Напоминание

Педагогический проект: "здоровые дети - счастливые дети!"


Автор: Березовская Вероника Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад №11 "Тополек"
Населённый пункт: г. Новокубанска Краснодарского Края
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогический проект: "здоровые дети - счастливые дети!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«Здоровые дети – счастливые дети!»

Введение

Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Реализация проекта: Долгосрочный.

2022 – 2023 учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре,

музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.

На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют

новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В

Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится

самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными

государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и

подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а

дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья

дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном

государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область

"Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования

у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное

физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и

координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом

совершенствовании.

Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся

к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито

полное физическое и эмоциональное благополучие.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную

озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные

отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым.

Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как

следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном

учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за

столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на

определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность

скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,

плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника

оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих

болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.

Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована

работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом

осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и

средствами образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре

работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться

семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном

определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в

хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность

воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в

руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения

двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление

доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого

корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет

дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном

учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для

которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав

и обязанностей.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание

патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого

общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи

особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку,

совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить

свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В

ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и

порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие

сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей

к тому что, что окружает человека.

Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка

здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное

отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного

возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого

здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд краеведо-

туристические походы будут этому способствовать.

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем

желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье.

Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном

примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители

испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им

подражать.

Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями

является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют

первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции

которых во многом зависит развитие ребенка.

Постановка проблемы

В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое

развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают

"двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости,

координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес,

нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть,

мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется

скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители

имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью туристических

походов, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают

своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"),

даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Данные показатели обусловили актуальность выбранной темы, целью которой явилось

сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста через

туристические прогулки.

Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:

1. Создать условия для физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ с использованием

нетрадиционного оборудования.

2. Развивать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие

эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе туристических походов

3. Совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным

мероприятиям.

4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных

мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического

здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами туристических походов

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье

сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по

физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с

родителями дошкольников.

База исследования: МДОАУ «Детский сад «Тополек».

Организация среды:

комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки:

гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски,

кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.

пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки,

веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных

размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).

Предполагаемый результат:

Родители:

обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной

деятельности;

повышение интереса к жизни детского сада;

повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.

Дети:

снижение уровня заболеваемости;

повышение уровня физической подготовленности;

осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный;

II этап – подготовительный;

III этап – основной - практический;

IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей.

Реализация проекта

В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители

большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким

образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но

подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его

физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые

требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня,

развития двигательных навыков.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья

дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей,

приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического

воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад,

который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни,

воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по

различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Функции родителей в организации физического воспитания детей:

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким

образом:

создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;

контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены,

закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;

непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-

музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях

семейных команд.

Принципы реализации проекта:

принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на

укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными

методиками);

принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и

родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности

по оздоровлению себя и детей);

принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе

всего образовательного процесса всех видов деятельности);

принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными

категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);

принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение

необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо

от возраста и уровня физического развития детей);

принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной

деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный

способ решения);

принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на

основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);

принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с

учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);

принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере

физической подготовленности);

принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного

режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в

продуктивных видах деятельности);

принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в

воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и

оздоровительные мероприятия и их оценка).

Формы и методы реализации проекта

Наглядно-информационный блок

Информационно-ознакомительный

блок

Блок - Родительский клуб

«Здоровячок»:

Информационные стенды для

родителей «Уголок Здоровья» и

«Физкульт-Ура»

тематические консультации

по вопросам приобщения

детей к физкультуре,

спорту и здоровому образу

жизни

рекомендации по

организации физкультурных

уголков дома,

использовании спортивного

инвентаря

использование комплексов

оздоровительной

гимнастики в семье

использование

специального комплекса

упражнений для сохранения

осанки здоровой, по

профилактике плоскостопия

памятки по организации

подвижных игр дома и на

прогулке

Информационный стенд для

родителей с фото прошедших

мероприятий «Хорошо у нас в

саду!»

Картотеки подвижных игр

Выпуск валеологических газет

«Почтовый ящик»

«Методическая копилка» - стихи,

загадки, сказки и рассказы о семье,

спорте

Выступление инструктора по

физкультуре на родительских

собраниях:

«Организация физкультурно-

оздоровительной работы на

2012-2013 учебный год»

ознакомление родителей с

результатами совместной

работы по физкультурно-

оздоровительной работе на

2012-2013 учебный год

«Наши достижения»

Консультации и беседы по

физкультурно-оздоровительной

тематике:

«Как организовать занятия

физическими упражнениями

дома»

«Профилактика нарушения

осанки и плоскостопия»

«Игры с мячом»

«Игры с обручем»

«Малоподвижные игры»

«Спортивные игры»

«Один дома»

«Учим детей ходить на

лыжах»

«Скоро лето»

День открытых дверей:

День здоровья

Неделя здоровья

Анкетирование:

«Физическая культура и

оздоровление»

Совместная физкультурно-

оздоровительная деятельность

родителей с инструктором по

физкультуре:

физкультурные

мероприятия -

праздники, досуги,

развлечения

обучение элементам

подвижных игр

обучение различным

оздоровительным

методикам укрепления

здоровья

пропаганда здорового

образа жизни

оптимизация

двигательного режима

дошкольников

профилактика

простудных

заболеваний

средствами физической

культуры

профилактика и

коррекция нарушений

осанки и плоскостопия у

детей.

Помощь в проведении «Дней

интересных встреч»- экскурсий

и прогулок

Помощь в подготовке,

организации и проведении

«Дней рождения»

Изготовление спортивного

инвентаря и атрибутики

Выставки поделок и рисунков

«Какое место занимает

физкультура в Вашей семье»

Физическая культура в Вашей

семье»

Интеграция образовательных областей

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения

проблемы и применять их на практике.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями

Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»:

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей

успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к

сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению

соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую

возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности

ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со

сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме

сотрудничеству - участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным

мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми

посредством совместных физкультурных мероприятий.

Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»:

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством

чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий,

вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.

Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»:

Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных

фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной

деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на

спортивную тематику).

Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие»:

Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику,

выделяя творческие достижения взрослых и детей. Раскрывать возможности музыки как

средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка». Показывать

родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-

родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной

физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.

Описание проекта

Весь процесс работы над проектом строился в четыре этапа.

На организационном этапе работы по проекту провела анализ уровня физического развития и

воспитания детей,результаты показали, что высокому уровню соответствуют – 27 % детей,

среднему – 52 %, низкому - 21% (график 1).

В результате анкетирования выделились три группы родителей.

Первая группа – 26% - родители обладают знаниями в вопросах физического воспитания и

оздоровления. Вторая группа – 25% - родители, которые не очень интересуются педагогикой,

но их волнует проблема физического развития их ребенка. Третья группа – 20% - родители,

интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со здоровьем ребенка.

Анализ результатов показал, что большинство опрошенных родителей согласны оказывать

помощь в процессе формирования у детей физических качеств и приобщению их к здоровому

образу жизни, так как самой первой ценностью родителей считают здоровье, а потом уже

материальный достаток.

В целях оптимизации взаимодействия с родителями постаралась выбрать формы работы

сообразно целей своей деятельности.

Реализация проекта предполагает непосредственно образовательную деятельность детей на

занятиях физической культурой, поэтому мною был составлен календарно-тематический план

работы с детьми средней группы.

Реализация проекта на практическом этапе велась по блокам.

Блок – родительский клуб «Здоровячок»

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,

интересным, но и самым трудным в организации. Открытые просмотры физкультурных

мероприятий дают возможность родителям наблюдать за своими детьми, сравнить поведение

и умения детей, перенять приемы. С этой целью мною разработаны и проведены

физкультурные развлечения и досуги для детей и совместные физкультурные праздники с

родителями.

Физкультурно-музыкальные праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество,

которое разделяют и взрослые, и дети. Выяснилось, что наиболее популярными являются

совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 %

родителей.

Стало традицией участие детей и родителей в городских спортивных мероприятиях. Родители

здесь – активные участники и помощники.

Положительные результаты и эмоции, полученные родителями и детьми от совместно

проведенного досуга, посвященного дню Семьи, и послужили стимулом к созданию клуба для

родителей, детей и педагогов. Так возникла идея организовать родительский клуб, где бы

родители, общаясь друг с другом и со специалистами, могли получить ответы на

возникающие вопросы. С этим предложением вышла к родителям детей средней группы и

получила поддержку с их стороны.

Основная часть родителей детей, которые посещают детский сад, изъявили желание быть

участниками родительского клуба

Анализ результатов анкетирования показал, что родители, не принявшие в начале проекта

участие, заинтересовались работой родительского клуба,

33% - родители пополнили уровень знаний в вопросах физического воспитания и

оздоровления и являются активными участниками клуба.

35% - родителей волнует проблема физического развития их ребенка.

12% - родители, интерес которых ограничен лишь состоянием здоровья ребенка.

В результате всей проведенной работы повысился уровень воспитательно-образовательной

деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

.

Физкультурный праздник «День защиты детей», организованный 1 июня, стал итоговым

результатом сотрудничества и участия родителей в жизни детского сада, где родители

оказали помощь в подготовке, организации и проведении праздника, была организована

выставка совместного творчества детей и родителей. Театрализованное представление

родителями сказки «Непослушная Даша» является хорошим примером взаимодействия

детского сада и семьи.

На педагогическом совете были подведены итоги физкультурно-оздоровительной работы с

детьми 2022-2023 учебного года.

Результаты работы

По итогам мониторинга уровня физического развития и воспитания детей выявила, что за

2012-2013 учебный год наблюдается рост детей с высоким уровнем физической

подготовленности и уменьшение числа детей со средним и низким уровнем. Это можно

объяснить тем, что сотрудничество инструктора по физкультуре с родителями дает

положительные результаты, прослеживается преемственность в содержании форм, методов

и приемов работ

Отмечается положительная динамика активности родителей, на начальном этапе только 51%

родителей воспитанников ДОУ посещали мероприятия (консультации, досуги, праздники, дни

открытых дверей), на конечном этапе до 68% родителей участвуют в работе по физическому

развитию и оздоровлению дошкольников, являясь активными участниками досугов,

праздников, открытых мероприятий, конкурсов рисунков.

В результате проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для

улучшения физического воспитания ребенка в семье необходимо взаимодействие с

инструктором по физкультуре (на 32%).

Об эффективности взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;

стремление родителей к взаимодействию и участию в жизни ДОУ;

рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: положительное

отношение к работе ДОУ, мотивационная готовность к физкультурно-оздоровительной

деятельности в семье;

рост посещаемости родителями физкультурных мероприятий;

положительное мнение родителей о компетентности инструктора по физкультуре в

вопросах физического развития и оздоровления.

На Методическом объединении инструкторов по физкультуре города Кирова выступила с

докладом на тему «Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей в процессе

физического развития детей» в рамках реализации проекта.

Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные

и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитаны не на один год. Но уже сейчас

стало явным, что изменилось отношение родителей к образовательному процессу.

Положительным результатом проекта считаю увеличение количества родителей – активных

участников за период с 2022 по 2023 год, наблюдается повышение уровня

заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей.

Таким образом, на сегодняшний день, можно сказать, что сложилась определенная система

взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало

определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными

участниками встреч и помощниками инструктора по физкультуре, создана атмосфера

сотрудничества.

Продукты проектной деятельности:

Сборники «Уголок Здоровья» и «Физкульт-Ура» для информационных стендов.

Дополнение сборника «Методическая копилка» сказками и рассказами о пользе

физкультуры и спорта, стихами и загадками о семье.

Конкурс поделок и рисунков (совместное творчество детей и родителей).

Альбом рисунков «Виды спорта».

Создание родителями книжек – малышек «Я имею право».

Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования.

Дополнение сборников физкультурных мероприятий новыми сценариями развлечений

и досугов с детьми и родителями.

Вывод

Гипотеза подтвердилась: физические качества детей эффективно развиваются, а здоровье

сохраняется и укрепляется при условии взаимодействия инструктора по физкультуре и

родителями в процессе физического развития дошкольников, создание таких условий как:

взаимодействие родителей и педагога, организация совместной деятельности, способствует

развитию взаимодействия с родителями.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на

него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все

субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Родители и педагоги должны

строить свои отношения на психологии доверия и быть уверены в хорошем отношении к

ребенку.

Перспективы на следующий год:

Продолжать совместную работу с родителями.

Разработать рекомендации по двигательной активности детей.

Наметить план дальнейшей работы родительского клуба «Ягодка».

Продолжать формировать предметно-развивающую среду.

Изучить и внедрить новые формы и методы совместной работы с родителями.

Охватить не менее 80% семей.



В раздел образования