Автор: Путинцева Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 пгт. Лебяжье Кировской области"
Населённый пункт: пгт Лебяжье Кировской области
Наименование материала: «Опыт работы по организации наставничества воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Первые шаги в профессию»»
Тема: Педагогическая статья с описанием опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида №1» пгт. Лебяжье Кировской области
Опыт работы по
организации
наставничества
воспитателя ДОУ
«Первые шаги в
профессию»
Выполнила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Путинцева Валентина Николаевна
2023 год
«Уча других, мы учимся сами»
(Л. Сенека)
Я, Путинцева Валентина Николаевна, воспитатель высшей
квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№ 1»детей пгт. Лебяжье Кировской области (далее - детский сад).
Педагогический стаж 21 год. Стаж в данной организации - 14 лет. За этот
период выпустила в школу две группы детей.
Выпуск 2013 год Выпуск 2019 год
Цель моей работы в качестве наставника:
- оказание помощи молодому воспитателю в период профессиональной
адаптации;
- развитие и саморазвитие профессиональной деятельности молодых
воспитателей,
- их закрепление в образовательном учреждении через оказание
систематической
адресной
помощи
с
учетом
потребностей
и
индивидуальных качеств педагогов;
-
развивать
уверенность
в
правильности
выбранной
профессии
воспитателя детского сада.
Для достижение поставленной цели были определены задачи работы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки
молодого воспитателя.
2. Оказание методической и практической помощи.
3. Проведение открытых занятий, мастер – классов с применением различных
технологий, в том числе работа с родителями.
4.
Изучение
и
показ
приёмов
использования
здоровьесберегающих
технологий, проектной деятельности во время ООД и в других режимных
моментах.
5. Проведение анализа результативности работы молодого педагога.
Этапы становления молодого специалиста включают :
-
знакомство
(общение
с
молодым
педагогом,
диагностика
его
профессиональных
затруднений,
разработка
индивидуального
плана
наставничества, выбор эффективных форм взаимодействия);
- адаптация (освоение норм профессии, её ценностей);
-
стабилизация
(приобретение
профессиональной
компетентности,
успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, способности
к инновационной деятельности).
На основании этапов выделяю основные направления и содержание
деятельности наставника:
1. Стажировка молодого воспитателя (один месяц):
- Заполнение документации,
- составление плана работы наставника и молодого специалиста.
2. Вхождение в профессию (один год) – формирование профессиональных
умений, накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической
литературы для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог
изучает опыт работы коллег , повышает своё профессиональное мастерство.
Активно привлекается к показу занятий, к мероприятиям на уровне детского
сада. На этом этапе важна оценка воспитателя наставника. Ведь одобрение
стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
3. Промежуточный анализ работы (через 1 год).
Стажировка – самый сложный период как для новичка, так и для наставника.
Задача этого направления: предупредить разочарование и конфликты,
поддержать, укрепить веру в себя. Работа включает в себя:
- Беседа – знакомство, изучение нормативно – правовой базы, ведение
документации;
- Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
- Стажировка в группе у наставника (демонстрация режимных моментов,
занятий, прогулки);
- Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми.
4. Анализ результатов работы.
- Оценка деятельности молодого воспитателя детьми и родителями;
- Выявление динамики профессионального роста, отношение к своим
обязанностям, выполнение инструкций, выполнение планов работы;
- Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
- Подведение итогов, выводы.
5. Самосовершенствование и саморазвитие, повышение квалификации,
обобщение своего опыта (на протяжении 5 лет). Наставник в этот период
выполняет
роль
подсказчика,
советчика,
энергетика.
Мотивирует
наставляемого в инновационную деятельность, готовит к аттестации. На этом
этапе молодой воспитатель готов создать своё портфолио, чтоб увидеть
динамику своей деятельности.
Методы профессиональной поддержки молодых педагогов:
- совместная разработка содержания занятий, праздников, развлечений;
- помощь в подборе методического материала;
- взаимопосещения НОД с последубщим обсуждением эффективных методов
и приемов;
-
развитие
профессиональных
умений,
способствующих
повышению
качества дошкольного образования в современых условиях;
- определение личностного плана развития.
«Школа молодого педагога»
С 2020 года под моим руководством реализуется «Школа молодого
педагога».
Для
этого
была
составлена
программа
наставничества
«Воспитатель – воспитателю» с целью развития профессиональных умений и
навыков начинающих воспитателей. Система сопровождения молодых
педагогов
выстраивается
по
методической
линии:
знакомство
с
нормативными
документами,
планирование
непосредственно-
образовательной деятельности с последующим посещением и их анализом,
формирование первичного педагогического опыта, презентация его
на
уровне
детский
сад
–
район
–
округ
-
область,
аттестация
на
квалификационную категорию. Данная система сопровождения позволяет
поэтапно обеспечивать адаптацию и профессиональный рост начинающих
педагогов.
Наставническая деятельность
В нашем детском саду большой и дружный коллектив, но, число
сотрудников со стажем работы 20 лет и более растёт. Молодые кадры
приходят в детский сад не часто.Это связано с большой ответственностью за
жизнь и здоровье детей,увеличение требований к объёму работ и заполнение
документации у воспитателя ДОУ.
Молодых педагогов пугает нагрузка,ложащаяся на их плечи с первых
дней, и объём работ кажется невыполнимым. Начинающие педагоги имеют
те же самые обязанности и несут ту же ответственность,что и воспитатели со
стажем. А родители,администрация и коллеги по работе ожидают от них
профессионализма.
Поэтому
те
воспитатели,
которые
не
получают
поддержки в первый год своей работы – испытывают большие затруднения.
Кто
же
должен
помочь
своим
примером,своими
знаниями
и
энтузиазмом? Конечно более опытные педагоги – наставники.
Наставничество – форма работы,которая помогает молодым педагогам
научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с
людьми, имеющими опыт в своей профессии. Тип подготовки к работе,
обеспечивающий занятость начинающего педагога с поддержкой опытного
наставника. Молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы
воспитателя, часто увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы
этого не происходило в нашем коллективе ДОУ создаются все условия для
профессионального роста, более лёгкой адаптации и «вхождения» молодого
специалиста в педагогический коллектив.
В 2020 году в нашу группу сменным воспитателем пришла молодой
специалист с педагогическим образованием, она уже работала с детьми в
школе два года, преподавала физкультуру. Она влилась в нашу группу
хорошо, хотя были и некоторые трудности. Я, как наставник, оказывала
помощь в период профессиональной адаптации, проводила работу по
формированию первичного опыта молодого педагога, был налажен контакт с
детьми, вливание педагога в коллектив детского сада.
Есть результативность в педагогической деятельности - прошла курсы
повышения квалификации, помогает в проведении праздников, развлечений,
родительских собраний. Вносит свои идеи в развитие РППС, в оформление
группы. Презентовала опыт работы в форме открытого занятия по области
«Речевое развитие», тема «Устное народное творчество как средство
развития речи у дошкольников»., представила опыт работы на районном
методическом объединении и в рамках курсов повышения квалификации в
ИРО Кировской области по теме «Мирилки как один из способов
преодоления конфликтов в детском коллективе». Педагог успешно участвует
в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Воспитанники Дудоровой
Ю.С. показывают высокие результаты в интеллектуальных и творческих
конкурсах. Подтвердила соответствия занимаемой должности.
В данный момент мы вместе готовимся к прохождению аттестации на
квалификационную категорию.
Молодой педагог Дудорова Юлия Сергеевна
на открытом занятии в средней группе
Моя роль в наставничестве продолжилась в 2021 году. В наш
коллектив пришла молодая,инициативная, энергичная, творческая личность.
Она сразу зарекомендовала себя с положительной стороны, нашла контакт с
детьми. Была оказана помощь в период профессиональной адаптации
с
учетом потребностей и индивидуальных качеств педагога. Результативность
в педагогической деятельности - уже через год представила опыт работы в
форме открытого занятия
во второй младшей группе «Художественно-
эстетическое развитие», тема
«Аппликация – светофор».
Позднее
презентовала опыт работы на районном методическом объединении по теме
«Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности».
Молодой педагог Луценко Татьяна Александровна
на утреннике «Праздник Зонтика» в первой младшей группе.
В 2022 году в нашу группу на должность помощника воспитателя
пришла молодая энергичная девушка. Я начала привлекать её в мероприятия
группы
и
детского
сада.
Поработав
полгода,
она
заинтересовалась
профессией учителя и поступила учиться заочно на воспитателя. И сейчас
работает воспитателем в нашем детском саду на другой группе. Она
благодарна мне за помощь в выборе профессии. Постоянно занимается
самообразованием, вносит свои предложения в организацию педагогического
процесса.
За этот период
педагог презентовала опыт работы в форме
открытого занятия в подготовительной группе по области «Художественно-
эстетическое развитие», тема «Гжель». Ее воспитанники показывают
высокие результаты в интеллектуальных и творческих конкурсах разных
уровней.
Молодой педагог Лобанова Роза Хатмиевна
с детьми второй младшей группы.
В 2023 году наш коллектив помолодел и пополнился еще одним молодым
педагогом – воспитателем. Идет формирование профессиональных умений,
накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической литературы
для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог изучает опыт
работы коллег, повышает своё профессиональное мастерство, активно
привлекается к мероприятиям на уровне детского сада. На этом этапе важна
оценка воспитателя – наставника, так как одобрение стимулирует, вселяет
уверенность, повышает интерес к делу.
Молодой педагог Макарова Татьяна Семеновна
с детьми второй младшей группы.
Таким образом, МБДОУ «Детский сад № 1 пгт Лебяжье» ведет активную
работу по привлечению молодых специалистов. Доля педагогов до 35 лет
за последние пять лет имеет положительную динамику от 0% до 30%. В
результате работы педагога – наставника, успешная трудовая адаптация их
ярко отражается в личных профессиональных успехах:
- Познание молодым воспитателем себя и саморазвитие;
- Качественное изменение отношения к молодому специалисту в коллективе
и родителями;
- Рост профессиональной и методической компетенции педагога.
Педагогическое
наставничество
имеет
широкую
направленность,
обладает большой гибкостью, многообразием форм и методов работы и
происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Мой опыт работы в наставничестве заключается в комплексном
подходе к преодолению трудностей и адаптации молодого воспитателя,
передаче практического опыта через организацию работы в позиции
«вместе»,
«рядом».
Формировании
мотивации
к
дальнейшему
самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный
пример и позитивное отношение к профессии.
В своей наставнической деятельности придерживаюсь такого принципа:
не стремлюсь учить как что-либо делать, а создаю условия для того, чтобы
молодой педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с
помощью
которых
он
может
достичь
цели,
сам
выбрал
наиболее
целесообразный способ действия и наметил основные этапы достижения
цели.
В конце учебного года посредством беседы и анкетирования провожу
анализ
уровня
профессиональной
компетентности
молодого
педагога,
определяю
степень
его
готовности
к
выполнению
функциональных
обязанностей.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодым воспитателем
помогает
мне
согласовать
свои
методические,
педагогические
и
психологические позиции, укрепляет дружеские связи, а также стимулирует
меня к повышению уровня педагогической компетентности. Так как учиться
никогда не поздно!
Таким образом, хочется отметить, что
в итоге мы получили
результативный опыт в самореализации профессиональной деятельности
молодых воспитателей. Все молодые специалисты продолжают работать в
детском саду, их профессиональный авторитет повышается. Пользуются
заслуженным авторитетом среди детей, родителей, коллег.
____________________________________________________________