Автор: Колесникова Ксения Анатольевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №70
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного
возраста»
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие
интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей
детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в
содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,
являются математические. Формирование элементаpных математических
способностей направленона развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка –
его интеллекта иинтеллектуально - творческих способностей.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических
представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также –
это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные
личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь,
аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но,
для выработки определенных элементарных математических умений и навыков
необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо
научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы,
приходить к логическомузаключению.
Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к
математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным
занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его
заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не
интересное, даже если взрослые настаивают. Приобщение к этому предмету в игровой
и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать
школьную программу.
Вопрос формирования и развития математических способностей ребенка напрямую
связан с вопросом формирования и развития его познавательных способностей. Б.П.
Никитин отмечает, что «при этом, большое внимание следует уделять таким условиям
развития способностей, как раннее начало; создание среды, способствующей
развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; организация максимального
напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей;
обеспечение свободы в выборе деятельности; помощь взрослых. Ни одно из этих
условий,взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст
определенные результаты».
Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема
развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.
Какие же способности в дошкольном возрасте можно отнести к математическим?
Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей
детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие
специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или
увлеченность формулами и алгоритмами.
Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился
считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…
В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом –
радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно,
ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в
арифметическом примере.
Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности
называют математическими.
И так что же такое математические способности? Математические способности – это
особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза,
быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому
материалу.
Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются:
- специфическая способность к обобщению математического материала;
- способность к пространственным представлениям;
- способность к отвлеченному мышлению .
Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельного
компонента математических способностей математическую память на схемы
рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.
Говоря о математических способностях ,как особенностях умственной деятельности,
следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов
заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде
всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом
деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием
подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются
хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н.
Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и
прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что
одним из показателей математических способностей является быстрота
мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет
отношения к математических способностям.
Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво,
творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение математических
способностей. Под математическими способностями понимаются индивидуально-
психологические свойства личности, определяющие успешность усвоения и
продуктивность выполнения данной личностью мыслительных действий,
необходимых для решения математических задач. Классификация математических
способностей может быть представлена совокупностью компонентов,
дифференцированных в соответствии с этапами мыслительной деятельности в ходе
освоения, накопления и переработки информации.
Математические способности дошкольников включают следующие компоненты:
- умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от
второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения
заданий, строить простейшие гипотезы;
- способность раскрывать причинные связи между явлениями окружающей
действительности;
- умение совершать мыслительные операции (решать задачи на поиск
закономерностей,
сравнение и классификацию, например, продолжить последовательность цифр или
геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак
группы предметов и т.д.);
- наличие творческих способностей: уметь самостоятельно придумать
последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур,
обладающую общим признаком;
- хорошая наглядно - образная, словесно-логическая и эмоциональная память;
- способность к обобщению и абстракции, наличие пространственных представления
(о форме, размере, взаимном расположении предметов);
- внимание, наблюдательность;
- способности к проведению простейших обобщений, умений использовать
полученные знания в новых условиях;
- умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов,
обосновать свой ответ .
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта
при развитии математических способностей можно обиться, используя дидактические
игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Так как ведущей
деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по
развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой
дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации,
выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия.
Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с
игрушками, картинками, мячами, кубиками. При проведении занятий
использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее
доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной,
пространственной, временной точки зрения, отмечаются простейшие математические
отношения. Задачи-шутки – это
заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в
большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания
в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально
насыщенным. Например, такие игры как «Найди такой же предмет», «Сложи
квадрат»,«Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Какой формы?»,
«Почини коврик».
В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о
предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в
самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике
живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми
действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.