Автор: Костюченко Елена Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида "Белочка"
Населённый пункт: Брянская обл., г. Трубчевск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: ФОП ДО- содержание и особенности внедрения.
Раздел: дошкольное образование
1 – титульник.
2 - С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начнут работать по новой Федеральной
образовательной программе – ФОП ДО.
3- Минпросвещения утвердило новую ФОП ДО. Приказ Министерства Просвещения РФ от
25.11.2022 г. N 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 28.12.2022 г. N 71847 .
4- ФОП ДО - это норматив, который был разработан в соответствии с ФГОС ДО с целью
реализации нескольких функций дошкольного уровня образования:
5 - 1. обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности;
2. создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3. создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
6 - ФОП ДО определяет единые для РФ
базовые объём, содержание ДО, и планируемые результаты освоения образовательной
программы.
Цель Федеральной программы - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно –
нравственных ценностей российского народа, исторических и национально – культурных
традиций
7 -ФОП ДО используется как основа
для самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной
организацией. Обязательная часть программ должна соответствовать федеральной программе
и составлять не менее 60% от общего объема, не более 40% выделяется на часть,
формируемую самими участниками образовательных отношений.
8-ФОП ДО включает в себя
Учебно-методическаю документацию:
•
федеральная рабочая программа воспитания;
•
примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;
•
федеральный календарный план воспитательной работы
и иные компоненты.
9 -И состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного(А.В)
Посмотрите содержание разделов в таблице, которые я вам раздала.
10 -В целевом разделе Федеральной программы представлены: цели, задачи, принципы ее
формирования; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом,
раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной
программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
11 -Цель ФОП ДО достигается через решение следующих задач:
•
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
•
•
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
•
•
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
•
12 -создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
•
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
•
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
•
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
13 -Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС
ДО:
•
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
•
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
•
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников ;
14 -4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
•
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•
6) сотрудничество ДОО с семьей;
•
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
•
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
•
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
•
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
•
15 -В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности
ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной
программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка
дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
16 -1.Содержательный раздел Федеральной программы включает задачи и содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных
групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-
эстетическое, физическое развитие).
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП.
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
4.Способы и направления поддержки детской инициативы.
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
6.Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
7. Федеральную рабочую программу воспитания, кот состоит из
-пояснительная записка;
-целевой раздел;
-содержательный раздел;
-организационный раздел.
Федеральная рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
17 -Организационный раздел Федеральной программы включает описание психолого-
педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-
техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
- примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в
разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного
просмотра анимационных произведений
- - и федеральный календарный план воспитательной работы. Примерный режим и
распорядок дня в дошкольных группах
Минпросвещения подготовит методические рекомендации по реализации программы, а также
дорожную карту ее внедрения.
Пока ведомство готовит документы, ознакомьтесь с примерным планом-графиком внедрения
ФОП ДО.
план-график по внедрению в работу ФОП ДО/ я скину на почту, куда включены
Проведение родительских собраний, посвященные применению ФОП ДО( памятки),
ориентировочно –апрель-август
Разместить ФОП ДО на сайте детского сада.
С ПРИКАЗ О создании рабочей группы по приведению ООП в соответствие с ФОП
Положение
о рабочей группе по приведению ООП ДОО в соответствие с ФОП
Переход на ФОП обязательно вызовет вопросы, часто задаваемые из них. Всем нам
творческих успехов!!!
18- спасибо за внимание!
Памятка. Что рассказать родителям о внедрении ФОП?
Что такое ФОП?
ФОП ДО – федеральная образовательная программа
дошкольного образования.
Какая цель у
внедрения ФОП?
Организовать обучение и воспитание дошкольника как
гражданина Российской Федерации, формировать основы его
гражданской и культурной идентичности доступными по
возрасту средствами;
создать единое ядро содержания дошкольного образования;
создать единое федеральное образовательное пространство
воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и
родителям равные, качественные условия дошкольного
образования, вне зависимости от места проживания.
Что входит в ФОП?
Учебно-методическая документация:
федеральная рабочая программа воспитания;
федеральный календарный план воспитательной работы;
примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание дошкольного образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы.
Что будет
обязательным для всех
детских садов?
ФОП ДО определяет объём, содержание, планируемые
результаты обязательной части образовательной программы
дошкольного образования, которую реализует детский сад.
Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая
программа воспитания, и федеральный календарный план
воспитательной работы.
Как будут применять
ФОП?
ФОП станет основой для разработки образовательной
программы детского сада. Детские сады сохраняют право
разработки собственных образовательных программ, но их
содержание и планируемые результаты должны быть не ниже,
чем в ФОП.
Когда детские сады
перейдут на ФОП?
Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года.
Структура ФОП ДО.
Учебно-методическая документация:
•
федеральная рабочая программа воспитания;
•
примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;
•
федеральный календарный план воспитательной работы
и иные компоненты.
Разделы ФОП ДО:
целевой;
содержательный;
организационный.
Раздел
ФОП ДО
Целевой
1. Пояснительная записка:
цель и задачи;
принципы формирования программы.
2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых
ориентиров.
3. Подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов.
Содержательный
1. Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой
из образовательных областей для всех возрастных групп.
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
ФОП.
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся.
6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей
работы.
7. Федеральная рабочая программа воспитания:
пояснительная записка;
целевой раздел;
содержательный раздел;
организационный раздел
Организационны
й
1. Описание условий реализации программы:
психолого-педагогические условия;
особенности организации РППС;
материально-техническое обеспечение ФОП,
Раздел
ФОП ДО
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для
реализации ФОП;
кадровые условия.
2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
3. Федеральный календарный план воспитательной работы.