Напоминание

Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся


Автор: Абаева Зарема Саидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: математика
Тема: Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Как научить школьника проектной деятельности?

Одна из главных задач современной начальной школы - создание

необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и

формирование его активной позиции. В связи с этим возникает

необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой

деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои

действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт

условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет

адекватно оценивать свою работу. В связи с этим основная цель педагога -

проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении

знаний, что позволяет:

- выявить творческие способности ребёнка;

- улучшить контакт с учащимися, родителями;

- развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки

сотрудничества;

- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их

самоутверждения.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной

деятельности?

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

В учебном процессе важно использовать различные типы проектов в

зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие,

игровые, информационные, социально-значимые.

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, стоит продумать следующие вопросы, на

которые требовалось дать ответы в первую очередь:

Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно

обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии,

сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).

Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов

анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа

индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить

инициативу?

Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность

на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

(собеседование в процессе работы, анкетирование).

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все

этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но

эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается

реальная проектная деятельность.

Информационно-операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация

перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном

этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение

опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый

трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно

работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно,

чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного

возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время

консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада,

дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники

обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями,

задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения

полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап

проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие

научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения,

пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением

как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются

не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети,

кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить

на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В

начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в

выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю

учащимся следующие вопросы:

Правильно ли сформулировали задачу?

Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?

Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать

этот проект?

Насколько хорошо вы использовали время?

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно

надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным:

сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в

разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.

адаптироваться к меняющимся условиям жизни.



В раздел образования