Автор: Блоха Елена Викторовна
Должность: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Учебное заведение: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Населённый пункт: Нефтекумский район, п Затеречный
Наименование материала: Доклад для педагогов ДОУ
Тема: Единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ по формированию ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие ДОУ и семьи
в воспитании здорового ребёнка
воспитатель: Григорян М.В.
Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении
ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в
совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового
ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования
детского
сада
и
семьи
в
вопросах
воспитания,
оздоровления,
распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических
процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно привлекать родителей к участию в совместных
физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках,
походах.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом
становятся
все
более
выраженными
и
ведут
к
ограничению
возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к
серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к
здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние
ребенка и взрослого. Вспомним притчу:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но
среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже
умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не
сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: –
«Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не
живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он
будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в
руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не
живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта
притча
как
нельзя
лучше
подходит
к
вопросу
об
ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из
нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит
ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление
здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение
безусловного
соблюдения
прав
ребенка
на
охрану
здоровья
и
гармоничное
развитие
личности
–
ведущее
направление
нашей
деятельности,
в
основе
которой
лежит
принцип
единства
образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок
должен ощущать себя счастливым человеком!
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для
ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В
условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-
нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные
ориентации,
отношение
к
окружающим
людям
и
деятельности.
Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа
психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной
ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро
нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не
могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя
полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского
сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни –
формировать разумное отношение к своему организму, учить вести
здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми
санитарно-гигиеническими
навыками.
Родители
должны
поддерживать
в
домашних
условиях
принципы
формирования
здорового
образа
жизни
в
оптимальном
сочетании
со
всеми
здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и
семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих
основных положениях.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи
воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо
понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома
с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-
оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют
лучший опыт семейного воспитания.
Главная
задача
педагогов
ДОУ
и
родителей
в
работе
по
приобщению детей к здоровому образу жизни – формировать разумное
отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с
раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими
навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях
принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном
сочетании
со
всеми
здоровьесберегающими
мероприятиями,
проводимыми в детском саду.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,
но
и
от
условий
жизни
в
семье,
санитарной
грамотности
и
гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения
и образования, социально-экономической и экологической ситуации в
стране. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребенка и
приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и
детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень
здоровья ребенка.
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет
дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей,
если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители–
педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет
возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и
семьи
по
воспитанию
здорового
ребенка
и
приобщению
его
к
здоровому
образу
жизни
строится
на
следующих
основных
положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу
жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда
семья знакома с основным содержанием, методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги
используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с
ежегодным планом) в течение всего пребывания ребенка в ДОУ. —
условия для удовлетворения биологической потребности в движении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на
основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Укрепление авторитета педагога в семье и родителей — в детском саду.
Очень
важным
фактором
здоровья
ребенка
является
его
эмоциональное
благополучие
и
комфорт. Поступление
ребенка
в
детский сад связано с изменением его жизни: режим дня, отсутствие
родителей, иные требования к поведению, постоянный контакт с
большим количеством детей, новое помещение и стиль общения. Все
это обрушивается на ребенка одновременно, создавая стрессовую
ситуацию, которая без специальной организации адаптационного
периода
может
привести
к
невротическим
реакциям,
болезням.
Поэтому
важно
уделять
периоду
адаптации
большое
значение.
Основная задача – обеспечение благоприятного течения адаптации,
сохранение эмоционального комфорта детей и родителей.
Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает
положительные результаты. Родители становятся не зрителями и
наблюдателями,
а
активными
участниками
различных
оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция
по отношению не только к здоровью ребенка, но и к своему.
Физическое воспитание — это не только занятие физической
культурой, а целая система организации двигательной активности
детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на
сотрудничестве и взаимодействии, открытости детского сада. Только
при тесном взаимодействии педагогов и родителей мы сможем
добиться
успехов
в
приобщении детей
дошкольного возраста
к
физическим упражнениям, сделать их здоровыми и жизнерадостными.