Автор: Глушенко Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ЦДТ Красноармейского района Волгоград
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Тема: "Фитнесс - класс!"
Раздел: дополнительное образование
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Фитнес
– класс!» относится к программам физкультурно-спортивной направленности, так
как обучение по данной программе призвано обеспечить необходимый уровень
развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, создавать
предпосылки для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей,
как здоровье, физическое и психическое благополучие.
Программа «Фитнес – класс!» разработана с учетом следующих норматив-
ных документов:
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы»);
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации».
Актуальность программы
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей
является всегда актуальной. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был
крепким, сильным, а главное, здоровым. Укрепление здоровья зависит от разных
факторов, в том числе и от повышения уровня двигательной активности. Поэтому
актуальность программы заключается в оптимизации двигательной деятельности
учащихся посредством занятий фитнесом для сохранения и укрепления здоровья,
формирования ценностей здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность
На занятиях учащиеся учатся не только красиво двигаться, преодолевая
трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально,
физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, учатся
аккуратности, целеустремлённости.
Предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс
формирования
правильной
осанки
и
укрепление
сводов
стопы,
развитие
двигательных
способностей,
достижение
определенного
уровня
морфофункциональной зрелости, физической работоспособности, что, в свою
очередь, оказывает влияние на формирование предпосылок к учебной деятельности
учащихся.
Для этого на учебно-тренировочных занятиях применяются следующие
методы:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ и обсуждение своих
действий);
наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, просмотр и
обсуждение видеофильмов, видеоматериалов
);
При проведении практических занятий применяются:
методы строго регламентированного упражнения, характеризующиеся
многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации
формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом;
методы обучения двигательным навыкам;
методы разучивания по частям;
методы разучивания в целом;
методы
принудительно-облегчающего
разучивания
(его
можно
рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием
тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность
воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно
созданных и строго регламентируемых условиях);
игровой метод.
Теоретический материал может даваться не только в специально отведённое
время, но и непосредственно в процессе практических занятий.
При проведении практических занятий, помимо решения основной задачи,
обязательно включены разнообразные упражнения по общей и специальной
физической подготовке.
Использование элементов детского фитнеса позволяет повысить объем
двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с
возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и
физической
деятельности,
усиливает
интерес
к
занятиям
физическими
упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье учащихся.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы «Фитнес-класс!» состоят в том, что
она разработана для реализации именно в условиях учреждения дополнительного
образования детей. В программу включены разделы: оздоровительная гимнастика,
фитбол-аэробика, стрейчинг, зумба, спортивные игры и эстафеты и т.п.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста,
включают доступные упражнения.
Эффективность программы заключается в разностороннем воздействии на
опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы. К
тому же занятия проводятся с музыкальным сопровождением, что способствует со-
зданию положительного эмоционального фона.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной
программы 9 -10 лет.
В этом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. На
данном этапе у них происходит процесс активного созревания организма. Хорошо
развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы
позвоночника еще не устойчивы. Поэтому целенаправленные занятия физическими
упражнениями по программе «Фитнес – класс!» способствуют оптимальному
укреплению опорно-двигательного аппарата детей 9-10 лет, закреплению навыка
правильной осанки. Очень важным становится укрепление и сохранение здоровья
детей 9-10 лет средствами фитнеса, предложенными в программе.
Количество учащихся в группе – 15-16 человек.
Занятия
не
требуют
специальной
физической
подготовки,
отбор
в
спортивную секцию не проводится.
Зачисление проводится по заявлению родителей (лиц их замещающих).
Заниматься в секции могут учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
допущенный врачом к занятиям.
Уровень программы, объем и срок реализации программы
Уровень программы базовый. В течение обучения осваиваются комплексы
упражнений с гантелями, грифом, фитболами и т.д. Вводятся комплексы
упражнений из таких направлений как: бодибилдинг (для тех, кому необходимо
увеличить мышечную массу), кардиотренировки, «табата-кардио» (для тех, кому
необходимо
избавиться
от
избыточного
веса).
Используется
танцевальное
направление фитнес-зумба. Заводятся дневники самоконтроля, чтобы достичь
более высоких результатов на занятиях.
В течение учебного года для учащихся увеличивается удельный вес
физических
упражнений
повышенной
сложности,
прикладных
физических
упражнений с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов – 160 часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий:
Режим работы групп – 2 раза в неделю по 2 академических часа с
перерывами 10 мин.
Особенности организации деятельности учащихся
Программа
предусматривает
групповую
учебно-тренировочную
форму
занятий, с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Состав группы
постоянный.
Занятия в группах проводится с учётом возрастных особенностей учащихся.
На первых занятиях проводится теория. Теоретический материал можно давать не
только в специально отведённое время, но и непосредственно в процессе
практических занятий. Учебно-тренировочные занятия строятся по общепринятой
схеме «от простого к сложному». Необходимо помнить, что основная задача
учащихся – учиться. Занятия же фитнесом должны не только укреплять здоровье и
физически развивать, но и помогать в учёбе и трудовой деятельности.
При проведении практических занятий, помимо решения основной задачи,
обязательно включены разнообразные упражнения по общей и специальной
физической подготовке. На первых занятиях необходимо добиваться образования
правильных двигательных навыков с самого начала изучения технических
действий. Занятия общей и специальной подготовки обеспечивают необходимый
уровень физических качеств: силы, быстроты, ловкости, а в дальнейшем силовой и
общей выносливости, при этом важно обратить внимание при выполнении
упражнений на умение расслабляться, не закрепощать те мышечные группы,
которые в данном движении участия не принимают. Такие навыки создадут условия
для формирования правильной техники выполнения упражнений.
Занятия фитнесом направлены, прежде всего, на общее физическое развитие,
на развитие физических способностей, которые необходимы для всестороннего
повышения
функциональных
возможностей
организма.
Занятия
по
общей
физической подготовке проводятся на протяжении всего года. Удельный вес таких
занятий зависит от времени года и периода тренировки. Педагог правильно
оценивает нагрузку, которую испытывают учащиеся. Вовремя замечает признаки
переутомления и своевременно предотвращает чрезмерное перенапряжение, так
как, под влиянием азарта, стремясь не отстать от товарищей, учащиеся часто
выполняют непосильные для себя упражнения, заставляют себя показывать
хорошие результаты вопреки сильному утомлению, за счёт мобилизации всех сил,
что нередко может привести к вредным последствиям.
Педагог правильно оценивает нагрузку, которую испытывают учащиеся.
Вовремя замечает признаки переутомления и своевременно предотвращает
чрезмерное перенапряжение, что нередко может привести к вредным последствиям.
В
зависимости
от
конкретных
условий,
возможностей,
интересов
учащихся,
педагог
может
вносить
в
программу
изменения:
сокращать
материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы
или вносить новые в контексте программы.
Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и
отдыха, правильное дозирование нагрузки - обязательное условие каждого занятия.
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает
положительный
эмоциональный
фон
для
повышения
работоспособности
и
дисциплины учащихся.
Цель
программы:
способствовать
физическому
развитию
и
укреплению здоровья у учащихся, приобщению к здоровому образу жизни
посредством занятий фитнесом.
Задачи программы:
Образовательные:
способствовать
формированию
знаний
о
фитнесе,
направлениях в фитнесе;
формировать знания о здоровом образе жизни, правильном
питании, режиме дня;
формировать двигательные умения и навыки;
обучить технике выполнения комплексов упражнений без
предметов с предметами, спортивным оборудованием;
научить
самостоятельно
составлять
и
выполнять
комплексы
общеразвивающих упражнений.
Личностные:
формировать
способность
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению;
формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному ма-
териалу и способам решения новой задачи;
формировать умение понимать основные принципы культуры безопас-
ного, здорового образа жизни
.
Метапредметные:
формировать умения планировать, контролировать и объективно
оценивать свои физические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
формировать владение основами самоконтроля и самооценки;
формировать умения логически рассуждать, делать выводы.
Учебный план
№
п/
п
Тема
Количество часов
Формы
аттестации/конт
роля
Всего
Теоретич
еские
Практич
еские
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ:
– знакомство с ЦДТ;
– ТБ, инструктаж;
– цели и задачи программы «Фитнес
– класс!».
2
2
–
Обсуждение,
опрос
2.
Государственные символы России
1
1
-
Беседа,
обсуждение
3.
Основы гимнастики:
- правильное питание, режим дня,
санитарно-гигиенические нормы;
– разновидности ходьбы, прыжков,
бега, общеразвивающие упражнения
– основные базовые шаги в аэробике
1
1
2
1
–
-
1
2
Обсуждение,
наблюдение,
просмотр
4.
Упражнения
общеразвивающего
воздействия:
– игровой стретчинг;
– упражнения с элементами хатха-
йоги;
– дыхательные упражнения;
– приёмы массажа и самомассажа;
– упражнения на расслабление.
4
4
4
3
4
–
–
–
–
–
4
4
4
3
4
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
5.
Развитие физических качеств:
– гибкость;
– выносливость;
– координация и ловкость;
– прыгучесть;
– сила.
8
8
8
8
8
–
–
–
–
–
8
8
8
8
8
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
6.
Фитбол-аэробика:
– упражнения с мячом;
– основные базовые шаги фитбол-
аэробики;
–
упражнения
на
фитболах
(комплексы упражнений с фито-
мячами);
8
8
8
–
–
–
8
8
8
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
–
базовые
элементы
черлидинга
(основные
позиции
рук
и
ног,
движения
ног,
корпуса,
махи
и
вращения, варианты прыжков).
8
–
8
7.
Развитие основных групп мышц:
– спины;
– плечевого пояса;
– живота;
– ног.
8
8
8
8
–
–
–
–
8
8
8
8
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
8.
Игры
с
музыкальным
сопровождением, развитие чувства
ритма.
6
–
6
Практические
задание,
наблюдение
9.
Подвижные игры и эстафеты.
8
–
8
Практические
задание,
наблюдение
10.
«Детская зумба».
6
–
6
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
11.
«Царственная осанка».
8
–
8
Педагогическое
наблюдение,
просмотр
12.
Промежуточная
аттестация
по
итогам освоения программы.
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
зачет
Итого:
160
5
155
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране
труда.
Теория: Знакомство с программой и планом работы на год, с «Правилами
внутреннего распорядка» в Центре детского творчества. Что такое фитнес,
направления детского фитнеса: йога, стретчинг, «Зумба», ритмическая гимнастика.
Правила безопасного поведения на занятиях фитнесом и занятиях другими видами
спорта. Инструктаж по технике безопасности.
Формы контроля: обсуждение, опрос.
Тема 2. Государственные символы России.
Теория: задача сформировать у учащихся все необходимые качества, кото-
рые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности. Озна-
комить учащихся с историей государственных символов России; воспитывать чув-
ство гордости за свою страну.
Формы контроля:
беседа, обсуждение
Тема 3. Основы гимнастики.
Теория:
проведение беседы с учащимися о правильном питании до
тренировки, после тренировки, режиме дня, санитарно-гигиенических нормах
(личная гигиена, закаливание, самоконтроль, врачебный контроль). С чего и как
правильно начинать разминку. Что такое аэробные и анаэробные упражнения и в
чем их различие. Как правильно подобрать упражнения.
Практика:
разновидности
ходьбы,
прыжков,
бега,
общеразвивающие
упражнения; основные базовые шаги в аэробике. Оказание первой помощи при
травмах. Приведение в порядок места занятий, оборудование и инвентарь;
воспитание
у
учащихся
уважения
к
себе
и
другим
(взаимоотношения,
взаимопомощь); чувства долга и ответственности.
Формы контроля: обсуждение, наблюдение, просмотр.
Тема 4. Упражнения общеразвивающего воздействия.
Практика:
краткие
сведения
о
строении
и
функциях
организма;
совершенствование осанки и профилактика плоскостопия.
Общеразвивающие
упражнения для развития основных физических качеств таких как сила,
выносливость, гибкость, скоростно-силовые качества. Выполнение комплексов
упражнений на развитие силы: отжимание, подтягивание на перекладине широким
и узким хватом, комплексы упражнений с гантелями, выпады, приседание с
блинчиками. Выполнение комплексов круговой тренировки. Челночный бег,
разнообразные прыжки на скакалке («маятник», «прогулочный» и т.д.). Упражнения
в парах, на гимнастической скамейке и т.п.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, просмотр.
Тема 5. Развитие физических качеств.
Практика: обучение технике выполнения комплексов упражнений на разные
группы
мышц.
Закрепление
и
совершенствование
техники
выполнения
гимнастических упражнений без предметов и с предметами. Обучение работе в
команде при выполнении круговой тренировки, кардиотренировки, прыжковых
упражнений со скакалкой.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, просмотр.
Тема 6. Фитбол-аэробика.
Практика:
совершенствование
техники
выполнения
упражнений
с
гимнастическими мячами. Основные базовые шаги фитбол-аэробики, упражнения
на фитболах. Обучение комплексам упражнений с фито-мячами.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, просмотр.
Тема 7. Развитие основных групп мышц.
Практика: выполнение упражнений для основных групп мышц. Обучение
более сложным комплексам упражнений для разных групп мышц: комплексы
упражнений для мышц спины, груди, бицепсов, трицепсов упражнения для
развития мышц ног: «велосипед», «качели», «ёжик».
Формы контроля: тестирование, зачет.
Тема 8. Игры с музыкальным сопровождением, развитие чувства ритма.
Практика: выполнение развивающих игр с музыкальным сопровождением.
Выполнение упражнений на развитие чувства ритма у детей: «Повтори хлопки»,
«Ритмическая гимнастика» и т.д.
Формы контроля: практические задание, наблюдение.
Тема 9. Подвижные игры и эстафеты.
Практика: во время занятий учащимся предлагается участие в подвижных
играх и эстафетах.
Формы контроля: практические задание, наблюдение.
Тема 10. «Детская зумба».
Практика: знакомство учащихся с танцевальными комплексами «Зумба».
Выполнение танцевальных движений под музыку.
Укрепление и развитие
дыхательной, сердечно-сосудистой системы, развитие координации движений;
развитие подвижности и музыкальности, чувства ритма, развитие выносливости.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, просмотр
Тема 11. «Царственная осанка».
Практика:
выполнение комплекса упражнений для укрепления мышц
спины.
Комплексы
упражнений
для
профилактики
сколиоза.
Выполнение
упражнений: «крылышки», упражнений с маленькими гантельками и т.п.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, просмотр.
Тема 12. Промежуточная аттестация.
Практика:
Сдача теста.
Сдача контрольных нормативов по общей и
специальной физической подготовке.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, зачет
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучения, учащиеся
будут знать:
правила безопасного поведения на занятиях фитнесом;
историю развития фитнеса и направления фитнеса: йога, хатха-йога,
ритмическая гимнастика;
роль физической культуры в укреплении и закаливании человека;
краткие сведения о строении и функциях организма, об анатомическом
строении человека;
технику
выполнения
комплексов
упражнений
с
предметами,
спортивным оборудованием;
какие упражнения способствуют формированию правильной осанки и
профилактике сколиоза;
элементы хореографии: позиции рук, ног, несложные танцевальные
связки.
что
такое
врачебный
контроль
и
самоконтроль,
санитарно-
гигиенические требования;
оборудование мест занятий и инвентарь;
режим дня, правильное питание.
будут уметь:
выполнять
комплексы
упражнений
с
предметами,
спортивным
оборудованием, с отягощениями;
работать в парах, команде;
выполнять комплексы упражнений, целенаправленно воздействующих
на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы ритмической гимнастики, «зумбы»;
выполнять комплексы йоги;
играть в эстафеты с предметами;
выполнять танцевальные связки;
составлять комплексы общеразвивающих упражнений.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы лич-
ностные универсальные учебные действия:
способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа
жизни.
Метапредметные результаты:
учащийся будет уметь:
планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
владеть основами самоконтроля и самооценки.
самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений)
во время занятий в соответствии с возможностями своего организма.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
Календарный учебный график на 2023 учебный год
Продолжительность
учебного года
с 01.01.2023г. по 31.12.2023г.
Продолжительность
учебно-образовательного
процесса
40 недель
Режим занятий
2 раза в неделю по
2 академических часа
Длительность
академического часа
45 мин.
Продолжительность
перерывов между
занятиями
не менее 10 мин.
Сроки проведения
промежуточной аттестации
01.12.2023г. по 15.12.2023г
Каникулярное время
Зимние каникулы: 01.01.2023 г. – 08.01.2023 г.
Летние каникулы: 01.07.2023 г. – 31.08.2023 г.
Режим работы в
каникулярное время
В период зимних каникул – по плану воспитательных ме-
роприятий
Праздничные (выходные
дни)
4 ноября – День народного единства;
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной организации учебного процесса необходимо наличие:
спортивного зала для занятий с детьми, имеющего достаточное
освещение и оборудованного в соответствии с нормами СанПиН;
спортивного
оборудования:
шведские
стенки,
гимнастические
скамейки;
спортивного инвентаря: гимнастические палочки, мячики, фитбол и
т.д.
аудио
и
видеотехники
для
звукового
сопровождения
занятий,
демонстрации видео мастер-классов.
Перечень оборудования и спортивного инвентаря для реализации
данной программы:
гантели;
штанга (со съемными блинами);
брусья навесные;
шведская стенка;
гимнастическая скамья;
силовой тренажер;
стойка со скамьей для жима от груди;
эспандеры;
фитбол;
коврики;
гимнастические палочки;
гимнастические скакалки.
Информационное обеспечение включает себя:
набор видеофильмов по темам;
аудиозаписи.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Глушенко Е.А.
Формы аттестации
Для оценки уровня и качества освоения учащимися материала данной
образовательной программы проводится аттестация.
Цель аттестации – выявление вводного, текущего и промежуточного уровня
теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных качеств
учащихся, их соответствия прогнозируемым результатам программы.
Виды аттестации:
входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся
перед началом образовательного процесса.
текущий контроль
– это оценка качества освоения учащимися
содержания программы в период обучения после входного контроля до итоговой
аттестации.
промежуточная
аттестация
–
это
оценка
качества
освоения
учащимися содержания образовательной программы по результатам учебного года.
Аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических
умений и навыков, уровня развития личностных качеств учащихся.
Формы
проведения
аттестации:
наблюдение,
тестирование,
опрос,
практические задания.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода
восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования
специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода
владения специальным оборудованием и оснащением;
качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности.
Критерии
оценки
уровня
развития
личностных
качеств
и
воспитанности учащихся: культура поведения; аккуратность и ответственность
при
работе;
участие
в
коллективной
деятельности;
инициатива;
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность
толерантной
культуры,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.
Критерии оценки результатов освоения программы:
высокий уровень– учащийся освоил практически весь объем знаний,
на 70-100% овладел умениями и навыками, предусмотренными программой за
конкретный период;
средний уровень– у учащегося объем освоенных знаний, умений и
навыков
составляет
50-70%
от
объема,
предусмотренного
программой
за
конкретный период;
низкий уровень– учащийся освоил менее чем 50% объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период
Сроки проведения аттестации:
Входной контроль проводится в декабре, а для вновь пришедшего
учащегося на первом занятии.
Текущий контроль
осуществляется по каждой изученной теме в
течение всего учебного года.
Промежуточная аттестация проводится в период с
01.12.2023г. по
15.12.2023г
Оценочные материалы
Оценка уровня теоретической подготовки
Форма проведения: тест.
Правила проведения и методика оценки результата:
Каждому учащемуся задаются по 5 вопросов.
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, за отсутствие ответа
или неправильный ответ – 0 баллов.
Результат аттестации зависит от общего количества набранных баллов и
выводится по следующей схеме:
Общее количество
вопросов
Максимальное
количество баллов
Полученное
количество баллов
Результат
аттестации
5
5
5
высокий уровень
4-3
средний уровень
2 и менее
низкий уровень
Список вопросов:
Какая цель общеразвивающих упражнений?
а) вырабатывание правильной осанки
б) развитие быстроты, выносливости
в) всестороннее развитие физической подготовленности
(правильный ответ)
г) все ответы верные
Комплекс упражнений для растяжки мышц -это…
а) стретчинг (правильный ответ)
б) черлидинг
в) танец
Что такое фитбол?
а) игра с мячом в поле
б) резиновый жгут для силовых тренировок
в) большой упругий мяч для занятий фитнесом(правильный ответ)
Зачем нужны подвижные игры?
а) помогают стать выносливым
б) помогают стать быстрым, ловким, метким, выносливым
(правильный ответ)
в) помогают стать умным
г) нет правильных ответов
Выберите из вариантов ответов основные части человеческого тела:
а) шея, руки, туловище, голова, ноги (правильный ответ)
б) туловище, верхние и нижние конечности
в) голова, уши, туловище, руки, ноги
г) шея, голова, глаза, нос, рот
Оценка уровня практической подготовки
Правила проведения и методика оценки результата:
Аттестация проводится с группой учащихся.
Все учащиеся выполняют сначала 1 задание, затем 2 и т.д.
Каждое выполненное задание оценивается уровнем (высокий, средний,
низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.
Общее количество
заданий
Максимальное
количество баллов
Полученное
количество баллов
Результат
аттестации
9
45
40-45
высокий уровень
30-40
средний уровень
29 и менее
низкий уровень
Оценочные нормативы по общей и специальной физической подготовке
№
п/
п
Упражнение
Единица
оценки
Норматив
1.
Сгибание и разгибание рук из
положения лежа на полу
(классический вариант
отжиманий)
балл
«5» -планка на вытянутых руках, ноги
стоят на носках, ладони чуть шире
плеч,корпус и ноги должны
представлять собой ровную линию
«4» - постановка ног шире, легче
выполнять упражнение
«3» -
смещённый вверх или вниз таз
2.
Присед или приседание
(техника выполнения)
балл
«5» -колени не выходят за уровень
носков, колени и носки стоп
направлены в одну сторону, вес
перенесен на пятки
«4» - колени сведены во внутрь
«3» -
колени выведены вперед, за
уровень носков
3.
Подъем туловища из положения
лежа на спине (техника
выполнения)
балл
«5» -лежа на спине,руки за головой в
«замок», лопатки касаются пола, ноги
согнуты в коленях под прямым углом,
ступни прижаты партнером
«4» - отсутствует касание локтями
коленей, лопатками пола
«3» -
размыкание пальцев рук из
замка, смещение таза (поднимание
таза), изменение угла согнутых ног
4.
Прыжки на скакалке
(техника выполнения)
балл
«5» -концы скакалки держим без
напряжения, вращение скакалки
производится кистями слегка согну-
тых рук, локти при этом свободно
опущены, туловище держать выправ-
ленным, дыхание нельзя задерживать,
прыжки выполняются легко и мягко
«4» - слишком широкое разведение
рук, сутулость и сгорбленность во
время подскоков
«3» - высокое задирание рук при
вращении скакалки,тяжелое
приземление на пятки при прыжках
5.
Выполнить
упражнения
на
гибкость
(наклон
туловища
вперед).
балл
«5» - ноги выпрямлены в коленях,
ступни ног расположены параллельно
на ширине 10-15 см.
«4» - колени согнуты
«3» - взгляд в пол, голова
параллельно пола
6.
Разведение рук с гантелями в
сторону стоя (техника
выполнения)
балл
«5» - отведение предплечья в бок, по
дугообразной траектории, поднимая
локоть в сторону, но не выше плеча,
локти чуть согнуты, подъем и
опускание выполняются плавно и
медленно, без дополнительных
лишних движений
«4» - выход на носочки, перекаты по
стопе, смена положения ног;
выполнение движения за счет
наклонов корпуса
«3» -Исходное положение с наклоном
спины назад, изменение траектории
движения, заброс гантелей к голове,
неравномерный подъем справа и
слева
7.
Упражнение «планка»
балл
«5» - принять упор лежа, упереться
пальцами ног и руками в пол и
вытянуть корпус, спину натянуть
напрячь мышцы живота, в таком
положении удерживать тело минимум
30 сек., максимум – сколько хватит
сил.
«4» - провисания, выпячивания попы
«3» - подъем таза вверх, чрезмерная
нагрузка на руки из-за
ихнеправильного положения, позиция
головы-взгляд должен быть направлен
строго вниз.
8.
Упражнение «лодочка» или
«супермэн»
балл
«5»- руки и ноги вытянуты, лицо на
коврике, одновременно отрываем
ноги и руки от пола, прогибаясь в
спине, задерживаемся на несколько
секунд
«4»- ноги согнуты в коленях
«3» - не получается одновременно
оторвать руки и ноги от пола
9.
Упражнение на фитболе
балл
«5» - и. п. – лежа на животе, на мяче с
упором прямыми ногами о пол, руки
за голову, удерживать равновесие.
«4» - прогибается в поясничном
отделе
«3» - не держит равновесие
Мониторинг развития личностных качеств
С целью выяснения, насколько образовательный процесс, способствует
позитивным изменениям в личности ребенка педагог проводит мониторинг
развития личностных качеств учащихся.
Мониторинг
развития
личностных
качеств
осуществляется
в
форме
наблюдения.
Мониторинг проводится три раза в год: в январе, мае и декабре.
Результаты мониторинга заносятся в таблицу.
Признаки проявления личностных качеств оцениваются уровнем (высокий,
средний, низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.
Критерии оценки уровня развития личностных качеств:
№
п/п
Качества
личности
Признаки проявления личностных качеств
Высокий уровень
Средний
уровень
Низкий уровень
1.
Активность,
организаторские
способности
Активен,
проявляет стойкий
познавательный
интерес,
целеустремлен,
трудолюбив
и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность
других.
Активен,
проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших
результатов.
Мало
активен,
пропускает
занятия,
наблюдает
за
деятельностью
других,
забывает
выполнить
задание.
Результативность
невысокая.
2.
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
Легко вступает и
поддерживает
контакты,
разрешает
конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
инициативен,
по
собственному
желанию успешно
Вступает
и
поддерживает
контакты,
не
вступает
в
конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
по
инициативе
руководителя или
группы
Поддерживает
контакты
избирательно,
часто
замкнут,
чаще
работает
индивидуально,
публично
не
выступает.
выступает
перед
аудиторией.
выступает перед
аудиторией.
3.
Ответственность,
самостоятельность
дисциплина
Выполняет
поручения охотно,
ответственно,
часто
по
собственному
желанию,
может
привлечь
других.
Всегда
дисциплинирован,
везде
соблюдает
правила
поведения, требует
того же от других.
Выполняет
поручения
охотно,
ответственно.
Хорошо
ведет
себя независимо
от наличия или
отсутствия
контроля, но не
требует этого от
других.
Неохотно
выполняет
поручения,
часто
уклоняется от них.
Начинает
работу,
но
часто
не
доводит
ее
до
конца.
Справляется
с
поручениями
и
соблюдает
правила поведения
только
при
наличии контроля
и
требовательности
преподавателя или
товарищей.
4.
Нравственность,
гуманность
Доброжелателен,
правдив,
верен
своему
слову,
вежлив, заботится
об
окружающих,
пресекает
грубость,
недобрые
отношения
к
людям.
Доброжелателен,
правдив,
верен
своему
слову,
вежлив,
заботится
об
окружающих, но
не требует этих
качеств
от
других.
Помогает
другим
по
поручению
преподавателя, не
всегда
выполняет
обещания,
в
присутствии
старших
чаще
скромен,
со
сверстниками
бывает груб.
5.
Креативность,
творческие
способности
Имеет
высокий
творческий
потенциал.
Принимает
нестандартные
решения,
находит
новые
способы
выполнения
заданий.
Способен
принимать
творческие
решения,
но
в
основном
использует
традиционные
способы.
В
работе
использует только
традиционные
способы,
не
принимает
творческих
решений.
Методические материалы
Программа
«Фитнес
–
класс!»
опирается
на
следующие
основные
педагогические принципы:
принцип дифференцированного подхода к каждому учащемуся
принцип непрерывности тренировочного процесса.
принцип единства постепенности и предельности в наращивании нагрузок.
принцип волнообразности динамики нагрузок.
принцип цикличности тренировочного процесса.
принцип
сотрудничества
участников
образовательного
процесса
и
доступность обучения.
Формы проведения занятий:
беседа, игра, мастер-класс, наблюдение,
открытое занятие, практическое занятие, презентация, соревнования.
Учебно-тренировочное занятие подразумевает формирование двигательных
умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и
навыков. На учебно-тренировочных занятиях идет отработка технических приемов
со спортивным инвентарем.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр. На
таких занятиях совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются
физические качества, воспитывается интерес к занятиям.
Хореографическое
занятие
подразумевает
формирование
правильной
осанки, развитие мышечного корсета, устойчивости и гибкости.
Итоговое занятие проводится в виде диагностики и направлено на оценку
двигательной активности и физической подготовки.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
Личностно-ориентированная технология.
Технология сотрудничества.
Информационно-коммуникативные технологии.
Игровые технологии.
Дидактические материалы:
1.
Инструкции по технике безопасности при работе на спортивных
тренажерах.
2.
Инструкция по ведению дневника самоконтроля.
3.
Плакаты «Анатомия человека», «Мышечная система».
4.
Лекционный и презентационный материал на тему «Правильное
питание»; «Все про углеводы»; «Двенадцать фактов про фитнес»; «Методика
занятий
по
«табата
-
системе»,
«Плюсы
и
минусы
табата-тренировок»,
«Профилактика вредных привычек».
5.
Инструктивные
и
технологические
карты
общеразвивающих
упражнений.
6.
Картотека комплексов упражнений с описаниями и схемами на
определенные группы мышц: укрепление мышц спины; ягодичных мышц,
проблемных зон – талии, пресса
7.
Картотека кардиотренировок по разным методикам выполнения.
8.
Видеозаписи упражнений различных направлений в фитнесе: пилатес,
зумба, табата-тренировка и т. п.
Алгоритм занятия:
1.
Организация группы, проверка готовности к занятию, мотивация.
2.
Объяснение теоретического материала в виде мини-беседы.
3.
Наглядная демонстрация упражнений (видео или показ педагога).
4.
Выполнение практических заданий; коррекция ошибок.
5.
Подведение итогов, рефлексия.
Список литературы для педагогов:
1.
Методические рекомендации для проведения занятий по физической
культуре. Колоса Е.В. 2018
2.
Фитнес,
основанный
на
оздоровительных
видах
гимнастики.
Чернышева Л.Г., Тубольцева А.Д. 2018
3.
Воспитание физических качеств в условиях тренажерного зала
Красуля А.В., 2019
4.
Оздоровительная
и
лечебная
физическая
культура
для
детей
дошкольного возраста, Логвина Т.Ю. Мельник Е.В., 2020
5.
Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного
возраста, Власенко Н.Э., Детство-Пресс, Физическая культура, 2020
6.
Гимнастика в системе физического воспитания образовательных
учреждений, Амурская О.В., Стрелкова Я.А., Прокопенко А.В. 2020
7.
Йога для всех. Путь к здоровью
,
Элис Кристэйсэн, 2014
8.
Программа, модифицированная «Фитнес-данс» Мальцевой С.С., 2013г.
9.
Баранов, А. А. Здоровье детей России. Научные и организационные
приоритеты // Вестник РАМН. – 1999. – № 9. – С. 40-42.
10.
Контрольные нормативы и испытания по физической культуре
для учащихся начальной школы 1 – 4 классы (на основе федеральной
комплексной
программы
физического
воспитания
учащихся:
авторы
В.И.Лях, А. А. Зданевич 2010г.)
11.
Сайкина, Е.Г. Программа по фитбол-аэробике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста «Танцы на мячах» / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. –
СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2006. – 31 с.
12.
Сайкина, Е. Г. Требования к подбору музыкального сопровождения
занятий фитнесом / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4 (38). – С. 68-71.
13.
Красивое и сильное тело без спортзала, 247 лучших упражнений
с весом собственного тела, Царегородцев П., 2020
Список литературы для учащихся:
1.
Программа по фитбол-аэробике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Танцы на мячах» / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. – СПб: Изд-
во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2006. – 31 с.
2.
Методические
рекомендации
для
физкультурно-оздоровительных
занятий. М.: ФК и С, 2006 г. Выпуск II. – 63с.
3.
Программа, модифицированная «Фитнес-данс» Мальцевой С.С., 2013г.
4.
Баранов, А. А. Здоровье детей России. Научные и организационные
приоритеты // Вестник РАМН. – 1999. – № 9. – С. 40-42.
5.
Йога для всех. Путь к здоровью
,
Элис Кристэйсэн, 2014
6.
Красивое и сильное тело без спортзала, 247 лучших упражнений
с весом собственного тела, Царегородцев П., 2020