Напоминание

ПЛАВАНИЕ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторы: Кенчошвили Вадим Муртазович, Вадим Муртазович Кенчошвили
Должность: Директор
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮСШ с. Боринское Липецкого муниципального района
Населённый пункт: Липецкой области
Наименование материала: Статья
Тема: ПЛАВАНИЕ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЛАВАНИЕ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кенчошвили Вадим Муртазович

Директор

МАУ ДО ДЮСШ с. Боринское

Липецкого муниципального района

Липецкой области

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оздоровительного и

лечебного значения плавания с учетом состояния здоровья, физической и

спортивной подготовленности студентов.

Ключевые

слова:

студенты,

плавание,

физическое

воспитание,

упражнения, физическое здоровье.

Опыт моей работы показывает, что с каждым годом растет количество

студентов с различными заболеваниями. Как правило, основное заболевание

влечет

за

собой

сопутствующее.

При

этом

наблюдается

снижение

функциональных возможностей организма, что проявляется в ухудшении

деятельности его важнейших жизнеобеспечивающих систем. Непрерывный

поток новой информации увеличивает загруженность студентов и влечет за

собой значительное увеличение стрессовых нагрузок. В организме человека

накапливается физическая и умственная усталость. Много времени студенты

проводят за персональным компьютером, при этом, как правило, сидят в

неправильной позе, продолжительное время. В связи с этим в образовательную

программу студентов в обязательном порядке стали включать занятия

плаванием. В ходе занятий плаванием включаются в работу все группы мышц,

что

способствует

укреплению

опорно-двигательного

аппарата

и

сердечнососудистой системы. Также плавание является хорошим средством

закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких

температур, простудных заболеваний и других изменений внешней среды.

Уроки проводятся в бассейне Дворца спорта г. Октябрьский, который оснащён

всем необходимым инвентарём (плавательные доски, нарукавники, пояса, шест,

ласты и др.).

Основными задачами нашего коллектива преподавателей физического

воспитания является вовлечение максимального количества студентов в занятия

физической культурой, в том числе плаванием. В начале учебного года нами

проводится распределение студентов по трем подгруппам с учетом состояния

здоровья и физической подготовленности: основная, подготовительная и

специальная. В основную подгруппу входят студенты без медицинских

противопоказаний,

в

подготовительную

подгруппу

входят

студенты

с

незначительными отклонениями здоровья, в специальную подгруппу входят

студенты, которым занятия легкой атлетикой и спортиграми могут усугубить

заболевание.

В

специальную

подгруппу

мы

включаем

студентов

с

плоскостопием, сколиозом, повышенным весом и с другими заболеваниями,

при которых нет противопоказаний для занятий в бассейне.

В основной подгруппе студенты после общей разминки изучают стили

плавания.

В

последующем

с

постепенным

увеличением

нагрузки

зависимости от возраста) они готовятся и сдают контрольные нормативы. При

этом студенты не только получают оздоровительный эффект и эмоциональную

разгрузку, но и совершенствуют технику спортивных способов плавания,

повышают уровень физического развития, улучшают свои результаты. Лучшие

из них с удовольствием защищают честь колледжа в городских соревнованиях

среди учебных заведений.

В подготовительной подгруппе не рекомендуется сдавать контрольные

нормативы. Здесь мы используем оздоровительное плавание, как средство

достижения и поддержания желаемого уровня здоровья, а также профилактики

заболеваний. Для разминки можно использовать упражнения на суше, а также

элементы Аква аэробики с музыкальным сопровождением. Этот вид разминки

особенно привлекателен для девушек, которые в этом случае получают не

только физическую нагрузку, но еще и эмоциональный подъем. В процессе

занятия, нагрузка

чередуется

с

упражнениями

на

расслабление:

«звездочка»,

«поплавок»,

упражнениями на скольжение: на груди, на спине. В заключение проводятся

игры с надувными мячами, догонялки и др.

В

связи

тем,

что

плавание

практически

не

имеет

медицинских

противопоказаний, оно используется для занятий со студентами специальной

подгруппы. При этом заниматься могут и студенты, имеющие ухудшение в

состоянии здоровья, которое можно исправить или компенсировать с помощью

специально подобранных упражнений в водной среде. Занятия в подгруппе

направлены на коррекцию физических отклонений, вызванных заболеванием,

стабилизацию

достигнутых

результатов,

предотвращение

дальнейшего

прогрессирования заболевания. Упражнения, выполняемые на суше и в воде,

укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что

особенно важно для формирования и поддержания правильной осанки у

студентов.

Благодаря

симметричным

движениям

и

горизонтальному

положению туловища, разгружается позвоночный столб от давления на него

веса тела. Становится возможным, устранение таких нарушений в осанке, как

сутулость и сколиоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным

сопротивлением воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава,

помогает

формированию

и

укреплению

стопы,

что

является

хорошей

профилактикой при плоскостопии любой степени. Студенты с повышенным

весом, также, легко справляются с упражнениями в воде. Они с удовольствием

осваивают различные техники плавания: кроль, брасс, на спине. В воде,

благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются плавно, с большей

амплитудой, без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что

снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.

Итак,

практика

использования

плавания,

как

формы

физического

воспитания, показывает возможность повышения эффективности учебного

процесса

студентов.

В

результате

совершенствования

физических

и

функциональных способностей студентов достигается поддержание высокого

уровня умственной и физической работоспособности на протяжении всего

периода обучения, повыше-

3

ние

уровня

профессионально-прикладной

подготовки

студентов

и

формирования

у

них

навыков

и

умений

самостоятельных

занятий

оздоровительным плаванием.

Список литературы

1.Викулов А.Д. Плавание: учебное

пособие

для

студентов

высших

учебных заведений. – Москва: –

Владос-Пресс. – 2004. – 367 с.

2.Водные виды спорта: учебник

для

студентов

высших

учебных

заведений.

//

Под

ред.

Н.Ж.

Булгаковой. – Москва: Издательский

центр «Академия». – 2003. – 230 с.

3.Гончар И.Л. Плавание: теория и

методика

преподавания.

Учебник.

Минск. – 1998. – 352 с.

4.Оздоровительное,

лечебное

и

адаптивное

плавание:

учебное

пособие

для

студентов

высших

учебных заведений. // Под ред. Н.Ж.

Булгаковой. Москва: Издательский

центр «Академия». – 2005. – 432 с.

5.Терентьева

Л.А.

Методика

обучения

плаванию

на

основном

отделении в вузе: учебное пособие.

Санкт-Петербург: СПбГУЭФ. – 2003.

– 77с.



В раздел образования