Автор: Родионова Анна Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ДЮЦ г. Юрги"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр города Юрги»
Использование нетрадиционных техник рисования в организованной
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста
Методическая разработка
Исполнитель:
Родионова Анна Федоровна,
Педагог дополнительного образования
МБУДО «ДЮЦ г. Юрги»
Юргинского городского округа
Юрга 2023
1
Содержание
Пояснительная записка.............................................…………………………….3
1. Нетрадиционное рисование ……………………………..……………………….5
2. Виды и техники нетрадиционного рисования ………………………………8
Заключение ……………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………………12
2
Пояснительная записка
Современная жизнь предъявляет все новые требования. Перед педагогами остро
стоит
задача
воспитания
творческой
личности,
которая
сможет
решать
нестандартные задачи в различных областях деятельности.
Для развития личности ребенка большое значение имеет занятие художественным
творчеством
Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на
генетическом уровне. При этом отмечается, что дети любят рисовать тогда, когда у
них хорошо получается. Чтобы рисовать карандашами, красками требуется высокий
уровень владения техникой рисования. А если эти навыки отсутствуют (методика
является сложной для детей дошкольного возраста), ребенок теряет интерес к
данной
деятельности.
Поскольку
рисование
является
источником
хорошего
настроения ребенка, необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к
художественному творчеству. В настоящее время существует много приемов и
техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы,
даже
не
имея
никаких
художественных
навыков.
И
только
интересно
подготовленные
занятия
педагогом,
разнообразные
материалы
обеспечивают
непосредственность детского восприятия и деятельности. Педагог должен создавать
такую ситуацию, чтобы дети могли применить усвоенные ранее знания, умения,
навыки, а с другой стороны – искали новые решения, творческие подходы.
Наиболее эффективному процессу художественного воспитания, развитию
детского
творчества
способствуют
поиски
новых
решений,
разнообразие
предоставляемых детям изобразительных материалов. В связи с этим в практику
дошкольного художественного образования необходимо вводить нетрадиционные
техники рисования, которые являются способом создания нового, оригинального
произведения, так как позволяют избежать копирования образца, ведь педагог
вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционными
материалами. Занятия с использованием нетрадиционных техник - это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое
3
главное, возможность самовыражения. Рисование необычными способами вызывает
у детей положительные эмоции, занятие превращается в праздник, а дети становятся
маленькими волшебниками.
Нетрадиционные техники развивают творческое
воображение детей, способствуют раскрепощению, помогают ребенку осуществить
на практике все его фантазии.
Именно это вызывает у ребенка положительные
эмоции, желание трудиться.
Практики утверждают, что рисование с использованием нетрадиционных
техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность в течение всего занятия.
«Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию,
когда изображение получается не в результате использования специальных
изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции» (А. Ильина). При
таком способе нетрадиционного изображения неизвестно, какое изображение
получится, но он заведомо успешен по результату, а значит, усиливает интерес
детей к изобразительной деятельности.
Цель данной работы заключается в описании опыта работы по использовании
нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.
1.Нетрадиционное рисование
Разнообразие и вариативность работы с детьми - одно из наиболее важных
условий успешного развития детского художественного творчества.
4
Чем разнообразнее будет содержание, формы и методы работы с детьми, а также
материалы, с которыми ребенок работает, тем лучше будут развиваться детские
художественные способности. Создание творческой атмосферы зависит от желания
и
умения
педагога
создавать
условия
для
развития
детского
творчества.
Использование
на
занятиях
с
детьми
дошкольного
возраста
материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются широко известными,
общепринятыми является для ребенка экспериментированием. Всё новое и
неизведанное ранее всегда вызывает наибольший интерес.
Сохранить устойчивую мотивацию к художественной деятельности у детей
помогают
занятия
с
использованием
нестандартной
техники
рисования.
Изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая
краска. Использовать её можно в разных техниках: и в технике набрызга, и
смешивая краску с крупой, солью, и в технике рисования монотипией, и с помощью
оттиска. А применяя и комбинируя разные материалы и способы, позволяет детям
создавать уникальные работы.
Дети учатся рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и
подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования
клей. Дошкольники знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, узнают,
что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют
рисовать ладошкой, пальцами, получать изображения с помощью подручных
средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев
деревьев).
Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для
этого
предметы,
детям
дошкольного
возраста
открываются
возможности
нестандартного мышления. Образовательный процесс превращается в веселую игру,
в результате которой дети экспериментируют с различными методами рисования и
пробуют разные способы самовыражения. Дети учатся не бояться проявлять свою
фантазию, так как нетрадиционные приемы не ставят его в какие-то определенные
рамки. И ребенок имеет возможность дать выход своим чувствам, желаниям.
5
Нетрадиционные техники рисования отличаются от традиционных скоростью
достижения конечного результата, набором инструментов и методикой выполнения.
Применение нетрадиционного рисования важно для развития фантазии и творческих
способностей, и раскрытия индивидуальности и идет детям на пользу, повышает
мотивацию к художественно-творческой деятельности.
В своей образовательной деятельности при использовании нестандартных
техник определяю доступность нетрадиционных техник согласно возрастным
особенностям.
Обучение нетрадиционным техникам начинаю с пальчикового рисования. Обмакнув
пальчики в краску можно нарисовать гусеницу, виноград или рябину. Можно
рисовать линии и геометрические фигуры. Если собрать пальчики в пучок и
приложить к листу бумаги получится цветок или снежинка. Полураскрытый кулачок
дает возможность нарисовать холмы, бананы и другие изогнутые предметы. Сжатым
кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку. А с
помощью ладошки можно получить столько всевозможных отпечатков! Какой
ребенок не любит волшебства? А для этого необходим лист бумаги, свеча и
акварель. Такой вид рисования приводит детей в восторг. Они готовы творить снова
и снова.
Нетрадиционные техники предполагают использование новых материалов,
инструментов,
способов
рисования,
которые
не
являются
общепринятыми,
привычными. В процессе обучения я предлагаю детям использовать самодельные
инструменты для рисования – всевозможные штампы, а также пробки, пластиковые
бутылки. Используем при рисовании зубную щетку, поролон, свечу, ватные
палочки, листья деревьев. Используем обводку рук, ладошек для рисования дракона,
змеи, зебры, кактусов…
Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем полнее и ярче смогут
развиваться его способности.
6
2. Виды и техники нетрадиционного рисования
В
методической
литературе
встречается
большое
разнообразие
нетрадиционных техник рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный
силуэт пушистого или колючего животного.
7
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При
работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур
или
шаблон.
Получается
имитация
фактурности
пушистой
или
колючей
поверхности.
Рисование ватными палочками.
Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.
Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску нужно брать новой
палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок
заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на
рисунки, сделанные раздельными мазками.
Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На
каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики
вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Рисунки из ладошки.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая
бумага.
Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит
простым
карандашом.
Используя
различные
линии,
ребенок
дорисовывает
необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Отпечатки листьев.
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает
окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист.
Изображение можно дорисовать кистью.
Оттиск пробкой.
8
Материалы: мисочка
либо
пластмассовая
коробочка,
в
которую
вложена
штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, печатки из пробки.
Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка.
Оттиск поролоном.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, кусочки поролона.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск
бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.
Восковые мелки (свеча) + акварель.
Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти
Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не
закрашенным.
Рисование по мокрой бумаге.
Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.
Ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно
получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать
детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть
густую краску.
Монотипия пейзажная.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.
Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на
другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется
быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с
него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Кляксография обычная
9
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В
результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается
другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну
половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,
изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие
детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая
небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)
Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для
процарапывания.
Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в
которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность
листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов
без просвета,
тогда
изображение
будет цветным.
Когда основа высохнет,
заострённым предметом рисунок процарапывается до слоя краски.
Заключение
Одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у
ребенка творческого отношения к окружающему миру. Решение этой задачи
заключается в создании для ребенка доступных проблемных ситуаций, постановки
творческих задач, которые благоприятствуют самостоятельному поиску.
10
Использование нетрадиционных техник рисования в качестве форм проведения
организованной образовательной деятельности помогает сформировать творческую
личность и найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.
Каждая
из
нетрадиционных
техник
–
это
маленькая
игра.
Рисование
необычными материалами и техниками активизируют творческую активность, учат
мыслить нестандартно. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее,
непосредственнее,
развивает
воображение,
дает
полную
свободу
для
самовыражения. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир,
который придает его деятельности творческий характер.
Применяя
и
комбинируя
разные
способы
изображения
в
одном
рисунке,
дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать,
чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем анализируют
результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них
появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным,
непохожим на другие.
Педагогу нетрадиционные
техники
рисования позволяют
осуществлять
индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Список литературы
1.
Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.-80 с.
2.
Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.-72 с.
3.
Доби Джинн. Песня цвета. Уроки цвета и композиции/ Москва: Манн, Иванов и
Фербер, 2018. – 160 c.
11
4.
Дмитриева В.Г. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома
и в детском саду / СПб., Астель, 2012 – 496с.
5.
Кистлер Марк. Вы сможете рисовать через 30 дней: простая пошаговая система,
проверенная практикой / Москва:– 2016. – 312 c.
6.
Людвиг-Кайзер У. Каждый может рисовать./СПб.: Питер, 2014. –64 с.
7.
Лутц Э. Начни рисовать. Пошаговые техники для тех, кто хочет стать
художником за 5 минут/Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.– 80 с.
8.
Мудрова А.Ю. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические,
сюжетно-ролевые, подвижные /Москва: Центрполиграф, 2011. – 224с.
12