Автор: Григорьева Елена Николаевна
Должность: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9"
Населённый пункт: Оренбургская область город Сорочинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Волонтерство как инновационная педагогическая технология развития дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Волонтерство как инновационная педагогическая технология развития
дошкольников»
Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом
познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо,
ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед
людьми и окружающим миром.
Что за волонтеры такие?
В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник,
то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради
получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера –
моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо,
помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но
официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест –
организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой
мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас
по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически,
конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством
самостоятельно, воплощает собственные идеи.
В России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось
иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь
нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР)
волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ
охраны природы.
Чем занимаются волонтеры?
Совершать
добрые
и
нужные
поступки
можно
по-разному.
Так
и
волонтерство бывает разное.
Спортивное или событийное.
Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например,
Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных
праздников и событий.
Военно-патриотическое.
Волонтеры
сопровождают
шествия
«Бессмертного
полка»
9
мая,
благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.
Культурное (культурно-просветительское).
Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством
туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного
волонтерства
–
арт-волонтерство,
когда
творческие
люди
делятся
навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например,
организуют обучение или проводят концерты.
Забота о животных.
Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают
приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.
Экологическое волонтёрство.
Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей
территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.
Образовательное.
Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные,
по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным
предметам) для детей и взрослых.
Социальное.
Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за
престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах
помощи
бездомным,
ликвидация
последствий
стихийных
бедствий
(например,
помощь
пострадавшим
от
ураганов,
землетрясений,
наводнений).
Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в
котором участвуют пожилые люди.
Зачем становиться волонтером?
Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины
разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть
лучше, желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который
пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям
и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение
важных для человечества проблем (например, проблем экологических);
расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для
людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться
опытом, передавать свои знания и умения.
Как стать волонтером?
Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится -
иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать как можно больше о
вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно
найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также
сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для
будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров. Важные качества
волонтеров Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от
пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие
качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы,
внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться;
психологическая устойчивость; ответственность.
А что дети?
В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с
детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный
возраст
традиционно
считается
периодом
интенсивной
социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв
поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно
отражаются
на
социализации
современных
детей.
Эффективная
социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе
в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Цель
технологии -
это
воспитание
духовно-нравственной
личности
с
активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи технологии:
развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников,
навыки общения в разновозрастном коллективе;
создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача
опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде
от старших к младшим;
возможность проявления инициативы при выборе для себя рода
занятий, участников по совместной деятельности.
Реализация данной технологии в дошкольной образовательной организации,
предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших
дошкольников
с
младшими.
На
первом
этапе
педагоги
знакомят
добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в
различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему
начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском
саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется
ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых,
более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают
свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей раоты,
у них повышается самооценка, уверенность в себе. В этом главная суть
волонтерского движения.
Из вышесказанного следует вывод:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную
компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную
компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать,
понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в
различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к
плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие
перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде
сверстников.
Инновационных технологии помогают детям не только в накоплении
социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни
одного увлекательного дня в детском саду.