Автор: Каюкова Татьяна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: план самообразования
Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
План по самообразованию
Воспитатель: Каюкова Татьяна Эдуардовна.
Дата начала работы над темой – октябрь 2017
Предполагаемая дата окончания работы – май 2018
Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников».
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к
природе.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения
необходимой литературы, самообразования;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Формировать у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
Расширить представления детей о городах России;
Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развить чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
Воспитание бережного отношения к природе и всему живому.
Актуальность выбранной темы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому
саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к
её
истории,
прошлому
и
настоящему,
ко
всему
человечеству.
(Д.С.Лихачев)
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что
патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с
духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти
переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог
должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные
особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы
педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова
академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо
выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной
местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати –
поле».
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые
события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились
новые.
Молодое
поколение
забывает
русскую
народную
культуру,
народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души
вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение
от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.
Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются
не
вечные
истины
и
доблести,
а
криминальная,
силовая
героика.
Объективными
показателями
нравственного
неблагополучия
в
сфере
детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и
других
зависимостей,
включая
все
виды
«экранной
зависимости»
-
т е ле ма нию,
вирт а ма нию,
Инт е рне т -ма нию.
Н а бл юд а е т с я
взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных
связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план
отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети –
будущий
«человеческий
капитал»,
ценный
ресурс
страны,
залог
её
будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт
будущий
гражданин.
В
молодых
семьях
вопросы
воспитание
патриотизма
не
считаются
важными,
зачастую
вызывают
лишь
недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых
сложных направлений.
Понятие
"патриотизм"
понимается
широко:
и
как
любовь
к
Родине,
преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к
месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить
свои
интересы интересам
родной
страны,
стремление
защищать
интересы
Родины.
Учитывая
это
обстоятельство,
достаточно
сложно
объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к
ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого
вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий
дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период
дошкольного
детства
благоприятствует
во спитанию
патриотических
чувств,
т.к.
именно
в
это
время
происходит
формирование
культурно-ценностных
ориентаций,
духовно-
нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств,
мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается
процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного
детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия
на
ребёнка,
т.к.
образы
восприятия
действительности,
культурного
пространства
очень
ярки
и
сильны
и
поэтому
остаются
в
памяти
надолго,
а иногда и
н а
в с ю
ж и з н ь ,
ч т о
о ч е н ь
в а ж н о
в
воспитании патриотизма.
Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область
дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой
осуществлялось на всех этапах отечественной педагогики.
Сегодня
наше
общество
переживает
переоценку
идеалов,
иногда
ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести
к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть
направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город,
край, свою Родину.
Таким
образом,
я
определила
содержание
и
развитие
идей
патриотического
воспитания
в
педагогических
исследованиях.
Без
патриотических чувств, убеждений, действий человек не может быть
настоящим гражданином и защитником своей Отчизны.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать
человека.
Нравственно
-
патриотическое
воспитание детей
является
одной
из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Работа с детьми
Октябрь
Оформление
уголка
в
группе
детского
сада
«Моя
Родина
–
Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка
дидактических
игр
по
патриотическому воспитанию.
Беседа по теме «Улица, на которой
я живу».
Создание
альбома
«Природа
родного края».
Стенд «Моя Родина – Россия».
Картотека игр.
Выставка
рисунков
"Улицы
нашего города".
Альбом
«Природа
родного
края».
Ноябрь
Ознакомление
с
символикой
России, родного города, области.
Непосредственно
образовательная
деятельность «Моя малая родина».
Краткосрочный
проект
«День
Матери».
Выставка
работ
детского
творчества.
Проект «День Матери».
Декабрь
Конкурс
–
выставка
«Лучшая
новогодняя игрушка».
Изготовить
настольную
игру
«Государственные символы»
В ы с т а в к а
« Л у ч ш а я
новогодняя игрушка».
Игра
««Го сударствен н ые
символы».
Январь
Ознакомление
с
обычаями
и
традициями русского народа.
Подготовить
консультацию
для
педагогов «Растим патриотов».
Коллективное
оформление
книги
«Обычаи,
обряды
и
традиции русского народа».
Ко н с ул ь т а ц и я
« Р а с т и м
патриотов».
Февраль
Непосредственно
образовательная
деятельность «Главные праздники
Праздник, посвящённый Дню
защитника Отечества.
России».
П о д г о т о в к а
и
п р о в е д е н и е
праздника
«День
защитника
Отечества».
Март
Беседы «Моя мама – лучшая на
свете», «Что умеет моя бабушка?»
Создание
фотовыставки
«Наша
дружная семья».
Выставка
детских
р а б от
«Мамин портрет».
Альбом «Моя семья».
Выставка работ, выполненных
б а б у ш к а м и
и
м а м а м и
воспитанников
«Мамины
руки
не
знают
скуки».
Апрель
Краткосрочный проект «Космос».
Фотовыставка «В детском садике
своем очень дружно мы живем».
Ра б от а
по
б л а г оу с т р о й с т ву
территории детского сада.
Выставка
работ
детского
творчества
«Космос
глазами
детей».
Акция «Посади дерево».
Май
«Боевая
слава
нашего
народа».
Экскурсия к мемориалу воинской
славы,
приуроченная
ко
Дню
Победы.
Ко н сул ьт а ц и и
« В о с п и т а н и е
п а т р и о т и ч е с к и х
ч у в с т в
у
дошкольника»;
« Д е н ь
П о б е д ы ,
ч т о
и
к а к
рассказать ребенку».
Отчёт по теме самообразования.
Утренник, посвящённый Дню
Победы.
Выступление на педсовете.
О кт я бр ь
-
май
Ч т е н и е
х у д о ж е с т в е н н о й
литературы
детям
о
природе
России, родного края, о войне, о
других исторических событиях.
Работа с
семьёй
Октябрь
Ко н сул ьт а ц и я
« В о с п и т а н и е
маленького гражданина».
Фотовыставка «Моё любимое
место в городе»
Ноябрь
Оформление
альбома
«История
нашего города».
Альбом
«История
нашего
города».
Февраль
Консультация «Роль отца в
становлении личности ребенка»
Газета
«Мой
папа
самый
лучший»
Март
Консультация
для
родителей
« П р и о б щ е н и е
к
и с т о р и и ,
традициям и культуре России».
Выставка работ, выполненных
б а б у ш к а м и
и
м а м а м и
воспитанников
«Мамины
руки
не
знают
скуки».
Апрель
Ра б от а
по
б л а г оу с т р о й с т ву
территории детского сада.
Акция «Посади дерево».
Май
Ко н сул ьт а ц и я
« В о с п и т а н и е
п а т р и о т и ч е с к и х
ч у в с т в
у
дошкольника».
Отчёт по теме самообразования
Выступление на педсовете.
Перспективы при продолжении работы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у
дошкольников» (согласно возрастной группе);
- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
-
В
работе
с
родителями
включать
анкеты,
беседы,
организацию
совместных праздников.