Напоминание

«Коррекция речи обучающихся с нарушением слуха с применением музыкальной стимуляции»


Автор: Еськова Олеся Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОКОУ "Курская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекция речи обучающихся с нарушением слуха с применением музыкальной стимуляции»
Раздел: начальное образование





Назад




«Коррекция речи обучающихся с нарушением

слуха с применением музыкальной

стимуляции»

Подготовила: учитель

музыкально-ритмических занятий

Еськова О.М.

Курск 2021г.

«Коррекция речи обучающихся с нарушением слуха с применением

музыкальной стимуляции»

Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют занятия по

музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение

которого заключается в том, что речь как общественное явление передается

лингвистическими информациями, присутствующими в ритме, интонаций,

громкости, паузах, жестах, напряженности говорящего человека.

В процессе занятий по музыкальной стимуляции совершенствуются навыки

произносительной стороны речи, у детей с нарушением слуха формируется

восприятие следующих музыкальных структур:

- динамика звучания (громко, тихо);

- темп (быстрый, медленный, умеренный);

- ритм;

- звуковысотность : регистры ( высокий, низкий, средний);

- интонация

На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе

над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые

привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы

пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной

интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность

считалок и возможностью их мелодизировать. При этом учитывается, что

каждый звук обладает определёнными качествами — длительностью звучания,

напряжённостью и интенсивностью.

Тело человека очень отзывчиво нанизкие частоты. Оно служит базой для

ритма

и

мелодики

речи.

Для

облегчения

воспроизведения

звуков

в

верботональной системе используют речевые структуры, основанные на ритме

считалок и нателесном ритме. На ритме считалок основывается музыкальная

стимуляция, а на ритме движений тела — стимуляция движением или

фонетическая ритмика.

Как известно, основными элементами речи являются: ритм, интонация,

напряжённость, пауза и интенсивность.

А основными элементами музыки выступают: ритм, мелодия, стаккато-

легато, темп и динамика.

Ритм - основа жизни, музыка - основная часть, по которой достигается

гармония, часть общей культуры. Без музыки нет гармонии, нет связи языка,

нет культуры речи.

Благодаря

многолетним

экспериментальным

исследованиям

в

системе

верботонального метода развился специальный раздел в реабилитации детей с

нарушением слуха

— музыкальная стимуляция. Специалистами было

доказано, что в условиях интенсивного развития слухового восприятия, при

использовании

аппаратов

«Верботон»,

глухие

дети

достаточно

легко

воспринимали элементарные музыкально-ритмические структуры.

Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного

развития речи глухих и тугоухих детей. Это обоснованно и тем, что мозговыми

структурами лучше воспринимается пение и ритм. Ритм и пение филогенетиче-

ски и онтогенетически одни из самых древних форм выражения, намного

примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе,

чем речь, и имели свою аффективную форму выражения.

Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности

репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие

музыкальные элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. Для развития

правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны

основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время,

пауза, усиление. Таким образом, мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных

элементов с основными структурными факторами речи.

Музыкальная стимуляция

— это ритм через движение, движение,

свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт

работа над развитием музыкального слуха, цель её — развитие речи). Почему

через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без

движения.

Голос

и

речь

результат

движения.

Человеческое

тело

чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию

речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются

определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация,

пение очень близки ребёнку и необходимы для хорошего и правильного

развития.

Одним

из

важнейших

элементов

музыкальной

стимуляции

является

постановка правильного дыхания. Не зажатый амбушур, а легкое свободное

дыхание позволяет детям извлекать красивый и выразительный речевой и

музыкальный звук. Это достигается длительными тренировками, с приме-

нением специального оборудования: вибростола, метронома, дыхательных

игровых упражнений, игрового материала: воздушных и теннисных шаров,

бумажных и ватных птичек, бумажных лент, ватных шариков на нитках,

снежинок, духовых игрушек и духовых музыкальных инструментов и многого

другого. Появляется ровность в звучании, усваивается краткость и длительность

звука, высотность.

Ритм

организованная

временная

структура,

которой

свойственна

периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого

и тяжёлого контраста.

С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт

собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма.

Особенно дети любят звучащие игрушки. Вспомните, как настойчиво малыш

тянется к погремушке, чтобы самому её потрясти, и радуется её простейшему

звучанию, вибрации. Ребёнок бесконечно долго может ударять деревянной

палочкой по краю своей кроватки, снова и снова продолжая свой эксперимент.

Звуки

доставляют

детям

наслаждение,

и

они

особенно

радуются

и

прислушиваются, если получается ритмично.



В раздел образования