Напоминание

«Волонтерство как инновационная педагогическая технология развития дошкольников»


Автор: Григорьева Елена Николаевна
Должность: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9"
Населённый пункт: Оренбургская область город Сорочинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Волонтерство как инновационная педагогическая технология развития дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Волонтерство как инновационная педагогическая технология развития

дошкольников»

Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом

познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо,

ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед

людьми и окружающим миром.

Что за волонтеры такие?

В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник,

то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради

получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера –

моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо,

помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но

официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест –

организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой

мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас

по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически,

конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством

самостоятельно, воплощает собственные идеи.

В России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось

иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь

нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР)

волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ

охраны природы.

Чем занимаются волонтеры?

Совершать

добрые

и

нужные

поступки

можно

по-разному.

Так

и

волонтерство бывает разное.

Спортивное или событийное.

Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например,

Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных

праздников и событий.

Военно-патриотическое.

Волонтеры

сопровождают

шествия

«Бессмертного

полка»

9

мая,

благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.

Культурное (культурно-просветительское).

Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством

туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного

волонтерства

арт-волонтерство,

когда

творческие

люди

делятся

навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например,

организуют обучение или проводят концерты.

Забота о животных.

Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают

приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.

Экологическое волонтёрство.

Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей

территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.

Образовательное.

Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные,

по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным

предметам) для детей и взрослых.

Социальное.

Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за

престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах

помощи

бездомным,

ликвидация

последствий

стихийных

бедствий

(например,

помощь

пострадавшим

от

ураганов,

землетрясений,

наводнений).

Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в

котором участвуют пожилые люди.

Зачем становиться волонтером?

Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины

разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть

лучше, желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который

пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям

и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение

важных для человечества проблем (например, проблем экологических);

расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для

людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться

опытом, передавать свои знания и умения.

Как стать волонтером?

Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится -

иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать как можно больше о

вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно

найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также

сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для

будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров. Важные качества

волонтеров Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от

пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие

качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы,

внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться;

психологическая устойчивость; ответственность.

А что дети?

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в

работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов

дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с

детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально

соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный

возраст

традиционно

считается

периодом

интенсивной

социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв

поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно

отражаются

на

социализации

современных

детей.

Эффективная

социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе

в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Цель

технологии -

это

воспитание

духовно-нравственной

личности

с

активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к

самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи технологии:

развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников,

навыки общения в разновозрастном коллективе;

создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача

опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде

от старших к младшим;

возможность проявления инициативы при выборе для себя рода

занятий, участников по совместной деятельности.

Реализация данной технологии в дошкольной образовательной организации,

предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших

дошкольников

с

младшими.

На

первом

этапе

педагоги

знакомят

добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в

различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему

начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском

саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется

ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых,

более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают

свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей раоты,

у них повышается самооценка, уверенность в себе. В этом главная суть

волонтерского движения.

Из вышесказанного следует вывод:

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную

компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную

компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать,

понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в

различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к

плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие

перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде

сверстников.

Инновационных технологии помогают детям не только в накоплении

социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни

одного увлекательного дня в детском саду.



В раздел образования