Автор: Марина Леонидовна Мирошниченко
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ЕДМШ"
Населённый пункт: г.Елизово Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Учите детей музыке"
Раздел: дополнительное образование
Учите детей музыке.
Еще много-много лет назад заботливые родители уделяли большое внимание
эстетическому воспитанию своих детей. Тогда не было такого широкого
выбора секций, кружков и студий, и молодые люди занимались танцами,
рисованием, и, конечно, музыкой. В наше время, в связи с огромной
конкуренцией, музыке, как особой области в образовании уделяется
непростительно
малое
место.
Родители
не
хотят
загружать
ребенка
дополнительными занятиями, отдавая предпочтение тем, которые не требуют
много времени.
Прежде всего стоит отметить, что данная проблема стала актуальной не в
последние несколько лет, а намного раньше. Развитие телекоммуникаций,
компьютерных игр и всемирной паутины не могло не повлиять на
жизненный уклад наших детей, ведь естественно, что ребенок скорее
«поиграет в компьютер», чем будет сидеть за фортепиано, тщетно пытаясь
соединить двумя руками инвенцию И.С. Баха. Однако, как выяснили
виднейшие психологи не только России, но и всего мира, даже при
отсутствии блестящего результата полезного от второго действия будет
намного больше.
Известно, что каждый ребенок уникален по-своему, но даже у самого
талантливого ребенка возникают трудности усвоении какого-либо учебного
предмета. Специалисты рекомендуют подходить к этой проблеме глобально
– отдавать детей на обучение в музыкальную школу. Психологи доказали,
что юные музыканты, даже если они не слишком преуспевают в развитии
музыкального слуха и памяти, при этом обходят своих сверстников по
уровню структурного мышления. Что же дают музыкальные занятия?
Прежде
всего,
они
воспитывают
волю
и
дисциплину,
развивают
математические способности, помогают легче запоминать иностранные
слова,
быстрее
усваивать
грамматику.
Знание
музыкальной
грамоты
облегчает
понимание
компьютера
–
не
случайно
фирма
Microsoft
предпочитает
сотрудников
с
музыкальным
образованием.
Значение
музыкально-ритмического воспитания детей очень велико6 оно развивает
воображение, творческую активность, осознанное восприятие музыки. Кроме
этого, развивается координация движений и работа вестибулярного аппарата.
Изучение
шедевров
мирового
искусства
не
только
формирует
гуманистическое мировоззрение, но и способствует развитию у ребенка
пространственного мышления, что в свою очередь, благотворно влияет на
усвоение геометрии.
Многие родители переживают, что при обучении в музыкальной коле
ребенок будет слишком сильно загружен. Это неизбежно, но, с другой
стороны, занятия искусством развивают самодисциплину. Дети, которые
увлечены искусством, лучше учатся и лучше адаптированы к современной
жизни, открыты к диалогу с обществом.
Индивидуальной
подход
к
каждому
ученику,
использование
новых
технологий делают обучение в школе ярким и интересным. В свое время
педагог-новатор В.Ф. Шаталов высказался по поводу использования устной
речи в процессе обучения в общеобразовательной школе: «2 минуты в день
на каждого ученика! (Если учитель и сможет опросить каждого, что не
невероятно). За долгие 6-7 уроков всего только 2 минуты, чтобы рассказать
обо всем, что усвоено накануне, добыто в нелегком ученическом труде дома
за письменным столом. Принципиально иная картина на занятиях в
музыкальной школе, где индивидуальные уроки по специальности проходят
в форме диалога учителя и ученика. Где наполняемость групп (не более 10
человек) по музыкальной литературе и сольфеджио позволяет проводить
значительно более интенсивные по сравнению с общеобразовательной
школой устные опросы учащихся. Где занятия хором предоставляют
каждому ребенку прекрасную возможность на протяжении целого урока
качественно совершенствовать свою речь. Современная детская музыкальная
школа
способна
оказывать
влияние
на
формирование
двигательной
активности ребенка, его эмоциональной сферы, а также различных видов
мышления. Именно такие занятия способны эффективно воздействовать на
развитие широкого спектра общих способностей человека.»
Вопрос пользы от занятий музыкой занимал и занимает умы огромного
количества ученых. Результатом их деятельности стали многочисленные
статьи, монографии, диссертации, посвященные тому, как музыка может
решить и некоторые психологические проблемы детей. Одна из них связана с
современной
ситуацией
нашего
общества.
Как
отмечает
известный
российский
музыкальный
психолог-педагог
В.И.
Петрушин,
«нервно-
психологические перегрузки вызывают как у взрослых, так и у детей
огромное количество негативных эмоциональных состояний, среди которых
мы видим раздражительность и немотивированную агрессию, страхи и
фобии, тревоги и беспокойство, состояния апатии и депрессии.». К счастью,
со
второй
половины
XX
века
начала
активно
распространяться
музыкотерапия, как особый психотерапевтический метод. В его основе лежит
целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека.
Все характеристики музыкотерапии как нельзя лучше подходят и для
музыкального образования в том виде, как оно сложилось в нашей стране. Во
время игры на инструменты, пении в хоре, участии в оркестре, ансамбле
происходит активная музыкотерапия. Более того, перед исполнителями
ставятся задачи более высокого уровня: не просто исполнить музыкальное
произведение с целью эмоционального переживания, а исполнить его
качественно, то есть в соответствии со стилем, характером произведения, тем
самым развивая художественный вкус ученика. Кроме того, в музыкальном
сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки,
устраняется
повышенная
застенчивость,
формируется
выдержка,
и
самоконтроль.
На занятиях по музыкальной литературе наряду с элементами пассивной
музыкотерапии происходит развитие логического мышления детей, памяти, а
также эстетического вкуса. Не так давно одним из современных психологов и
музыкальных терапевтов Германии Кристофером Рюгером была написана
книга «Домашняя музыкальная аптека», в которую вошли уже давно ставшие
классическими музыкальные произведения разных эпох. Интересен тот факт,
что большинство этих произведений входят в учебный курс музыкальной
литературы современной детской музыкальной школы.
Пассивная музыкотерапия имеет место на занятия по слушанию музыки, где
дети могут не только познакомиться с лучшими образцами музыкальной
классики, но и составить о них собственное впечатление, выразить его на
бумаге.
Как уже упоминалось выше, занятия музыкой принесут пользу не только
эмоциональному состоянию ребенка, но и развивают его интеллектуально.
Так, например, как справедливо отмечает профессор Российской Академии
Музыки им. Гнесиных Д.К. Кирнарская, «занимаясь музыкой, ребенок
развивает
математические
способности.
Он
пространственно
мыслит,
попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми
фигурами, запоминает нотный текст, и знает, что в музыкальной школе, как в
математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно
Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора
математики
Оксфорда
составляют
70%
членов
университетского
музыкального клуба!».
Кроме того, неоценимый вклад в умственное развитие ребенка вносит игра
на фортепиано. Этот инструмент, оснащенный четкой иерархической
структурой (октавы и входящие в них клавиши), как нельзя лучше влияет на
способность
к
освоению
компьютерных
технологий.
Это
опять
же
подтверждается исследованиями виднейших ученых: психологи доказали,
что маленькие музыканты знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не
слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли
своих сверстников по уровню структурного мышления.
Без
занятий
музыкой
Ваш
ребенок,
не
сможет
воспринимать
и
перерабатывать информацию, не сможет достигнуть гармонии с самим собой
и окружающим миром.
Возможно, эти и другие доводы в пользу музыкального обучения и
образования покажутся чересчур абстрактными, да и было бы странным
ожидать незамедлительного результата от обучения музыки. Зато, когда Ваш
ребенок начнет проявлять способности в области точных наук, гуманитарных
дисциплин или просо станет интеллигентным, образованным и воспитанным
человеком, Вы смело и уверенно сможете сказать, что большую роль в его
формировании сыграла именно музыка.