Напоминание

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»


Автор: Колесникова Ксения Анатольевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №70
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного

возраста»

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие

интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей

детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в

содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,

являются математические. Формирование элементаpных математических

способностей направленона развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка –

его интеллекта иинтеллектуально - творческих способностей.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических

представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также –

это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные

личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь,

аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но,

для выработки определенных элементарных математических умений и навыков

необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо

научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы,

приходить к логическомузаключению.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к

математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным

занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его

заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не

интересное, даже если взрослые настаивают. Приобщение к этому предмету в игровой

и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать

школьную программу.

Вопрос формирования и развития математических способностей ребенка напрямую

связан с вопросом формирования и развития его познавательных способностей. Б.П.

Никитин отмечает, что «при этом, большое внимание следует уделять таким условиям

развития способностей, как раннее начало; создание среды, способствующей

развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; организация максимального

напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей;

обеспечение свободы в выборе деятельности; помощь взрослых. Ни одно из этих

условий,взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст

определенные результаты».

Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема

развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.

Какие же способности в дошкольном возрасте можно отнести к математическим?

Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей

детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие

специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или

увлеченность формулами и алгоритмами.

Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился

считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…

В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом –

радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно,

ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в

арифметическом примере.

Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности

называют математическими.

И так что же такое математические способности? Математические способности – это

особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза,

быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому

материалу.

Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются:

- специфическая способность к обобщению математического материала;

- способность к пространственным представлениям;

- способность к отвлеченному мышлению .

Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельного

компонента математических способностей математическую память на схемы

рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

Говоря о математических способностях ,как особенностях умственной деятельности,

следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов

заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде

всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом

деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием

подлинно математических (творческих) способностей.

Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются

хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н.

Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и

прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что

одним из показателей математических способностей является быстрота

мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет

отношения к математических способностям.

Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво,

творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение математических

способностей. Под математическими способностями понимаются индивидуально-

психологические свойства личности, определяющие успешность усвоения и

продуктивность выполнения данной личностью мыслительных действий,

необходимых для решения математических задач. Классификация математических

способностей может быть представлена совокупностью компонентов,

дифференцированных в соответствии с этапами мыслительной деятельности в ходе

освоения, накопления и переработки информации.

Математические способности дошкольников включают следующие компоненты:

- умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от

второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения

заданий, строить простейшие гипотезы;

- способность раскрывать причинные связи между явлениями окружающей

действительности;

- умение совершать мыслительные операции (решать задачи на поиск

закономерностей,

сравнение и классификацию, например, продолжить последовательность цифр или

геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак

группы предметов и т.д.);

- наличие творческих способностей: уметь самостоятельно придумать

последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур,

обладающую общим признаком;

- хорошая наглядно - образная, словесно-логическая и эмоциональная память;

- способность к обобщению и абстракции, наличие пространственных представления

(о форме, размере, взаимном расположении предметов);

- внимание, наблюдательность;

- способности к проведению простейших обобщений, умений использовать

полученные знания в новых условиях;

- умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов,

обосновать свой ответ .

Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта

при развитии математических способностей можно обиться, используя дидактические

игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Так как ведущей

деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по

развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой

дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации,

выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия.

Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с

игрушками, картинками, мячами, кубиками. При проведении занятий

использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее

доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной,

пространственной, временной точки зрения, отмечаются простейшие математические

отношения. Задачи-шутки – это

заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в

большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания

в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально

насыщенным. Например, такие игры как «Найди такой же предмет», «Сложи

квадрат»,«Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Какой формы?»,

«Почини коврик».

В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о

предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в

самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике

живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми

действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама

игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.



В раздел образования