Напоминание

Значение игры для дошкольника


Автор: Блоха Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Населённый пункт: Нефтекумский район, п Затеречный
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Значение игры для дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Игра как средство

развития дошкольников»

Воспитатель: Белина Н.М

Консультация «Игра как средство развития дошкольников»

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра

является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего

развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В

процессе игры создаются благоприятные условия для формирования,

развития

и

совершенствования

психических

процессов

ребёнка,

формирования его личности.

Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста,

является основной его деятельностью. Она пронизывает всю их жизнь,

способствует физическому и духовному здоровью, является источником

обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей,

всестороннего развития ребенка.

Детские

игры

отличаются

большим

разнообразием:

подвижные,

строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.

В игре развиваются мышление и речь. Когда ребенок получает в игре какое-

нибудь задание, он выполняет его не только жестом, движением, но и

словами. Он старается, чтобы его речь была как можно больше похожа на

речь взрослых, которых он изображает в игре. Ребенок начинает употреблять

слова, которые до сих пор были в его пассивном словаре. Одновременно дети

усваивают новые слова, название вещей и их свойства значительно быстрее и

прочнее, чем вне игры.

В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память,

внимание. Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра

вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому

является одним из средств эстетического воспитания.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют

окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и

обучения, которые направлены на усвоение определённого программного

материала и

правил, которым

должны

следовать играющие.

Важны

обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,

что в ней заложено и проявлено.

3

Воспитательная функция

помогает

выявить

индивидуальные

особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в

характере своих воспитанников.

4

Коммуникативная функция

состоит

в

развитии

потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,

проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-

положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум

ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную

почву для установления эмоционального контакта между взрослым и

ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей

детей.

7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и

духовных сил ребёнка.

Игры делятся на:

а) – дидактические;

б) – сюжетно-ролевые

8) – театрализованные;

г) – подвижные;

д) – конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1.

Дидактические игры:

Дидактические

игры

развивают

наблюдательность,

внимание,

память,

мышление, речь, повышают эффективность обучения. Они не случайно

заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развитие

их самостоятельной игровой деятельности.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт

ребенка,

развивать его умственные способности (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира,

высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач

умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

произношение,

развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы через игру научить

детей составлять самостоятельно рассказ о предметах, явлениях природы и

общественной жизни. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым,

различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии

с возрастом детей).

Словесные игры широко используются для развития речи детей. В младшем

и среднем возрасте они в основном направлены на развитие речи, уточнение

и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение

ориентироваться в пространстве, на развитие мыслительной способности

детей.

Существуют такие игры:

1. «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки» и

другие.

Игры на словообразование.

2. «Угадай-ка», «Холодно-тепло», «Найди пару» и другие.

Игры на развитие понимания смысловой стороны слова.

«Почему так называют?», « Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что мы

делали?» и другие.

Помимо словесных игр, дидактические игры подразделяются на игры с

игрушками и предметами, настольно-печатные игры. Эти игры, например:

«Подбери узор», «Лото», «Домино», «Логический поезд», «Парочки»,

«Разные кубики» и т.д., способствуют всестороннему развитию ребенка, а

также развитию его речи.

2.

Сюжетно-ролевые игры:

Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального

сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений.

Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под

руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой

ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом

потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в

результате воспитательного воздействия у детей формируется умение

распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей

общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего

того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в

игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща,

оказывать

помощь

друг

другу,

развивается

чувство

коллективизма,

ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на

тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Ребёнок учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними,

обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами

игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

3.

Театрализованные игры:

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в

детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных

способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко

проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

1.

Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2.

Развиваются

психические

процессы:

внимание,

память,

восприятие,

воображение.

3.

Активизируются

и

совершенствуются

словарный

запас,

строй

речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи,

мелодико-интонационная сторона речи.

4.

Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость,

целенаправленность движений.

5.

Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами,

настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

6.

Развивается

чувство

коллективизма,

ответственности

друг

за

друга,

формируется опыт нравственного поведения.

7.

Стимулируется

развитие

творческой,

поисковой

активности,

самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает

активный интерес, увлекает их.

Основные

направления

развития

театрализованной

игры

состоит

в

постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной

игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти

сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к

имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи

ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она

неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей

формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка,

пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей

быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению

импровизировать.

4.

Подвижные игры:

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для

всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых

заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные

двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность

воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно

осуществляется

физическое,

умственное,

нравственное

и

трудовое

воспитание.

Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические

упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою

очередь способствует повышению выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила

регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных

качеств.

Необходимость

выполнения

правил

игры,

преодоления

препятствий

способствуют

воспитанию

волевых

качеств:

выдержка,

смелость,

решительность и др.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать,

чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей

искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это

способствует

развитию

самостоятельности,

активности,

инициативы,

творчества, сообразительности и др.

У

ребенка

с

помощью

подвижных

игр

расширяется

и

углубляется

представления об окружающей действительности. Выполняя различные

роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои

знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о

средствах передвижения и т.д.

5.

Конструктивные игры:

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то

целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный

неповторимый мир.

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических

процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования

ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные

способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия

как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот

или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь

ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ

того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,

описание

пространственного

расположения

отдельных

деталей,

планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях -

развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер.

Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение

планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности

для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог

всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области

знаний.

Только

такая

искра

может

вызвать

цепную

реакцию

увлечённости,

пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно

произрастает древо познания.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и

развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,

разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие

реализуемых в ней способностей.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их

деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть

потребность

растущего

ребёнка:

его

психики,

интеллекта,

биологического фонда.

Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет

игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать

первостепенное место с самого раннего возраста..



В раздел образования