕДСТВО ВЫСТРАИВАНИЯ

УЧЕНИКАМИ 5-6 КЛАССОВ

СОБСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ТЬЮТОРСТВА ДЛЯ ОУ СОШ

«ПЕРВАЯ ШКОЛА»

НОВЫЕ УСЛОВИЯ

СОВРЕМЕННОСТИ

СПРОС НА ЛИЧНОСТЬ С НОВЫМИ

КАЧЕСТВАМ

Это умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить новые

задачи, развивать мотивы и интересы

своей познавательной деятельности и др..

НОВЫЕ СПОСОБЫ И

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ГИПОТЕЗА

Объект исследования:

учащиеся 5-6 классов ОУ СОШ «Первая Школа»

Предмет исследования:

мотивы, интересы, познавательные инициативы

учащихся. Процессы целеполагания и рефлексии.

Методы исследования:

наблюдение, анкетирование, опрос, собеседование, сравнение,

анализ, обобщение

Гипотеза:

внедрение технологии тьюторского сопровождения

поможет учащимся выстроить собственное содержание

образования (образовательный маршрут)

Цель:

Внедрить техники тьюторского сопровождения в

учебную и внеурочную деятельность как условие

выстраивания учениками 5-6 классов собственного

содержания образования

Задачи:

продолжить разработку необходимых средств для

организации тьюторского сопровождения учащихся;

внедрить техники тьюторского сопровождения

образовательной деятельности;

помочь подросткам в формулировании их собственных

долгосрочных и краткосрочных образовательных целей;

создать условия для формирования адекватной

самооценки, саморефлексии и корректировки учащимися

собственной образовательной деятельности;

проанализировать результаты внедренческого этапа.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ?

I

II

III

1, 4

2

3

ФОРМЫ И

СПОСОБЫ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ТЬЮТОРА

В ОСНОВНОЙ

ШКОЛЕ

ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ТЬЮТОРСКОЙ РАБОТЫ –

ВОПРОС.

Творческие вопросы «Что изменилось бы…, если бы…», «Что

произойдет, если…» и т.д.

Вопросы с альтернативой ответа используются когда

необходимо выбрать правильный ответ из нескольких

предлагаемых.

Ключевые вопросы – это вопросы, которые затрагивают более

широкий контекст темы, касаются практического применения

знаний.

Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»,

«Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте

героя ?»

Приём «Вопросительные слова». Прием «Толстый» и

«тонкий» вопросы», «Ромашка вопросов».

ОПРЕДЕЛЯЕМ МОТИВАЦИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ИНТЕРЕС

Групповое анкетирование

Нравится ли тебе предмет «История».

«Обществознание»? Можешь ли ты объяснить почему?

Нужны ли тебе история и обществознание? Если нужны –

попробуй объяснить, зачем, если – нет, то почему?

Какие темы по истории и обществознанию были тебе

особенно интересны? Можешь ли ты объяснить почему?

Какая форма работы на уроке тебе была полезна?

Объясни почему?

Какой совет ты бы дал одноклассникам, чтобы в

следующем триместре изучение истории проходило

успешнее?

УЧИМСЯ СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ПРОВОДИТЬ РЕФЛЕКСИЮ

Групповая рефлексия

Какие твои цели были достигнуты в этом триместре (учебном году)? Какие нет?

Можешь объяснить почему?

Какие изменения произошли у тебя в знаниях по истории?

Какие изменения произошли у тебя в умениях и навыках?

Твой самый большой успех в изучении истории, обществознания?

Твоя самая большая трудность в изучении предмета?

Что у тебя раньше не получалось, а теперь получается?

Какие твои цели должны быть достигнуты в следующем триместре (учебном году)?

Сформулируй цель, выраженную в четких критериях

Определи задачи, т.е. конкретные действия, направленные на достижения цели

- дома выполнять не только заданные учителем домашние задания, но и дополнительно

решать задания повышенной сложности в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем»

. Обозначить промежуточные сроки, точки контроля.

Например: в конце недели проводить сверку, сопоставление

полученных результатов с теми, которые были запланированы

ГРУППОВОЕ СОБЫТИЕ

Анализ участия в игре, экскурсии, проекте

Узнал ли ты больше, чем дается на уроке?

Как ты считаешь пригодятся ли тебе знания, полученные в игре,

проекте?

Дала ли тебе игра. проект возможность проявить себя?

Я помогал своей команде

На всех этапах игры

На некоторых этапах игры

Редко

КАРТА ТЬЮТОРСКОЙ БЕСЕДЫ

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ

ЦЕЛЬ БЕСЕДЫ: подготовить тьюторанта к предварительной защиты проектной

работы

ЭТАПЫ БЕСЕДЫ

ЗАДАЧИ

ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЬЮТОРА

(примерные

вопросы)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАНТА

(ответы, которые тьюторант

дает сам или к которым надо

привести в ходе сопровождения)

РЕЗУЛЬТАТ

ПРОДУКТ

Организация и мотивация

Создать

позитивный

настрой на

беседу

Приветствие

Приветствие

Готовность к

работе

Целеполагание

Вовлекает

тьюторанта в

постановку цели

и задачи

Какая цель нашей

беседы?

Каковы задачи?

Подготовиться к предварительной

защите.

Составить план выступления,

распределить время, выбрать

отрывок из проекта для

демонстрации, продумать

содержание мультимедийного

фрагмента

Навыки

целеполагания

и планирования

деятельности и

средств

Записанный

план беседы

(тьютор)

САМООЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

примеры того, что я предложил в ходе планирования

проекта: 1… 2… 3…

примеры того, что я внес в выполнение проекта: 1… 2…

3…

примеры моих идей, которые помогли проекту: 1… 2…

3…

примеры того, как я помог группе удержать внимание на

цели проекта: 1… 2… 3…

примеры стратегий, которые я использовал для

разрешения конфликтов и решения проблем: 1… 2… 3…

Коррекция и оценка результатов деятельности

Для получения запланированных целей ученику

необходимо отслеживать свои действия.

Оценка актуального состояния дел

На каком этапе действия я сейчас

нахожусь?

Соотнесение промежуточных

результатов с заданными

критериями и конечными целями

В правильном направлении ли я

иду? Смогу ли я достичь

желаемых результатов в срок?

Получу ли я результат который

соответствует критериям?

Внесение корректив, если они

необходимы

Какие изменения в свои действия,

в свой план мне нужно внести, что

мне нужно сделать сейчас, завтра,

через неделю?

Анкета «Я изучаю историю»

Опрос родителей

Какие учебные предметы являются приоритетными для вашего ребенка?

Нравится ли вашему ребенку история и обществознание?

Какие полезные навыки, по Вашему мнению, получит Ваш ребенок, изучая

историю и обществознание?

Какой уровень изучения истории вы выбираете для вашего ребенка?

Базовый (решение типовых задач)

Повышенный (решение нестандартных задач)

Максимальный уровень (решение задач, не изучавшихся в классе

«сверхзадачи»)

Какими видами внеурочной деятельности по истории и

обществознанию может заниматься ваш ребенок: проект,

предметная декада, подготовка к олимпиадам, занятие по решениею

задач повышенной сложности.

Какие полезные навыки, по Вашему мнению, получит Ваш ребенок,

занимаясь этими видами внеурочной деятельности?

(научится работать с информацией, публично выступать, оценивать

свою работу, ставить цели и достигать их, и прочее подобное).

Подтвердились ли ваши ожидания от обучения?

Какие советы вы могли бы дать учителю, чтобы изучение истории

проходило успешнее для вашего ребенка?

КОММУНИКАЦИИ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК:

быть открытым и доступным для обучающихся;

понимать и реализовывать в своей деятельности тезис:

«Все обучаю щиеся одинаковые, все обучающиеся

разные»;

устанавливать между собой и обучающимися, а также

между сами ми обучающимися доброжелательные и

партнерские взаимоотно шения;

организовывать совместную деятельность

обучающихся на основе сотрудничества, согласования

целей деятельности и способов их совместного

достижения;

формировать благоприятный эмоциональный настрой,

ат мосферу поддержки и взаимопомощи.

РЕЗУЛЬТАТЫ

АНКЕТИРОВАНИЯ И

ДИАГНОСТИКИ

ЦЕЛЬ: СБОР И ПЕРЕРАБОТКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Диагностика:

определение установок обучающихся на

обучение, их потребностей, мотивов,

ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

диагностика умений целеполагания и

рефлексии.

определение и анализ опыта, знаний и умений

обучающихся по со держанию курса, а также

успешного или неуспешного предыдущего

опыта обучения.

Анкета «выявление мотивов учения

МОТИВЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В САМОЙ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ

МОТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМ, ЧТО ЛЕЖИТ ВНЕ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВНЕШНИЕ МОТИВЫ

КЛАС

С

МОТИВЫ,

СВЯЗАННЫЕ С

СОДЕРЖАНИЕМ

УЧЕНИЯ

(СТРЕМЛЕНИЕ

УЗНАТЬ НОВЫЕ

ФАКТЫ, ОВЛАДЕТЬ

СПОСОБАМ

ДЕЙСТВИЙ)

УТВЕРЖДЕНИЕ № 3

МОТИВЫ,

СВЯЗАННЫЕ С

ПРОЦЕССОМ

УЧЕНИЯ

(СТРЕМЛЕНИЕ

ПРОЯВИТЬ

АКТИВНОСТЬ,

УВЛЕКАЕТ

ПРОЦЕСС

РЕШЕНИЯ)

УТВЕРЖДЕНИЕ

№ 2

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

А. ДОЛГ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УТВЕРЖДЕНИЕ № 7

Б. МОТИВЫ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЛЯ

БУДУЩЕГО

УТВЕРЖДЕНИЕ № 4

УЗКОЛИЧНЫЕ МОТИВЫ –

СТРЕМЛЕНИЕ ЗАНЯТЬ

ДОСТОЙНОЕ МЕСТО СРЕДИ

ТОВАРИЩЕЙ

УТВЕРЖДЕНИЕ № 6

РАДИ МАТЕРИАЛЬНОГО

ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

УТВЕРЖДЕНИЕ № 8

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

МОТИВЫ

СТРЕМЛЕНИЕ

ИЗБЕЖАТЬ

НЕПРИЯТНОСТЕЙ

УТВЕРЖДЕНИЕ №1, 5

5

15

УЧ.

8

6

10

4 и 10

3

6 А

10

уч.

5

5

1 и 7

1 и 5

1

6 Б

9

УЧ.

6

5

4

8

– МАТЕРИАЛЬНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

4

0

5

10

15

20

25

30

14

10

11

27

15

16

Соотношение внутренних и внешних

мотивов учения

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

0

2

4

6

8

10

12

14

16

10

8

4

14

6

8

3

1

4

Внешние мотивы учения

Социальные

Узколичностные

Отрицательные

Интерес учащихся к предмету

Критерии

1 триместр

Конец года

история

обществозн

ание

история

обществознан

ие

6 А 6 Б

6 А

6 Б

6 А

6 Б

6 А

6 Б

Положитель

ный интерес

4

5

4

6

6

6

5

6

Нейтральны

й интерес

3

3

3

3

2

3

4

3

Нет

интереса

3

1

3

0

2

0

1

0

6А (История)

6Б (История)

6А (Обществознание)

6Б (Обществознание)

0

1

2

3

4

5

6

7

4

5

4

6

6

6

5

6

3

3

3

3

2

3

4

3

3

1

3

0

2

0

1

0

Интерес учащихся к предмету

Положительный (начало года)

Положительный конец года)

Нейтральный (начало года)

Нейтральный конец года)

Нет интереса (начало года)

Нет интереса (конец года)

Выявление предпочтений в содержании

учебного материала

Интересные темы

Темы, не вызвавшие интерес

История

Обществозна

ние

История

Обществознан

ие

5 класс

Боги, герои,

войны, культура

Человек

Школа

Семья

Родина

хозяйство

труд

6 А

Международные

отношения.

Крещение Руси

Борьба с

ордынцами

Московское

царство

Человек –

личность.

Мысли и

чувства

Потребности

человека

Феодальный

мир

Человек славен

добрыми

делами

6 Б

Крестовые

походы

Первые князья,

Крещение Руси

Культура Руси

Межличностн

ые отношения

Общение

На пути к

жизненному

успеху

Восточные

славяне

Человек и

человечность

Выявление предпочтений в формах

учебной деятельности

КЛАССЫ

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ

МЕНЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ

5 КЛАСС

ИГРА, ВИДЕО, ТВОРЧЕСКИЕ

ЗАДАНИЯ, РАБОТА В ПАРАХ,

ГРУППАХ, РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ТЕСТ. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И

РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ, ЗАДАНИЯ ПО

КАРТЕ. ПРАКТИКУМ.

6 КЛАССЫ

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ И

СХЕМАМИ, РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ

ЗАДАЧ, РАБОТА В ПАРАХ И

ГРУППАХ, ДИСКУССИЯ, РАБОТА

С ИСТОРИЧЕСКИМИ

ДОКУМЕНТАМИ, ЛЕКЦИЯ

ЗАЧЕТ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА,

ПРАКТИКУМ, ТЕСТ, ЗАПОЛНЕНИЕ

КОНТУРНОЙ КАРТЫ

Рефлексия деятельности учащихся 6 класса

Твой самый

большой успех в

изучении истории

и обществознания

Ведение тетради

Сдала зачет

Научился искать информацию

Научилась заполнять контурные карты

Написала контрольную на пять

Поняла как заучивать материал

Я понимаю какие события проходили в том или ином веке.

Я стал больше разбираться в людях.

Узнала много нового о жизни людей в прошлом.

Твоя самая

большая

трудность в

изучении

предметов

Учить даты

Читать много текстов

Запоминать материал (Я не понимаю как это можно

запомнить)

Что у тебя раньше

не получалось, а

теперь получается

Я увлекся историей

Научилась заполнять разные таблицы

Воспринимать информацию и понимать ее

Обсуждать в классе проблему

Научилась запоминать даты и разных князей.

Какие изменения произошли у тебя в умениях и навыках по истории и

обществознанию

Умения/ навыки

Владею

полностью

Владею

частично

Не владею

Определять учебные задачи

Планировать учебные действия (способы выполнения уч.

задания)

Осуществлять самоконтроль, самооценку

Составление простого плана

Составление сложного плана

Составление схемы

Составление тезисов

Подготовка презентации

Учебно – интеллектуальные умения

Выделение главного

Выявление причинно-следственных связей

Определение понятий

Сравнение

Систематизация и обобщение

Доказательство и опровержение

Учебно – информационные умения

Осознанное восприятие текста

Пересказ текста

Конструирование разноуровневых вопросов

Свертывание и развертывание информации

Работа с дополнительной литературой

Учебно – коммуникативные умения

Слушать

Записывать лекции

Навыки публичного выступления (развернутый ответ,

сообщение)

Диалог, дискуссия

Участие в совместной деятельности (групповая, парная)

Какие изменения произошли у тебя в умениях и

навыках по истории и обществознанию (6 Б)

Умения навыки

I триместр

III триместр

Владею

полностью

Владею

частично

Не

владею

Владею

полностью

Владею

частично

Не

владею

Определять учебные задачи

Планировать учебные

действия (способы

выполнения уч. задания)

3 (0)

2 (0)

5 (7)

6 (6)

2 (3)

2 (4)

5 (0)

3 (2)

4 (8)

5 (6)

1 (2)

2 (2)

Осуществлять

самоконтроль, самооценку

3

5

1

5

5

0

Составление простого

плана

7

3

9

1

Составление сложного

плана

5

3

2

5

4

1

Составление схемы

4

5

1

5

4

1

Составление тезисов

3

4

3

4

3

3

Критерии умения определять учебную задачу

Самостоятельно определять учебную задачу, планировать алгоритм ее выполнения,

корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать

Показатели сформированности целеполагания

(среднесрочные и долгосрочные цели)

Критерии

Высокий уровень: определяют цель самостоятельно,

цель достижима, измерима, имеет временные рамки.

Средний уровень: недостаточно проработан один из

критериев.

Низкий уровень: осознает цель частично, затрудняется

сформулировать. Требуется помощь учителя.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

6 классы

1 триместр

0

6

13

6 классы

конец года

0

14

5

6 классы (начало года)

6 классы (конец года)

0

2

4

6

8

10

12

14

16

0

0

6

14

13

5

Показатели сформированности целеполагания

(среднесрочные и долгосрочные цели)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Индивидуальный образовательный план ученика

Ближайшие цели, задачи

Какие темы по истории и обществознанию мне интересны

Какие дополнительные материалы буду использовать

Какие умения и навыки мне необходимо развивать

Какой уровень изучения истории и обществознания я выбираю для себя

Какие дополнительные занятия по предмету буду посещать

В каких проектах приму участие

Какие виды внеурочной деятельности я выбираю

В каких олимпиадах и конкурсах по истории и обществознанию буду

участвовать

Какова моя цель в изучении истории и обществознания в первом

триместре 2022 г.

Что я буду делать для достижения моей цели?

Шаг 1…Шаг 2…..Шаг 3…..

Какие ресурсы мне нужны для достижения цели

Карта тьюторского сопровождения ученика

ФИ______________________________________

Класс________________

Индивидуальные особенности Интересы

Мотивация. Отношение к предмету

Умения и навыки по предмету

Предпочтения в формах деятельности

Предпочтения в содержании материала

Самая большая трудность по истории и

обществознанию

Самый большой успех по истории и

обществознанию

Краткосрочные и среднесрочные цели

Выбор проектов, олимпиад

Результаты тьюторского сопровождения на уровне

обучающегося:

умение делать простой и сложный выбор;

оформление собственных интересов;

умение анализировать и корректировать

собственную деятельность;

опыт самооценки;

опыт строительства собственной

индивидуальной образовательной

траектории;

опыт проектной и исследовательской

деятельности.

появление новых творческих инициатив;

коррекция коммуникативной сферы;

собственный творческий продукт -

сочинение, кроссворд, презентация,

сценарий, плакат, опрос и т.д

.

Продукт: тьюторская карта учителя,

Индивидуальный образовательный план

ученика

«Воспитатель обязан уметь терпеливо ждать,

когда разовьются способности»

Я. Корчак



В раздел образования