Автор: Блоха Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с N8 " Звёздочка"
Населённый пункт: Нефтекумский район, п Затеречный
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Театрализованная деятельность для детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Театрализованная деятельность для детей раннего возраста»
Одним из видов художественно-эстетического воспитания детей является
игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Какой же вид
игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?
Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр»,
драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и
театрализованные представления. Поэтому с раннего дошкольного возраста мы включаем
театрализованную деятельность во все режимные и учебные моменты.
В результате организации театрализованной деятельности в детском саду
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества,
формирование художественно-эстетического восприятия, а также представлений,
понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем
возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во
все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой
опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Используем театрализацию в разных видах деятельности педагогического
процесса:
- например, в режимных моментах (ростовая кукла домовенок Кузя показывает, как
правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, последовательно выполнять действия
при одевании и раздевании);
- во время кормления приходит мальчик-с-пальчик из театра «Живая рука» и
показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать;
- а в спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка «Кот»)
По возможности используем яркие и красочные персонажи, вызывающие
эмоциональный отклик, развивающие эстетический вкус у детей.
Используем персонажи-игрушки в адаптационный период ( яркая говорящая
кукла Маша, веселый красочный Петрушка) Такие игрушки отвлекают детей, помогают
расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они вызывают у детей положительные
эмоции, позитивные впечатления о детском саде.
- в занятиях используем персонажи - игрушки как сюрпризные моменты;
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь,
если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Знакомя с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр.
М.Булатова, «Теремок» » обр. М.Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского)
используем настольный театр; параллельно знакомим детей с жестами, мимикой
(изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика) движениями
(например: погрозить, потопать, похлопать, напугать).
Знакомя с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…»,
«Водичка- водичка…», «Огуречик-огуречик…», «Ладушки» и т.д) используем сказочные
персонажи из театра –кукол би-ба-бо (Бабушку-забавушку)
В процессе индивидуальной работы учим малышей действовать с одним
предметом персонажем), выполнять несколько действий и переносить знакомые действия
с одного объекта на другой.
Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает:
-эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам,
выражать различные эмоции – радость, грусть);
-развивает непроизвольную эмоциональную речь;
-формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу);
В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры используем, как
сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и
просты
по своей организации (что особенно важно для малышей).
Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную
атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное
повторение. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через
образы, краски, звуки. В результате этого добиваемся достижения необходимого
художественно-эстетического эффекта на личность ребенка.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется
постепенно. Наша задача создать условия для её проявления и развития.
Поэтому в группе наше внимание было направлено на обогащение предметно-
развивающей среды.
В уголке по музыкально- театрализованной деятельности мы разместили
различные виды театров:
-фланелеграф,
-пальчиковый, би-ба-бо,
-настольный: театр резиновых игрушек, конусов, цилиндров, коробочек,
плоскостной.
Настольный театр.
Любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он прост и
доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками -
персонажами, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не
разбил! .Тянут, потянут..)
Пальчиковый театр.
Ребёнок надевает куклу на пальцы, и сам действует за персонажа, при этом
развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, ребенок учится передавать
настроение и характер персонажа.
Театр бибабо.
Во время представления дети имеют возможность напрямую общаться с
персонажами, участвуют непосредственно в действии спектакля. Малыши с
удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, они смеются и
грустят вместе с персонажами, расстраиваются из-за неудач сказочных героев и радуются
успехам. После просмотренного кукольного спектакля даём возможность детям
продолжить общение с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и
смотрели спектакль.
Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную игру, от
наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение
- в культурно - досуговой деятельности;
- праздники (тематические), развлечения
- рассказы с музыкальными иллюстрациями;
-театрализованные представления (кукольный театр, инсценировки);
- игры с пением;
-инсценирование песен;
-спортивные развлечения;
-забавы.
Работа по театрализованной деятельности ведется педагогом в тесной
взаимосвязи с музыкальным руководителем, родителями.
В основе работы по музыкальному воспитанию в группе детей раннего возраста
лежит использование русских народных мелодий («Ах, вы сени…», «Во саду ли, в
огороде..», потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песенок в обработке
композиторов Е. Тиличеевой, Г. Фрида, А.Александрова)
. Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости, поэтому
на занятиях я использую знакомые художественные образы ( кукла, собачка, лошадка,
петушок, медведь), элементы декораций, костюмов, шапок-масок. С этими персонажами
мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.
Это развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные
впечатления, способствует проявлению активности.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в
культурно-досуговой деятельности. Для детей раннего возраста праздники и развлечения
представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и
эстетические переживания.