Автор: Блоха Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Населённый пункт: Нефтекумский район, п Затеречный
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Значение игры для дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Игра как средство
развития дошкольников»
Воспитатель: Белина Н.М
Консультация «Игра как средство развития дошкольников»
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра
является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего
развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В
процессе игры создаются благоприятные условия для формирования,
развития
и
совершенствования
психических
процессов
ребёнка,
формирования его личности.
Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста,
является основной его деятельностью. Она пронизывает всю их жизнь,
способствует физическому и духовному здоровью, является источником
обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей,
всестороннего развития ребенка.
Детские
игры
отличаются
большим
разнообразием:
подвижные,
строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
В игре развиваются мышление и речь. Когда ребенок получает в игре какое-
нибудь задание, он выполняет его не только жестом, движением, но и
словами. Он старается, чтобы его речь была как можно больше похожа на
речь взрослых, которых он изображает в игре. Ребенок начинает употреблять
слова, которые до сих пор были в его пассивном словаре. Одновременно дети
усваивают новые слова, название вещей и их свойства значительно быстрее и
прочнее, чем вне игры.
В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память,
внимание. Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра
вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому
является одним из средств эстетического воспитания.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют
окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и
обучения, которые направлены на усвоение определённого программного
материала и
правил, которым
должны
следовать играющие.
Важны
обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,
что в ней заложено и проявлено.
3
–
Воспитательная функция
помогает
выявить
индивидуальные
особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в
характере своих воспитанников.
4
–
Коммуникативная функция
состоит
в
развитии
потребности
обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться
с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,
проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-
положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум
ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную
почву для установления эмоционального контакта между взрослым и
ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей
детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и
духовных сил ребёнка.
Игры делятся на:
а) – дидактические;
б) – сюжетно-ролевые
8) – театрализованные;
г) – подвижные;
д) – конструктивные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1.
Дидактические игры:
Дидактические
игры
развивают
наблюдательность,
внимание,
память,
мышление, речь, повышают эффективность обучения. Они не случайно
заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развитие
их самостоятельной игровой деятельности.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт
ребенка,
развивать его умственные способности (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира,
высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач
умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и
активизируется
словарь,
формируется
правильное
произношение,
развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы через игру научить
детей составлять самостоятельно рассказ о предметах, явлениях природы и
общественной жизни. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым,
различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии
с возрастом детей).
Словесные игры широко используются для развития речи детей. В младшем
и среднем возрасте они в основном направлены на развитие речи, уточнение
и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение
ориентироваться в пространстве, на развитие мыслительной способности
детей.
Существуют такие игры:
1. «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки» и
другие.
Игры на словообразование.
2. «Угадай-ка», «Холодно-тепло», «Найди пару» и другие.
Игры на развитие понимания смысловой стороны слова.
«Почему так называют?», « Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что мы
делали?» и другие.
Помимо словесных игр, дидактические игры подразделяются на игры с
игрушками и предметами, настольно-печатные игры. Эти игры, например:
«Подбери узор», «Лото», «Домино», «Логический поезд», «Парочки»,
«Разные кубики» и т.д., способствуют всестороннему развитию ребенка, а
также развитию его речи.
2.
Сюжетно-ролевые игры:
Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального
сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений.
Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не
рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под
руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой
ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом
потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в
результате воспитательного воздействия у детей формируется умение
распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.
Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей
общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего
того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в
игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща,
оказывать
помощь
друг
другу,
развивается
чувство
коллективизма,
ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на
тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Ребёнок учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними,
обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами
игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
3.
Театрализованные игры:
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в
детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных
способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко
проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
1.
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2.
Развиваются
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие,
воображение.
3.
Активизируются
и
совершенствуются
словарный
запас,
строй
речи,
звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи,
мелодико-интонационная сторона речи.
4.
Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость,
целенаправленность движений.
5.
Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами,
настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
6.
Развивается
чувство
коллективизма,
ответственности
друг
за
друга,
формируется опыт нравственного поведения.
7.
Стимулируется
развитие
творческой,
поисковой
активности,
самостоятельности.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает
активный интерес, увлекает их.
Основные
направления
развития
театрализованной
игры
состоит
в
постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти
сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к
имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи
ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей
формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,
связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка,
пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей
быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению
импровизировать.
4.
Подвижные игры:
Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для
всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых
заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные
двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность
воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно
осуществляется
физическое,
умственное,
нравственное
и
трудовое
воспитание.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические
упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою
очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила
регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных
качеств.
Необходимость
выполнения
правил
игры,
преодоления
препятствий
способствуют
воспитанию
волевых
качеств:
выдержка,
смелость,
решительность и др.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать,
чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей
искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это
способствует
развитию
самостоятельности,
активности,
инициативы,
творчества, сообразительности и др.
У
ребенка
с
помощью
подвижных
игр
расширяется
и
углубляется
представления об окружающей действительности. Выполняя различные
роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои
знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о
средствах передвижения и т.д.
5.
Конструктивные игры:
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,
является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то
целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный
неповторимый мир.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических
процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования
ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные
способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия
как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот
или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь
ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ
того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,
описание
пространственного
расположения
отдельных
деталей,
планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях -
развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер.
Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как
усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение
планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности
для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог
всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области
знаний.
Только
такая
искра
может
вызвать
цепную
реакцию
увлечённости,
пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно
произрастает древо познания.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и
развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие
реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их
деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть
потребность
растущего
ребёнка:
его
психики,
интеллекта,
биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет
игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать
первостепенное место с самого раннего возраста..