Автор: Абаева Зарема Саидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: математика
Тема: Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Раздел: среднее образование
Как научить школьника проектной деятельности?
Одна из главных задач современной начальной школы - создание
необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и
формирование его активной позиции. В связи с этим возникает
необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой
деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои
действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт
условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет
адекватно оценивать свою работу. В связи с этим основная цель педагога -
проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении
знаний, что позволяет:
- выявить творческие способности ребёнка;
- улучшить контакт с учащимися, родителями;
- развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки
сотрудничества;
- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их
самоутверждения.
Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной
деятельности?
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
В учебном процессе важно использовать различные типы проектов в
зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие,
игровые, информационные, социально-значимые.
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Начиная работу над проектами, стоит продумать следующие вопросы, на
которые требовалось дать ответы в первую очередь:
Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно
обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии,
сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов
анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа
индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить
инициативу?
Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность
на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
(собеседование в процессе работы, анкетирование).
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все
этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но
эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается
реальная проектная деятельность.
Информационно-операционный этап.
Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация
перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном
этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение
опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый
трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно
работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно,
чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного
возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время
консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
Рефлексивно-оценочный этап.
На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада,
дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники
обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями,
задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения
полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап
проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие
научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения,
пополнение знаний.
Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением
как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются
не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети,
кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить
на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В
начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в
выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю
учащимся следующие вопросы:
Правильно ли сформулировали задачу?
Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать
этот проект?
Насколько хорошо вы использовали время?
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным:
сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.
адаптироваться к меняющимся условиям жизни.