Автор: Еськова Олеся Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОКОУ "Курская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекция речи обучающихся с нарушением слуха с применением музыкальной стимуляции»
Раздел: начальное образование
«Коррекция речи обучающихся с нарушением
слуха с применением музыкальной
стимуляции»
Подготовила: учитель
музыкально-ритмических занятий
Еськова О.М.
Курск 2021г.
«Коррекция речи обучающихся с нарушением слуха с применением
музыкальной стимуляции»
Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют занятия по
музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение
которого заключается в том, что речь как общественное явление передается
лингвистическими информациями, присутствующими в ритме, интонаций,
громкости, паузах, жестах, напряженности говорящего человека.
В процессе занятий по музыкальной стимуляции совершенствуются навыки
произносительной стороны речи, у детей с нарушением слуха формируется
восприятие следующих музыкальных структур:
- динамика звучания (громко, тихо);
- темп (быстрый, медленный, умеренный);
- ритм;
- звуковысотность : регистры ( высокий, низкий, средний);
- интонация
На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе
над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые
привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы
пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной
интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность
считалок и возможностью их мелодизировать. При этом учитывается, что
каждый звук обладает определёнными качествами — длительностью звучания,
напряжённостью и интенсивностью.
Тело человека очень отзывчиво нанизкие частоты. Оно служит базой для
ритма
и
мелодики
речи.
Для
облегчения
воспроизведения
звуков
в
верботональной системе используют речевые структуры, основанные на ритме
считалок и нателесном ритме. На ритме считалок основывается музыкальная
стимуляция, а на ритме движений тела — стимуляция движением или
фонетическая ритмика.
Как известно, основными элементами речи являются: ритм, интонация,
напряжённость, пауза и интенсивность.
А основными элементами музыки выступают: ритм, мелодия, стаккато-
легато, темп и динамика.
Ритм - основа жизни, музыка - основная часть, по которой достигается
гармония, часть общей культуры. Без музыки нет гармонии, нет связи языка,
нет культуры речи.
Благодаря
многолетним
экспериментальным
исследованиям
в
системе
верботонального метода развился специальный раздел в реабилитации детей с
нарушением слуха
— музыкальная стимуляция. Специалистами было
доказано, что в условиях интенсивного развития слухового восприятия, при
использовании
аппаратов
«Верботон»,
глухие
дети
достаточно
легко
воспринимали элементарные музыкально-ритмические структуры.
Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного
развития речи глухих и тугоухих детей. Это обоснованно и тем, что мозговыми
структурами лучше воспринимается пение и ритм. Ритм и пение филогенетиче-
ски и онтогенетически одни из самых древних форм выражения, намного
примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе,
чем речь, и имели свою аффективную форму выражения.
Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности
репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие
музыкальные элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. Для развития
правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны
основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время,
пауза, усиление. Таким образом, мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных
элементов с основными структурными факторами речи.
Музыкальная стимуляция
— это ритм через движение, движение,
свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт
работа над развитием музыкального слуха, цель её — развитие речи). Почему
через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без
движения.
Голос
и
речь
—
результат
движения.
Человеческое
тело
чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию
речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются
определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация,
пение очень близки ребёнку и необходимы для хорошего и правильного
развития.
Одним
из
важнейших
элементов
музыкальной
стимуляции
является
постановка правильного дыхания. Не зажатый амбушур, а легкое свободное
дыхание позволяет детям извлекать красивый и выразительный речевой и
музыкальный звук. Это достигается длительными тренировками, с приме-
нением специального оборудования: вибростола, метронома, дыхательных
игровых упражнений, игрового материала: воздушных и теннисных шаров,
бумажных и ватных птичек, бумажных лент, ватных шариков на нитках,
снежинок, духовых игрушек и духовых музыкальных инструментов и многого
другого. Появляется ровность в звучании, усваивается краткость и длительность
звука, высотность.
Ритм —
организованная
временная
структура,
которой
свойственна
периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого
и тяжёлого контраста.
С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт
собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма.
Особенно дети любят звучащие игрушки. Вспомните, как настойчиво малыш
тянется к погремушке, чтобы самому её потрясти, и радуется её простейшему
звучанию, вибрации. Ребёнок бесконечно долго может ударять деревянной
палочкой по краю своей кроватки, снова и снова продолжая свой эксперимент.
Звуки
доставляют
детям
наслаждение,
и
они
особенно
радуются
и
прислушиваются, если получается ритмично.