Автор: Лейла Бидзинаевна Хлоева
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: Ардон
Наименование материала: статья
Тема: «Осетинское народное творчество»
Раздел: среднее образование
Осетинский фольклор многообразен по своему содержанию. Сохранился так наз.
нартовский эпос — сказания о нартах. Особенно популярны сказания о похождениях
нартов — Урузмага, Хамица, Сослана, Сирдона и других, о нартах-кочевниках, бедняках,
о нартовском голоде и пр. Нартовский эпос отражает настроения крестьянства,
закабаленного феодалами, моменты сопротивления и борьбы с ними. Сохранилось также
большое количество разных песен, сказок, пословиц, поговорок. Из них выделяются
песни, отражающие быт осетинских трудящихся масс, связанный с земледелием,
овцеводством, охотой и т. д. Особое место занимают исторические песни, наиболее ярко
отражающие классовую борьбу осетинских трудящихся масс против феодалов-
помещиков, известных под названием тагаурских алдаров и дигорских баделят. Таковы
например исторические песни «Мисирби Караджаев», «Кантемиров Мазук-Алдар» и
некоторые другие. Современное устное творчество отражает различные этапы
Октябрьской революции; большое количество песен воспевает героев гражданской войны
в Осетии; в песнях самого последнего времени — отклики на проведение сплошной
коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Необходимо отметить факт
огромного влияния богатого и разнообразного по своему содержанию осетинского
фольклора на всех почти без исключения осетинских писателей. В настоящее время к
устному творчеству обращаются и осетинские пролетарские писатели, как напр. Мисост
Камбердиев, Т. Бесаев и другие. Наиболее активными собирателями осетинского
фольклора являются Цоцко Амбалов, Г. А. Дзагуров, Гагудз Гуриев, Б. А. Алборов, Д.
Бердиев, П. Гадиев, Г. Темираев, А. Тибилов, В. Карсанов, М. К. Горданов и др.