Напоминание

Педагогическая статья с описанием опыта работы


Автор: Путинцева Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 пгт. Лебяжье Кировской области"
Населённый пункт: пгт Лебяжье Кировской области
Наименование материала: «Опыт работы по организации наставничества воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Первые шаги в профессию»»
Тема: Педагогическая статья с описанием опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида №1» пгт. Лебяжье Кировской области

Опыт работы по

организации

наставничества

воспитателя ДОУ

«Первые шаги в

профессию»

Выполнила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Путинцева Валентина Николаевна

2023 год

«Уча других, мы учимся сами»

(Л. Сенека)

Я, Путинцева Валентина Николаевна, воспитатель высшей

квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 1»детей пгт. Лебяжье Кировской области (далее - детский сад).

Педагогический стаж 21 год. Стаж в данной организации - 14 лет. За этот

период выпустила в школу две группы детей.

Выпуск 2013 год Выпуск 2019 год

Цель моей работы в качестве наставника:

- оказание помощи молодому воспитателю в период профессиональной

адаптации;

- развитие и саморазвитие профессиональной деятельности молодых

воспитателей,

- их закрепление в образовательном учреждении через оказание

систематической

адресной

помощи

с

учетом

потребностей

и

индивидуальных качеств педагогов;

-

развивать

уверенность

в

правильности

выбранной

профессии

воспитателя детского сада.

Для достижение поставленной цели были определены задачи работы:

1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки

молодого воспитателя.

2. Оказание методической и практической помощи.

3. Проведение открытых занятий, мастер – классов с применением различных

технологий, в том числе работа с родителями.

4.

Изучение

и

показ

приёмов

использования

здоровьесберегающих

технологий, проектной деятельности во время ООД и в других режимных

моментах.

5. Проведение анализа результативности работы молодого педагога.

Этапы становления молодого специалиста включают :

-

знакомство

(общение

с

молодым

педагогом,

диагностика

его

профессиональных

затруднений,

разработка

индивидуального

плана

наставничества, выбор эффективных форм взаимодействия);

- адаптация (освоение норм профессии, её ценностей);

-

стабилизация

(приобретение

профессиональной

компетентности,

успешности, соответствия занимаемой должности);

- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, способности

к инновационной деятельности).

На основании этапов выделяю основные направления и содержание

деятельности наставника:

1. Стажировка молодого воспитателя (один месяц):

- Заполнение документации,

- составление плана работы наставника и молодого специалиста.

2. Вхождение в профессию (один год) – формирование профессиональных

умений, накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической

литературы для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог

изучает опыт работы коллег , повышает своё профессиональное мастерство.

Активно привлекается к показу занятий, к мероприятиям на уровне детского

сада. На этом этапе важна оценка воспитателя наставника. Ведь одобрение

стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

3. Промежуточный анализ работы (через 1 год).

Стажировка – самый сложный период как для новичка, так и для наставника.

Задача этого направления: предупредить разочарование и конфликты,

поддержать, укрепить веру в себя. Работа включает в себя:

- Беседа – знакомство, изучение нормативно – правовой базы, ведение

документации;

- Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

- Стажировка в группе у наставника (демонстрация режимных моментов,

занятий, прогулки);

- Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми.

4. Анализ результатов работы.

- Оценка деятельности молодого воспитателя детьми и родителями;

- Выявление динамики профессионального роста, отношение к своим

обязанностям, выполнение инструкций, выполнение планов работы;

- Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;

- Подведение итогов, выводы.

5. Самосовершенствование и саморазвитие, повышение квалификации,

обобщение своего опыта (на протяжении 5 лет). Наставник в этот период

выполняет

роль

подсказчика,

советчика,

энергетика.

Мотивирует

наставляемого в инновационную деятельность, готовит к аттестации. На этом

этапе молодой воспитатель готов создать своё портфолио, чтоб увидеть

динамику своей деятельности.

Методы профессиональной поддержки молодых педагогов:

- совместная разработка содержания занятий, праздников, развлечений;

- помощь в подборе методического материала;

- взаимопосещения НОД с последубщим обсуждением эффективных методов

и приемов;

-

развитие

профессиональных

умений,

способствующих

повышению

качества дошкольного образования в современых условиях;

- определение личностного плана развития.

«Школа молодого педагога»

С 2020 года под моим руководством реализуется «Школа молодого

педагога».

Для

этого

была

составлена

программа

наставничества

«Воспитатель – воспитателю» с целью развития профессиональных умений и

навыков начинающих воспитателей. Система сопровождения молодых

педагогов

выстраивается

по

методической

линии:

знакомство

с

нормативными

документами,

планирование

непосредственно-

образовательной деятельности с последующим посещением и их анализом,

формирование первичного педагогического опыта, презентация его

на

уровне

детский

сад

район

округ

-

область,

аттестация

на

квалификационную категорию. Данная система сопровождения позволяет

поэтапно обеспечивать адаптацию и профессиональный рост начинающих

педагогов.

Наставническая деятельность

В нашем детском саду большой и дружный коллектив, но, число

сотрудников со стажем работы 20 лет и более растёт. Молодые кадры

приходят в детский сад не часто.Это связано с большой ответственностью за

жизнь и здоровье детей,увеличение требований к объёму работ и заполнение

документации у воспитателя ДОУ.

Молодых педагогов пугает нагрузка,ложащаяся на их плечи с первых

дней, и объём работ кажется невыполнимым. Начинающие педагоги имеют

те же самые обязанности и несут ту же ответственность,что и воспитатели со

стажем. А родители,администрация и коллеги по работе ожидают от них

профессионализма.

Поэтому

те

воспитатели,

которые

не

получают

поддержки в первый год своей работы – испытывают большие затруднения.

Кто

же

должен

помочь

своим

примером,своими

знаниями

и

энтузиазмом? Конечно более опытные педагоги – наставники.

Наставничество – форма работы,которая помогает молодым педагогам

научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с

людьми, имеющими опыт в своей профессии. Тип подготовки к работе,

обеспечивающий занятость начинающего педагога с поддержкой опытного

наставника. Молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы

воспитателя, часто увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы

этого не происходило в нашем коллективе ДОУ создаются все условия для

профессионального роста, более лёгкой адаптации и «вхождения» молодого

специалиста в педагогический коллектив.

В 2020 году в нашу группу сменным воспитателем пришла молодой

специалист с педагогическим образованием, она уже работала с детьми в

школе два года, преподавала физкультуру. Она влилась в нашу группу

хорошо, хотя были и некоторые трудности. Я, как наставник, оказывала

помощь в период профессиональной адаптации, проводила работу по

формированию первичного опыта молодого педагога, был налажен контакт с

детьми, вливание педагога в коллектив детского сада.

Есть результативность в педагогической деятельности - прошла курсы

повышения квалификации, помогает в проведении праздников, развлечений,

родительских собраний. Вносит свои идеи в развитие РППС, в оформление

группы. Презентовала опыт работы в форме открытого занятия по области

«Речевое развитие», тема «Устное народное творчество как средство

развития речи у дошкольников»., представила опыт работы на районном

методическом объединении и в рамках курсов повышения квалификации в

ИРО Кировской области по теме «Мирилки как один из способов

преодоления конфликтов в детском коллективе». Педагог успешно участвует

в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Воспитанники Дудоровой

Ю.С. показывают высокие результаты в интеллектуальных и творческих

конкурсах. Подтвердила соответствия занимаемой должности.

В данный момент мы вместе готовимся к прохождению аттестации на

квалификационную категорию.

Молодой педагог Дудорова Юлия Сергеевна

на открытом занятии в средней группе

Моя роль в наставничестве продолжилась в 2021 году. В наш

коллектив пришла молодая,инициативная, энергичная, творческая личность.

Она сразу зарекомендовала себя с положительной стороны, нашла контакт с

детьми. Была оказана помощь в период профессиональной адаптации

с

учетом потребностей и индивидуальных качеств педагога. Результативность

в педагогической деятельности - уже через год представила опыт работы в

форме открытого занятия

во второй младшей группе «Художественно-

эстетическое развитие», тема

«Аппликация – светофор».

Позднее

презентовала опыт работы на районном методическом объединении по теме

«Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности».

Молодой педагог Луценко Татьяна Александровна

на утреннике «Праздник Зонтика» в первой младшей группе.

В 2022 году в нашу группу на должность помощника воспитателя

пришла молодая энергичная девушка. Я начала привлекать её в мероприятия

группы

и

детского

сада.

Поработав

полгода,

она

заинтересовалась

профессией учителя и поступила учиться заочно на воспитателя. И сейчас

работает воспитателем в нашем детском саду на другой группе. Она

благодарна мне за помощь в выборе профессии. Постоянно занимается

самообразованием, вносит свои предложения в организацию педагогического

процесса.

За этот период

педагог презентовала опыт работы в форме

открытого занятия в подготовительной группе по области «Художественно-

эстетическое развитие», тема «Гжель». Ее воспитанники показывают

высокие результаты в интеллектуальных и творческих конкурсах разных

уровней.

Молодой педагог Лобанова Роза Хатмиевна

с детьми второй младшей группы.

В 2023 году наш коллектив помолодел и пополнился еще одним молодым

педагогом – воспитателем. Идет формирование профессиональных умений,

накопления опыта, своего стиля в работе, освоение методической литературы

для работы с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог изучает опыт

работы коллег, повышает своё профессиональное мастерство, активно

привлекается к мероприятиям на уровне детского сада. На этом этапе важна

оценка воспитателя – наставника, так как одобрение стимулирует, вселяет

уверенность, повышает интерес к делу.

Молодой педагог Макарова Татьяна Семеновна

с детьми второй младшей группы.

Таким образом, МБДОУ «Детский сад № 1 пгт Лебяжье» ведет активную

работу по привлечению молодых специалистов. Доля педагогов до 35 лет

за последние пять лет имеет положительную динамику от 0% до 30%. В

результате работы педагога – наставника, успешная трудовая адаптация их

ярко отражается в личных профессиональных успехах:

- Познание молодым воспитателем себя и саморазвитие;

- Качественное изменение отношения к молодому специалисту в коллективе

и родителями;

- Рост профессиональной и методической компетенции педагога.

Педагогическое

наставничество

имеет

широкую

направленность,

обладает большой гибкостью, многообразием форм и методов работы и

происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Мой опыт работы в наставничестве заключается в комплексном

подходе к преодолению трудностей и адаптации молодого воспитателя,

передаче практического опыта через организацию работы в позиции

«вместе»,

«рядом».

Формировании

мотивации

к

дальнейшему

самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный

пример и позитивное отношение к профессии.

В своей наставнической деятельности придерживаюсь такого принципа:

не стремлюсь учить как что-либо делать, а создаю условия для того, чтобы

молодой педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с

помощью

которых

он

может

достичь

цели,

сам

выбрал

наиболее

целесообразный способ действия и наметил основные этапы достижения

цели.

В конце учебного года посредством беседы и анкетирования провожу

анализ

уровня

профессиональной

компетентности

молодого

педагога,

определяю

степень

его

готовности

к

выполнению

функциональных

обязанностей.

Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодым воспитателем

помогает

мне

согласовать

свои

методические,

педагогические

и

психологические позиции, укрепляет дружеские связи, а также стимулирует

меня к повышению уровня педагогической компетентности. Так как учиться

никогда не поздно!

Таким образом, хочется отметить, что

в итоге мы получили

результативный опыт в самореализации профессиональной деятельности

молодых воспитателей. Все молодые специалисты продолжают работать в

детском саду, их профессиональный авторитет повышается. Пользуются

заслуженным авторитетом среди детей, родителей, коллег.

____________________________________________________________



В раздел образования