Напоминание

Единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ по формированию ЗОЖ


Автор: Блоха Елена Викторовна
Должность: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Учебное заведение: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Населённый пункт: Нефтекумский район, п Затеречный
Наименование материала: Доклад для педагогов ДОУ
Тема: Единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ по формированию ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие ДОУ и семьи

в воспитании здорового ребёнка

воспитатель: Григорян М.В.

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении

ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в

совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового

ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования

детского

сада

и

семьи

в

вопросах

воспитания,

оздоровления,

распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических

процедур, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно привлекать родителей к участию в совместных

физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках,

походах.

Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом

становятся

все

более

выраженными

и

ведут

к

ограничению

возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к

серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к

здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние

ребенка и взрослого. Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но

среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже

умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не

сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: –

«Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не

живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он

будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в

руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не

живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта

притча

как

нельзя

лучше

подходит

к

вопросу

об

ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из

нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит

ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление

здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение

безусловного

соблюдения

прав

ребенка

на

охрану

здоровья

и

гармоничное

развитие

личности

ведущее

направление

нашей

деятельности,

в

основе

которой

лежит

принцип

единства

образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок

должен ощущать себя счастливым человеком!

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для

ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В

условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-

нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные

ориентации,

отношение

к

окружающим

людям

и

деятельности.

Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Важный субъект начального звена системы – семья как основа

психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной

ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро

нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не

могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя

полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского

сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни –

формировать разумное отношение к своему организму, учить вести

здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми

санитарно-гигиеническими

навыками.

Родители

должны

поддерживать

в

домашних

условиях

принципы

формирования

здорового

образа

жизни

в

оптимальном

сочетании

со

всеми

здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и

семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих

основных положениях.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи

воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо

понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома

с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-

оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют

лучший опыт семейного воспитания.

Главная

задача

педагогов

ДОУ

и

родителей

в

работе

по

приобщению детей к здоровому образу жизни – формировать разумное

отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с

раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими

навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях

принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном

сочетании

со

всеми

здоровьесберегающими

мероприятиями,

проводимыми в детском саду.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,

но

и

от

условий

жизни

в

семье,

санитарной

грамотности

и

гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения

и образования, социально-экономической и экологической ситуации в

стране. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребенка и

приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и

детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень

здоровья ребенка.

Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет

дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей,

если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители–

педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет

возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника.

Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и

семьи

по

воспитанию

здорового

ребенка

и

приобщению

его

к

здоровому

образу

жизни

строится

на

следующих

основных

положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи

воспитания здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу

жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда

семья знакома с основным содержанием, методами и приемами

физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги

используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с

ежегодным планом) в течение всего пребывания ребенка в ДОУ. —

условия для удовлетворения биологической потребности в движении.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на

основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Укрепление авторитета педагога в семье и родителей — в детском саду.

Очень

важным

фактором

здоровья

ребенка

является

его

эмоциональное

благополучие

и

комфорт. Поступление

ребенка

в

детский сад связано с изменением его жизни: режим дня, отсутствие

родителей, иные требования к поведению, постоянный контакт с

большим количеством детей, новое помещение и стиль общения. Все

это обрушивается на ребенка одновременно, создавая стрессовую

ситуацию, которая без специальной организации адаптационного

периода

может

привести

к

невротическим

реакциям,

болезням.

Поэтому

важно

уделять

периоду

адаптации

большое

значение.

Основная задача – обеспечение благоприятного течения адаптации,

сохранение эмоционального комфорта детей и родителей.

Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает

положительные результаты. Родители становятся не зрителями и

наблюдателями,

а

активными

участниками

различных

оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция

по отношению не только к здоровью ребенка, но и к своему.

Физическое воспитание — это не только занятие физической

культурой, а целая система организации двигательной активности

детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на

сотрудничестве и взаимодействии, открытости детского сада. Только

при тесном взаимодействии педагогов и родителей мы сможем

добиться

успехов

в

приобщении детей

дошкольного возраста

к

физическим упражнениям, сделать их здоровыми и жизнерадостными.



В раздел образования