Авторы: Кенчошвили Вадим Муртазович, Вадим Муртазович Кенчошвили
Должность: Директор
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮСШ с. Боринское Липецкого муниципального района
Населённый пункт: Липецкой области
Наименование материала: Статья
Тема: ПЛАВАНИЕ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАВАНИЕ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кенчошвили Вадим Муртазович
Директор
МАУ ДО ДЮСШ с. Боринское
Липецкого муниципального района
Липецкой области
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оздоровительного и
лечебного значения плавания с учетом состояния здоровья, физической и
спортивной подготовленности студентов.
Ключевые
слова:
студенты,
плавание,
физическое
воспитание,
упражнения, физическое здоровье.
Опыт моей работы показывает, что с каждым годом растет количество
студентов с различными заболеваниями. Как правило, основное заболевание
влечет
за
собой
сопутствующее.
При
этом
наблюдается
снижение
функциональных возможностей организма, что проявляется в ухудшении
деятельности его важнейших жизнеобеспечивающих систем. Непрерывный
поток новой информации увеличивает загруженность студентов и влечет за
собой значительное увеличение стрессовых нагрузок. В организме человека
накапливается физическая и умственная усталость. Много времени студенты
проводят за персональным компьютером, при этом, как правило, сидят в
неправильной позе, продолжительное время. В связи с этим в образовательную
программу студентов в обязательном порядке стали включать занятия
плаванием. В ходе занятий плаванием включаются в работу все группы мышц,
что
способствует
укреплению
опорно-двигательного
аппарата
и
сердечнососудистой системы. Также плавание является хорошим средством
закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких
температур, простудных заболеваний и других изменений внешней среды.
Уроки проводятся в бассейне Дворца спорта г. Октябрьский, который оснащён
всем необходимым инвентарём (плавательные доски, нарукавники, пояса, шест,
ласты и др.).
Основными задачами нашего коллектива преподавателей физического
воспитания является вовлечение максимального количества студентов в занятия
физической культурой, в том числе плаванием. В начале учебного года нами
проводится распределение студентов по трем подгруппам с учетом состояния
здоровья и физической подготовленности: основная, подготовительная и
специальная. В основную подгруппу входят студенты без медицинских
противопоказаний,
в
подготовительную
подгруппу
входят
студенты
с
незначительными отклонениями здоровья, в специальную подгруппу входят
студенты, которым занятия легкой атлетикой и спортиграми могут усугубить
заболевание.
В
специальную
подгруппу
мы
включаем
студентов
с
плоскостопием, сколиозом, повышенным весом и с другими заболеваниями,
при которых нет противопоказаний для занятий в бассейне.
В основной подгруппе студенты после общей разминки изучают стили
плавания.
В
последующем
с
постепенным
увеличением
нагрузки
(в
зависимости от возраста) они готовятся и сдают контрольные нормативы. При
этом студенты не только получают оздоровительный эффект и эмоциональную
разгрузку, но и совершенствуют технику спортивных способов плавания,
повышают уровень физического развития, улучшают свои результаты. Лучшие
из них с удовольствием защищают честь колледжа в городских соревнованиях
среди учебных заведений.
В подготовительной подгруппе не рекомендуется сдавать контрольные
нормативы. Здесь мы используем оздоровительное плавание, как средство
достижения и поддержания желаемого уровня здоровья, а также профилактики
заболеваний. Для разминки можно использовать упражнения на суше, а также
элементы Аква аэробики с музыкальным сопровождением. Этот вид разминки
особенно привлекателен для девушек, которые в этом случае получают не
только физическую нагрузку, но еще и эмоциональный подъем. В процессе
занятия, нагрузка
чередуется
с
упражнениями
на
расслабление:
«звездочка»,
«поплавок»,
упражнениями на скольжение: на груди, на спине. В заключение проводятся
игры с надувными мячами, догонялки и др.
В
связи
тем,
что
плавание
практически
не
имеет
медицинских
противопоказаний, оно используется для занятий со студентами специальной
подгруппы. При этом заниматься могут и студенты, имеющие ухудшение в
состоянии здоровья, которое можно исправить или компенсировать с помощью
специально подобранных упражнений в водной среде. Занятия в подгруппе
направлены на коррекцию физических отклонений, вызванных заболеванием,
стабилизацию
достигнутых
результатов,
предотвращение
дальнейшего
прогрессирования заболевания. Упражнения, выполняемые на суше и в воде,
укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что
особенно важно для формирования и поддержания правильной осанки у
студентов.
Благодаря
симметричным
движениям
и
горизонтальному
положению туловища, разгружается позвоночный столб от давления на него
веса тела. Становится возможным, устранение таких нарушений в осанке, как
сутулость и сколиоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным
сопротивлением воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава,
помогает
формированию
и
укреплению
стопы,
что
является
хорошей
профилактикой при плоскостопии любой степени. Студенты с повышенным
весом, также, легко справляются с упражнениями в воде. Они с удовольствием
осваивают различные техники плавания: кроль, брасс, на спине. В воде,
благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются плавно, с большей
амплитудой, без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что
снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.
Итак,
практика
использования
плавания,
как
формы
физического
воспитания, показывает возможность повышения эффективности учебного
процесса
студентов.
В
результате
совершенствования
физических
и
функциональных способностей студентов достигается поддержание высокого
уровня умственной и физической работоспособности на протяжении всего
периода обучения, повыше-
3
ние
уровня
профессионально-прикладной
подготовки
студентов
и
формирования
у
них
навыков
и
умений
самостоятельных
занятий
оздоровительным плаванием.
Список литературы
1.Викулов А.Д. Плавание: учебное
пособие
для
студентов
высших
учебных заведений. – Москва: –
Владос-Пресс. – 2004. – 367 с.
2.Водные виды спорта: учебник
для
студентов
высших
учебных
заведений.
//
Под
ред.
Н.Ж.
Булгаковой. – Москва: Издательский
центр «Академия». – 2003. – 230 с.
3.Гончар И.Л. Плавание: теория и
методика
преподавания.
Учебник.
Минск. – 1998. – 352 с.
4.Оздоровительное,
лечебное
и
адаптивное
плавание:
учебное
пособие
для
студентов
высших
учебных заведений. // Под ред. Н.Ж.
Булгаковой. Москва: Издательский
центр «Академия». – 2005. – 432 с.
5.Терентьева
Л.А.
Методика
обучения
плаванию
на
основном
отделении в вузе: учебное пособие.
Санкт-Петербург: СПбГУЭФ. – 2003.
– 77с.