Автор: Березовская Вероника Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад №11 "Тополек"
Населённый пункт: г. Новокубанска Краснодарского Края
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогический проект: "здоровые дети - счастливые дети!"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Здоровые дети – счастливые дети!»
Введение
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта: Долгосрочный.
2022 – 2023 учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре,
музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют
новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В
Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится
самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными
государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и
подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а
дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья
дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном
государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область
"Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования
у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся
к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито
полное физическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную
озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные
отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым.
Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как
следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном
учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за
столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на
определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность
скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,
плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника
оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих
болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована
работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом
осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и
средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре
работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться
семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном
определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в
хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность
воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в
руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения
двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого
корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет
дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном
учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для
которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав
и обязанностей.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание
патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого
общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи
особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку,
совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить
свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В
ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и
порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие
сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей
к тому что, что окружает человека.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка
здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное
отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного
возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого
здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд краеведо-
туристические походы будут этому способствовать.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем
желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье.
Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном
примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители
испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им
подражать.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями
является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют
первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции
которых во многом зависит развитие ребенка.
Постановка проблемы
В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое
развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают
"двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости,
координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес,
нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть,
мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется
скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители
имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью туристических
походов, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают
своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"),
даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Данные показатели обусловили актуальность выбранной темы, целью которой явилось
сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста через
туристические прогулки.
Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:
1. Создать условия для физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ с использованием
нетрадиционного оборудования.
2. Развивать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие
эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе туристических походов
3. Совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным
мероприятиям.
4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных
мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического
здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами туристических походов
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье
сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по
физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с
родителями дошкольников.
База исследования: МДОАУ «Детский сад «Тополек».
Организация среды:
комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки:
гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски,
кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки,
веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных
размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).
Предполагаемый результат:
Родители:
обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной
деятельности;
повышение интереса к жизни детского сада;
повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
снижение уровня заболеваемости;
повышение уровня физической подготовленности;
осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – подготовительный;
III этап – основной - практический;
IV этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей.
Реализация проекта
В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители
большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким
образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но
подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его
физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые
требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня,
развития двигательных навыков.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья
дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей,
приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического
воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад,
который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни,
воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по
различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким
образом:
создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены,
закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-
музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях
семейных команд.
Принципы реализации проекта:
принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными
методиками);
принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
по оздоровлению себя и детей);
принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе
всего образовательного процесса всех видов деятельности);
принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными
категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);
принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение
необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо
от возраста и уровня физического развития детей);
принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной
деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный
способ решения);
принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на
основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с
учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере
физической подготовленности);
принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного
режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в
продуктивных видах деятельности);
принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в
воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и
оздоровительные мероприятия и их оценка).
Формы и методы реализации проекта
Наглядно-информационный блок
Информационно-ознакомительный
блок
Блок - Родительский клуб
«Здоровячок»:
Информационные стенды для
родителей «Уголок Здоровья» и
«Физкульт-Ура»
тематические консультации
по вопросам приобщения
детей к физкультуре,
спорту и здоровому образу
жизни
рекомендации по
организации физкультурных
уголков дома,
использовании спортивного
инвентаря
использование комплексов
оздоровительной
гимнастики в семье
использование
специального комплекса
упражнений для сохранения
осанки здоровой, по
профилактике плоскостопия
памятки по организации
подвижных игр дома и на
прогулке
Информационный стенд для
родителей с фото прошедших
мероприятий «Хорошо у нас в
саду!»
Картотеки подвижных игр
Выпуск валеологических газет
«Почтовый ящик»
«Методическая копилка» - стихи,
загадки, сказки и рассказы о семье,
спорте
Выступление инструктора по
физкультуре на родительских
собраниях:
«Организация физкультурно-
оздоровительной работы на
2012-2013 учебный год»
ознакомление родителей с
результатами совместной
работы по физкультурно-
оздоровительной работе на
2012-2013 учебный год
«Наши достижения»
Консультации и беседы по
физкультурно-оздоровительной
тематике:
«Как организовать занятия
физическими упражнениями
дома»
«Профилактика нарушения
осанки и плоскостопия»
«Игры с мячом»
«Игры с обручем»
«Малоподвижные игры»
«Спортивные игры»
«Один дома»
«Учим детей ходить на
лыжах»
«Скоро лето»
День открытых дверей:
День здоровья
Неделя здоровья
Анкетирование:
«Физическая культура и
оздоровление»
Совместная физкультурно-
оздоровительная деятельность
родителей с инструктором по
физкультуре:
физкультурные
мероприятия -
праздники, досуги,
развлечения
обучение элементам
подвижных игр
обучение различным
оздоровительным
методикам укрепления
здоровья
пропаганда здорового
образа жизни
оптимизация
двигательного режима
дошкольников
профилактика
простудных
заболеваний
средствами физической
культуры
профилактика и
коррекция нарушений
осанки и плоскостопия у
детей.
Помощь в проведении «Дней
интересных встреч»- экскурсий
и прогулок
Помощь в подготовке,
организации и проведении
«Дней рождения»
Изготовление спортивного
инвентаря и атрибутики
Выставки поделок и рисунков
«Какое место занимает
физкультура в Вашей семье»
Физическая культура в Вашей
семье»
Интеграция образовательных областей
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения
проблемы и применять их на практике.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями
Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»:
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей
успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к
сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению
соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую
возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности
ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со
сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме
сотрудничеству - участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным
мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми
посредством совместных физкультурных мероприятий.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»:
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством
чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий,
вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»:
Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных
фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной
деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на
спортивную тематику).
Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие»:
Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику,
выделяя творческие достижения взрослых и детей. Раскрывать возможности музыки как
средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка». Показывать
родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-
родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной
физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.
Описание проекта
Весь процесс работы над проектом строился в четыре этапа.
На организационном этапе работы по проекту провела анализ уровня физического развития и
воспитания детей,результаты показали, что высокому уровню соответствуют – 27 % детей,
среднему – 52 %, низкому - 21% (график 1).
В результате анкетирования выделились три группы родителей.
Первая группа – 26% - родители обладают знаниями в вопросах физического воспитания и
оздоровления. Вторая группа – 25% - родители, которые не очень интересуются педагогикой,
но их волнует проблема физического развития их ребенка. Третья группа – 20% - родители,
интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со здоровьем ребенка.
Анализ результатов показал, что большинство опрошенных родителей согласны оказывать
помощь в процессе формирования у детей физических качеств и приобщению их к здоровому
образу жизни, так как самой первой ценностью родителей считают здоровье, а потом уже
материальный достаток.
В целях оптимизации взаимодействия с родителями постаралась выбрать формы работы
сообразно целей своей деятельности.
Реализация проекта предполагает непосредственно образовательную деятельность детей на
занятиях физической культурой, поэтому мною был составлен календарно-тематический план
работы с детьми средней группы.
Реализация проекта на практическом этапе велась по блокам.
Блок – родительский клуб «Здоровячок»
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
интересным, но и самым трудным в организации. Открытые просмотры физкультурных
мероприятий дают возможность родителям наблюдать за своими детьми, сравнить поведение
и умения детей, перенять приемы. С этой целью мною разработаны и проведены
физкультурные развлечения и досуги для детей и совместные физкультурные праздники с
родителями.
Физкультурно-музыкальные праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество,
которое разделяют и взрослые, и дети. Выяснилось, что наиболее популярными являются
совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 %
родителей.
Стало традицией участие детей и родителей в городских спортивных мероприятиях. Родители
здесь – активные участники и помощники.
Положительные результаты и эмоции, полученные родителями и детьми от совместно
проведенного досуга, посвященного дню Семьи, и послужили стимулом к созданию клуба для
родителей, детей и педагогов. Так возникла идея организовать родительский клуб, где бы
родители, общаясь друг с другом и со специалистами, могли получить ответы на
возникающие вопросы. С этим предложением вышла к родителям детей средней группы и
получила поддержку с их стороны.
Основная часть родителей детей, которые посещают детский сад, изъявили желание быть
участниками родительского клуба
Анализ результатов анкетирования показал, что родители, не принявшие в начале проекта
участие, заинтересовались работой родительского клуба,
33% - родители пополнили уровень знаний в вопросах физического воспитания и
оздоровления и являются активными участниками клуба.
35% - родителей волнует проблема физического развития их ребенка.
12% - родители, интерес которых ограничен лишь состоянием здоровья ребенка.
В результате всей проведенной работы повысился уровень воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
.
Физкультурный праздник «День защиты детей», организованный 1 июня, стал итоговым
результатом сотрудничества и участия родителей в жизни детского сада, где родители
оказали помощь в подготовке, организации и проведении праздника, была организована
выставка совместного творчества детей и родителей. Театрализованное представление
родителями сказки «Непослушная Даша» является хорошим примером взаимодействия
детского сада и семьи.
На педагогическом совете были подведены итоги физкультурно-оздоровительной работы с
детьми 2022-2023 учебного года.
Результаты работы
По итогам мониторинга уровня физического развития и воспитания детей выявила, что за
2012-2013 учебный год наблюдается рост детей с высоким уровнем физической
подготовленности и уменьшение числа детей со средним и низким уровнем. Это можно
объяснить тем, что сотрудничество инструктора по физкультуре с родителями дает
положительные результаты, прослеживается преемственность в содержании форм, методов
и приемов работ
Отмечается положительная динамика активности родителей, на начальном этапе только 51%
родителей воспитанников ДОУ посещали мероприятия (консультации, досуги, праздники, дни
открытых дверей), на конечном этапе до 68% родителей участвуют в работе по физическому
развитию и оздоровлению дошкольников, являясь активными участниками досугов,
праздников, открытых мероприятий, конкурсов рисунков.
В результате проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для
улучшения физического воспитания ребенка в семье необходимо взаимодействие с
инструктором по физкультуре (на 32%).
Об эффективности взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;
стремление родителей к взаимодействию и участию в жизни ДОУ;
рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: положительное
отношение к работе ДОУ, мотивационная готовность к физкультурно-оздоровительной
деятельности в семье;
рост посещаемости родителями физкультурных мероприятий;
положительное мнение родителей о компетентности инструктора по физкультуре в
вопросах физического развития и оздоровления.
На Методическом объединении инструкторов по физкультуре города Кирова выступила с
докладом на тему «Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей в процессе
физического развития детей» в рамках реализации проекта.
Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные
и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитаны не на один год. Но уже сейчас
стало явным, что изменилось отношение родителей к образовательному процессу.
Положительным результатом проекта считаю увеличение количества родителей – активных
участников за период с 2022 по 2023 год, наблюдается повышение уровня
заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей.
Таким образом, на сегодняшний день, можно сказать, что сложилась определенная система
взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало
определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными
участниками встреч и помощниками инструктора по физкультуре, создана атмосфера
сотрудничества.
Продукты проектной деятельности:
Сборники «Уголок Здоровья» и «Физкульт-Ура» для информационных стендов.
Дополнение сборника «Методическая копилка» сказками и рассказами о пользе
физкультуры и спорта, стихами и загадками о семье.
Конкурс поделок и рисунков (совместное творчество детей и родителей).
Альбом рисунков «Виды спорта».
Создание родителями книжек – малышек «Я имею право».
Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования.
Дополнение сборников физкультурных мероприятий новыми сценариями развлечений
и досугов с детьми и родителями.
Вывод
Гипотеза подтвердилась: физические качества детей эффективно развиваются, а здоровье
сохраняется и укрепляется при условии взаимодействия инструктора по физкультуре и
родителями в процессе физического развития дошкольников, создание таких условий как:
взаимодействие родителей и педагога, организация совместной деятельности, способствует
развитию взаимодействия с родителями.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на
него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,
понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все
субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Родители и педагоги должны
строить свои отношения на психологии доверия и быть уверены в хорошем отношении к
ребенку.
Перспективы на следующий год:
Продолжать совместную работу с родителями.
Разработать рекомендации по двигательной активности детей.
Наметить план дальнейшей работы родительского клуба «Ягодка».
Продолжать формировать предметно-развивающую среду.
Изучить и внедрить новые формы и методы совместной работы с родителями.
Охватить не менее 80% семей.