Напоминание

Выступление по проекту "Волшебный мир сказок В.М. Васнецова"


Автор: Соболева Галина Гарифулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2
Населённый пункт: г.Уржум Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Выступление по проекту "Волшебный мир сказок В.М. Васнецова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление по проекту

" Волшебный мир сказок В. М. Васнецова "

Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые

добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору.

Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие из нас ждали с

нетерпением.

Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в сказках жил особенный,

необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Необычная

ли реальность была основой создания сказки?

Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.

Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения

являются иллюстрации. Наиболее ярким представителем этого жанра — художник-

сказочник Виктор Михайлович Васнецов. Полотна этого художника помогают

передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой

жили сказочные персонажи. Благодаря его творчеству мы можем не только читать

сказку, но и видеть ее.

Наш проект направлен на формирование духовно-нравственной, художественной

культуры, на развитие интереса к изобразительному искусству.

В данном проекте дети познакомятся с замечательным художником Виктором

Михайловичем Васнецовым, его произведениями живописи к русским народным

сказкам.

Цель:

познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова через иллюстрации к русским

народным сказкам, потешкам

.

Задачи проекта:

1. Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, к

картинам, произведениям сказочного, былинного и народного творчества.

2.Формировать представлений об истории человечества через картины, изображающих

древнюю Русь.

3. Воспитывать чувство гордости за силу и богатство России, желание подражать

героям картин. Развитие личностных качеств

Сроки реализации.

Проект долгосрочный

Планируемые результаты реализации проекта.

У детей повысятся знания об изобразительном искусстве, они познакомятся с

Виктором Михайловичем Васнецовым – замечательным русским художником, его

произведениями, которые воспевают поэтическую красоту русского народного

фольклора, подчеркивают значимость национальной истории.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Знакомство с живописью выдающихся художников открывает широкие возможности

в развитии личности ребёнка: обогащает эстетическое восприятие ребенка, развивает

интерес к искусству, способность не только чувствовать красоту, но и передавать её в

своем творчестве, возможности и потребности эстетически оценивать окружающую

среду, а также воспитывает любовь и бережное отношение к культурному наследию

своей страны, художественному созиданию.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования

также ориентирует содержание образования на формирование представлений о

лучших произведениях русской живописи, составляющей культурное, духовное и

нравственное богатство российского народа.

Огромной любовью у детей пользуется сказка, рассказанная взрослым, или

сказочный сюжет увиденный на картине художника. В огромном воспитательном

значении сказки не стоит сомневаться. На сегодняшнем этапе жизни современного

общества данная тема очень актуальна. В настоящее время сказка, как и другие

ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому

способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским

стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл

произведения. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые

лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Перед педагогом и

родителями стоит задача формирования основ художественной культуры, на примере

произведений изобразительного искусства, знакомства детей с творчеством художника

В.М. Васнецова. Живопись В.М. Васнецова связана с рядом особенностей его

произведений: обращение художника к образам русских сказок и былин, хорошо

знакомых дошкольникам; яркая, выразительная реалистическая манера художника.

Его картины наполнены деталями, создающими неповторимый колорит былинного и

сказочного мира, исторического прошлого нашей Родины. Поэтому репродукции В.М.

Васнецова помогают мотивировать дошкольников и их родителей к посещению

художественных и исторических музеев, изучению искусства и истории, а также

собственному художественному творчеству.

Реализацию нашего проекта мы начали с проведения НОД, которое называлось

«Первое знакомство», на нем мы познакомились с портретом и биографией В. М

Васнецова «Художник называл себя «сказочником, былинником, гусляром». Слово

«былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова

«гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край,

село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев

древних былин, поверий, сказаний.» Познакомились с картинами художника.

Определили, что их объединяет. Со сказками «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Иван царевич и Серый Волк». В которых учились с детьми

сочувствовать и сопереживать сказочным героям.

Рассматривая картины художника, такие как «Аленушка» узнали, что сюжет картины

взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая».

Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем

свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на

колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела,

застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми

облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок

нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной

судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут

символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает

неминуемое несчастье. В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь

человека и природы, их взаимопонимание.

Картина «Три царевны подземного царства», создана по мотивам русской народной

сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое,

драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И.

Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две

царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой

металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее

головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный

золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми

сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными

бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье

и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек.

Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

На картине «Богатыри». изображена богатырская застава. Стоят на страже земли

Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За

ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные

тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой. В центре самый старший

из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал

служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Калин-царь» и многие

другие.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича,

самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник

мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

В картине «Иван -Царевич и Серый волк» изображен эпизод из сказки А. А.

Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою,

возлюбил ее всем сердцем…» От этого чувства в холодном лесу распустилась ветка

яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как

пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства

человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему

спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на

ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый

халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная,

словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь

сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на

стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый

язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

С музыкальным руководителем Эльвирой Витальевной прослушали отрывок из второй

симфонии А. Бородина «Богатырская», познакомились с «Грустной песней»

Свиридова. Научились определять характер музыки

Сочиняя сказки по картинам В. Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Богатыри»,

«Иван царевич на Сером Волке» развивали творческие способности детей; учились

объединять несколько сказочных сюжетов в один, сочинять короткие сказки, соблюдая

порядок повествования (начало, середина, конец).

Просматривая мультфильм «Снегурочка» привлекли детей к участию в беседе по

содержанию мультфильма, познакомились с художественным произведением; учились

замечать сказочность атмосферы, созданной художником, используя различные

приемы.

По итогам реализации проекта мы с ребятами провели интеллектуальный турнир по

произведениям В. М. Васнецова. В котором закрепили и обобщили полученные знания

детей о творчестве русского художника В. М. Васнецова; научились самостоятельно

принимать решения, отвечая на вопросы турнира

По результатам проекта:

- дети старшего дошкольного возраста проявляют активный интерес и

эмоциональную отзывчивость как к произведениям В.М.Васнецова, так и информации

о содержании его картин, в свободном рисовании и самостоятельных играх некоторые

ребята вспоминают картины полюбившегося художника, их сюжеты, дорисовывают

детали, придумывают продолжение сюжета;

- дети старшего дошкольного возраста достаточно легко осваивают не только

визуальную информацию, но и элементарные навыки характеристики картины, её

героев, отдельные детали при условии тщательного отбора и адаптации информации,

продуманности методик;

-

необходимым

условием

формирования

представлений

детей

старшего

дошкольного возраста о творчестве В.М.Васнецова является оформление развивающей

среды в групповой комнате, а также взаимодействие с родителями;

- работа с картинами В.М. Васнецова активизировала интерес детей к русским

сказкам и былинам. Дети сравнивали полюбившихся героев с теми же образами в

мультфильмах, спорили, где герои «правильней», красивей, стали использовать в речи

такие слова, как «богатырь», «витязь», «царевич», «подземные богатства» и т.п., что

свидетельствует о расширении кругозора, словарного запаса детей и сферы их

интересов.

Также были даны некоторые рекомендации родителям:

Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».

Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три

царевны?

Что охраняет самая младшая царевна?

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что

он думает об Аленушке.

По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает

ей добра? (осинка, ласточки)

Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк»

Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?

Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…

Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?

Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери)

было понятно, что такое былина.

Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.

Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную

землю…)

Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике

богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем

сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему

ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом –

вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых

лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и

остается родная земля. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию НОД старшей

группы «Колокольчик», воспитатель Редькина Елена Сергеевна.



В раздел образования